Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность процесса воспитания, его структура, цель воспитания.




 

Воспитание - это творчески целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации усвоения социально-культурных ценно­стей общества и, как следствие, развития их индивидуальности, самоактуализации личности.(Маленкова Л.И.).

Воспитание - передача старшими поколениями и усвоение новыми способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений; целенаправленный процесс формирования у личности социально значимых качеств. (В.А. Сластенин).

Воспитание - целенаправленное влияние на формирование качеств личности, на становление ее взглядов, чувств, интересов, привычек, мотивов, убеждений. (Вликман И.З.).

Под воспитанием понимается целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее духовно-нравственное становление. (мин.соц. стандарт РФ).

Итак, воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности; процесс целенаправленного формирования личности в ус­ловиях специально организованной воспитательной системы.

 

Воспитание рассматривается с двух позиций: как общественное явление и как педагогическое явление.

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, СМИ, церковью, семьей, разными типам образовательных учреждений. В данном определении воспитание отождествляется с социализацией.

 

Воспитание как педагогическое явление трактуется в широком и узком значениях.

В широком педагогическом с м ы с л е воспитание -это процесс целенаправленного формирования личности в усло­виях специально организованной воспитательной системы, обес­печивающий взаимодействие воспитателей и воспитанников.

В узком педагогическом с м ы с л е воспитание - это целенаправленная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств, отношений чело­века.

Существует общая классификация воспитания.

В качестве составной части воспитательного процесса воспитание разделяется:

- на умственное;

- нравственное;

- трудовое;

- физическое;

- эстетическое.

По направлениям воспитательной работы в образовательных учреждениях:

- на гражданское;

- политическое;

- трудовое;

- физическое;

- правовое;

- экологическое;

- экономическое.

По институциональному признаку:

- на семейное;

- школьное;

- внешкольное;

- на конфессиональное (религиозное);

- по месту жительства;

- в детских и юношеских организациях, специальных образо­вательных учреждениях.

По стилю отношений воспитателя и воспитанника:

- на авторитарное;

- демократическое;

- либеральное;

- свободное.

По философской концепции:

- на прагматическое;

- аксиологическое;

- коллективистское;

- индивидуалистическое;

- гуманистическое и др.

 

 

Цель воспитания - это идеальная модель личности воспитанника, на которую должен быть сориентирован воспитательный процесс.

 

В структуре воспитания различаются две категории целей, ее сопровождающие: цели жизнедеятельности и цели воспитательной деятельности.

Первые представляют собой набор частных целей, важных для личности и реализуемых ею с особой тщательностью: учебные, трудовые, бытовые цели. Среди них выделяют цели далекие и близкие, личные и коллективные.

Цели воспитания личность должна не только осознать, но и принять как собственные, т.е. цели жизнедеятельности, а этого довольно трудно добиться.

 

  1. 3 вида целей

 

 

В педагогической теории и практике встречаются три вида це­лей воспитания:

- представления о желаемых качествах поведения личности;

- представления о том или ином желаемом наборе черт лич­ности;

- представления о желаемых характеристиках глубинных качеств личности (образа Я, личностных смыслов и т.п.).

 

Выделяют три уровня целеполагания в воспитании.

Первый уровень - идеал воспитания - фиксируется в законодательных актах государства, поскольку он представляет собой социальный заказ общества, тот воспитательный идеал, кото­рый соответствует этому заказу и принимается социумом.

Второй уровень представляет собой образ социально же­лаемой подготовки личности на уровне воспитательных устремле­ний. Этот образ определяется как выполнение социального заказа и реализуется в разнообразных воспитательных системах, кото­рые присутствуют на тот момент в обществе.

Третий уровень — это уровень цели и смысла жизни чело­века, его потребности в самореализации. Здесь следует говорить о личностно ориентированной парадигме воспитания, которая в центр воспитания ставит развивающуюся личность; человекоцен-тристский принцип составляет ее основу. Акцент в воспитатель-ной работе смещается с воспроизводства к развитию креативной, творческой, ориентированной на систему ценностей личности.

 

Цели воспитания в современных условиях - целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию.

 

На сегодняшний день список этих конкретизирующих общую идею целей таков.

Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности личности к самопознанию, интереса к своему Я, своим отношениям, возможностям.

Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности личности к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зре­ния интересов своего развития.

Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности личности к самореализации как реализации в деятельно­сти и общении своего творческого и личностного потенциала.

4. Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности к личностной саморегуляции, регуляции своего психиче­ского и физического состояния, притязаний, самооценки.

5. Целенаправленное влияние на развитие потребности и спо­собности в соразвитии, совместном развитии, развитии себя через развитие другого. Вот ее возможная формулировка: создание усло­вий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Главная цель современного воспитания заключается в создании условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обес­печивающих их успешное развитие.

  1. Факторы воспитания

 

 

Факторы воспитания как некое влияние, воздействие на про­цесс воспитания разделены на три группы: макрофакторы, мезо-факторы, микрофакторы.

Макрофакторы оказывают глобальные влияния на уровне де­мографических, экологических, политических, информационных особенностей страны, государства, общества. Макрофакторы чаще действуют не напрямую, а преломляясь через более ближние ме-зофакторы, а последние - через микрофакторы.

Мезофакторы - это влияния этнокультурные и региональ­ные.

С микрофакторами студенты взаимодействуют постоянно, по­скольку это общественные организации, семья, друзья, все те люди, которые окружают человека непосредственно. Совершенно оче­видно, что процесс воспитания конкретного студента преломляется через реализацию воспитателями государственных программ, через концепции, планы воспитательной работы конкретного колледжа или вуза, а принятие их конкретным студентом во многом зависит от особенностей семейного воспитания, влияния на студента его друзей, сформированности у него определенной миро­воззренческой позиции.

Все факторы воспитания - это факторы социализации и факторы развития студента, так как воспитание направлено на социализацию и развитие личности.

Факторы воспитания имеют противоречивый характер: с одной стороны, они оказывают положительное влияние, с другой -отрицательное.

Оптимальная позиция воспитателя в отношении положительных, позитивных факторов предполагает:

- знание характера действия данного фактора;

- опору на его влияние в воспитании, использование его в воспитательном деле;

- «подключение» к факторам.

 

  1. Воспитание как организация социального опыта человека, образования и индивидуальной помощи

 

 

Формирование духовной культуры, ценностных ориентации человека в конкретной воспитательной деятельности связаны с тремя относительно автономными аспектами: организацией со­циального опыта человека, образования и индивидуальной помо­щи. Вкратце разберем каждое из этих условий.

В широком смысле социальный опыт представляет собой единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний. Это и опыт взаимодействия с другими людьми, опыт адаптации и обособления в процессах самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Организация социального опыта осуществляется через организацию опыта и жизнедеятельности формализованных групп и коллективов; организацию взаимодействия и обучение ему; через стимулирование самостоятельности, самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микро­группы.

Образование включает в себя систематическое обучение как основное, так и дополнительное, просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры и стимулирование самообразования и самовоспитания.

Индивидуальная помощь осуществляется через оказание содей-ствия в решении проблем, создание для воспитанника ситуаций успеха, позволяющих ему позитивно реализоваться, утвердиться, что по большому счету способствует его саморазвитию и самосо­вершенствованию.

 

  1. Признаки и особенности процесса воспитания, принципы, законы и закономерности воспитания

 

 

Сущность воспитания выражается в том, что оно строится на двух компонентах личностного образования: на формировании у воспитанников духовных и социальных отношений, а также качеств личности, позволяющих осуществлять эти отношения.

 

Рассмотрим основные признаки воспитания.

Целенаправленность воспитания.

Триединая сущность воспитания. Этот признак вытекает из определения самого понятия. Кроме этого, стимулируя процесс развития личности, воспитание превращается в средство. Поскольку воспитание связано с постоянными личностными изменениями, постольку это - процесс. Оно же и результат данного процесса, потому что взаимодействие субъектов воспитательного процесса приводит к количественному и качественному накоплению опре­деленных качеств личности.

Воспитание - это процесс активного взаимодействия педагога и студентов. По мере развития воспитанника происходит смеще­ние педагогического воздействия к педагогическому взаимодействию. Воспитанник постепенно становится субъектом воспитательного процесса, так как увеличивается доля его самопознания и на этой основе самовоспитания.

Воспитание имеет свое конкретное содержание.

Воспитание - это творческий процесс.

 

Выделим особенности процесса воспитания.

Воспитание носит многофакторный характер, так как становление личности студента происходит под воздействием и педаго­гов, и семьи, и общественности, и средств массовой информации и т.д.

Воспитание - это длительный и непрерывный процесс, начинается оно с рождения ребенка, а его результаты обнаруживаются не сразу.

Воспитание предполагает одновременное формирование личностных качеств, так как человек не может воспитываться по частям.

Воспитание невозможно без реализации принципа концентризма, так как педагогу приходится неоднократно обращаться к одним и тем же моральным нормам и правилам на каждой следующей возрастной ступени развития личности для того, чтобы вос­питанник глубже осознал эти нормы и закрепил общественно принятое поведение.

Воспитание - это гуманистическая направленность на воспи­танника, требующая отбора соответствующих методов и форм.

Воспитание - это объективно закономерное явление.

 

Существуют три закона воспитания.

1. Закон параллельного педагогического действия. Суть его в том, что в каждый момент жизни происходит нарастание жизненного опыта воспитанника, поэтому слова, действия, поступки, отношения, совершаемые каждый день или наблюдаемые им, имеют непосредственное жизненное значение.

2. Закон единства жизни и воспитания студентов. Суть его в том, что процесс и результат воспитания зависят от содержания и характера жизнедеятельности личности, поэтому человек рассматривается как продукт своей жизнедеятельности.

3. Закон исторической обусловленности процесса воспитания. Каждая общественно-экономическая формация выдвигает свои цели воспитания, которые воплощаются в содержании образовательной и профессиональной подготовки, материально-техниче­ском оснащении учебно-воспитательного процесса.

Законы воспитания отражают существенные связи и отноше­ния воспитания с другими общественными явлениями, которые имеют разные векторы действия, выраженные в принципах воспи­тания. Рассмотрим их подробнее.

1. Принцип гуманистической направленности воспитания.

2. Принцип природосообразности воспитания. В современной интерпретации этот принцип означает, что воспитание должно осно­вываться на взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и челове­ка. Данный принцип предполагает формирование у воспитанни­ков этических установок по отношению к природе, планете, био­сфере, природоохранного ресурсосберегающего поведения.

3. Принцип культуросообразности воспитания. Воспитание невозможно без приобщения юношества к общекультурным ценностям, культурным традициям народа.

4. Принцип вариативности воспитания. Вариативность воспитания определяется многообразием и мобильностью потребностей и интересов и самой личности, и общества, которые удовлетворяются в различных типах воспитательных организаций, позволяя дифференцировать содержание, методы, средства и формы вос­питательной работы.

5. Принцип коллективности воспитания.

6. Принцип центрации воспитания на развитие личности.

7. Принцип диалогичности воспитания. Формирование ценностной ориентации молодых людей происходит в процессе взаимодействия педагога и воспитанников на основе паритетного диалога. Педагог и студенты вступают в различного рода диалоги: в фатические, направленные на формальное поддержание контакта; информационные, используемые специально в процессе передачи различной информации; дискуссионные - диалог идей, норм, ценностей; исповедные, построенные на доверии и стремлении оказать поддержку друг другу.

8. Принцип незавершенности воспитания. На каждом возрастном этапе развития его нельзя считать завершенным, так как у каждо­го человека всегда есть потенциальные возможности изменения и самоизмерения; главное здесь - создать соответствующие усло­вия, позволяющие личности «состояться заново».

Воспитание осуществляется в воспитательном процессе опре­деленной воспитательной системы, через построение воспитательной деятельности, посредством организации воспитательной работы, которая строится на участии субъектов воспитательного процесса воспитателей и воспитанников в том или ином конкретном воспитательном мероприятии.

Раскроем содержание каждого из перечисленных компонентов.

Воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание, принимаю­щее на себя ответственность за условия жизни и развитие личнос­ти другого человека. В этом понятии объединяются профессио­нальная роль и гражданско-личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому челове­ку или коллективу.

Воспитанник - человек, являющийся с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определенным лицом, т.е. воспи­тателем, родителями или социальным окружением; с другой - субъек­том самовоспитательной деятельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств.

Воспитательный процесс - процесс педагогического взаимодей­ствия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, име­ющее своей целью формирование личности, организацию и стимули­рование активной деятельности воспитуемых по овладению ими со­циальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.

Воспитательный процесс направлен на становление осознанного отношения личности ко всему, что ее окружает, что с ней происходит.

Движущей силой воспитательного процесса является противо­речие между различными воздействиями на воспитанника, которые становятся источником развития личности. Поэтому педагогу следует изучать студентов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития в соответствии с их возможностями, транспонируя эти перспективы в конкретные цели воспитания.

Результатом воспитательного процесса становятся позитивные изменения в личностном росте воспитанника.

Сущность воспитательного процесса раскрывается в его зако­номерностях:

а) воспитание студента возможно только при условии активно­сти самого студента, при гармонизации личных и общественных интересов, взаимосвязи воспитания и самовоспитания;

б) воспитание строится на целостности воспитательных влияний, непротиворечивости педагогических требований, предъявляемых к студенту как субъекту воспитательного процесса.

 

 

  1. Структура и уровни реализации воспитания.

 

Выделяют пять уровней реализации воспитательного процесса:

1) социетарный. Его содержанием становится трансляция куль-туры от поколения к поколению;

2) институциональный. Его содержанием становится осуще­ствление воспитательных воздействий государственными органи-зациями;

3) социально-психологический. На этом уровне процесс вос­питания осуществляется различными общественными организа-циями в виде ассоциаций, коопераций, корпораций;

4) межличностный. Здесь воспитание осуществляется в про­цессе межличностного взаимодействия;

5) интраперсональный. Это уровень самовоспитания.

В целом воспитательный процесс представляет собой взаимо­действие элементов воспитания, их изменение, движение к ново­му качественному состоянию, к целостности

  1. Понятие воспитательной системы, ее характеристики: социальная, искусственная, педагогическая система и т.д.

 

Воспитательная система - совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру образовательного учреждения и выступающая мощным и постоянно действующим фактором.

Воспитательная система как часть педагогической действительности рассматривается в двух аспектах.

В широком значении, это идеальная теоретическая модель, но­сящая концептуальный характер.

В узком значении, воспитательная система, существующая в конкретном учреждении с данным составом педагогов и студентов, - это реальная система, имеющая социальный характер.

Как система, т.е. совокупность взаимодействующих элементов, компонентов, связей между ними, качеств этого явления как целостного образования, взаимодействия его с другими явлениями, воспитательная система имеет свою структуру. В нее входят:

цели как совокупность идей, для реализации которых система создается. Они выражены в исходной концепции;

деятельность, обеспечивающая ее реализацию;

субъекты деятельности, которые, с одной стороны, эту деятельность организуют, а с другой - в ней участвуют;

отношения, рождающиеся в деятельности и общении людей, интегрирующие субъектов в некую общность в виде педагогиче­ского коллектива образовательного учреждения;

среда системы. Она осваивается субъектом;

управление, с помощью которого обеспечивается интеграция всех компонентов системы и ее развитие.

Рассмотрим характеристики воспитательной системы.

Воспитательная система - это социальная система.

Специфика социальных систем в том, что их элементы - люди. Связь же между людьми в системе строится на основе норм деятельности и общения, как задаваемых более широкой системой.

Воспитательная система по своему происхождению - искусст­венная система, т.е. намеренно созданная человеком. Смысл ее создания и существования - возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности учащихся. Самочувствие студента и педагога, создание условий для их полного самовыражения и развития творческих индивидуальностей составляют смысл функционирования любой воспитательной системы.

Воспитательная система выполняет социальный заказ обще­ства.

 

Современный социальный заказ представлен совокупностью ориентиров, которая включает:

- формирование целостной и науч­но обоснованной картины мира;

- самосознание гражданина, ответственного за судьбу Родины;

- приобщение к общечеловеческим ценностям и адекватного этим ценностям поведения;

- креативности как черты личности; потребности в помощи для самореализации.

 

Воспитательная система - это система педагогическая. Она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования развивающуюся личность, а в качестве способа функцио­нирования - педагогическую деятельность. Если воспитательная система создается и совершенствуется ради личностного развития воспитанников, то ее эффективность зависит от усилий и препо­давателей, и студентов, поэтому центральными проблемами в создании воспитательной системы становятся проблема изучения личностного творческого потенциала субъектов и проблема создания и функционирования педагогического коллектива колледжа и коллектива студенческой группы.

Воспитательная система - результат взаимосвязей всех сово­купных ее элементов, объединенных в единое целое, результат интеграционных процессов, где цели определяют характер деятельности, направленной на их реализацию, а организуемая деятельность порождает определенного типа гуманистические отно­шения.

Воспитательная система - это открытая система, построенная на связи с окружающей средой.

Воспитательная система - это саморегулируемая система, так как она может рождаться, совершенствоваться, обновляться, стареть, умирать.

Воспитательная система - это динамическая система, поскольку имеет основные закономерности развития и основные аспекты управления этим процессом.

 

8. Этапы развития воспитательной системы и критерии оценки ее сформированности

 

В развитии воспитательной системы выделяют три этапа, каждый из которых имеет свои задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи.

Первый этап направлен на выработку главных ориентиров, коллективных ценностей, определение конечного результата ее функционирования с помощью поиска ответов на вопросы: Зачем нужна воспитательная система? Что надо будет сделать, какие отношения строить, какие идеи развивать, чтобы воспитательная система функционировала эффективно? - т.е. инициатор создания воспитательной системы должен представлять, какая модель ему требуется.

Технология моделирования воспитательной системы обусловлена двумя особенностями.

Во-первых, воспитание не может рас­сматриваться только в рамках воспитательных мероприятий, так как включает в себя и обучение, и диалог воспитателя и воспитанников, и любое другое взаимодействие с целью развития студентов.

Во-вторых, студенты и их родители легче воспринимают воспитательную систему в совокупности обучения и воспитания, нежели только как воспитательный процесс.

Данный этап характеризуется тем, что в педагогическом коллективе усиливаются разногласия, обозначаются лидеры, актив, формируются группы. В среде студентов тоже наступает период исканий и дискуссий, выделяются те, кто обладает организатор­скими способностями, те, кто тяготеет к коллективной деятельности. Может наступить временный период разобщенности. Чувство принадлежности к коллективу колледжа присуще преимущественно активу. Взаимодействие с окружающей средой носит стихийный, реактивный характер. Отмечается недостаточная прочность внутренних связей. В управлении преобладают организационные ас­пекты. Компоненты системы работают порознь, автономно.

Что надо сделать разработчику на первом этапе? Главной целью на этом этапе является создание коллектива колледжа. Далее необходимо создание группы единомышленников, которая формируется в сфере личностных отношений, поэтому совместное про­ведение досуга, обсуждение не только производственных вопросов создают условия для изучения личностных особенностей и установления тесных контактов.

Второй этап направлен на утверждение системообразую­щего вида деятельности. Его задача - показать желаемое будущее, конкретный ориентир. Именно тогда идет отработка эффективных форм и методов деятельности, бурно развивается студенческий коллектив за счет межвозрастного общения и самоуправления, возникают различные временные объединения, рождаются коллективные традиции.

Что надо сделать разработчику на втором этапе? Необходимо введение в жизнь колледжа так называемой «опережающей ситуации». Для этого надо провести интересное дело, которое показало бы всем характер новой деятельности и стиль тех отношений, которые формируются в ее процессе. Важно продемонстрировать преимущества новой системы.

Третий этап направлен на развитие педагогического коллектива колледжа как единого целого, содружества, объединенного общей целью, деятельностью, отношениями творчества и общей ответственности. На этом этапе доминирует педагогика отношений. Становится интенсивным процесс педагогизации всего образовательного учреждения. Старшекурсники принимают на себя педагогические функции: по отношению к младшим курсам они -воспитатели, а по отношению к преподавателям - коллеги. Про­исходит ориентация на педагогическую профессию. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на самоанализе и педагогическом творчестве, возникает искренний интерес к педагогической науке, формируется тип педагога-ис­следователя. Система накапливает традиции. Возникает черта всех хороших систем - социальное наследование.

Что надо сделать разработчику на третьем этапе? Нужно ввес­ти в жизнь колледжа изменения путем нововведений. Но здесь важно соблюсти следующие условия: вводимые изменения должны быть логически взаимосвязаны; очередное новшество должно назреть, для чего надо дать проявиться существующим пробле­мам; сущность новшества должна быть осознана преподавателями и активом студентов; вокруг лидера должно быть создано поле уверенности и увлеченности, т.е. всем должно быть интересно.

 

Для определения уровня сформированности воспитательной системы используются две группы оценок: критерии факта и критерии качества.

Критерии факта позволяют определить, есть ли в данном среднем профессиональном учебном заведении воспитательная си­стема.

Эта группа включает в себя:

- упорядоченность жизнедеятельности колледжа, т.е. показывает соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данного колледжа;

- наличие сложившегося единого коллектива колледжа;

- интегрированность воспитательных воздействий, концентрацию педагогических усилий.

Критерии качества дают представление об уровне сформиро­ванности и эффективности воспитательной системы. Эта группа включает в себя:

- степень приближенности системы к поставленным целям, реализацию педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

- общий психологический климат колледжа, стиль отношений, самочувствие студента, его социальную защищенность, внутренний комфорт;

- уровень воспитанности студентов.

Воспитательная система реализуется посредством организации воспитательной деятельности воспитателей и воспитанников.

Воспитательная деятельность - это деятельность субъектов, преподавателей и студентов, воспитательного процесса, направленная на передачу и приобретение определенного социального опыта и обретение необходимых качеств личности.

Содержанием данной деятельности становится совокупность воспитательных мероприятий (дел) в разных видах деятельности, организуемых преподавателем. Можно выделить такие ее виды: 1) познавательная, 2) коммуникативная, 3) художественная, 4) трудо­вая, 5) профессиональная, 6) общественно-политическая, 7) спортивно-оздоровительная.

Преподаватель организует познавательно-развивающую деятельность, используя для этого викторины, аукционы, КВНы, различные конкурсы (проектов, эрудитов, мастерства), деловые игры, научные конференции, турниры ораторов, читательские конфе-ренции, акции милосердия, краеведческую работу.

Важной является и коммуникативная деятельность. Воспитание культуры общения предполагает проведение круглых столов, диспутов, дискуссий, устных журналов, вечеров вопросов и отве­тов, бесед по темам «Культура общения», «Единство гражданских прав и обязанностей», телемостов, виртуальных путешествий по стране и зарубежью, разнообразных тренингов.

Художественная деятельность направлена на создание условий для творческой самореализации личности посредством различных видов искусств. Этому способствуют различные культурно-массо­вые мероприятия типа конкурса художественной самодеятельно­сти, концерты, музыкально-литературные композиции, капустники и т.д.

Трудовая деятельность приучает студентов к ответственности, формирует коллективистические навыки работы, поэтому немаловажную роль играют организация дежурства и участие студентов в субботниках по благоустройству территории, шефская деятельность по уборке помещений в домах престарелых, в детских домах, уборка улиц родного города.

Профессиональная деятельность осуществляется посредством формирования у студентов системы нравственных качеств, нужных для профессии, профессиональной ориентации. Для этого организуются различные конкурсы педагогического мастерства, педагогические классные часы, экскурсии в образовательные учреждения, посещение образовательных выставок, музейных экс­позиций и т.д.

Общественно-политическая деятельность строится на системе групповых и общеколледжных традиций; активной социальной позиции; формировании у студентов таких нравственных качеств личности, как эмпатийность, толерантность, добросердечность, милосердие; на организации корпоративной деятельности как деятельности по созданию высокоорганизованного коллектива единомышленников. Этому способствуют воспитательные меро­приятия «Празднование дня рождения образовательного учреж-дения», участие студентов в различных молодежных общественных движениях, студенческом самоуправлении и т.д.

Спортивно-оздоровительная деятельность представляет собой организацию спортивной деятельности студентов, освоение принципов здорового образа жизни посредством их участия в разнооб­разных спортивных мероприятиях: спартакиадах, олимпиадах, акциях, пропагандирующих здоровый образ жизни и т.д.

В рамках обозначенных видов деятельности важно то, что отно­сится к организации диагностических мероприятий, позволяющих отслеживать уровень и динамику профессионального воспитания; наличие у студентов профессиональных установок, намерений, ценностей; определение личностных возможностей студентов, а также консультирование, которое позволяет развить у них нужные для профессиональной деятельности организаторские навыки, определить личностно-профессиональный потенциал студента, способствует развитию самостоятельности в принятии решений и деятельности.

Много значит и информационное обеспечение воспитательной деятельности, позволяющее не только информировать студентов о жизни учебного заведения, но и перевести цели жизнедеятельно­сти образовательного учреждения в личностные цели студентов.

Воспитательная работа - деятельность преподавателей по налаживанию, организации и ведению воспитательного процесса.

Воспитательная работа разделяется:

1) на запланированную воспитательную работу в рамках вос­питательной деятельности внутри колледжа. Этот вид работы осуществляют заместитель директора колледжа по воспитательной работе и классный руководитель (куратор) учебной группы;

2) внеклассную работу - это работа преподавателей, связанная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности студентов. Это часть воспитательной деятельности студентов в колледже предполагает участие студентов в различных кружках, спортивных секциях, походах, работу в библиотеке, самообслуживающий труд в виде дежурства учебных групп и субботников по благоустройству территории или уборке помещений колледжа, участие в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах как в местных, так и в муниципальных, региональных, федеральных.

Воспитательное мероприятие (дело) - конкретный и закончен­ный фрагмент воспитательной деятельности. Как правило, воспитательное мероприятие имеет разные формы: классный час, экс­курсия, различные вечера, конкурсы, соревнования, игры и т.д.

Таким образом, воспитание как педагогическая категория имеет сложную организацию, составляющими компонентами которой становятся воспитатель, воспитанник, воспитательный процесс, воспитательная система, воспитательная деятельность, воспитательная работа, воспитательное мероприятие. Воспитание отличается своеобразными признаками, своими принципами и законами, требует от воспитателя максимально внимательного отношения к воспитанникам, создания условий для творческой самореализации в процессе разнообразных видов воспитательной деятель­ности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...