Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В результате освоения дисциплины (МОДУЛЯ)




Рабочая программа дисциплины (модуля)

Безопасность жизнедеятельности

 

Б1.Б.6 Базовая часть

 

Направление подготовки

40.03.01 – Юриспруденция (уровень бакалавриата)

 

Профиль подготовки

Уголовно-правовой, гражданско-правовой, государственно-правовой

Квалификация (степень) выпускника

Академический бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная, заочная (на базе высшего образования)

 

Разработчик (составитель):

Проф Янгуразова З.А.

 

 

Уфа – 2016

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

1. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной

образовательной программы……………………………………………………………………...............3

 

2. Объем учебной дисциплины (модуля) …………...……………………………….......................3

 

3. Цели освоения учебной дисциплины (модуля) …………...……………………………….........3

 

4. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины (модуля)……………………………………………………………3

 

5. Содержание рабочей программы для очной формы обучения………………………………...5

 

6. Содержание рабочей программы для заочной формы обучения …………………………….11

 

7. Учебно-методическое обеспечение

для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)………………………………17

 

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной

аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) ………………………………………………….18

 

9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой

для освоения дисциплины (модуля) ……............................................................................................23

 

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети

«Интернет», необходимой для освоения дисциплины (модуля) ……………………………………25

 

11. Перечень информационных технологий, необходимых

для освоения дисциплины (модуля) ……………………….………………………………………….25

 

12. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) …………..25

 

13. Методические рекомендации для преподавателя…………………………...............................26

 

14. Материально-техническая база для осуществления образовательного

процесса по дисциплине (модулю) ……………………….……………………………………………32


МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б1.Б.6 Базовая часть» ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), является обязательной дисциплиной.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе в курсе ОБЖ, физики, химии, биологии.

Данная дисциплина входит в систему пропедевтических курсов - в совокупность дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах.

 

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В целом общая трудоемкость дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности» составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них:

- для очной формы обучения: лекций - 16, лабораторных занятий - 32, КСР - 2, самостоятельная работа студентов – 22.

- для заочной формы обучения: лекций - 4, лабораторных занятий - 4, КСР - 2, самостоятельная работа студентов – 58.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

 

Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины (МОДУЛЯ)

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010г. № 464, которыми должен обладать выпускник:

а) общекультурных (ОК):

ü способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

ü способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

ü способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

ü готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).

 

б) общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

ü способностью работать на благо общества и государства (ОПК-2);

ü способностью противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, общества, физических и юридических лиц (ОПК-3);

В результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен:

знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности.

уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности

владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно- терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Для очной формы обучения

 

по дисциплине Безопасность жизнедеятельности

 

Курс 2 семестр

 

Рабочую программу осуществляют:   Лекции: Проф. Янгуразова З.А.     Лабораторные занятия: Проф. Янгуразова З.А.   Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2   Учебных часов: лекций – 16 лабораторных занятий – 32 самостоятельная работа студентов – 22 КСР – 2 Зачет

 

 

  № п/п   Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) Количество часов аудитор- ной работы Основная и дополнитель- ная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач Количество часов самостоятель ной работы Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.)
               
                Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) проверка выполнения лабораторных работ   Форма промежуточной аттестации – зачет
  Тема 1. Введение в БЖД. Основные понятия Основные понятия и определения. Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» 2.Характерные системы «человек-среда обитания». Понятия производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. 3.Потенциальные негативные воздействия в системе «человек-среда обитания». Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Происхождение техногенных опасностей.   лек   Основная литература: 1-5   Дополнительная литература: 1-5, 7-10,12, 13   Основы оптимального взаимодействия: комфортность, минимизация негативных воздействий, устойчивое развитие систем. Примеры воз действия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб, их значимость. Литература: Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Э.А.Арустамова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2009. Хван Т.А., Хван П.А., Евсеев А.В. Безопасность жизнедеятельности. – 7-е изд. – Серия: Высшее образование. - М.: Феникс, Торговый Дом, 2008. – 414 с. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник: для вузов / Белов Сергей Викторович; С. В. Белов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2011.   Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы  
  Тема 2. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряжённость труда. Статистические и динамические усилия. Физиологическое значение мышечной работы. Методы оценки тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Негативные факторы: естественные, антропогенные и техногенные, физические, химические, биологические, психофизиологические; Нормирование негативных факторов (ПДК,ПДУ). лек/лаб 4/32 Основная литература: 1-5   Дополнительная литература: 1-5, 7-10,12, 13   Механические колебания. Виды вибраций и их воздействие на человека. Акустические колебания. Постоянный и непостоянный шум. Действие шума на человека. Инфразвук. Ультразвук. Профессиональные заболевания от воздействия шума, инфразвука и ультразвука. Электромагнитные поля. Воздействие на человека статических электрических и магнитных полей, Профессиональные заболевания, травмы. Негативные последствия. Ионизирующие излучения. Их действия на организм человека. Категории облучаемых лиц и групп критических органов. Нормы радиационной безопасности. Лучевая болезнь, другие заболевания. Воздействия ионизирующих излучений на среду обитания. Электрический ток. Воздействия электрического тока на человека. Вредные вещества, классификация, агрегатное. состояние,' пути поступления в организм человека Литература: Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Э.А.Арустамова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2009. Хван Т.А., Хван П.А., Евсеев А.В. Безопасность жизнедеятельности. – 7-е изд. – Серия: Высшее образование. - М.: Феникс, Торговый Дом, 2008. – 414 с. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник: для вузов / Белов Сергей Викторович; С. В. Белов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2011.   Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) проверка выполнения лабораторных работ    
  Тема 3. Управление безопасностью жизнедеятельности Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах. Проблемы охраны окружающей среды. Законодательство о труде. Законодательные акты директивных органов. Подзаконные акты по охране труда. Санитарные нормы и правила. Инструкции по охране труда. Значение и суть системы стандартов безопасности труда (ССБТ) Виды контроля условий труда: текущий контроль, целевые и комплексные проверки, сертификация рабочих мест.   лек   Основная литература: 1-5   Дополнительная литература: 1-5, 7-10,12, 13   Контроль тяжёлых, особо тяжёлых, вредных и особо вредных условий труда. Специальная оценка рабочих мест. Литература: Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Э.А.Арустамова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2009. Хван Т.А., Хван П.А., Евсеев А.В. Безопасность жизнедеятельности. – 7-е изд. – Серия: Высшее образование. - М.: Феникс, Торговый Дом, 2008. – 414 с. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник: для вузов / Белов Сергей Викторович; С. В. Белов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2011.   Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы   Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование
  Тема 4. Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация стихийных бедствий (природных катастроф), техногенный аварий. Характеристика поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного характера. Техногенные аварии – их особенности и поражающие факторы. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Терроризм и террористические действия. лек   Основная литература: 1-5   Дополнительная литература: 1-6,11,14,15-19   Радиационно опасные объекты (РОО). Радиационные аварии, их виды. Химически опасные объекты (ХОО),' их группы и классы опасности. Общие меры профилактики аварий на ХОО. Пожароопасные и взрывоопасные объекты. Ударная волна, воздействие на организм человека.   Литература: Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Э.А.Арустамова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2009. Хван Т.А., Хван П.А., Евсеев А.В. Безопасность жизнедеятельности. – 7-е изд. – Серия: Высшее образование. - М.: Феникс, Торговый Дом, 2008. – 414 с. Юртушкин В.И.Чрезвычайные ситуации-М.,2011 Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях-М., 2010   Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы    
  Тема 5. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционированияобъектов экономики в чрез- вычайных ситуациях. Принципы и способы повышения устойчи- вости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Основы организации защиты населения и персоналав мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Организация эвакуации населения и персоналаиз зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской помощи. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательныхи других неот- ложных работ при чрезвычайных ситуациях.     Основная литература: 1-5   Дополнительная литература: 1-6,11,14,15-19   Защита населения в чрезвычайных ситуациях Цель, задачи и структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.(РСЧС). Функциональные системы РСЧС. Уровни управления и состав органов по уровням. Место Гражданской обороны в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Принципы организации защиты населения в мирное и военное время. Оборудование убежищ Быстровозводимые убежища Простейшие укрытия. Укрытие в приспособленных и специальных сооружениях Особенности организации эвакуации из зон ЧС Ликвидация последствий чрезвычайных ситуации. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Основы управления АСНДР. Степени готовности сил, проводящих АСНДР. Особенности проведения АСНДР при действии различных поражающих факторов. Управление силами при проведении АСНДР. Литература: Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Э.А.Арустамова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2009. Хван Т.А., Хван П.А., Евсеев А.В. Безопасность жизнедеятельности. – 7-е изд. – Серия: Высшее образование. - М.: Феникс, Торговый Дом, 2008. – 414 с. Юртушкин В.И.Чрезвычайные ситуации-М.,2011 Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях-М., 2010     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы   Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – тестирование

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...