Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы налогообложения в вузах и пути их решения




Проанализировав основные виды налогов, которые уплачиваются вузами в настоящее время и применяемые налоговые льготы, приходим к неутешительным результатам. К сожалению, отмена в 2005 году 40 статьи закона «Об образовании» негативно повлияла на развитие системы налогообложения образовательных учреждений. В структуре налогового законодательства появилась путаница, образовались пробелы, которые государство не спешит заполнять. Эти факторы оказали влияние и на деятельность самих вузов. На основе проведенного анализа, можно выделить проблемы, с которыми столкнулись российские образовательные учреждения после отмены статьи 40 закона «Об образовании»:

1. Быстрое изменение нормативов бюджетного законодательства, вслед за которыми не всегда успевают перестроиться положения налогового законодательства, что ведет к путанице в организации налогового учета;

2. Низкая рентабельность вузов, которая приводит к снижению получаемой прибыли, что вкупе с тяжелым налоговым бременем ведет к сокращению эффективности образовательной деятельности;

3. Налоговый учет, осуществляемый в вузах по сложности превышает учет, который ведется в коммерческих организациях, поскольку нормы и правила, используемые в налоговом законодательстве слишком сложны для интерпретации;

4. Отсутствие эффективного механизма регулирования налогообложения образовательных учреждений. Финансирование, направленное на программу развития учебного заведения зачастую имеет риск попасть под обложение НДС и налогом на прибыль. Это происходит из-за неопределенности формы выделяемых финансовых средств;

5. Большой объем страховых взносов. Начисление страховых взносов для вузов происходит на общих основаниях. Весьма скромное финансирование учебных заведений и высокая налоговая нагрузка не способствует росту заработной платы сотрудников, это тормозит развитие не только конкретного вуза, но и науки в целом [11, 12].

Можно бесконечно поднимать вопросы, о том, какие противоречия и проблемы имеют место в налоговом законодательстве РФ, но необходимы конкретные меры для стабилизации сложившейся ситуации. Выделим основные мероприятия, которые помогут в разрешении возникших проблем:

1.Совершенствование налогового законодательства. На данном этапе важно провести редактирование формулировок многих законов, сделав их трактовку доступной для понимания не только для юридически образованных сотрудников, но и для персонала, который непосредственно связан с механизмом налогообложения – экономистов, бухгалтеров. Необходимо устранить двойственность имеющихся норм и правил, а также обратить внимания на пробелы в законодательстве, мешающие образовательным учреждениям эффективно вести налоговый учет;

2.Увеличение объемов бюджетного финансирования и предоставление налоговых льгот на проведение фундаментальных исследований. Многие учебные заведения не могут позволить себе закупку современного оборудования не только из-за недостатка выделяемых финансовых ресурсов, но и из-за необходимости уплаты налогов за совершение такого рода сделок. Объективно оценивая неблагоприятную экономическую ситуацию, которая сложилась в России, становится ясно, что значительно увеличить финансирование вузов на сегодняшний день не представляется возможным. Однако введение дополнительных льгот по налогу на прибыль организаций для вузов весьма ощутимо повлияет на качество образования;

3.Предоставление налоговых каникул для образовательных учреждений, занимающихся инновационной деятельностью. Тяжелое налоговое бремя не позволяет осуществлять эффективную учебную деятельность. К сожалению, полностью отменить налогообложение для вузов не представляется возможным, но освобождение от уплаты налогов в течение определенного периода – это уже весомый шаг в сторону развития науки. Внедрение налоговых каникул позволило бы вузам активно заниматься научной деятельностью, не отвлекаясь на решение административных проблем.

5. Освобождение сотрудников образовательных учреждений от уплаты НДФЛ. Сегодня, чтобы получить освобождение от уплаты НДФЛ в рамках законодательства необходимо предоставить множество справок, сбор которых занимает у сотрудника большое количество времени, отрывая его от рабочего процесса. В то же время, не каждая категория сотрудников имеет право на освобождение от данного налога, но потребность во введении льготы по НДФЛ имеют абсолютно все работники образовательной сферы. Следствием применения данного мероприятия станет реальное повышение заработной платы, что вкупе с введением налоговых льгот на проведение научной деятельности и организацией налоговых каникул приведет к повышению качества жизни сотрудников образовательной сферы, заинтересованности ученых развитию науки, снижению «утечки умов».

Заключение

В последнее время, при начислении налогов часто стирается понятие справедливости. А ведь самый первый принцип налогообложения, выделенный еще великим классиком – Адамом Смитом, называется «Принцип равенства и справедливости», согласно которому все граждане должны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям». К сожалению, по отношению к образовательным учреждениям данный принцип часто нарушается. Многие вузы несут очень тяжелое налоговое бремя. Определённую долю негатива в сложившуюся ситуацию, добавляет и то, что к сегодняшнему дню был нарушен и второй принцип налогообложения, выделенный Смитом – «Принцип определенности». Суть принципа состоит в том, что налог, который уплачивает гражданин, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны налогоплательщику. В связи с пробелами и неточностями в законодательных документах, представители образовательных учреждений не всегда четко могут определить какую сумму и за что они обязаны уплатить.

По совокупности проанализированной информации можно говорить о серьезности проблем и противоречий, которые образовались в налоговом регулировании образовательных учреждений после отмены в начале 2005 года статьи 40 Федерального закона «Об образовании». К основным проблемам относятся: быстрое изменение нормативов бюджетного законодательства; низкая рентабельность вузов; сложность налогового учета; отсутствие эффективного механизма налогообложения; большой объем страховых взносов. На основе выделенных проблем, были предложены мероприятия, способствующие их разрешению: в первую очередь это совершенствование налогового законодательства, которое является базой в отношениях между государством и налогоплательщиками; важной мерой является и увеличение объемов бюджетного финансирования; способствовать развитию научной деятельности будет предоставление налоговых каникул для вузов и снижение излишней налоговой нагрузки, которой подвержены образовательные учреждения; завершающим мероприятием является столь необходимое освобождение сотрудников вузов от уплаты НДФЛ. Возникшие проблемы необходимо решать и решать как можно скорее, пока есть возможность предотвращения негативного влияния этих проблем на осуществлении образовательной деятельности и развитии российской науки в целом.

В работе была рассмотрена сороковая статья Федерального закона «Об образовании», проанализированы основные виды налогов, которые уплачивают учебные заведения в настоящее время, выделены ключевые проблемы и противоречия, с которыми столкнулись вузы после отмены статьи 40 закона «Об образовании», а также разработаны мероприятия, которые помогут в решении возникших проблем.

 

 

Библиографический список

1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании". [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/bce4725a7665084623a6c2f10f45571cfa0ec890/ - Загл. с экрана.

2. Образовательно учреждение: как платить налоги. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://m.rnk.ru/article/69823-pink-obrazovatelnoe-uchrejdenie-kak-platit-nalogi - Загл. с экрана.

3. НК РФ Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). // - М.: Проспект, - 2017, - 1040 с.

4. НК РФ Статья 381. Налоговые льготы. // - М.: Проспект, - 2017, - 1040 с.

5. НК РФ. Статья 250. Внереализационные доходы. // - М.: Проспект, - 2017, - 1040 с.

6. НК РФ. Статья 388. Налогоплательщики. // - М.: Проспект, - 2017, - 1040 с.

7. Вузы будут платить налог на прибыль. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bujet.ru/article/58753.php – Загл. с экрана.

8. За что вузы платят налог на прибыль. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/analytics/20101028/290221677.html – Загл. с экрана.

9. Кто учит россиян за деньги. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/04/14/kto-uchit-rossiyan-za-dengi – Загл. с экрана.

10. НК РФ Статья 284.1. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность. // - М.: Проспект, - 2017, - 1040 с.

11. Взносы в ПФР, ФОМС, ФСС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/rubrika/157 - Загл. с экрана.

12. Вузы ждут налоговых льгот. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=44536#.WJ60wzhF83M – Загл. с экрана.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...