Для студентов дневного отделений
Казанский государственный университет Экологический факультет
Методическое пособие к практическим занятиям по курсу "география" для студентов дневного отделений специальности 013100 ‑ "Экология"
кАЗАНЬ ‑ 2017
Данное "Методическое пособие…" предназначено в качестве исходного материала при выполнении практических работ по "Географии" для студентов-экологов 1-го курса. Основное содержание разработки соответствует курсу "Общего землеведения", являющегося базовым теоретическим курсом в системе географических наук. Поскольку "Общее землеведение" изучает Географическую Оболочку, в структуре предлагаемого пособия содержатся практические задания по различным ее частям (лито-, атмо-, гидро и биосфере). Большинство заданий построено таким образом, что студент может (и должен) выполнять их во внеаудиторные часы, получив предварительно необходимые разъяснения о целях и способах выполнения каждого задания. Некоторые задания могут быть вынесены в качестве докладов или выполнены в форме рефератов. Система практических заданий должна помочь студентам закрепить теоретический материал, излагаемый на лекциях, а также привить ряд необходимых практических навыков по анализу сложных природных взаимосвязей с использованием различных методических приемов.
Раздел: ФОРМА И ВЕЛИЧИНА ЗЕМЛИ 1. Построить кривую изменения дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, используя приведенные ниже данные:
Таблица 1. Изменение дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения
Для построения кривой берется система прямоугольных координат. На оси абсцисс откладывается высота места наблюдения, на оси ординат – дальность видимого горизонта. Эта же зависимость для Земли описывается формулой , где D – дальность видимости горизонта в км. h – высота места наблюдения в м. Для охвата всего спектра высот наблюдений строится 2 графика: первый – для высот до 100 м, второй для остальных высот. Наиболее удобными для построения графика для малых высот являются: горизонтальный – 1:1000, вертикальный – 1:400000, для больших высот, соответственно, 1:100 000 и 1:4000000. Примечание. Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить следующее: · Все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге сначала простым карандашом, затем обводятся тушью или гелевой ручкой, возможно построение графиков на компьютере. Если на графике несколько кривых, то они должны быть проведены цветными карандашами или гелевыми ручками. · В зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми. · Каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенду и масштаб обычно располагают внизу. Все надписи делаются тушью или гелевой ручкой. 2. Произвести анализ кривой. Указать: а) какова закономерность в изменении дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, б) к какому выводу приводит анализ графика и этих данных в отношении формы Земли, в) можно ли на основании приведенных выше данных и графика утверждать, что Земля имеет форму шара.
3. По графику определить дальность видимого горизонта с Эльбруса, Роман-Коша, Джомолунгмы, Монблана, Аконкагуа. Высоты этих вершин выписываются из географического атласа. 4. Пользуясь данными, приведенными выше, и графиком, ответить на следующие вопросы: А. Можно ли с вершин Крымских гор увидеть турецкие берега? Б. Можно ли с берегов Франции увидеть берега Англии? В. Можно ли с мыса Дежнева увидеть берега Аляски? Для ответов на поставленные вопросы необходимо из атласа выписать высоты главной вершины Крымских гор, побережья Франции (определяется по изогипсам у наиболее узкой части пролива Па-де-Кале), побережья у м. Дежнева (максимальная высота прибрежных гор); по графику определить дальность видимого горизонта с этих точек, по карте – расстояние между соответствующими пунктами. Высоты противоположных берегов принимаются за 0 м. 5. Пользуясь теми же данными, рассчитать, какой приблизительно длины должно быть озеро, чтобы на нем можно было показать выпуклость Земли на примере постепенного появления из-за горизонта приближающейся лодки. При решении задачи высоту человека принять равной 1,5 м. 6. Вычислить масштаб глобуса путем измерения четверти дуги его меридиана. Длина четверти дуги меридиана Земли равна 10 002 136 м. Примечание. Полученный результат следует округлить до десятков миллионов. 7. Рассчитать, можно ли на глобусе вычисленного вами масштаба показать полярное сжатие Земли? Какой величины должен быть глобус, у которого полярный радиус на 1 мм короче экваториального? 8. Каково географическое значение формы и размеров Земли? Смена времен года 1. Построить кривые продолжительности самого длинного и самого короткого дня на разных широтах Северного полушария (табл. 2).
Таблица 2. Изменение продолжительности дня на разных широтах в течение года в Северном полушарии
На оси абсцисс откладываются градусы широты, на оси ординат – часы суток. Обе кривые строятся на одном графике. 2. Произвести анализ кривых: а) какова продолжительность дня и ночи на экваторе, б) как изменяется продолжительность дня и ночи по направлению от экватора к полюсам.
3. По графику определить, какова продолжительность самого короткого и самого длинного дня в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве. Саратове? Какова продолжительность самой короткой и самой длинной ночи в Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону, Баку? 4. Когда на Северном полярном круге в течение суток бывает самая длинная ночь и самый короткий день, самая короткая ночь и самый длинный день? 5. Вычертить кривые продолжительности полярного дня и полярной ночи на разных широтах Северного полушария по следующим данным:
При построении графика следует учесть, что горизонтальный масштаб должен быть достаточно крупным (на оси абсцисс откладываются градусы широты), иначе кривые будут проходить очень близко друг к другу. 6. Определить по графику продолжительность полярного дня и полярной ночи для Мурманска, бухты Тикси, о. Диксон, м. Челюскина, о. Рудольфа. 7. Произвести анализ графика: а) какова продолжительность полярного дня и полярной ночи на Полярном круге; б) как изменяется продолжительность полярного дня и полярной ночи по направлению от Полярного круга к Северному полюсу; в) почему на Северном полюсе полярный день длиннее полярной ночи; г) каково будет соотношение продолжительности полярного дня и полярной ночи на Южном полюсе?
Раздел: Литосфера Задание 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|