Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Употребление конструкций действительного и страдательного залога




Стилистические и семантические различия:

1. С точки зрения стилистической конструкция страдательного залога противопоставляется конструкции действительного залога как книжная – нейтральной. Например, страдательные конструкции с глаголами несовершенного вида типа: "Ремонт часов производится гарантийными мастерскими"; "Товары отпускаются продавцом и т.п. широко употребляются в различных инструкциях, должностных предписаниях, памятках и других официальных текстах, так как имеют ярко выраженный книжный характер.

2. В устной речи, а также при непринужденном, неофициальном стиле изложения. Им соответствуют конструкции действительного залога: "Ремонт производят гарантийные мастерские", "Товары отпускает продавец

3. Конструкции с глаголом страдательного залога часто употребляются в письменных текстах, например в газете: "Недавно мы говорили, что не все фильмы стоит называть художественными, лучше – игровыми. Но где она – игра? Игровая стихия уходит, изгоняется с экрана.

4. Такой же книжный характер имеют конструкции страдательного залога с краткими страдательными причастиями, образованными от глаголов совершенного вида: "Картины Назаренко наталкивают на мысль о том, что каждый сантиметр пространства насыщен лицами"

5. Главное семантическое различие между действительным и страдательным залогом заключается в указанном противопоставлении идеи активности действия (в действительном залоге) и пассивности (в страдательном залоге). Кроме того, в страдательном залоге действие представлено уже как свойство, которое присуще логическому объекту: "Дом покинут хозяевами."

 

Нередки случаи, когда страдательный залог представлен не трехчленными, а двучленными конструкциями, где слово в творительном падеже, указывающее на логический субъект, отсутствует.

1) Такие конструкции, например, очень распространены в газетных заголовках (чаще всего к текстам информативного характера): " Даны разъяснения" (Пр. 1989. 23 июня); "Забастовка прекращена " (Пр. 1989. 27 июля) "Седьмойпрезидент назначен " (там же) и т.п. Здесь ядро информации сосредоточено в глагольном слове, а слово, называющее субъект действия, опущено, так как заключенная в нем информация несущественна.

2) Слово в творительном падеже, указывающее на логический субъект, опускается и тогда, когда контекст или ситуация ясно показывают, кто (или что) является производителем действия. Например; "Ежедневно в двух десятках магазинов Рязани по госцене продается более десяти тонн мяса" (Пр. 1989. 11 июля). В таких случаях употребление слова, указывающего на семантический субъект, является неоправданным; оно утяжеляет изложение, делает его громоздким.

3) Двучленная конструкция страдательного залога употребляется и тогда, когда в действительном залоге ему соответствует неопределенно-личное или обобщенно-личное предложение. "Новая проза Тендрякова идеологична. Но не в том примитивном смысле, в котором этот эпитет применялсянасаждался)десятилетиями" (Н. Иванова).

25. Категория наклонения глагола. Образование и значение форм

повелительного и сослагательного наклонения. Употребление форм одних наклонений в значении других.

 

Категория наклонения – способность глагола выражать отношение действия к действительности. Действие может быть представлено как реальное, как побуждающее к осуществлению, как желательное, как возможное при определенных условиях. В соответствии с этими значениями различают изъявительное, повелительное и сослагательное наклонения.

  Повелительное наклонение представляет действие как такое, которое говорящий побуждает кого-либо (требуя, советуя, прося) совершить, осуществить. Категории времени глаголы в повелительном наклонении не имеют.

 Самой типичной и употребительной формой повелительного наклонения является форма 2-го лица единственного и множественного числа.

Форма 2-го лица единственного числа образуется от основы настоящего или простого будущего времени. В зависимости от характера основы и места ударения в глаголе форма 2-го лица может быть четырех видов:

I) на -j (орфографически на ), если основа настоящего (или будущего) времени кончается на -j: работа[j]-ут работай; потрога[j]-ут потрогай;

II) на , если основа кончается не на j, а ударение в 1-м лице единственного числа изъявительного наклонения падает на окончание: вед- ут (ведý) ведú; держ- ат (держу 2) держú;

III) на (безударное), если основа оканчивается группой согласных, а ударение падает на основу: кóнч- ат кóнчи; стýкн- ут стýкни;

 IV) на конечный согласный основы, который смягчается (орфографически эта мягкость передается знаком ь), если согласный может быть мягким (согласный ж не может быть мягким, но знак ь после него тем не менее пишется как показатель формы). Такие формы образуются от ударных основ с одним конечным согласным: встáн- ут встань; лéз- ут – лезь; намáж- ут намáжь.

Возможности образования форм 2-го лица могут ограничиваться лексическим значением глагола. Так, редки или не употребительны формы повелительного наклонения от ряда глаголов, называющих нецеленаправленные действия (издержаться, подзабыть, ахнуть и т.п.) и состояния (измучиться, избегаться, зардеться, стоить и т.п.).

К числу редко используемых относятся формы хоти и моги. Они встречаются преимущественно в определенных сочетаниях и часто с отрицанием; ср. разговорные "Ну и хоти!", "И думать не моги!".

Формы 2-го лица множественного числа образуются прибавлением к форме единственного числа суффикса–те: беги-те, играй-те, стукни-те, кинь-те

Некоторые повелительные формы могут приобретать функции междометий. Такие формы выражают недоверие, сомнение, удивление, возмущение и т.д. Например: "Я спрашивал их: "Разве можно так говорить?" Они ругались: "Какой учитель, скажите!" (М.Г.); " Смотри, как расхрабрился!"– говорил Чуб, оставшись один на улице" (Гог.).

Сослагательное наклонение

  Сослагательное (условное, условно-желательное) наклонение представляет действие как желательное, предположительное. Оно образуется сочетанием глагольных форм с суффиксом (совпадающих с формами прошедшего времени) с частицей бы: хотел (хотела, хотело, хотели) бы. Как и повелительное наклонение, оно не имеет форм времени. В отличие от повелительного сослагательное наклонение не имеет форм лица, но имеет (в единственном числе) формы рода. Частица бы в формах сослагательного наклонения может отделяться от форм на другими словами, она может примыкать к союзам (и союзным словам), другим частицам и наречиям: "Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел; когда б мне быть отцом, супругом.

 Формы сослагательного наклонения могут выражать:

1. Предположительность действия: "Нет оснований предполагать, что он испугался бы на фронте – просто на фронт его не взяли как ценного, опытного работника" (Солж.). Эта предположительность может быть вызвана мысленным противопоставлением поведения, возможностей и т.д. одного лица, предмета другому: "Терпелив печник, круглый черт! Другой бы на его месте в драку с нами полез... " (М.Г). Предположительность действия может быть вызвана желательностью, чтобы оно было не только предполагаемым: "Если бы вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!" (Ч.). Предполагаемое действие может выражать зависимость от другого, обусловленность другим: "Нет, голубчик, говорил приятный и как будто знакомый князю Андрею голос, – я говорю, что коли бы возможно было знать, что будет после, тогда бы и смерти из нас никто не боялся " (Л.Т)

2. Действия, вопреки которым совершаются другие, вопреки чему происходит что-либо и т.д.: "Сколько бы мне ни говорили о том, что не хлебом единым жив человек, об идеалах, о духовной жизни – совершенно справедливых, бесспорных вещах, – я стоял и буду стоять на своем: сегодня нет ничего более важного, более нравственного, чем забота о том, чтобы накормить человека" (Гран.).

  Употребление форм одних наклонений в значении других

 

1. Формы изъявительного наклонения в живой речи нередко используются для побуждения к действию, т.е. в значении, свойственном повелительному наклонению. Этой цели служат некоторые формы будущего и прошедшего времени. Одна из них – форма 2-го лица единственного и множественного числа будущего времени глаголов совершенного вида; "[Лопахин, отдавая Дуняше букет] И квасу мне принесешь ".

2. Для побуждения к совместному действию может быть использована форма 1-го лица множественного числа (будущего времени): " Идем в кино, а?", «Рассмотрим этот вопрос подробнее».

3. Формы прошедшего времени изъявительного наклонен ия могут быть иногда использованы в значении, близком к значению сослагательного наклонения: "– Ах ты какой, Федя; ну, послал кого за водкой – и вся тут" (Мам.-Сиб.). В подобном употреблении форма прошедшего времени представляет действие не столько как предполагаемую возможность (что свойственно сослагательному наклонению с оттенком повелительного), сколько как реализованную возможность (о которой стоит подумать).

4. Переносно могут использоваться и формы повелительного наклонения. Так, формы 2-го лица могут выступать в значении изъявительного при выражении действия, навязываемого говорящему (или другому лицу, которое называет говорящий): "[Фамусов] Им бал, а батюшка таскайся на поклон" (Гриб В этих случаях формы повелительного наклонения синонимичны личным предложениям с вынужден, должен (вынуждена, должна и т.д.) или безличным предложениям с приходится. Форма 2-го лица единственного числа повелительного наклонения может употребляться в значении прошедшего времени (изъявительного наклонения): "Ему бы в сторону броситься, а он возьми да прямо и побеги "

5. Формы повелительного наклонения употребляются и в значении, свойственном сослагательному: "Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей... Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, что они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово". Используемые вместо сослагательного наклонения повелительные формы обозначают несостоявшиеся, нереализованные действия, ситуации

6. Формы сослагательного наклонения могут выступать в значениях, свойственных изъявительному и повелительному. Ср. в формулах учтивого распоряжения и пожелания: "Я попросил бы вас зайти завтра ко мне" (= " зайдите завтра ко мне"); "Мне хотелось бы с вами побеседовать" (= "я хочу с вами побеседовать). То есть в этих случаях сослагательное наклонение используется в значении изъявительного.

 

26. Категория времени глагола. Образование и значение временных форм. Употребление одних временных форм в значении других.

 

Категория времени указывает на отношение действия к моменту говорения, или к моменту речи. Действие может совпадать с моментом речи: пишу, рассказываю; может предшествовать ему: писал, рассказывал; а может осуществляться после него: буду писать, буду рассказывать. Соответственно этому в современном русском языке существуют три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Настоящее время образуется только от глаголов несовершенного вида: говорю, думаю.

Прошедшее время глаголов как несовершенного, так и совершенного вида образуется в подавляющем большинстве случаев при помощи суффикса -л, который присоединяется к основе неопределенной формы: беседова-ть – беседовал; приуны-ть – приуныл.

Лишь некоторые глаголы не имеют суффикса -л в формах прошедшего времени мужского рода. Это:

1) некоторые глаголы на -з(c)ти: нести – нес, грести – греб, везти – вез,

2) глаголы на -чь: беречь – берег, печь – пек и т.д.;

3) глаголы на -ере-: умереть – умер, тереть – тер и т.д.;

4) глаголы ошибиться – ошибся; ушибиться – ушибся.

с суффиксом -ну-, обозначающих состояние человека, природы: мокнуть (промокнуть, вымокнуть и т.д.), мерзнуть (промерзнуть, замерзнуть и т.д.), сохнуть (засохнуть, просохнуть и т.д.) и т.п. Эти глаголы образуют прошедшее время, как правило, без суффиксов -ну-: мок, вымок, промерз, сох, засох и т.п.

Образование формы будущего времени зависит от вида глагола. Глаголы несовершенного вида образуют будущее время с помощью спрягаемых форм вспомогательного глагола быть и инфинитива: буду читать, будешь читать, будет читать и т.д. Это так называемое будущее сложное время. А глаголы совершенного вида имеют будущее простое время: напишу, скажу, посмотрю.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...