Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы налогообложения в Российских высших учебных заведениях




УДК 336.201

Особенности и проблемы налогообложения в высших учебных заведениях РФ.

А.А. Бабайлова

A.A. Babajlova

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омск

Dostoevsky Omsk State University, Omsk

Аннотация:В статье рассмотрены возможности развития, совершенствования норм налогообложения в сфере высшего образования. Выделены проблемы, с которыми столкнулись высшие учебные заведения после отмены статьи 40 федерального закона «Об образовании». Разработаны мероприятия, внедрение которых поможет разрешить возникшие проблемы.

Annotation: The article describes the main tax laws and benefits that apply to educational institutions currently. The main problems faced by higher education institutions after the abolition of the Federal law "On education". The measures whose implementation will help to resolve the problems.

Ключевые слова: образовательная деятельность, закон, предпринимательская и непредпринимательская деятельность, налогообложение, налоговая система, прибыль, налоговые льготы.

Key words: education, law, entrepreneurial and non-entrepreneurial activity, taxation, tax system, profit tax benefits.

Получение высшего образования - важный этап в жизни человека, который не должен быть осложнен административными проблемами, поэтому одной из приоритетных задач государства является достойное финансирование высших учебных заведений, а также эффективное регулирование системы налогообложения. Однако, изменения, происходящие в сфере налогообложения в течение последних лет, ведут к равенству налоговой системы всех отраслей, будь то торговля или медицина, промышленность или образование. Целью данной работы является рассмотрение проблем, с которыми столкнулись высшие учебные заведения, после отмены статьи 40 Федерального закона «Об образовании», а также выделение основных мероприятий, которые будут способствовать решению этих проблем. Объектом исследования являются высшие учебные заведения России. Предмет – эффективность деятельности учебных заведений после отмены статьи 40 Федерального закона «Об образовании».

В условиях недостаточности средств, вкладываемых в развитие науки и образования, проблема тяжелого налогового бремени учебных заведений встает особенно остро. Таким образом, тема выявления особенностей и проблем налогообложения в высших учебных заведениях России является актуальной.

Теоретические основы налогообложения в Российских высших учебных заведениях

К сегодняшнему дню к налогообложению Российских высших учебных заведений применяется весьма сложная налоговая система, которая принесла немало проблем в осуществление образовательной деятельности. Для более полной характеристики и выявления проблем в сфере налогообложения, с которыми столкнулись вузы, а также определения мероприятий по борьбе с ними, необходимо рассмотреть специфику налогообложения в отношении высших учебных заведений.

Закон, регулирующий налогообложение образовательных учреждений был принят в 1992 году. Статья 40 закона «Об образовании» говорит о том, что образовательные учреждения при осуществлении своей непредпринимательской деятельности, которая предусмотрена уставом, освобождаются от уплаты всех налогов. Таким образом, на протяжении многих лет важной задачей образовательных учреждений являлось разграничение сфер своей деятельности на предпринимательскую и непредпринимательскую. В течение тринадцати лет в вопросе налогообложения образовательных учреждений все было относительно четко и понятно, однако с 1 января 2005 года, статья 40 закона «Об образовании» утратила силу. С этого момента при осуществлении налогообложения образовательных учреждений стали использоваться отдельные статьи налогового кодекса России (НК РФ). Каждая статья регулирует нормы и правила уплаты налога, а также характеризует размер и условия получения налоговой льготы по данному виду налогов [1, 2].

Одним из основных видов налогов, которым облагаются вузы в настоящее время, является налог на добавленную стоимость (НДС). Нормы и правила применения НДС для образовательных учреждений обозначены в 149 статье налогового кодекса России. В соответствии с четырнадцатым пунктом данной статьи от налогообложения может быть освобождена только реализация услуг образовательными некоммерческими учреждениями в сфере образования в процессе организации учебной или воспитательной деятельности. Не попадает под действие данной льготы оказание консультационных услуг или услуг по сдаче помещений в аренду. Статья 149 дает пояснение о том, что реализация некоммерческими образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зависимости от того, на какие цели будет направлен доход от этой реализации, если другое не предусмотрено положениями НК РФ [3].

Исходя из пункта 14 статьи 149 НК РФ, следует, что указанные выше образовательные услуги учебных учреждений освобождаются от уплаты НДС, независимо от того, на какие цели будет направлен доход, полученный за оказание этих услуг. К обязательному условию использования данной льготы по НДС относится: наличие у вуза лицензии на осуществление образовательной деятельности. Введение льготы по НДС обусловлено желанием государства стимулировать развитие основной (учебной) деятельности образовательных учреждений.

Не менее важным налогом, который необходимо рассмотреть является налог на имущество организаций. В НК РФ содержится статья 381, первый пункт которой гласит, что от налогообложения освобождаются организации и учреждения уголовной системы по отношению к тому имуществу, которое используется для осуществления возложенных на данные организации функций. Таким образом, целевое использование имущества вузами, осуществляется на абсолютно безвозмездной основе. Необходимо отметить, что, согласно 4 пункту 250 статьи налогового кодекса, учебные заведения обязаны уплачивать налог на прибыль, полученной от сдачи имущества в аренду, поскольку данные доходы признаны внереализационными [4, 5].

Налоговый кодекс содержит информацию об уплате образовательными учреждениями земельного налога. Согласно 2 пункту 388 статьи НК РФ, плательщиками данного налога не являются организации и физические лица в отношении земельных участков, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования, включая право безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды. Соответственно, вузы не являются плательщиками земельного налога, поскольку сами находятся в ведении хозяйствующего субъекта. Введение данной льготы - это уже большой шаг навстречу развитию науки, поскольку, многие вузы располагаются на значительной территории, постоянно расширяя свои границы, путем постройки новых учебных корпусов, современных лабораторий, научных городков, бизнес-инкубаторов [6].

Налог на прибыль организаций играет важную роль в структуре государственных доходов, и в структуре расходов каждой организации не зависимо от сферы ее деятельности.

На сегодняшний день в главе 25 НК РФ нет информации о льготах на налог на прибыль организаций для образовательных учреждений, что свидетельствует о принадлежности вузов к налогоплательщикам по данной категории. Это обстоятельство не устраивает как представителей государственных, так и руководителей частных вузов. В 2009 году Конституционный суд РФ вынес решение о законности взимания налога на прибыль с имущества, сданного в аренду образовательными учреждениями. Однако данный вопрос до сих пор остается открытым, поскольку в российском законодательстве имеются значительные пробелы, так как в нормативных документах детально не описан механизм самостоятельной уплаты вузами налога на прибыль от сдачи имущества в аренду. Этот пробел часто используется для обжалования постановлений суда, например в 2009 году в Конституционный суд обратились представители МАИ и МХТИ с заявлением о проверке положений налогового кодекса РФ. Суть их претензии заключалась в том, что законодательство о налогообложении должно включать в себя более доступные для понимания нормы, чем те, которые применяются в настоящее время [7].

Нельзя не согласиться с представителями упомянутых учебных заведений, поскольку налогообложение – важный элемент взаимоотношения между государством и его субъектами, механизм которого должен быть проработан до мелочей. А многочисленные пробелы и неточности, имеющиеся в российском законодательстве ведут к непреднамеренному сокрытию части доходов и как следствие, к недополучению денежных средств в государственной казне.

Для более полного рассмотрения исчисления налога на прибыль организаций в учебных заведениях, необходимо принять во внимание четырнадцатый пункт 251 статьи НК РФ. Согласно данному пункту, при расчете величины налоговой базы не учитываются доходы, выраженные в имущественной форме, переданные налогоплательщику в рамках целевого финансирования. Вроде бы все логично – вуз получает денежные средства, на которые осуществляет обновление основных фондов, закупку современного оборудования и.т.д. Однако и в данном пункте имеются подводные камни, которые тормозят инновационное развитие вузов. Часто выделенного финансирования не достаточно для удовлетворения всех потребностей, и тогда на встречу идут сторонние организации. И.Федоров – Президент МГТУ им. Баумана отметил, что при передаче крупными предприятиями высокотехнологичного оборудования, которое должно использоваться в процессе обучения, вузы обязаны уплатить налог на прибыль в пользу государства. Получается, что стремление к развитию науки натыкается на высокую стену налогообложения. Увы, данный парадокс не единственный, даже покупка оборудования, на которую были выделены бюджетные средства, облагается налогом на прибыль. Такие ситуации – частое явление в технических вузах, а ведь молодые ученые стремятся работать на новейшем высокотехнологичном оборудовании. Из-за отсутствия такой возможности многие перспективные ученые покидают страну, что ведет к пресловутой «утечке умов» [8].

Уплата налога на прибыль тяжелым бременем ложится на многие вузы. Глава Ассоциации негосударственных вузов (АНВУЗ) - В. Зернов утверждает, что вуз, в котором учатся менее 2000 студентов не приносит дохода, являясь нерентабельным, по его расчетам планка безубыточности вузов находится на отметке в 100 млн. рублей, а из 168 частных московских вузов эту планку смогли перешагнуть лишь четверть. Возникает логичный вопрос – как должен выживать вуз, когда вместо поддержки государства на него ложится тяжелое налоговое бремя? К сожалению, некоторые руководители образовательных учреждений в целях повышения прибыли и уменьшения налоговой нагрузки прибегают к недобросовестным мерам: экономия на заработной плате преподавателей, вечерняя аренда школьных классов для проведения занятий, продажа академических справок – эти методы ведут к росту доходов частных вузов в 2-3 раза. Распространение такого вида учебных заведений приводит не только к снижению уровня образования, но и опять-таки к недополучению налоговых поступлений в государственную казну [9].

Как известно каждое правило содержит исключения. Так статья 284.1 НК РФ гласит, что организации, которые осуществляют образовательную деятельность в соответствии с российским законодательством, могут применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении следующих условий:

1) если организация имеет лицензию на осуществление деятельности, выданную в соответствии с законодательством РФ;

2) если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, от выполнения научных исследований или опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при расчете налоговой базы, либо если организация за налоговый период не получила доходов, которые учитываются при расчете налоговой базы.

3) если в штате организации числятся не менее 15 работников в течение налогового периода;

4) если в налоговом периоде организация не совершает операций с векселями и производными финансовыми инструментами [10].

С одной стороны введение данного закона – это уже большой шаг в поддержку развития учебных учреждений, однако его эффективность можно подвергнуть критике. На сегодняшний день образовательная деятельность далеко не всех вузов составляет 90 % общего объема доходов. Образовательные учреждения имеют и другие источники доходов – доходы от коммерческой деятельности, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Таким образом, воспользоваться льготами, которые предполагает 284.1 статья налогового кодекса РФ, может отнюдь не большое число российских вузов.

Для вузов количество обязательных выплат не ограничиваются перечисленными налогами. Каждый работодатель обязан ежемесячно перечислять страховые взносы за своих сотрудников в ПФР, ФОМС и ФСС. Величина взносов определяется в соответствии с тарифами, которые ежегодно утверждаются Правительством РФ. В 2017 году применялись следующие тарифы:

1. ПФР – 22 %;

2. ФОМС – 5,1 %;

3. ФСС – 2,9% [11].

Отчисления в обозначенные фонды – неотъемлемая часть социальной сферы, поскольку данные фонды гарантируют каждому сотруднику права на пенсионное обеспечение, медицинскую помощь и социальное страхование. Социальные отчисления – это те денежные средства, которые работодатель обязан уплатить сверх заработной платы сотрудника. На сегодняшний день образовательные учреждения не имеют никаких льгот в данной сфере. Таким образом, руководители вузов, которые и так имеют небольшое финансирование, обязаны уплачивать такой же процент социальных взносов, что и директора крупных, стабильно развивающихся компаний. Непроизвольно возникает вопрос - справедливо ли это?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...