Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные подходы и концепции воспитания




Конец XX в. ознаменован новым направлением мировой, в том числе и российской, педагогической мысли по отношению к образованию:

- меняется взгляд на образование в направлении более глубо­кого понимания его как культурного процесса, в основе которого проявляются гуманистические и творческие способы взаимодействия его участников;

- меняется представление о личности и ее роли в педагогиче­ском процессе;

- подвергается пересмотру отношение к обучаемому как объекту педагогических воздействий. Закрепляется новое положение субъекта образования и собственной жизни, обладающих уникальной индивидуальностью. Педагогическая поддержка юношеской индивидуальности рассматривается как одна из главных целей образования.

Существующие на сегодняшний день подходы и концепции воспитания направлены на наполнение воспитательной системы новым содержанием, в соответствии с существующей личностно ориентированной парадигмой образования и теми его особенно­стями, которые уже перечислены. Многовариантность появившихся подходов и концепций открывает новые возможности для развития педагогического творчества преподавателей в реализации целей воспитания будущих профессионалов.

«Подход» здесь является комплексным педагогическим средством и включает три компонента:

- основные понятия, используемые в процессе изучения и преобразования воспитательной практики;

- принципы как исходные положения, главные правила осуществления воспитательной деятельности;

- приемы и методы построения воспитательного процесса.
Раскроем основные подходы к воспитанию.
Традиционно воспитание строилось, исходя из комплексного

подхода.

Комплексный подход предполагает, что все компоненты воспитания: цели, задачи, содержание воспитательных влияний; деятельность воспитуемых; формы и методы воспитания и самовоспитания; контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ полученных результатов, позволяет наметить новые цели с учетом достигнуто­го и появившихся проблем.

Одним из центральных подходов воспитания будущего про­фессионала является ценностный, как его еще называют, аксио­логический подход. У мира педагогических ценностей две составляющие - ценности воспитателя и ценности воспитанника. Выделяют еще несколько разновидностей педагогических ценностей: личностные, групповые, социальные, общественно-политические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные.

В системе отношений наставников и воспитанников проявляется система ценностных ориентации, субъективированных лич­ностью. Эффективность системы педагогического воздействия зависит от того, насколько личностные представления человека о его назначении, достоинстве, духовной свободе соответствуют нормативным, пропагандируемым ценностям.

Важное место в современной системе воспитания отводится синергетическому подходу.

За последние годы возникла необходимость обращения к иде­ям теории самоорганизации, широко известной как наука синер­гетика. Это кооперативная наука, изучающая системы с самоор­ганизацией, т.е. внутренней способностью выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания.

Предметом исследований синергетики являются законы само­организации и эволюции сильно неравновесных открытых систем, пребывающих в состоянии неустойчивости. Это системы любой

природы, обменивающиеся энергией с окружающей средой через все свои точки.

Основные разработки синергетики связаны с вероятностным прогнозированием развития веера возможностей, который возникает при кризисных состояниях и разрушении старых структур, что обеспечивает переход системы в более высокое качество. Осо­бое внимание уделяется способам заимствования возникающей системой энергии из окружающей, как правило хаотичной, среды, а также разработке методологии, обеспечивающей основу для существования и развития системы в режиме жизнеспособного компромисса. Синергетика дает научный анализ понятию «хаос», рассматривая его как источник развития.

Теория самоорганизации строится на утверждении, что существование в системе нестабильных, неустойчивых состояний является условием ее стабильного и динамического развития. Характерным качеством любой социальной системы является противо­речие между хаосом и упорядоченностью в развитии. С одной стороны, налицо развитие системы по направлению к целостно­сти, упорядоченности, а с другой - целостность системы есть остановка в ее развитии.

Потенциал самоорганизации свойственен личностной характеристике россиянина как естественная потребность в нонконформистской, неадаптивной активности. Как возможность пре­одоления кризиса он присутствует в деятельности личностных структур сознания в виде генетической, национально сообразной потребности осмысливать ситуацию посредством специфически российской способности переживать, принимать близко к сердцу происходящее. Можно с уверенностью полагать естественное наличие задатков особой культуры переживания, которая проявляется в деятельности личностных структур сознания как основа его самоорганизации для мобилизации сил личности на преодоление кризиса.

Главным условием, определяющим на сегодняшний день возможность обращения к педагогическому потенциалу синергетики, является перманентный кризис, в котором находятся все сферы российской жизни, в том числе и система образования, кото­рая в целом подпадает под действие законов самоорганизации и эволюции сильно неравновесных открытых систем, пребывающих в постоянном состоянии неустойчивости.

Педагогическая перспектива синергетики определяется тем, что в гуманистических образовательных системах она играет роль развивающего, ненасильственно «помогающего» фактора.

Синергетический подход в моделировании воспитательной системы рассматривается как осознание субъектом потребности в изменении существующего или ожидаемого положения вещей в материальной либо в идеальной сфере и определение цели своей деятельности.

Следует отметить, что развитие личности как самоорганизую­щейся системы происходит посредством овладения социальными ролями, обеспечивающими социализацию, а затем и персонализацию человека. Личность одновременно и присваивает внешнее, и творит внутреннее, а по мере накопления опыта и развития творческих способностей преобразует внешнее и создает новое для себя и для других.

Синергетический подход позволяет характеризовать воспитательные системы колледжей, с одной стороны, как системы не­упорядоченные, неравномерные и нестабильные, а с другой -как системы самоорганизующиеся.

Еще один подход, с помощью которого организуется воспитательный процесс, - это философско-антропологический подход. Основу его составляет идея К.Д.Ушинского, который говорил о человеке как предмете воспитания, как человеке развивающемся и воспитывающемся. Преподаватель должен иметь синтез знаний о человеке, чтобы использовать его в интересах обучения и воспитания.

Согласно данному подходу цель, предмет и ценность воспитания - Человек и его бытие в мире.

В связи с этим оно направлено на постижение духовной жизни воспитанника и осуществляется благодаря диалогическому взаимодействию воспитателя и воспитанника. Основная задача вос­питателя - понять, принять еще не осознанные цель, смысл жизни, поступок воспитанника как единство действия, переживания, убеждения, мысли и чувства. Центральным принципом этого подхода является антропологический принцип. Суть его в том, что понятие «человек» рассматривается как исходная, базовая катего­рия; выбор человека в качестве исходной ценности определяет ме­тоды, средства и формы воспитания, которые позволяют акцентировать внимание и взаимные усилия воспитателя и воспитанников на актуализации, воспроизведении человеческого в человеке.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса требует введения в воспитательную практику колледжей полисубъектного подхода.

Полисубъектный подход предполагает, что преподаватель не учит, а активизирует, стимулирует стремление студентов к само­развитию, создает условия для творческой самореализации.

Помимо перечисленных в воспитательном процессе действуют такие подходы, как системный, деятельностный, личностно ориентированный, культурологический1.

К началу XXI в. сложилась система современных концепций воспитания, позволяющая ориентировать учебно-воспитательный процесс на реализацию личностно ориентированной парадигмы воспитания. Дадим краткую характеристику некото­рым из них. Обратим внимание на тот факт, что данные концепции носят универсальный характер и могут быть использованы не только при построении воспитательной системы общеобразовательной школы, на которую они ориентированы, но и в воспитательном процессе среднего профессионального учебного заведения.

Педагогика свободы (О.С.Газман). В рамках этой концепции воспитание понимается как деятельность, основанная на свобод-ном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке.

Цель воспитания - помощь воспитаннику как субъекту сво­бодного сознания (осознания), свободой деятельности (самодея-тельности), свободного выбора (самоопределения); ориентация воспитателя на воспитанника как на уникальную духовную «са-мость», как на индивидуальную действительность.

Главная ценность образования, и в том числе воспитания, -сознание. Сознание творит деятельность, а значит, и самого чело­века. Сознание личности как целостная категория включает в себя три взаимосвязанных компонента: «образ мира», «образ мыслей», «образ Я».

Свобода рассматривается в данной концепции как способность к автономному существованию, способность независимо, само­стоятельно реализовать свое предназначение, осуществлять соб­ственный индивидуальный выбор.

Индивидуализация рассматривается О. С. Газманом как поддерж-ка того единого, особого, своеобразного, что заложено в человеке от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. В инди-видуализации первичен индивид, вторично общество: человек -цель, общество - средство.

Важным аспектом педагогики свободы является самопознание личности.

В соответствии с «педагогической свободой» провозглашена «педагогическая поддержка» - она состоит в том, что педагог со­вместно с воспитанником определяет его интересы, цели, возмож-ности, пути преодоления препятствий или проблем, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Педагогическая поддержка - это взаимоотношения равнопра-вия, равноценности, уважения и доверия.

Педагогика ненасилия (В.А.Ситаров, В.Г.Маралов). Цель пе­дагогики ненасилия - воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уваже-ния прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому, это решение конфликтов без использова-ния открытых и скрытых форм принуждения.

Обозначенная цель реализуется посредством решения двух групп задач.

1. Воспитание у подрастающего поколения миролюбия, духа ненасилия:

- формирование негативного отношения к войне; миролюбия как способности к международному и межнациональному взаи-мопониманию; отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов;

- ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;

- гуманное отношение к другим людям и к самому себе, уме-ние ненасильственными путями разрешать межличностные и внут-риличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.

2. Гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодей-ствия педагогов и воспитанников:

- гуманизация существующих методов и форм работы в учеб­ных заведениях разного типа, системы взаимодействия субъектов педагогического процесса;

- разработка и внедрение новых методов и форм педагогиче­ской деятельности, построенных на идеях ненасилия;

- реформирование подготовки будущих педагогов средних и высших профессиональных учебных заведениях, формирование у них личностных свойств и специальных умений, позволяющих в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать са-мим без использования принуждения.

Ненасилие определяется как:

а) универсальный принцип, регулирующий отношение чело­
века к миру и другим людям;

б) форма общественно-политической борьбы;

в) отношение человека к природе и всему живому;

г) способ решения глобальных проблем человечества;

д) общечеловеческая ценность. Это положение является осно­
вополагающим в педагогике ненасилия, поэтому обозначим ос­
новные положения, позволяющие утверждать данный тезис.

Ненасилие - это жизнеутверждение как альтернатива закону «уравновешивания», который построен на непротивлении злу на-силием. Жизнеутверждение - это активная позиция человека, когда он берет на себя всю полноту ответственности, демонстри-руя особую силу духа и разума.

Ненасилие - это преодоление эгоцентризма и выражение люб­ви. Эгоцентричный человек принимает за исходную точку восприя-тия мира собственную личность, а преодолеть эгоцентричность -значит сориентироваться на другого человека и его позицию. Любовь - высшее проявление духовности человека, как усиление существования другого человека.

Ненасилие - это независимость, которая появляется в резуль-тате предоставления личности свободы выбора, но при возложе­нии на себя определенных обязательств. Независимость порожда-ет сорадость, сочувствие, сострадание другому человеку, поэтому появляется позитивное взаимодействие с другими людьми.

Ненасилие - это позитивное взаимодействие субъектов без использования открытых и скрытых форм принуждения, демон-страции способности к согласованию действий в достижении позитивного результата, сохранение независимости сторон.

Парадигма ненасилия имеет опору на положительную эмоцию и выражается в позиции ненасилия, которая выступает основой для осуществления ненасильственного взаимодействия и обще-ственно одобряемого поведения человека в целом.

Структура позиции ненасилия:

- мотивационно-ценностный компонент, определяющий смыс-ловую составляющую позиции ненасилия;

- когнитивный компонент, имеющий две стороны: с одной стороны, отказ от намерения совершить принуждающие действия; с другой - формирование намерения, собственные ненасильствен-ные действия, выраженные в стремлении поддержать или усилить личность другого человека;

- эмоциональный компонент, выражающий способность че-ловека преодолевать свою раздражительность, обиду по отноше-нию к другому человеку. Работа над собой позволяет этим эмоци-ям перерасти в уверенность и эмоциональную устойчивость, а их отсутствие или неблагоприятные условия приводят к подозритель-ности, враждебности, агрессии;

- поведенческий компонент, основу которого составляет ини-циативное ненасильственное действие. Ненасильственное действие является формой совместной деятельности в сотрудничестве. Со­трудничество представляет собой разделение деятельности при наличии общей цели и форму взаимодействия, когда на фоне по­зитивного восприятия, эмоционального отношения, взаимопони-мания субъекты занимают особое положение.

Позиция ненасилия характеризуется:

- умением не раздражаться и не обижаться;

- эмоциональной устойчивостью;

- уверенностью в себе;

- позитивной открытостью;

- способностью к социальной децентрации;

- терпимостью к чужому мнению, другим людям;

- расширением границ субъективной свободы;

- приоритетом организационных воздействий над дисципли-нарными;

- преобладанием активных форм реагирования над реактив-ными;

- приоритетом позитивных форм оценивания;

- способностью педагога подключить воспитанников к целям воспитателя и, наоборот, умением его подключиться к целям вос­питанника;

- наличием умений конструктивной критики.

Для реализации цели и задач педагогики ненасилия необходи-мо соблюсти ряд условий. К ним относятся:

а) ориентированность преподавателей на личностную модель
взаимодействия со студентами;

б) создание серии специфических предпосылок для организа-
ции жизнедеятельности воспитанников на ненасильственной ос­
нове и формирование у них на разных этапах онтологического
развития позиции ненасилия.

Данные условия выполнимы, если воспитанникам предоставля-ется свобода выбора, когда все виды деятельности имеют ненасиль-ственное содержание, отдается приоритет позитивной оценочной доминанте, если родители воспитанников активно привлекаются к проблемам развития у студентов способности к ненасильствен-ному взаимодействию.

Концепция системного построения процесса воспитания (В. А. Ка-раковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).

Воспитание понимается как целенаправленное управление про­цессом развития личности.

Цель воспитания - всестороннее гармоничное развитие лич­ности. Цель осуществляется путем решения следующих задач вос­питания:

1) формирование у воспитанников целостной и научно обосно-ванной картины мира;

2) формирование гражданского самосознания личности;

3) приобщение студентов к общечеловеческим ценностям;

4) развитие у воспитанника креативности;

5) формирование самосознания и осознание личностью соб-ственного «Я», помощь воспитаннику в самореализации.

Реализация обозначенных целей и задач требует создания гу-манистической системы воспитания, содержанием которой ста-новятся общечеловеческие ценности, такие, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Системно-ролевая теория формирования личности (Н.М.Та-ланчук). Воспитание - это процесс человековедения, протекаю-щий как регулирование освоения личностью системы социальных ролей.

Человековедение - это ведение к человеческому идеалу.

Цель воспитания - формирование гармонично развитой лич-ности, готовой и способной полноценно осваивать систему соци­альных ролей.

Социальные роли человек осваивает при вхождении в состав определенного сообщества людей, когда ему приходится прояв-лять активность при наследовании и приумножении социальных ценностей.

Осваивая эту роль, человек приобретает качества, позволяю­щие ему стать личностью. Так, человек объективно становится

семьянином и выполняет свой супружеский, сыновне-дочерний долг или профессионалом, способным мастерски выполнять свою работу; гражданином страны, обладающим высокой нравствен-ной, эстетической, правовой, экологической культурой, и т.д.

Для процесса воспитания главным является создание педаго­гически целесообразных условий для усвоения растущим челове-ком знаний, идеалов, норм поведения, отношений между людьми в различных сферах жизнедеятельности. Образовательные учреж-дения и другие социальные институты должны целенаправленно готовить своих воспитанников к выполнению различных соци-альных ролей.

Воспитание как педагогический компонент социализации (М. И. Рожков). Воспитание понимается как педагогический ком-понент процесса социализации, который предполагает целена-правленные действия по созданию условий для развития человека.

Цели воспитания разделены на две группы: идеальная - идеал гармонично развитого человека; реальная, конкретизируемая в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой ус­ловий их развития.

Результатом воспитания является социальное развитие челове­ка, предполагающее позитивное изменение в его взглядах, мотивах, реальных действиях. Воспитание должно обеспечить усвоение воспитанниками системы гуманистических ценностей, развитие всех существующих сфер человека: интеллектуальной, мотиваци-онной, эмоциональной, предметно-практической, экзистенцио-нальной, волевой, сферы саморегуляции.

Воспитание ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская). Воспитание понимается как процесс педагогической помощи вос­питаннику в становлении его субъектности, культурной иденти-фикации, социализации, жизненном самоопределении.

Цель воспитания - это целостный человек культуры.

Человек культуры - это:

а) личность гуманная, духовная, творческая и адаптивная;

б) гражданин;

в) нравственный человек;

г) человек с развитой потребностью поиска смысла жизни, с
выраженной направленностью на созидательную деятельность.

Исходное положение этой концепции - воспитание выполня-ет в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции:

- сохранения, воспроизводства и развития культуры;

- обслуживания исторического процесса смены поколений;

- свободного развития личности как субъекта культуры, его собственного развития и жизнетворчества.

Идеология воспитания представлена в виде совокупности по­ложений, выражающих интересы детей, молодежи, нуждающихся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина на образование и приобщение к ценностям человеческой культуры, на творческое развитие и самоопределение.

Воспитание осуществляется в рамках личностно ориентирован-ного образования, представляющего собой часть культуры, кото­рая, с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на ее сохранение и развитие через человека. Восхождению человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры способствуют культурные функции образования.

Важнейшая из них - гуманитарная. Ее суть - сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравствен-ности.

Для этого нужно показать личности механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога, а также осуществить защиту и педагогическую поддержку индивидуаль-ности воспитанника, выявляя совместно с воспитанником его жизненные проблемы. Общая педагогическая поддержка всех вос­питанников создает эмоциональный фон доброжелательности, взаи-мопонимания и сотрудничества, а индивидуально-личностная обеспечивает диагностику развития, обучения, воспитанности каж-дого из них.

Кулътуросозидателъная, или культурообразующая, функция спо­собствует сохранению, воспроизводству и развитию культуры сред-ствами образования.

Для реализации данной функции необходимо осуществить от-бор культуросообразного содержания и воссоздать в образователь-ных структурах культурные образцы и нормы, проектирующие зримые элементы культурной среды, культуросообразного устрой-ства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культу-ры - в образование.

Функция социализации проявляет себя в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие от-ношения индивида к миру, социальную позицию, самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта и сколько берет и как ее психика эти приобретения качественно перерабатывает, какое придает им значение. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, образование должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выжи-вания, сохранения своей индивидуальности.

Концепция формирования образа жизни, достойного Человека (Н.Е.Щуркова). Воспитание понимается как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества как развитие способности жить в нем и созидательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Воспитание рассматривается как фактор вхождения российского общества в контекст мировой культуры. В связи с этим:

- воспитание необходимо рассматривать с позиций культуры;

- слагаемыми воспитания являются освоение, усвоение и при-своение мира ребенком на уровне современной культуры;

- содержание воспитания рассматривается как система отно-шений к ценностям достойной жизни достойного Человека, а зна-ний и умений - как средства проживания ценностных отноше­ний человека к миру и с миром;

- поле воспитательного процесса распространяется на всю жизнедеятельность воспитанника;

- представление о содержании жизни достойного Человека предстает как бесконечная цепь вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, а ставит ряд новых, из того следует, что воспитание есть приручение к самостоятельному вы-бору жизненного пути, образа жизни и ответственности за свой выбор.

Воспитание направлено на приобщение к ценностям культуры в следующей последовательности: жизнь Природы, жизнь Чело­века, жизнь Общества, образ жизни, достойной Человека, внут-ренний мир человека.

Воспитание в контексте культуры - это апелляция к аккуму-ляторам культуры: науке, искусству, морали, персоналиям, мате-риальным предметам, - выбор которых определяется трехсторон-ним подходом: «ЗНАЮ, УМЕЮ, ЛЮБЛЮ».

Воспитательный процесс - это целенаправленный, двусторон-ний, информационно-деятельностный, коллективно-творческий, коммуникативный, управляемый процесс, обращенный к духов-ному миру личности.

Основу концепции составляет личностно ориентированный под-ход.

Концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С. В. Кульневич). Эта концепция имеет особое значение для про­ектирования воспитательной системы колледжа или вуза.

Воспитание понимается как процесс самоорганизации лично­сти средствами своих внутренних ресурсов, востребующих опре­деленной внешней инициации.

Ведущей идеей концепции является идея о формировании лич-ностных структур сознания студентов и преподавателей как ис­точника и механизма самоорганизуемого педагогического творче-ства. Оно отличается от «творческих заданий» тем, что педагог может принимать педагогические решения, руководствуясь подсказками особым образом развитого сознания. Идея о приоритет-ной роли личностных структур сознания и формировании опыта самоорганизации базируется на синергетической трактовке фе-номена самореализации, который состоит в способности системы к самопреобразованию в новое качество, т.е. к саморазвитию. В качестве системы может выступать и сознание педагога, и обра-зование. Одним из важнейших условий актуализации данной способности являются состояния неустойчивости (кризисности) ситуации. Переход в новое состояние сопровождается пережива-ниями, осознанием самой ситуации и своего места в ней. Это приводит к возникновению личностной позиции двух видов: со­циальной мимикрии, т.е. полного подчинения условиям среды с неизбежной ассимиляцией и деградацией личности, или актив-ной творческой деятельности по преобразованию ситуации.

Среди законов самоорганизации важнейшее место занимает закон развития самоорганизующихся систем. Его суть состоит в том, что становление более сильной новой системы происходит в условиях ее открытости, пребывания в кризисном состоянии, ха-рактеризующемся неустойчивостью, неравновесностью, нелиней-ностью. Чтобы достигнуть должной устойчивости, новая структу-ра в процессе эволюции и сопровождающих ее отклонений и слу-чайностей должна самостоятельно «выжить».

Методологически значимыми для разработки педагогических аспектов самоорганизации являются следующие положения:

- система личности или система образования сама формирует свою границу;

- развитие личностной системы не однолинейно, неравновес­но, альтернативно и хаотично;

- концепции самоорганизации - это своеобразное противо-ядие против доктринальной идеологии в образовании;

- концепции самоорганизации открывают новое измерение в изучении стихийных процессов, внося в них элементы мягкого и тонкого регулирования. В качестве одного из элементов такого регулирования выступает процесс профессиональной подготовки будущего педагога;

- управление данным процессом должно быть настроено на то, чтобы «запустить» механизмы самоорганизации, потенциаль-но заложенные в личностной системе индивида;

- регулирование должно учитывать деликатность механизма самоорганизации: управляющие воздействия должны отвечать его гуманной сущности, в противном случае они разрушат самоорганизацию.

Самоорганизация - свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более жизнестойких структур. Педагогическая самоорганизация - спо­собность педагога к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определен-ной внешней инициативы. В самоорганизующихся системах ос­новной фактор развития - внутренний. Внутренние ресурсы -это личностные структуры сознания: критичность, мотивиро­вание, рефлексия, коллизийность, опосредование, автономность и др. Они формируют личностный опыт сознания собственной картины мира. Феномен самоорганизации сознания опосредуется процессами осмысления, переосмысления и определенной диск-редитации как традиционного содержания педагогической дея-тельности, так и осмысления ее новых ориентиров.

Воспитательная деятельность современного педагога характе­ризуется понимающим и сопереживающим соучастием, оказани-ем педагогической поддержки воспитанникам. Поэтому будущий педагог должен обладать навыками проектирования социально-культурной среды, построения психолого-педагогических условий нормального развития человека на основных этапах онтогенеза. Происходит изменение требований к работе педагога: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание воспитанника, развивать его способности к самореали-зации. В связи с этим будущий педагог в большей степени должен стать не предметником и методистом, а феноменологом нового типа воспитания. Определим смысл и содержание феноменоло­гической деятельности.

Феноменология представляет собой:

1) учение о путях и способах развития человеческого сознания, понимаемое как саморазвитие нравственной (духовной) стороны личности;

2) учение о феноменах, т.е. необычных, парадоксальных явле­ниях, которые даны нам не только в чувственном восприятии, но и в смысловом значении;

3) смыслопоисковый способ углубленного познания внутрен-них источников, связей, механизмов развития, смысла явлений;

4) путь гуманной организации познающего сознания.
Феномены выбора, свободы, нравственности, самореализации -

это не только результат влияния внешних факторов, таких, как среда, условия существования, этнические образцы поведения, но и внутренних факторов, в первую очередь - сознания и его внут-реннего содержания - личностных структур в виде рефлексии, критичности, мотивирования. Внутренние факторы и определя-ют целеустремленность, интерес, волю к самореализации и само­утверждению личности.

Личность может найти опору для построения себя в нравствен-ных ценностях, соответствующих ее субъективному опыту нрав-ственности.

С феноменологической точки зрения механизм познания цен-ностей «запускается» при использовании следующих принципов:

1) принципа самоформирования проблемного мышления, по­зволяющего человеку осознать смысл и содержание общечелове­ческих ценностей, путей осуществления их в жизни посредством самостоятельного целеполагания. Проблемное мышление помо­гает человеку решить для себя вопрос о его положении между действительностью и идеальным требованием;

2) принципа очеловечивания ценностей - только через чело­века ценности воздействуют на мир, предоставляя ему власть над вещами, позволяющую вмешиваться в естественный ход событий и изменять его, руководствуясь категорическим (нравственным) императивом. Для этого ценности должны быть приняты на уров-не личного смысла, т.е. быть поняты и приняты как имеющие значение для личности;

3) принципа переживания содержания ценностей. Феномено­логия предлагает личности выбирающего исследовать факты с их внутренней, явно не обозначенной, но всегда определяющей сто­роны. Такой взгляд в первую очередь обращается к тому, что пе­реживает сознание, т.е. к ценностям, составляющим его содер­жание;

4) принципа феноменологической редукции. Редукция как воз-вращение, упрощение, очищение позволяет свести в одну точку, сосредоточить «рассеянные» в пространстве и времени понятия ценностей.

Из феноменологических смыслопорождающих факторов, ко­торые сознание вводит в схему жизни через человека, наиболь-ший интерес с позиций феноменологии воспитания представля-ют факторы интеллигибельного и морального чувства.

Интеллигибельное чувство устанавливает «объективирующую» ось сферы существования. Интеллект использует это чувство для изыскания смыслов во всех проявлениях естественной жизни и разработке проектов ее бесконечного расширения. Интеллект объективен потому, что находится перед нами и привносит в наше восприятие проверку, оценку, удовольствие, преобразования в соответствии с порядком, изобретенным нами и призванным пра-вить этим миром.

Моральное чувство водит субъективирующую ось человеческих значений, через которую человек развивается как самоорганизу-ющееся существо. Через моральное чувство вводится обращенная на себя линия индивидуального поведения.

Моральные чувства - забота о наших личных и общественных интересах - позволяют человеку оценить его положение в един-стве всего живого. Моральные чувства определяют социальную сферу, в которой участники считаются с интересами, склонностя-ми и чувствами других.

Обозначим сложности в реализации концепций воспитания и их разработки:

- отсутствие общетеоретического подхода к воспитанию как к непрерывному процессу от дошкольника до студента профессио­нальной школы;

- многообразие трактовок самого понятия «воспитание»;

- разброс мнений в определении предмета воспитания: это и чувства, и система социальных ролей, и духовность, и направлен-ность на успех;

- отсутствие общероссийских, общенародных совокупностей жизненных ценностей, формулируемых на пересечении трех ос­новных осей: индивидуализм - коллективизм; прагматизм - ду-ховность; атеизм - вера;

- налицо социальная стратификация российского общества. На современном этапе есть опасность заметного его расслоения по категории доходов, которая сейчас существует лишь в крупных мегаполисах. Данная тенденция создает реальную угрозу созда-нию единой стратегии воспитания;

- иерархизация ценностей общественного сознания. Существу-ют три плана ценностей: бытийные (жизнь, бытие, созидание); нравственные: добро, вера, красота, истина, свобода: моральные (достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность).

При разработке стратегии воспитанияв образователь­ной системе следует учесть, что процесс реализации складывается из таких стратегий:

1) стратегии сохранения (того, что актуально существует);

2) стратегии изменения (того, что изменяется или должно быть изменено);

3) стратегии развития (того, что развивается);

4) стратегии предотвращения.

При разработке конкретной концепции нужно определить до­минанту одной из них.

Таким образом, все существующие на сегодняшний день под-ходы и концепции отражают три направления воспитательного взаимодействия всех его участников:

- в воспитательной системе образовательного учреждения, где в совокупности функционируют все системы и направлены они на развитие каждого воспитанника;

- воспитательной системе учебной группы, где реализуется вся активная деятельность и взаимодействие воспитанников;

- системе индивидуальн<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...