Понятие социального института:типология и функции
Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая система организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. социальный институт - это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль. К признакам социального института относятся: § совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества; § система культурных образцов, норм, ценностей, символов; § система поведения в соответствии с этими нормами и образцами; § материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач; § общественно признанная миссия, цель, идеология, институт задач. Типология следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
ФУНКЦИИ:
Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач. Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность. Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.
Стоит отметить, что кроме явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями.
13. понятие социальной организации: социологический анализ ей структуры и функций Социальная организация — это целевая группа, возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей). под (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий. Между людьми в организации возникают многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений стандартизирована в виде кодексов, правил и норм. Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности:
- реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
- формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
- сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил.
В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.
К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений.
В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер - это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.
Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер - это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.
Основу социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.). Структура социальной организации
В социальной организации можно выделить формальную и неформальную структуры. Формальная структура социальной организации включает в себя следующие элементы (компоненты): цели организации; членов организации, или участников; "организаторов", образующих управленческое звено, "организационное ядро». совокупность взаимосвязанных ролей (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела); правила, регулирующие поведение людей; средства деятельности (технические, технологические, информационные, финансовые и др.), включая технологию - систематизированное знание полезных и наиболее рациональных способов практических действий (приемов, операций, процедур);
заданный алгоритм действий; систему взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти подчинения; упорядоченные связи с другими организациями и т.п.
14.социальная структура общества и её динамика
Социальная структура общества – это есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними. К основным элементам социальной структуры общества относятся: классы; люди города и деревни; представители физического и умственного труда; сословия; социально-демографические группы — молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей; национальные общности — нации, этнические группы и др. Э. Дюркгейм определял общество, как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий. К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру. Э. Шилз выделил следующие признаки общества: Социальная структура многогранна и многокомпонентна, но основой ее составляющих является социальная группа
15. Социальная стратификация Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) —систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.
В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. По теории Уорнера, население современного западного общества делится на шесть слоёв: · Высший слой высшего класса – это богатые аристократы. · Низший слой высшего класса – это миллионеры в первом поколении, которые часто связаны с преступным миром, выставляют напоказ своё богатство, сумели «прорасти сквозь асфальт, иногда связаны с преступным миром, обладают сильным характером, наглостью и феноменальной предприимчивостью. · Высший слой среднего класса – это высокообразованные интеллектуалы (врачи, юристы) и деловые люди (владельцы капитала). Эти интеллектуалы сумели изобрести выдающееся изобретение и получить большую прибыль от продажи этого изобретения. · Низший слой среднего класса – это канцелярские служащие, секретари, кассиры, рядовые врачи, школьные учителя и другие «белые воротнички». В России они имеют низкий доход. · Высший слой низшего класса – это квалифицированные рабочие («синие воротнички»). К ним относятся квалифицированные электрики, слесари по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики, сварщики, токари, водители автомобилей и т.д. · Низший слой низшего класса – это бездомные бродяги, нищие, преступники и безработные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|