Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проектирование основных элементов улиц




УДК 696.001.63 (07)

ББК 38. 76 я 73

И 621

 

 

Рецензент: Т.В. Гавриленко, доцент, инженерно-строительный институт, СФУ

 

 

Составители: В.Г. Шпагин, В.В. Серватинский, П.В Милашенко.

И 621. Инженерные сети и оборудование. Проектирование, строительство и реконструкция инженерных сетей и оборудования. Учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным работам для студентов специальности 270205.65 «Автомобильные дороги и аэродромы»: - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012- с.37.

 

В учебно-методическом пособии приведены сведения по проектированию, строительству и реконструкции подземных инженерных сетей. Даны конструктивные решения трубопроводов, колодцев и коллекторов, технология их прокладки. Рассмотрены общие вопросы инженерной подготовки территорий с учетом отвода поверхностных вод. Предназначено для студентов специальности 270205.65 «Автомобильные дороги и аэродромы».

 

УДК 696.001.63 (07)

ББК 38.76 я 73

И 621

© Сибирский

федеральный

университет

Введение

Часть территории города или населенного пункта, расположенную между линиями застройки и предназначенную для движения транспорта и пешеходов, называют улицей.

Основными элементами городских улиц и дорог являются: проезжие части, тротуары, зоны зеленых насаждений, технические полосы и др. При незначительном потоке транспорта устраивается одна проезжая часть для движения в двух направлениях.

Проезжую часть улиц делят на полосы. Для магистральных улиц принимают не менее четырех полос движения в обоих направлениях. Ширину одной полосы для магистральных улиц общегородского значения принимают равной 3.5-3.75м, для магистральных улиц районного значения 3.5м.

Тротуары, предназначенные для пешеходов, размещают по обе стороны улицы или по одной. Они прилегают к красной линии или отделяются от нее полосой зеленых насаждений. Наименьшую ширину тротуара для улиц районного значения принимают 3.0м, при ширине полосы пешеходного движения 0.75м. Тротуары используют для прокладки линий связи.

Газоны отделяют тротуары от проезжей части улицы. Наименьшая ширина газона 1,0 м может быть увеличена при использовании зеленых насаждений для размещения подземных инженерных сетей.

Проектирование поперечного профиля заключается в выборе элементов, расчете их габаритов в зависимости от назначения улицы и размещаемых подземных сетей и оборудования.

Улицу разбивают на два участка с различными продольными уклонами. Разработка плана улицы заключается в точном установлении взаимного расположения всех элементов улицы (проезжая часть, тротуары и зеленые насаждения).

Продольный профиль определяет высотное положение улицы. Проектирование продольного профиля заключается в нанесении проектных линий и определении продольных уклонов.

Улицы современного города имеют наземное и подземное оборудование. Подземное оборудование включает сети трубопроводов (водоснабжения, теплоснабжения, канализации) и кабели различного назначения, проложенные под проезжей частью, тротуарами и зонами зеленых насаждений. Наземное оборудование и технические средства включают: элементы освещения, ограждения и лестницы, наземные и подземные пешеходные переходы, смотровые колодцы и камеры и т.п.

 

 

Теоретические сведения

Проектирование основных элементов улиц

Ширину улицы определяют поперечными профилями, которые представляют собой поперечные разрезы в пределах красных линий. Поперечными профилями определяют формы и размеры отдельных элементов: проезжей части, тротуаров, зеленой зоны для размещения трубопроводов и кабельных линий.

Наименьшая ширина проезжей части улицы составляет две полосы движения в обоих направлениях. Ширина тротуара принимается также не менее 2-х полос. Для сбора поверхностных вод, лотки проезжей части выделяют бортовыми камнями высотой не менее 15 см.

Поперечный профиль улицы разрабатывают, рассчитывая габариты каждого её элемента с учетом размещения подземного и наземного оборудования. Они представляют собой поперечные разрезы улицы в пределах красных линий. Поперечными профилями определяются формы отдельных элементов улиц и их высотное положение. Подземное пространство улиц используют для прокладки инженерных коммуникаций (сетей теплоснабжения, водоснабжения и канализации, кабельных линии электроснабжения и связи), а наземное для размещения оборудования (колодцы и камеры различного назначения, элементы освещения).

Основные параметры основных элементов магистральных улиц общегородского и районного значений, а также улиц местного значения приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

 

Категория улиц Ширина полосы движения, м Число полос, шт. Ширина тротуара, м Продольный уклон i,‰  
1. Магистральные улицы общегородского значения: -непрерывного движения; -регулируемого движения 2. Магистральные улицы районного значения: транспортно-пешеходные; пешеходно-транспортные 3.Улицы местного значения в жилой застройке     3,75 3,50     3,50 4,0   3,0     4?8 4?8     2?4   2-3     4,5 3,0     2,25 3,0   1,5          

 

При ширине проезжей части до 10,5 м поперечные профили проектируют односкатными м, а при ширине более 10,5 м двускатными с гребнем по оси проезжей части. При раздельной полосе поперечные профили улиц для каждого направления движения проектируют односкатными. Поперечные профили улицы проектируют в масштабе 1:100.

Примеры поперечных профилей магистральных улиц с расположением подземных сетей в раздельной и совмещенной траншеях, а также при прокладке сетей в проходном коллекторе показаны на рис. 1.

 

 

а)

б)

 

 

в)

 

Рис. 1 Поперечный профиль городской улицы: а) с расположением инженерных сетей в раздельной траншее; б) с расположением инженерных сетей в совмещенной траншее; в) с расположением инженерных сетей в коллекторе

При усовершенствованном покрытии проезжей части поперечные уклоны назначают в зависимости от числа полос движения в пределах 15…2‰. Тротуары и полосы зеленых насаждений проектируют выше проезжей части. Поперечные уклоны тротуаров принимают в пределах 10…15‰, а полос зеленых насаждений 5‰.

На плане улицы показывают положение основной разбивочной линии по оси улицы, а также красные линии (линии застройки). Опорные отметки на планах наносят по оси улицы на пересечениях с прилегающими улицами. Кроме оси, на плане показывают границы всех составляющих элементов: проезжую часть, тротуары, полосы зеленых насаждений, а также расположение поперечных профилей.

План улицы проектируют в масштабе 1:1000. На плане указывают расположение подземных инженерных сетей и расстановку наземного оборудования. Пример плана участка улицы приведен на рис 2.

 

 

Рис. 2 План участка городской улицы с расположением сетей

Продольный профиль определяет высотное положение улицы. Вертикальной планировкой (по заданию) заданы отметки на перекрестках улиц и отметка тальвега. Для обеспечения стока поверхностных вод с прилегающих территорий на проезжую часть, проектные отметки лотков принимают ниже отметок красной линии и прилегающих участков.

Продольный профиль проектируют по оси улицы для определения продольных уклонов. При необходимости продольный профиль проектируют и по лоткам проезжей части. Шаг проектирования (протяженность участка улицы с одним продольным уклоном) принимают равным 100м.

Продольный профиль улицы должен быть плавным. Разница смежных уклонов принимается в пределах i=5…15‰. Рекомендуемые размеры продольных уклонов улиц с твердым покрытием с учетом сбора и отвода поверхностных вод даны в таблице 1.

Продольный профиль проектируют также как и план в масштабе: горизонтальные расстояния 1:1000, а вертикальные 1:100. Пример продольного профиля участка улицы приведен на рис. 3.

Рис. 3 Продольный профиль

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...