Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии




 

В качестве примера по выявлению педагогических условий развития познавательной активности учащихся на уроках биологии представлены 2 конспекта урока, проведенных нами в 8 «А» классе лицея №3 города Оренбурга.

Нами взяты конспекты именно этих уроков, так как здесь четко прослеживаются педагогические условия для развития познавательной активности учащихся на уроках биологии.

Урок на тему «Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции». Здесь перед объяснением нового материала, учитель использует рассказ, в качестве метода обучения, для того, чтобы заинтересовать учеников в изучении новой темы. Так же перед учащимися ставится проблема: им необходимо внимательно слушать и сделать правильные выводы самостоятельно. Далее идет объяснение нового материала, которое сопровождается презентацией, то есть используется наглядность в качестве развития познавательной активности учащихся. Затем ученикам предлагается заполнить таблицу самостоятельно по вариантам с использованием текста учебника. И, наконец, лабораторная работа, которую ученики выполняют самостоятельно, делают рисунки и решают задачу, которую учитель поставил перед ними. В результате, на протяжении всего урока учитель использует следующие методы обучения:

рассказ;

объяснение;

метод познавательного проблемного изложения;

метод самостоятельной работы;

частично-поисковый метод;

лабораторный метод;

практический метод;

наглядные методы.

Урок на тему «Профилактика заболеваний сердечнососудистой системы. Первая помощь при кровотечениях». Объяснение нового материала, начинается с вступительной речи учителя. Далее следует ответ докладов, заранее подготовленных учениками, что развивает самостоятельность и ответственное отношение учеников к полученному заданию. Рассмотренный материал закрепляется таблицей, которую ученики делают совместно с учителем, а также просмотром видеороликов по данной теме. Далее ученики самостоятельно изучают информацию по раздаточному материалу, рассматривают рисунки и конспектируют материал в виде таблицы. Т.е. в структуре этого урока можно выделить следующие методы обучения, использованные учителем:

объяснение;

творческий метод;

частично-поисковый метод;

практический метод;

наглядные методы;

метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Использованные методы и структура урока и в первом, и во втором случае способствует развитию познавательной активности учащихся. Ученики с самого начала заинтересованы в изучении нового материала, они полностью погружены в учебную атмосферу и все задания, которые дает учитель, они делают охотно и дисциплинированно.

Тема: «Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции».

Цели урока: познакомить учащихся с составом, строением, продолжительность жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови.

Задачи:

Обучающая - изучить состав, функции, строение плазмы крови, форменных элементов крови.

Воспитывающая - формировать научное мировоззрение, патриотическое воспитание, ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Развивающая - формировать умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты эритроцитов крови лягушки и человека, таблица «Кровь», проектор.

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие, отметить отсутствующих, нацелить учащихся.

Проверка домашнего задания. У доски по карточкам.

Объяснение нового материала.

Учитель начинает с рассказа об одной удивительной жидкости. Задача учеников догадаться, о чем идет речь. Это одна из видов соединительной ткани. Эта ткань составляет 7% от веса человеческого тела. Этой ткани у мужчин содержится 5 литров, у женщин 4,5 литра, а у детей и вовсе 3,5-4 литра. Эта ткань выполняет разнообразные функции. В состав клеток этой ткани входит железо, которое придает ей красный цвет. Древние жрецы приносили ее в жертву своим богам. А в народе говорят, что она не вода, и что она бывает дурная, на ней клянутся и даже враги бывают какими? (кровными).

С давних времен за кровью признавалась могучая и исключительная сила. Действительно, кровь - это самая удивительная ткань нашего организма. Как нельзя представить себе государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

Кровь обладает интересными свойствами, о которых предстоит узнать.

Состав крови. При центрифугировании кровь разделяется на 2 слоя: верхний слой - слегка желтоватая жидкость называемая плазмой и нижний слой - форменные элементы крови. Осадок красного цвета образован эритроцитами. На границе между плазмой и эритроцитами - тонкая светлая пленка, состоящая из лейкоцитов и тромбоцитов.

Эритроциты (красные кровяные тельца) - самые многочисленные из форменных элементов. Не содержат ядра и имеют форму двояковогнутых дисков. В эритроцитах содержится железосодержащий белок - гемоглобин, который обеспечивает главную функцию эритроцитов - транспорт газов, в первую очередь кислорода.

Лейкоциты - белые клетки крови. Существуют две основные группы лейкоцитов: гранулоциты (зернистые лейкоциты) и агранулоциты (незернистые лейкоциты) - моноциты, лимфоциты.

Если в организм попадают бактерии, то на них сейчас же нападает полчище лейкоцитов, пожирая и переваривая их. Это явление открыл выдающийся русский биологи И.И. Мечников и назвал фагоцитозом, а сами лейкоциты фагоцитами.

Тромбоциты - красные кровяные пластинки. Без ядра, неправильной формы, играют важную роль в свертывании крови, тем самым, защищая организм от опасной для жизни кровопотери.

Предлагается ученикам заполнить таблицу «Форменные элементы крови» (Таблица 1), пользуясь текстом учебника, таким образом: первый ряд пишет про эритроциты, второй - про лейкоциты, а третий - про тромбоциты. Затем один ученик с каждого ряда зачитывает получившиеся ответы, остальные внимательно слушают и дополняют свою таблицу.

 

Таблица 1 - Форменные элементы крови

Название клеток Количество (в 1 мм3) Функция Где образуются
Эритроциты (красные кровяные клетки) 4,5-5 млн. - муж. 4 - 4,5 млн. - жен. Транспорт кислорода Красный костный мозг
Лейкоциты (белые кровяные тельца) 4 - 8 тыс. Распознавание, уничтожение чужеродных тел Лимфатические узлы, тимус, красный костный мозг
Тромбоциты (кровяные пластинки) 300 - 400 тыс. Свертывание крови Красный костный мозг

 

Лабораторная работа.

С целью ознакомления со строением эритроцитов человека и лягушки, а так же с чертами их различия проводится лабораторная работа. Микроскопы стоят на партах, препараты крови человека и лягушки заранее подготовлены. Задание для учеников: внимательно рассмотреть под микроскопом эритроциты человека и лягушки, зарисовать в тетради. Затем ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода и почему?». Ответы в качестве вывода записать в тетрадь.

Выводы:

Эритроциты человека в отличие от эритроцитов лягушки не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.

Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется с одной стороны тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое кол-во молекул кислорода. Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее, хотя крупные размеры не подавляют им иметь большую поверхность.

Закрепление знаний. Ответить на вопросы после параграфа [45].

Подведение итогов. Сегодня на уроке мы ознакомились с составом плазмы крови, строением и функциями форменных элементов крови; ознакомились со строением эритроцитов лягушки и человека, узнали, чьи эритроциты переносят больше кислорода и почему.

Домашнее задание. Стр. 116-119, дописать выводы к лабораторной работе в тетради, задания после параграфа [45].

Тема урока: «Профилактика заболеваний сердечнососудистой системы. Первая помощь при кровотечениях».

Цель урока: изучение мер профилактики основных заболеваний сердечнососудистой системы и правил оказания первой помощи при кровотечениях.

Задачи урока:

Обучающая - изучить причины основных заболеваний системы кровообращения и меры их профилактики; научиться распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощи при повреждении сосудов.

Воспитывающая - разъяснить вредное влияние неправильного питания, гиподинамии, употребления алкоголя, курения и стрессов на кровеносную систему.

Развивающая - формировать умение самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, видеоматериалами; развить мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке; развить коммуникативно-организаторские способности учащихся, навыки самопрезентации.

Оборудование: раздаточный материал «Виды кровотечений и первая помощь при кровотечениях», видеоролики «Заболевания сердечнососудистой системы».

Ход урока:

Организационный момент. Отметить отсутствующих, нацелить учащихся на учебный процесс.

Проверка домашнего задания. Терминологический диктант.

Объяснение новой темы.

Сердечно - сосудистые заболевания - это самые тяжелые и часто встречающиеся заболевания. Медицинская статистика всех стран показывает, что люди в большинстве случаев остаются инвалидами именно от этих заболеваний.

Предлагается разобрать наиболее часто встречающиеся заболевания сердечнососудистой системы. Заслушивание докладов учеников на следующие темы:

) Ишемия и гипертония (причины возникновения, симптомы, лечение)

) Влияние никотина и алкоголя на сердечнососудистую систему.

Доклады заранее подготовлены учениками.

После прослушивания докладов закрепление материала в виде таблицы «Факторы риска заболеваний органов кровообращения» (Таблица 2) и просмотра видеороликов.


Таблица 2 - Факторы риска заболеваний органов кровообращения

Факторы риска Влияние на органы кровообращения Болезни
Нездоровое питание Избыток жиров и холестерина ухудшает работу сосудов и питание органов, в том числе и сердца. атеросклероз, гипертония, инфаркт миокарда, инсульт, стенокардия
Курение Никотин вызывает спазм сосудов, и ткани организма получают мало питательных веществ и кислорода. Сердце работает с большим напряжением. атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и др.
Употребление алкоголя Алкоголь разрушает клетки сердечной мышцы, они теряют эластичность, коронарные сосуды поражаются атеросклерозом и сердце работает на пределе возможностей. ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда
Стресс Возрастают частота пульса, артериальное давление, скорость кровотока, повышается температура тела. гипертония, инфаркт миокарда, стенокардия, инсульт
Гиподинамия Недостаток движения оказывается причиной нарушений в деятельности сердца, ухудшает циркуляцию крови и лимфы. Сердце не готово к нагрузкам. атеросклероз, стенокардия

 

Просмотр видеороликов на тему заболевания сердечнососудистой системы, влияние никотина и алкоголя на сердце.

Объяснение учителя.

Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания. Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов - мозга, сердца, печени, почек. Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь человека. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.

Далее ученикам предлагается самостоятельно заполнить таблицу «Виды кровотечений, их особенности и оказание первой помощи» (Таблица 3) и рассмотреть Рисунок 9, пользуясь раздаточным материалом.

 

Таблица 3 - Виды кровотечений, их особенности и оказание первой помощи

Виды кровотечений Особенности кровотечений Оказание первой помощи
Капиллярное кровотечение Повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном. Прикрыть рану стерильной марлей, ватным шариком, смоченным перекисью водорода или спирта, в направлении от краев раны тщательно обтереть кожу вокруг, чтобы смываемая грязь не попала в нее. После этого смазать кожу йодом, не касаясь самой раны.
Венозное кровотечение Из раны кровь вытекает сплошной непрерывной струёй и имеет темно-красный цвет. На рану необходимо положить давящую повязку или жгут (под жгут необходимо положить мягкую прокладку, чтобы не повредить кожу). Доставить к врачу.
Артериальное кровотечение Из раны вытекает алая кровь быстро пульсирующей струёй. Обработать рану, наложить кровоостанавливающий жгут.
Внутреннее кровотечение Возникает при язве желудка, при сильном ударе или ранении в живот. Признаки: бледность, головокружение, зевота, обморок, слабый частый пульс. Больного нужно уложить так, чтобы голова была ниже туловища, обеспечить ему покой, наложить холод на месте предполагаемого кровотечения и как можно быстрее доставить к врачу.

 

Раздаточный материал: «Виды кровотечений, их особенности и оказание помощи при кровотечениях».

В зависимости от степени повреждения сосудов кровотечение может быть различной силы. Обильное кровотечение создает непосредственную опасность для жизни пострадавшего. Кровотечения делятся на наружные и внутренние. В первом случае кровь вытекает наружу, во втором - скапливается в полостях тела (брюшной, грудной и т.д.).

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, при сильном ударе или ранении в живот. Признаки внутреннего кровотечения: бледность, головокружение, зевота, обморок, слабый частый пульс. Первая помощь: больного нужно уложить так, чтобы голова была ниже туловища, обеспечить ему покой, наложить холод на месте предполагаемого кровотечения и как можно быстрее доставить к врачу.

Если из раны вытекает кровь редкими каплями или медленно расплывающимся пятном, то это капиллярное кровотечение и с ним довольно просто справиться самостоятельно. Первая помощь: прикрыть рану стерильной марлей, ватным шариком, смоченным перекисью водорода или спирта (водкой, одеколоном), в направлении от краев раны тщательно обтереть кожу вокруг, чтобы смываемая грязь не попала в нее. После этого смазать кожу йодом, не касаясь самой раны. Легкие ссадины и царапины можно целиком смазать йодом, наложить обычную закрепляющую или лёгкую давящую повязку или заклеить фурропластом. Закрепляющая повязка удерживает на поверхности раны перевязочный материал. Давящая повязка чаще всего останавливает кровотечение из раны. При смене присохшей повязки ее нельзя отдирать, а нужно после снятия верхнего слоя ваты приподнять край марли и полить рану перекисью водорода, раствором фурацилина, марганцовки. Для приготовления раствора фурациллин следует растворить в только что прокипяченной воде (3 табл. на 0,5 л воды).

Если из раны кровь вытекает сплошной непрерывной струёй и имеет темно-красный цвет, то это венозное кровотечение. Первая помощь: обработать рану, наложить тугую давящую повязку. При повреждении крупной вены наложить кровоостанавливающий жгут.

Если из раны вытекает алая кровь быстро пульсирующей струёй, то это артериальное кровотечение. Первая помощь: обработать рану, наложить кровоостанавливающий жгут.

Отличить артериальное кровотечение от венозного часто бывает затруднительно. Поэтому при всяком обильном кровотечении целесообразно думать о ранении артерии и наложить жгут.

Для подготовки к наложению жгута можно на короткое время остановить кровотечение пальцевым прижатием. Сосуд прижимается к костям выше (по току крови) места ранения в определенных точках. После пальцевого прижатия поврежденного крупного сосуда накладывается кровоостанавливающий жгут (резиновая 1,5 м трубка). Если ее нет, можно использовать импровизированные жгуты-закрутки (из ремня, косынки, полотенца).

Правила наложения жгута: жгут растягивают и накладывают выше верхнего края раны на 5-7 см, обведя 2-3 раза вокруг конечности, завязывают узлом. Перед наложением жгута поврежденную конечность поднимают вверх. На место наложения жгута предварительно накладывают мягкую ткань (полотенце, платок) для уменьшения болезненности от давления и чтобы не повредить кожу. Жгут затягивают только до остановки кровотечения. Слишком сильно затянутый жгут может вызвать повреждение нервов и паралич конечностей. При слабо затянутом жгуте конечность синеет и вследствие искусственного венозного застоя кровотечение усиливается,

Положение точек, где следует прижимать артерии (в левой части рисунка) и применяемые способы остановки кровотечений: 1 - из сонной артерии; 2 - при помощи сгибания конечностей; 3-из плечевой артерии; 4 - из бедренной артерии; 5 - наложение жгута-закрутки.

После наложения жгута под него следует подложить записку с указанием времени наложения. В теплое время года жгут можно не снимать в течение 1,5 ч, а в холодное-1 ч. По истечении указанного времени жгут нужно ослабить на 5 мин, предварительно прижав пальцем поврежденный сосуд выше раны, а затем снова затянуть. Пострадавшего с наложенным жгутом необходимо как можно быстрее доставить в лечебное учреждение, где ему окончательно остановят кровотечение.

 

Рисунок 9 - Первая помощь при кровотечениях

 

Закрепление знаний. Обсуждение таблиц: «Факторы риска заболеваний органов кровообращения», «Виды кровотечений и первая помощь при кровотечении».

Подведение итогов. Сегодня на уроке мы ознакомились с основными заболеваниями сердечнососудистой системы, так же узнали, какие виды кровотечений бывают и какую первую помощь необходимо оказывать в случае каждого их них.

Домашнее задание. Подготовится к проверочной работе по теме «Внутренняя среда организма».

Таким образом, можно сделать вывод, что именно такая структура уроков может создать все условия для развития познавательной активности учащихся при изучении биологии.

 

 


Заключение

Результаты проведенного исследования подтвердили актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии в современном обществе.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.

Познавательная активность - качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

После проведенного нами исследования можно сделать вывод, что существует множество методов, которые учитель может использовать для того, чтобы развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, чтобы заинтересовать детей, побудить их к активной учебной деятельности, развить интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Сочетание этих методов и использование их в различных вариациях может дать в итоге хорошие результаты. Мы отметили наиболее результативные методы - метод самостоятельной работы с учащимися, частично-поисковый лабораторный метод, исследовательский метод обучения, метод проблемного изложения, метод самостоятельного решения расчетных и логических задач, частично-поисковый лабораторный метод.

В результате проведенных нами анкет, среди учеников 8 класса, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день большинство из них заинтересованы в таком предмете, как биология и более того они хотели бы улучшить свои знания. Многие из учеников используют дополнительную литературу при подготовке к домашнему заданию, смотрят передачи и документальные фильмы, читают интересные факты в Интернете на тему биологии. Они считают необходимым ее изучение, а многие даже хотят связать с биологией свою будущую профессию.

В качестве того, каким образом можно развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, мы привели в пример 2 конспекта уроков, проведенных нами в 8 классе. На данных уроках использовались несколько методов обучения, а именно:

рассказ;

объяснение;

метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

метод познавательного проблемного изложения;

метод самостоятельной работы;

частично-поисковый метод;

лабораторный метод;

практический метод;

творческий метод;

наглядные методы.

Такое сочетание методов и структура уроков дали хорошие результаты: ученики заинтересовались в изучении нового материала, активно работали, и на последующих уроках оперировали полученными знаниями.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что познавательная активность учащихся на уроках биологии напрямую связана с работой учителя, а именно от того какие методы и приемы он применяет на уроке, каким образом строит ход урока.

 

 


Список источников

1. Кохановский, В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. - М.: Феникс, 2007. - 608 с.

2. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 1988. - 576 с.

3. Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика. / П.В. Алексеев, А.В. Панин - М.: Высшая школа, 1991. - 383 с.

4. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин - М.: Наука, 2006 г. - 259 с.

.   Социология // Энциклопедия / под. ред. А.А. Грицанов [и др] - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 673 с.

.   Психологический словарь / под ред. П.С. Гуревич. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. - 340 с.

7. Брунер, Дж. Психология познания. / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 239 с.

.   Словарь по педагогике / под ред. Г.М. Коджаспировой. - М.: МарТ, 2005. - 448 с.

.   Педагогический терминологический словарь. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. - 765 с.

.   Философский словарь. - M.: Проспект, 2008. - 496 с.

11. Семечкин, Н.В. Социальная психология на рубеже веков / Н.В. Семечкин. М.: ВЛАДОС, 2002. - 157 с.

12. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1955. - 31т. - 786 с.

13. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: 2002. - 547 с.

14. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.М. Семенюк. - 2-е изд., дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 456 с.

15. Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. - 2000. - №7. - С. 18 -25.

16. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 275 с.

17. Ковалев, А.Г. Психологические особенности человека / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. - Л.: ЛГУ, 1957. - 2 т. - 305 с.

18. Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицин. - М.: Наука, 1966. - 296 с.

19. Айзенк, Г. Природа интеллекта - битва за разум: Как формируются умственные способности / Г. Айзенк, Л. Кэмин. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 352 с.

20. Селиванов, В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом / В.И. Селиванов. - М.: Высшая школа, 1980. - 197.

21. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 270 с.

22. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юристь, 1997. - 512 с.

23. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.

24. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - №4. - C. 5-17

25. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

26. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

27. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1981. - 296 с.

28. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

29. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1972. - 184 с.

30. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

31. Кругликов, В.Н. Методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. - СПб.: Знание, 2006. - 190 с.

32. Замов, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Замков. - М.: Просвещение, 1997. - 238 с.

33. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

34. Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 158 с.

35. Смолкин, А.М. Активные методы обучения / А.М. Смолкин. - М.: Просвещение, 1991. - 150 с.

36. Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании / М.Ю. Алексеев, С.И. Золотова. - Троицк: Тровант, 2005. - 162 с.

37. Аршанский, Е.А. Организация практических работ в гуманитарных классах / Е.А. Аршанский // Журн. биология в школе. - 2002. - №3. - С. 41-47.

.   Учителю биологии о внеклассной работе / сост. А.Х. Гусакова, А.А. Лазаренко. - М.: Просвещение, 1998. - 97 с.

39. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - М.: Академия, 2004. - 224 с.

40. Москаленко, К.А. Образец учебных действий как средство активизации творческой деятельности учащихся / К.А. Москаленко // Педагогическое наследие. - Липецк: ЛГПУ, 1999. - С. 42 - 49

41. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. / Г.М. Муртазин. - М.: Просвещение, 1989. - 263 с.

42. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. - М.: Дрофа, 1984. - 254 с.

43. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. - М.: Просвещение, 1986. - 218 с.

44. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. - М.: Кнорус, 2011. - 269 с.

45. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2004. - 272 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...