Современные подходы и концепции воспитания
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Конец XX в. ознаменован новым направлением мировой, в том числе и российской, педагогической мысли по отношению к образованию: - меняется взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, в основе которого проявляются гуманистические и творческие способы взаимодействия его участников; - меняется представление о личности и ее роли в педагогическом процессе; - подвергается пересмотру отношение к обучаемому как объекту педагогических воздействий. Закрепляется новое положение субъекта образования и собственной жизни, обладающих уникальной индивидуальностью. Педагогическая поддержка юношеской индивидуальности рассматривается как одна из главных целей образования. Существующие на сегодняшний день подходы и концепции воспитания направлены на наполнение воспитательной системы новым содержанием, в соответствии с существующей личностно ориентированной парадигмой образования и теми его особенностями, которые уже перечислены. Многовариантность появившихся подходов и концепций открывает новые возможности для развития педагогического творчества преподавателей в реализации целей воспитания будущих профессионалов. «Подход» здесь является комплексным педагогическим средством и включает три компонента: - основные понятия, используемые в процессе изучения и преобразования воспитательной практики; - принципы как исходные положения, главные правила осуществления воспитательной деятельности; - приемы и методы построения воспитательного процесса. подхода. Комплексный подход предполагает, что все компоненты воспитания: цели, задачи, содержание воспитательных влияний; деятельность воспитуемых; формы и методы воспитания и самовоспитания; контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ полученных результатов, позволяет наметить новые цели с учетом достигнутого и появившихся проблем.
Одним из центральных подходов воспитания будущего профессионала является ценностный, как его еще называют, аксиологический подход. У мира педагогических ценностей две составляющие - ценности воспитателя и ценности воспитанника. Выделяют еще несколько разновидностей педагогических ценностей: личностные, групповые, социальные, общественно-политические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные. В системе отношений наставников и воспитанников проявляется система ценностных ориентации, субъективированных личностью. Эффективность системы педагогического воздействия зависит от того, насколько личностные представления человека о его назначении, достоинстве, духовной свободе соответствуют нормативным, пропагандируемым ценностям. Важное место в современной системе воспитания отводится синергетическому подходу. За последние годы возникла необходимость обращения к идеям теории самоорганизации, широко известной как наука синергетика. Это кооперативная наука, изучающая системы с самоорганизацией, т.е. внутренней способностью выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания. Предметом исследований синергетики являются законы самоорганизации и эволюции сильно неравновесных открытых систем, пребывающих в состоянии неустойчивости. Это системы любой природы, обменивающиеся энергией с окружающей средой через все свои точки. Основные разработки синергетики связаны с вероятностным прогнозированием развития веера возможностей, который возникает при кризисных состояниях и разрушении старых структур, что обеспечивает переход системы в более высокое качество. Особое внимание уделяется способам заимствования возникающей системой энергии из окружающей, как правило хаотичной, среды, а также разработке методологии, обеспечивающей основу для существования и развития системы в режиме жизнеспособного компромисса. Синергетика дает научный анализ понятию «хаос», рассматривая его как источник развития.
Теория самоорганизации строится на утверждении, что существование в системе нестабильных, неустойчивых состояний является условием ее стабильного и динамического развития. Характерным качеством любой социальной системы является противоречие между хаосом и упорядоченностью в развитии. С одной стороны, налицо развитие системы по направлению к целостности, упорядоченности, а с другой - целостность системы есть остановка в ее развитии. Потенциал самоорганизации свойственен личностной характеристике россиянина как естественная потребность в нонконформистской, неадаптивной активности. Как возможность преодоления кризиса он присутствует в деятельности личностных структур сознания в виде генетической, национально сообразной потребности осмысливать ситуацию посредством специфически российской способности переживать, принимать близко к сердцу происходящее. Можно с уверенностью полагать естественное наличие задатков особой культуры переживания, которая проявляется в деятельности личностных структур сознания как основа его самоорганизации для мобилизации сил личности на преодоление кризиса. Главным условием, определяющим на сегодняшний день возможность обращения к педагогическому потенциалу синергетики, является перманентный кризис, в котором находятся все сферы российской жизни, в том числе и система образования, которая в целом подпадает под действие законов самоорганизации и эволюции сильно неравновесных открытых систем, пребывающих в постоянном состоянии неустойчивости. Педагогическая перспектива синергетики определяется тем, что в гуманистических образовательных системах она играет роль развивающего, ненасильственно «помогающего» фактора.
Синергетический подход в моделировании воспитательной системы рассматривается как осознание субъектом потребности в изменении существующего или ожидаемого положения вещей в материальной либо в идеальной сфере и определение цели своей деятельности. Следует отметить, что развитие личности как самоорганизующейся системы происходит посредством овладения социальными ролями, обеспечивающими социализацию, а затем и персонализацию человека. Личность одновременно и присваивает внешнее, и творит внутреннее, а по мере накопления опыта и развития творческих способностей преобразует внешнее и создает новое для себя и для других. Синергетический подход позволяет характеризовать воспитательные системы колледжей, с одной стороны, как системы неупорядоченные, неравномерные и нестабильные, а с другой -как системы самоорганизующиеся. Еще один подход, с помощью которого организуется воспитательный процесс, - это философско-антропологический подход. Основу его составляет идея К.Д.Ушинского, который говорил о человеке как предмете воспитания, как человеке развивающемся и воспитывающемся. Преподаватель должен иметь синтез знаний о человеке, чтобы использовать его в интересах обучения и воспитания. Согласно данному подходу цель, предмет и ценность воспитания - Человек и его бытие в мире. В связи с этим оно направлено на постижение духовной жизни воспитанника и осуществляется благодаря диалогическому взаимодействию воспитателя и воспитанника. Основная задача воспитателя - понять, принять еще не осознанные цель, смысл жизни, поступок воспитанника как единство действия, переживания, убеждения, мысли и чувства. Центральным принципом этого подхода является антропологический принцип. Суть его в том, что понятие «человек» рассматривается как исходная, базовая категория; выбор человека в качестве исходной ценности определяет методы, средства и формы воспитания, которые позволяют акцентировать внимание и взаимные усилия воспитателя и воспитанников на актуализации, воспроизведении человеческого в человеке.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса требует введения в воспитательную практику колледжей полисубъектного подхода. Полисубъектный подход предполагает, что преподаватель не учит, а активизирует, стимулирует стремление студентов к саморазвитию, создает условия для творческой самореализации. Помимо перечисленных в воспитательном процессе действуют такие подходы, как системный, деятельностный, личностно ориентированный, культурологический1. К началу XXI в. сложилась система современных концепций воспитания, позволяющая ориентировать учебно-воспитательный процесс на реализацию личностно ориентированной парадигмы воспитания. Дадим краткую характеристику некоторым из них. Обратим внимание на тот факт, что данные концепции носят универсальный характер и могут быть использованы не только при построении воспитательной системы общеобразовательной школы, на которую они ориентированы, но и в воспитательном процессе среднего профессионального учебного заведения. Педагогика свободы (О.С.Газман). В рамках этой концепции воспитание понимается как деятельность, основанная на свобод-ном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке. Цель воспитания - помощь воспитаннику как субъекту свободного сознания (осознания), свободой деятельности (самодея-тельности), свободного выбора (самоопределения); ориентация воспитателя на воспитанника как на уникальную духовную «са-мость», как на индивидуальную действительность. Главная ценность образования, и в том числе воспитания, -сознание. Сознание творит деятельность, а значит, и самого человека. Сознание личности как целостная категория включает в себя три взаимосвязанных компонента: «образ мира», «образ мыслей», «образ Я». Свобода рассматривается в данной концепции как способность к автономному существованию, способность независимо, самостоятельно реализовать свое предназначение, осуществлять собственный индивидуальный выбор. Индивидуализация рассматривается О. С. Газманом как поддерж-ка того единого, особого, своеобразного, что заложено в человеке от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. В инди-видуализации первичен индивид, вторично общество: человек -цель, общество - средство. Важным аспектом педагогики свободы является самопознание личности. В соответствии с «педагогической свободой» провозглашена «педагогическая поддержка» - она состоит в том, что педагог совместно с воспитанником определяет его интересы, цели, возмож-ности, пути преодоления препятствий или проблем, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Педагогическая поддержка - это взаимоотношения равнопра-вия, равноценности, уважения и доверия. Педагогика ненасилия (В.А.Ситаров, В.Г.Маралов). Цель педагогики ненасилия - воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уваже-ния прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому, это решение конфликтов без использова-ния открытых и скрытых форм принуждения. Обозначенная цель реализуется посредством решения двух групп задач. 1. Воспитание у подрастающего поколения миролюбия, духа ненасилия: - формирование негативного отношения к войне; миролюбия как способности к международному и межнациональному взаи-мопониманию; отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов; - ненасильственное отношение к природе, ко всему живому; - гуманное отношение к другим людям и к самому себе, уме-ние ненасильственными путями разрешать межличностные и внут-риличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека. 2. Гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодей-ствия педагогов и воспитанников: - гуманизация существующих методов и форм работы в учебных заведениях разного типа, системы взаимодействия субъектов педагогического процесса; - разработка и внедрение новых методов и форм педагогической деятельности, построенных на идеях ненасилия; - реформирование подготовки будущих педагогов средних и высших профессиональных учебных заведениях, формирование у них личностных свойств и специальных умений, позволяющих в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать са-мим без использования принуждения. Ненасилие определяется как: а) универсальный принцип, регулирующий отношение чело б) форма общественно-политической борьбы; в) отношение человека к природе и всему живому; г) способ решения глобальных проблем человечества; д) общечеловеческая ценность. Это положение является осно Ненасилие - это жизнеутверждение как альтернатива закону «уравновешивания», который построен на непротивлении злу на-силием. Жизнеутверждение - это активная позиция человека, когда он берет на себя всю полноту ответственности, демонстри-руя особую силу духа и разума. Ненасилие - это преодоление эгоцентризма и выражение любви. Эгоцентричный человек принимает за исходную точку восприя-тия мира собственную личность, а преодолеть эгоцентричность -значит сориентироваться на другого человека и его позицию. Любовь - высшее проявление духовности человека, как усиление существования другого человека. Ненасилие - это независимость, которая появляется в резуль-тате предоставления личности свободы выбора, но при возложении на себя определенных обязательств. Независимость порожда-ет сорадость, сочувствие, сострадание другому человеку, поэтому появляется позитивное взаимодействие с другими людьми. Ненасилие - это позитивное взаимодействие субъектов без использования открытых и скрытых форм принуждения, демон-страции способности к согласованию действий в достижении позитивного результата, сохранение независимости сторон. Парадигма ненасилия имеет опору на положительную эмоцию и выражается в позиции ненасилия, которая выступает основой для осуществления ненасильственного взаимодействия и обще-ственно одобряемого поведения человека в целом. Структура позиции ненасилия: - мотивационно-ценностный компонент, определяющий смыс-ловую составляющую позиции ненасилия; - когнитивный компонент, имеющий две стороны: с одной стороны, отказ от намерения совершить принуждающие действия; с другой - формирование намерения, собственные ненасильствен-ные действия, выраженные в стремлении поддержать или усилить личность другого человека; - эмоциональный компонент, выражающий способность че-ловека преодолевать свою раздражительность, обиду по отноше-нию к другому человеку. Работа над собой позволяет этим эмоци-ям перерасти в уверенность и эмоциональную устойчивость, а их отсутствие или неблагоприятные условия приводят к подозритель-ности, враждебности, агрессии; - поведенческий компонент, основу которого составляет ини-циативное ненасильственное действие. Ненасильственное действие является формой совместной деятельности в сотрудничестве. Сотрудничество представляет собой разделение деятельности при наличии общей цели и форму взаимодействия, когда на фоне позитивного восприятия, эмоционального отношения, взаимопони-мания субъекты занимают особое положение. Позиция ненасилия характеризуется: - умением не раздражаться и не обижаться; - эмоциональной устойчивостью; - уверенностью в себе; - позитивной открытостью; - способностью к социальной децентрации; - терпимостью к чужому мнению, другим людям; - расширением границ субъективной свободы; - приоритетом организационных воздействий над дисципли-нарными; - преобладанием активных форм реагирования над реактив-ными; - приоритетом позитивных форм оценивания; - способностью педагога подключить воспитанников к целям воспитателя и, наоборот, умением его подключиться к целям воспитанника; - наличием умений конструктивной критики. Для реализации цели и задач педагогики ненасилия необходи-мо соблюсти ряд условий. К ним относятся: а) ориентированность преподавателей на личностную модель б) создание серии специфических предпосылок для организа- Данные условия выполнимы, если воспитанникам предоставля-ется свобода выбора, когда все виды деятельности имеют ненасиль-ственное содержание, отдается приоритет позитивной оценочной доминанте, если родители воспитанников активно привлекаются к проблемам развития у студентов способности к ненасильствен-ному взаимодействию. Концепция системного построения процесса воспитания (В. А. Ка-раковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова). Воспитание понимается как целенаправленное управление процессом развития личности. Цель воспитания - всестороннее гармоничное развитие личности. Цель осуществляется путем решения следующих задач воспитания: 1) формирование у воспитанников целостной и научно обосно-ванной картины мира; 2) формирование гражданского самосознания личности; 3) приобщение студентов к общечеловеческим ценностям; 4) развитие у воспитанника креативности; 5) формирование самосознания и осознание личностью соб-ственного «Я», помощь воспитаннику в самореализации. Реализация обозначенных целей и задач требует создания гу-манистической системы воспитания, содержанием которой ста-новятся общечеловеческие ценности, такие, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Системно-ролевая теория формирования личности (Н.М.Та-ланчук). Воспитание - это процесс человековедения, протекаю-щий как регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Человековедение - это ведение к человеческому идеалу. Цель воспитания - формирование гармонично развитой лич-ности, готовой и способной полноценно осваивать систему социальных ролей. Социальные роли человек осваивает при вхождении в состав определенного сообщества людей, когда ему приходится прояв-лять активность при наследовании и приумножении социальных ценностей. Осваивая эту роль, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Так, человек объективно становится семьянином и выполняет свой супружеский, сыновне-дочерний долг или профессионалом, способным мастерски выполнять свою работу; гражданином страны, обладающим высокой нравствен-ной, эстетической, правовой, экологической культурой, и т.д. Для процесса воспитания главным является создание педагогически целесообразных условий для усвоения растущим челове-ком знаний, идеалов, норм поведения, отношений между людьми в различных сферах жизнедеятельности. Образовательные учреж-дения и другие социальные институты должны целенаправленно готовить своих воспитанников к выполнению различных соци-альных ролей. Воспитание как педагогический компонент социализации (М. И. Рожков). Воспитание понимается как педагогический ком-понент процесса социализации, который предполагает целена-правленные действия по созданию условий для развития человека. Цели воспитания разделены на две группы: идеальная - идеал гармонично развитого человека; реальная, конкретизируемая в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития. Результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивное изменение в его взглядах, мотивах, реальных действиях. Воспитание должно обеспечить усвоение воспитанниками системы гуманистических ценностей, развитие всех существующих сфер человека: интеллектуальной, мотиваци-онной, эмоциональной, предметно-практической, экзистенцио-нальной, волевой, сферы саморегуляции. Воспитание ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская). Воспитание понимается как процесс педагогической помощи воспитаннику в становлении его субъектности, культурной иденти-фикации, социализации, жизненном самоопределении. Цель воспитания - это целостный человек культуры. Человек культуры - это: а) личность гуманная, духовная, творческая и адаптивная; б) гражданин; в) нравственный человек; г) человек с развитой потребностью поиска смысла жизни, с Исходное положение этой концепции - воспитание выполня-ет в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: - сохранения, воспроизводства и развития культуры; - обслуживания исторического процесса смены поколений; - свободного развития личности как субъекта культуры, его собственного развития и жизнетворчества. Идеология воспитания представлена в виде совокупности положений, выражающих интересы детей, молодежи, нуждающихся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина на образование и приобщение к ценностям человеческой культуры, на творческое развитие и самоопределение. Воспитание осуществляется в рамках личностно ориентирован-ного образования, представляющего собой часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на ее сохранение и развитие через человека. Восхождению человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры способствуют культурные функции образования. Важнейшая из них - гуманитарная. Ее суть - сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравствен-ности. Для этого нужно показать личности механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога, а также осуществить защиту и педагогическую поддержку индивидуаль-ности воспитанника, выявляя совместно с воспитанником его жизненные проблемы. Общая педагогическая поддержка всех воспитанников создает эмоциональный фон доброжелательности, взаи-мопонимания и сотрудничества, а индивидуально-личностная обеспечивает диагностику развития, обучения, воспитанности каж-дого из них. Кулътуросозидателъная, или культурообразующая, функция способствует сохранению, воспроизводству и развитию культуры сред-ствами образования. Для реализации данной функции необходимо осуществить от-бор культуросообразного содержания и воссоздать в образователь-ных структурах культурные образцы и нормы, проектирующие зримые элементы культурной среды, культуросообразного устрой-ства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культу-ры - в образование. Функция социализации проявляет себя в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие от-ношения индивида к миру, социальную позицию, самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта и сколько берет и как ее психика эти приобретения качественно перерабатывает, какое придает им значение. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, образование должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выжи-вания, сохранения своей индивидуальности. Концепция формирования образа жизни, достойного Человека (Н.Е.Щуркова). Воспитание понимается как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества как развитие способности жить в нем и созидательно строить свою жизнь, достойную Человека. Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Воспитание рассматривается как фактор вхождения российского общества в контекст мировой культуры. В связи с этим: - воспитание необходимо рассматривать с позиций культуры; - слагаемыми воспитания являются освоение, усвоение и при-своение мира ребенком на уровне современной культуры; - содержание воспитания рассматривается как система отно-шений к ценностям достойной жизни достойного Человека, а зна-ний и умений - как средства проживания ценностных отношений человека к миру и с миром; - поле воспитательного процесса распространяется на всю жизнедеятельность воспитанника; - представление о содержании жизни достойного Человека предстает как бесконечная цепь вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, а ставит ряд новых, из того следует, что воспитание есть приручение к самостоятельному вы-бору жизненного пути, образа жизни и ответственности за свой выбор. Воспитание направлено на приобщение к ценностям культуры в следующей последовательности: жизнь Природы, жизнь Человека, жизнь Общества, образ жизни, достойной Человека, внут-ренний мир человека. Воспитание в контексте культуры - это апелляция к аккуму-ляторам культуры: науке, искусству, морали, персоналиям, мате-риальным предметам, - выбор которых определяется трехсторон-ним подходом: «ЗНАЮ, УМЕЮ, ЛЮБЛЮ». Воспитательный процесс - это целенаправленный, двусторон-ний, информационно-деятельностный, коллективно-творческий, коммуникативный, управляемый процесс, обращенный к духов-ному миру личности. Основу концепции составляет личностно ориентированный под-ход. Концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С. В. Кульневич). Эта концепция имеет особое значение для проектирования воспитательной системы колледжа или вуза. Воспитание понимается как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, востребующих определенной внешней инициации. Ведущей идеей концепции является идея о формировании лич-ностных структур сознания студентов и преподавателей как источника и механизма самоорганизуемого педагогического творче-ства. Оно отличается от «творческих заданий» тем, что педагог может принимать педагогические решения, руководствуясь подсказками особым образом развитого сознания. Идея о приоритет-ной роли личностных структур сознания и формировании опыта самоорганизации базируется на синергетической трактовке фе-номена самореализации, который состоит в способности системы к самопреобразованию в новое качество, т.е. к саморазвитию. В качестве системы может выступать и сознание педагога, и обра-зование. Одним из важнейших условий актуализации данной способности являются состояния неустойчивости (кризисности) ситуации. Переход в новое состояние сопровождается пережива-ниями, осознанием самой ситуации и своего места в ней. Это приводит к возникновению личностной позиции двух видов: социальной мимикрии, т.е. полного подчинения условиям среды с неизбежной ассимиляцией и деградацией личности, или актив-ной творческой деятельности по преобразованию ситуации. Среди законов самоорганизации важнейшее место занимает закон развития самоорганизующихся систем. Его суть состоит в том, что становление более сильной новой системы происходит в условиях ее открытости, пребывания в кризисном состоянии, ха-рактеризующемся неустойчивостью, неравновесностью, нелиней-ностью. Чтобы достигнуть должной устойчивости, новая структу-ра в процессе эволюции и сопровождающих ее отклонений и слу-чайностей должна самостоятельно «выжить». Методологически значимыми для разработки педагогических аспектов самоорганизации являются следующие положения: - система личности или система образования сама формирует свою границу; - развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно, альтернативно и хаотично; - концепции самоорганизации - это своеобразное противо-ядие против доктринальной идеологии в образовании; - концепции самоорганизации открывают новое измерение в изучении стихийных процессов, внося в них элементы мягкого и тонкого регулирования. В качестве одного из элементов такого регулирования выступает процесс профессиональной подготовки будущего педагога; - управление данным процессом должно быть настроено на то, чтобы «запустить» механизмы самоорганизации, потенциаль-но заложенные в личностной системе индивида; - регулирование должно учитывать деликатность механизма самоорганизации: управляющие воздействия должны отвечать его гуманной сущности, в противном случае они разрушат самоорганизацию. Самоорганизация - свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более жизнестойких структур. Педагогическая самоорганизация - способность педагога к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определен-ной внешней инициативы. В самоорганизующихся системах основной фактор развития - внутренний. Внутренние ресурсы -это личностные структуры сознания: критичность, мотивирование, рефлексия, коллизийность, опосредование, автономность и др. Они формируют личностный опыт сознания собственной картины мира. Феномен самоорганизации сознания опосредуется процессами осмысления, переосмысления и определенной диск-редитации как традиционного содержания педагогической дея-тельности, так и осмысления ее новых ориентиров. Воспитательная деятельность современного педагога характеризуется понимающим и сопереживающим соучастием, оказани-ем педагогической поддержки воспитанникам. Поэтому будущий педагог должен обладать навыками проектирования социально-культурной среды, построения психолого-педагогических условий нормального развития человека на основных этапах онтогенеза. Происходит изменение требований к работе педагога: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание воспитанника, развивать его способности к самореали-зации. В связи с этим будущий педагог в большей степени должен стать не предметником и методистом, а феноменологом нового типа воспитания. Определим смысл и содержание феноменологической деятельности. Феноменология представляет собой: 1) учение о путях и способах развития человеческого сознания, понимаемое как саморазвитие нравственной (духовной) стороны личности; 2) учение о феноменах, т.е. необычных, парадоксальных явлениях, которые даны нам не только в чувственном восприятии, но и в смысловом значении; 3) смыслопоисковый способ углубленного познания внутрен-них источников, связей, механизмов развития, смысла явлений; 4) путь гуманной организации познающего сознания. это не только результат влияния внешних факторов, таких, как среда, условия существования, этнические образцы поведения, но и внутренних факторов, в первую очередь - сознания и его внут-реннего содержания - личностных структур в виде рефлексии, критичности, мотивирования. Внутренние факторы и определя-ют целеустремленность, интерес, волю к самореализации и самоутверждению личности. Личность может найти опору для построения себя в нравствен-ных ценностях, соответствующих ее субъективному опыту нрав-ственности. С феноменологической точки зрения механизм познания цен-ностей «запускается» при использовании следующих принципов: 1) принципа самоформирования проблемного мышления, позволяющего человеку осознать смысл и содержание общечеловеческих ценностей, путей осуществления их в жизни посредством самостоятельного целеполагания. Проблемное мышление помогает человеку решить для себя вопрос о его положении между действительностью и идеальным требованием; 2) принципа очеловечивания ценностей - только через человека ценности воздействуют на мир, предоставляя ему власть над вещами, позволяющую вмешиваться в естественный ход событий и изменять его, руководствуясь категорическим (нравственным) императивом. Для этого ценности должны быть приняты на уров-не личного смысла, т.е. быть поняты и приняты как имеющие значение для личности; 3) принципа переживания содержания ценностей. Феноменология предлагает личности выбирающего исследовать факты с их внутренней, явно не обозначенной, но всегда определяющей стороны. Такой взгляд в первую очередь обращается к тому, что переживает сознание, т.е. к ценностям, составляющим его содержание; 4) принципа феноменологической редукции. Редукция как воз-вращение, упрощение, очищение позволяет свести в одну точку, сосредоточить «рассеянные» в пространстве и времени понятия ценностей. Из феноменологических смыслопорождающих факторов, которые сознание вводит в схему жизни через человека, наиболь-ший интерес с позиций феноменологии воспитания представля-ют факторы интеллигибельного и морального чувства. Интеллигибельное чувство устанавливает «объективирующую» ось сферы существования. Интеллект использует это чувство для изыскания смыслов во всех проявлениях естественной жизни и разработке проектов ее бесконечного расширения. Интеллект объективен потому, что находится перед нами и привносит в наше восприятие проверку, оценку, удовольствие, преобразования в соответствии с порядком, изобретенным нами и призванным пра-вить этим миром. Моральное чувство водит субъективирующую ось человеческих значений, через которую человек развивается как самоорганизу-ющееся существо. Через моральное чувство вводится обращенная на себя линия индивидуального поведения. Моральные чувства - забота о наших личных и общественных интересах - позволяют человеку оценить его положение в един-стве всего живого. Моральные чувства определяют социальную сферу, в которой участники считаются с интересами, склонностя-ми и чувствами других. Обозначим сложности в реализации концепций воспитания и их разработки: - отсутствие общетеоретического подхода к воспитанию как к непрерывному процессу от дошкольника до студента профессиональной школы; - многообразие трактовок самого понятия «воспитание»; - разброс мнений в определении предмета воспитания: это и чувства, и система социальных ролей, и духовность, и направлен-ность на успех; - отсутствие общероссийских, общенародных совокупностей жизненных ценностей, формулируемых на пересечении трех основных осей: индивидуализм - коллективизм; прагматизм - ду-ховность; атеизм - вера; - налицо социальная стратификация российского общества. На современном этапе есть опасность заметного его расслоения по категории доходов, которая сейчас существует лишь в крупных мегаполисах. Данная тенденция создает реальную угрозу созда-нию единой стратегии воспитания; - иерархизация ценностей общественного сознания. Существу-ют три плана ценностей: бытийные (жизнь, бытие, созидание); нравственные: добро, вера, красота, истина, свобода: моральные (достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность). При разработке стратегии воспитанияв образовательной системе следует учесть, что процесс реализации складывается из таких стратегий: 1) стратегии сохранения (того, что актуально существует); 2) стратегии изменения (того, что изменяется или должно быть изменено); 3) стратегии развития (того, что развивается); 4) стратегии предотвращения. При разработке конкретной концепции нужно определить доминанту одной из них. Таким образом, все существующие на сегодняшний день под-ходы и концепции отражают три направления воспитательного взаимодействия всех его участников: - в воспитательной системе образовательного учреждения, где в совокупности функционируют все системы и направлены они на развитие каждого воспитанника; - воспитательной системе учебной группы, где реализуется вся активная деятельность и взаимодействие воспитанников; - системе индивидуальн<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|