Среднегодовые значения испарения, облачности и осадков на разных широтах
На миллиметровой бумаге, на оси абсцисс откладывается широта, а по осям ординат ‑ значение метеорологических элементов. В точке 0 оси абсцисс проводится ось ординат и на ней в масштабе откладываются значения среднегодовых температур (выше оси абсцисс ‑ положительные значения, ниже - отрицательные). В 1см левее оси ординат параллельно ей проводится линия, на которой вверх в масштабе откладываются значения давления; затем в 1 см левее проводится линия, на которой наносятся значения абсолютной влажности и т.д. (рис.6).
Рис.6. Шкала для построения совмещенных графиков метеорологических элементов
Рис.7. Примерная схема взаимосвязи между основными метеорологическими элементами. Оси, на которых нанесены значения метеоэлементов, надписываются, для наглядности эти оси рекомендуется вычерчивать теми же условными знаками, что и графики. Для построения графиков вначале определяются точки, где пересекаются перпендикуляры, восстановленные от осей абсцисс и ординат с соответствующими значениями широты и метеоэлемента, затем эти точки соединяются плавной линией, соответствующего тому или иному метеоэлементу условного обозначения.
Примечание. Взаимосвязи между основными метеорологическими элементами показываются для каждой из четырех зон в виде логически построенной схемы (рис.3). Например, анализ взаимосвязей в экваториальных широтах целесообразно начать с температуры воздуха. Высокая температура воздуха приводит к развитию мощных восходящих токов, что ведет к образованию у поверхности земли круглогодичной области пониженного давления. Высокая температура обусловливает и высокое испарение, а, следовательно, и высокую абсолютную влажность и т.д. Рассмотренные взаимосвязи представляются в виде блок-схемы, где показываются виды связей: прямая, обратная.
Циркуляция атмосферы. Погода Рисунок 8.Повторяемость циклонов в январе (вверху) и июле (внизу)
1. Дать анализ карт повторяемости циклонов в январе и июле (рис. 8): А. Выявить общие закономерности в повторяемости циклонов в Северном полушарии зимой и летом. Б. Выявить области с максимальной и минимальной повторяемостью циклонов. В. Выявить, в какое время года наблюдается большая повторяемость циклонов и почему. Г. Проследить изменения в повторяемости циклонов по сезонам года над европейской частью России.
2. Установить основные закономерности в распределении давления в январе и июле и определить направление воздушных потоков. На контурную карту нанести изобары январской половины года через каждые 10 мб, нанести направление ветров. На контурных картах выделить области повышенного и пониженного давления: Азиатский, Южно-Индийский, Северо-Американский, Северо-Атлантический, Южно-Атлантический, Северо-Тихоокеанский, Алеутский, Австралийский, Исландский, Южно-Африканский, Антарктический пояс низкого давления.
Объяснить, как изменяется давление в течение года в экваториальных, тропических, умеренных, полярных широтах северного и южного полушарий. Какие из областей низкого и высокого давления годовые, какие сезонные, обратимые? Почему? Как образуются пассаты и муссоны?
Раздел: Гидросфера 1. На контурную карту мира нанести важнейшие течения Мирового океана. Красными стрелками с четными цифрами обозначаются теплые течения, синими с нечетными цифрами - холодные. Поверхностные течения Атлантического океана: Северное Пассатное, Антильское, Карибское, Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Португальское, Канарское, Ирмингера, Восточно-Гренландское, Норвежское, Лабрадорское, Южное Пассатное, Бразильское, Фолклендское, Бенгальское, Гвинейское, Межпассатное противотечение. Течения Индийского океана: Южное Пассатное, Сомалийское, Межпассатное противотечение, Муссонное, Западноавстралийское, Мозамбикское, Игольное. Течения Тихого океана: Северное Пассатное, Куросиво, Северотихоокеакское, Калифорнийское, Аляскинское, Камчатское, Курильское, Межпассатное противотечение, Южное Пассатное, Восточноавстралийское, Перуанское, Эль-Ниньо, Минданао, Оясио, Течение Западных Ветров, Течение мыса Горн. Существует ли связь между морскими течениями и направлением ветров? Охарактеризовать причины возникновения морских течений. Перечисленные основные океанические течения объединить по генетическим признакам в группы. Дать анализ карты морских течений. Показать особенности циркуляции течений в тропической зоне Мирового океана, в умеренных и приполярных широтах Северного и Южного полушарий. Выяснить причины, влияющие на повторяемость и скорость течений.
2. Дать анализ схем взаимодействия элементов природы в Мировом океане (рис. 9), а также в субполярных и тропических его поясах (рис. 10, 11). Представить в виде логических блок-схем взаимодействие элементов природы в умеренных, субтропических и экваториальных поясах.
3. Построить график высоты снеговой линии на разных широтах по данным табл. 11. Объяснить причину различного высотного положения снеговой линии по широтам в северном и южном полушариях.
Таблица 11. Высота снеговой линии на разных широтах
В каких районах Земли (указать конкретные географические объекты) на данных широтах можно наблюдать хионосферу. Как на примере снеговой линии проявляются свойства дискретности и континуальности географической оболочки? Примечание. На оси ординат откладывают высоту снеговой линии, на оси абсцисс – географическую широту. Масштабы: горизонтальный – в 1 см 5 град; вертикальный – в 1 см 300 м. 4. По данным табл. 12 – 13 охарактеризовать основные закономерности распространения разных видов льда на Земле в целом, по отдельным широтам, а также по полушариям – северному и южному. Объяснить соотношение наземного и подземного оледенения в высоких широтах северного и южного полушарий. Таблица 12. Распространение льдов на Земле
Таблица 13. Распространение льдов по широтам
Рис. 9 1. На основании данных табл.14 выяснить (вычислив %): а) где больше биомасса – в океане или на суше, и во сколько раз? б) каково сочетание биомассы растений и биомассы животных на суше и в океане? Полученные выводы объяснить.
Таблица 14. Распределение биомассы Земли между сушей и океаном (по А.М. Рябчикову, 1988)
2. От чего зависит продуктивность фитомассы на Земле? В каких районах отмечается наибольший и наименьший прирост фитомассы? Чем вызваны изменения прироста фитомассы в одном и том же тепловом поясе? Для ответа надо использовать данные табл.15. Для удобства анализа таблицы целесообразно преобразовать ее в матрицу связи радиационного баланса (строки) и увлажнения (колонки)? Таблица 15. Продуктивность фитомассы в различных ландшафтных зонах Земли (по Н.П. Матвееву и др., 1981)
Раздел: Географическая оболочка 1. Познакомиться с периодическим законом географической зональности, сформулированным А.А. Григорьевым и М.И. Будыко (1956).Ответить на следующие вопросы: А. Какие факторы учитывает закон географической зональности? Б. Каков физический смысл радиационного индекса сухости? В. Радиационный баланс или радиационный индекс сухости определяет тип географической зоны и ее конкретный облик? Привести примеры. Г. При каких соотношениях радиационного баланса и радиационного индекса сухости создаются оптимальные условия для развития растительности?. Д. Какие географические зоны возникают при следующих показателях:
2. Дать анализ карты географических поясов и зон суши Земли географического атласа для учителей средней школы по следующему плану: а) сколько и какие природные пояса показаны на этой карте? б) какие географические пояса имеют наиболее сложную и простую структуру? в) все ли географические пояса и зоны имеют субширотное простирание? Привести примеры выявленных отклонений; г) какие зоны и в каких поясах характерны для внутриконтинентальных областей, западных и восточных побережий материков? Привести конкретные примеры; д) какие географические пояса и зоны наиболее характерны для суши северного и южного полушарий?
На выбор преподавателя составить краткую характеристику одного из природных поясов суши Земли, в которой отразить следующие характеристики: радиационный баланс; степень увлажнения; степень и характер выраженности сезонных различий по термическим условиям и условиям увлажнения; степень развития поверхностных вод; доминирующий почвенный и растительный покров; степень выраженности провинциальности (разнообразия ландшафтов по секторам). 3. Построить комплексный гипсометрическо-батиметрический профиль по 30-му меридиану восточной долготы (либо по какому-то другому, указанному преподавателем) от северного полюса до экватора. На профиле нанести среднегодовое давление, средние температуры января и июля, основные типы почв и растительного покрова. Дать анализ профиля, проследив взаимосвязи между рельефом, климатом, почвами и растительностью по линии профиля. Провести физико-географическое районирование по линии профиля и выделить следующие ступени районирования: а) физико-географические страны, учитывая, прежде всего литогенную основу; б) отрезки природных зон, учитывая соотношение тепла и влаги, а также растительность; в) физико-географические провинции, учитывая рельеф и биоклиматические особенности. На первом этапе работ строят гипсометрическо-батиметрическую линию профиля. На оси абсцисс откладывают расстояния, на оси ординат высоту и глубину (высота – выше нуля графика, глубина – ниже нуля графика). За нуль графика принимается уровень океана. Рекомендуемый горизонтальный масштаб 1:20 000 000, вертикальный масштаб – 1: 100 000. Над линией профиля надписывают: океаны, моря, заливы, проливы, острова, низменности, возвышенности, плато, горы. Среднегодовое давление, средние температуры января, и июля изображают в виде кривых на графике, расположенных над линией профиля. Горизонтальный масштаб графика для построения кривых должен соответствовать горизонтальному масштабу профиля. Кривые строят на одном графике и показывают разными цветами. Ниже нуля графика откладывают отрицательные температуры воздуха и давление не менее 760 мм. Данные для построения кривых изменения температур берут с климатических карт. На картах определяют широты, на которых пересекаются изотермы с 30-м меридианом восточной долготы. Эти широты отмечают на оси абсцисс. Точно так же определяют значения давления (значения можно также взять из табл.10 настоящего пособия). Зная давление и температуру воздуха на разных широтах избранного меридиана, легко построить все три кривые. Для нанесения годовых сумм осадков под линией профиля чертят горизонтальную ленту шириной около 1 см. Начиная с Северного полюса, на карте годовых сумм осадков измеряют по избранному меридиану расстояния между соседними изогиетами. Эти расстояния откладывают в масштабе профиля по горизонтальной ленте. Затем отрезки ленты закрашивают цветами в соответствии сгодовыми суммами осадков. В виде лент, расположенных под лентой годовых сумм осадков, наносят и основные типы почв, четвертичных отложений и растительного покрова. Цветовая раскраска на этих лентах должна соответствовать легенде соответствующих тематических карт. Типы почв и четвертичных отложений можно показать также узкой внемасштабной полоской на гипсометрическо-батиметрическом профиле, а типы растительного покрова – в виде условных знаков над линией с изображением типов почв. Анализ профиля можно провести по следующему плану: 1. Географическое положение (широты, долготы, государства и их части); 2. Орогидрография, абсолютные высоты, глубина расчленения территории; 5. Типы морфоскульптур, четвертичные отложения, их зональное распространение; 6. Климатическиепояса и области, пресеченные профилем; 7. Почвенный и растительный покров и главные их закономерности в связи с распространением тепла и влаги; 8. Природные территориальные комплексы (ПТК) по линии профиля. Взаимосвязь литогенных, гидро-климатических и биогенных компонентов каждого типа ПТК.
Литература 1. Давыдова М.И., Раковская Э.М., Кошелева В.А. Практикум по физической географии. М.: Просвещение, 1993. – 160 с. 2. Дедков А.П., Кожеватов Е.Д. Лабораторные занятия по общей геоморфологии / Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. – 32 с. 3. Мильков Ф.Н. Общее землеведение. М.: Просвещение, 1990. – 334 с. 4. Неклюкова Н.П. Практикум по общему землеведению / М.: Просвещение, 1977. – 250 с. 5. Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению: Пособие для студ.-географов пед. ин-тов. – Смоленск, 2000. – 224 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|