Источники предпринимательского права. Проблемы систематизации и кодификации предпринимательского законодательства.
Источники предпринимательского права - это официальные способы выражения и закрепления норм предпринимательского права, придания им общеобязательного, юридического значения. Формой выражения и закрепления норм предпринимательского права служит предпринимательское законодательство (ПЗ). ПЗ вырастает в начале 90-ых гг. из советского хозяйственного законодательства. Наличие последнего признавалось всеми учеными-юристами. Существовало даже легальное определение понятия «советское хозяйственное законодательство». Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР 1975 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства» советское хозяйственное законодательство – это совокупность законодательных и иных актов, регулирующих хозяйственную деятельность. РФ – это федеративное государство, в котором Федеративный Договор и Конституция РФ определяют предметы ведения РФ и субъектов РФ, предметы их совместной компетенции. Предпринимательская деятельность по Федеративному Договору и Конституции РФ (пп. «д», «е», «ж», «л», «о» ст.71) – компетенция РФ, следовательно субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности только в случаях, предусмотренных в федеральных законах. Источники предпринимательского права: 1) Конституция РФ – источник любой отрасли права. Закрепляет важнейшие принципы предпринимательского права: свобода предпринимательской деятельности (ч.1 ст.8, ч.1 ст.34), юридическое равенство всех форм собственности (ч.2 ст.8) и т.д. 2) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ они являются составной частью правовой системы России и даже имеют приоритет над национальным российским правом. Пример: Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров». Вена. 1980 г. Среди международных договоров в сфере предпринимательства особо следует выделить 2 типа договоров:
-об избежании двойного налогообложения; -договоры о «правовой помощи» по гражданским, административным и т.д. делам. Пример: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.). 3 ) Федеральные законы: а) ГК РФ (IV части). Он пошел по пути преодоления дуализма в праве и урегулировал наряду с общегражданскими отношения в сфере предпринимательской деятельности (абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ); б) иные федеральные законы: - законы, касающиеся организационно-правовых форм предпринимательской деятельности (об акционерных обществах, об ООО, о производственных кооперативах и т.д.); - законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела и т.д.); - законы, регулирующие специальный статус субъектов (о развитие малого и среднего предпринимательства, об иностранных инвестициях и т.д.); - законы, регламентирующие условия осуществления предпринимательской деятельности (о государственной регистрации, о лицензировании, о техническом регулировании и т.д.); 4 ) Подзаконные акты: - указы президента РФ; - постановления Правительства РФ; - акты федеральных органов исполнительной власти. 2 группы: 1) акты отраслевого характера; 2) акты межотраслевого характера (акты Минфина, ФНС, ЦБ, ФАС и т.д.). Имеют значение для всех предприятий независимо от их отраслевой принадлежности.
5) Акты субъектов РФ: а) конституции и уставы субъектов РФ; б) законы субъектов РФ (Закон УР от 22 июня 2006 г. N 26-РЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике"); в) подзаконные акты: - акты высшего должностного лица субъекта РФ, руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (Указ Президента УР от 5 февраля 2003 г. N 18"О мерах по развитию малого предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике" (с изменениями от 15 марта 2007 г.)); - постановления высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (Постановление Правительства УР от 16 октября 2006 г. N 110 «Об утверждении Положения о Государственном реестре инвестиционных проектов Удмуртской Республики»); - акты органов исполнительной власти субъектов РФ. 6) Муниципальные нормативно-правовые акты. 7) Локальные акты – акты, принимаемые юридическими лицами в случаях, предусмотренных федеральными законами, и регламентирующие взаимоотношения внутри этой организации: - Устав юридического лица; - Положение о структурном подразделении; - ПВТР и т.д. 8) Обычаи делового оборота - сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст.5 ГК РФ) (например обычай отвечать на предъявленные претензии). Российских обычаев в письменной форме не существует. Они существуют лишь в международной торговле (ИНКОТЕРМС). 9) Акты бывшего СССР.
Учитывая многообразие нормативно-правовых актов, составляющих предпринимательское законодательство, актуальной является проблема их систематизации. В теории права под систематизацией НПА понимается их упорядочение, приведение их в определенную систему в целях удобства пользования ими. Необходимость систематизации предпринимательского законодательства: - для дальнейшего развития правотворчества, т.к. происходит анализ действующих актов, ликвидируются пробелы, противоречия, устаревшие нормы.
- дает возможность оперативно находить и реализовывать правовые нормы; - является предпосылкой научных исследований. Существует несколько способов систематизации НПА: кодификация, консолидация, инкорпорация, учет НПА. Наиболее сложный и одновременно эффективный способ – кодификация, т.е. переработка действующих нормативно-правовых актов путем принятия нового, внутренне согласованного акта, объединяющего нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Главная проблема современного предпринимательского законодательства – это отсутствие центрального акта в виде Кодекса, т.к. ГК РФ не регулирует вопросы управленческих отношений и отношений по контролю за предпринимательской деятельностью. За советский период было разработано 2 проекта ХК: 1934 и 1971 гг. В конце 80-ых гг. начали разрабатывать Основы хозяйственного законодательства Союза ССС и союзных республик. Указом Президента РФ от 29.04.1994 г. «Об исследовательской программе «Пути и формы укрепления российского государства» разработка и принятие Предпринимательского Кодекса были включены в план правовой работы Государственной Думы РФ. Однако ПК РФ пока не принят. В Украине ХК принят и действует параллельно с ГК.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|