Тема: Древнегреческая трагедия. Еврипид
Стр 1 из 2Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Раздел 1. Древнегреческая литература
Практическое занятие № 1 Тема: Фольклорный период. Античная мифология Цель: закрепить знание студентов о сущности мифа, сформировать систему знаний по античной мифологии, рассмотреть и проанализировать основные мифологические сюжеты, которые являются классикой мирового искусства. Вопросы для обсуждения 1. Миф и его особенности. Миф и ритуал, миф и легенда, миф и сказка. Особенности мифологического сознания. 2. Пантеон древнегреческих богов: Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Гестия, Арес, Гефест, Афродита, Эрот, Афина, Аполлон, Артемида, Гермес, Дионис, Господин (характеристика и основные мифологические сюжеты). 3. Древнегреческие герои и их подвиги (Прометей, Персей, Сизиф, Геракл, Тезей, Ясон, Ахиллес). 4. Основные категории греческой мифологии и литературы, их художественное воплощение: хубрис, ананхе, философия «золотой середины». Практическое задание 1. Прочитать мифы древней Греции (любое издание). 2. По ЛЭС установите происхождение и сущность понятий: «миф», «ритуал», «мифологическое мышление», «синкретизм мышления». Основная литература 1. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века: учеб. / Б.А. Гиленсон. – М.: ЮРАЙТ, 2014. – 904 с. Дополнительная литература 1. Анпеткова-Шарова, Г.Г. Античная литература: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров; Под ред. В.С. Дурова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2005. – 480 с. 2. Гиленсон, Б.А. История античной литературы: Учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: В 2 кн. – Кн. 2. Древний Рим / Б.А. Гиленсон. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с.
3. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. – Ч. 1. А-Л / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. – 476 с. 4. Лосев, А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы / под ред. А.А. Тахо-Годи / А.Ф. Лосев. – М.: ЧеРо; Мн.: ООО «Асар», 2001. – 543 с. 5. Самарин, Р.М. Зарубежная литература / Р.М. Самарин. – М.: Высш. шк., 1991. – 368 с. 6. Тронский, И.М. История античной литературы (любое издание) // http://centant.spbu.ru/sno/lib/tron/index.htm 7. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.
Практическое занятие № 2 Тема: Героический эпос Гомера Цель: освоение специфики эпического рода словесного творчества, его жанрового воплощения; закрепление на практике навыков работы с текстами поэм Гомера, умения анализировать их художественные особенности. Вопросы для обсуждения 1. Гомер. «Илиада» и «Одиссея». Исторические и мифологические истоки гомеровского эпоса. 2. «Илиада» как военно-героическая история о Троянской войне. 3. «Одиссея» как сказочно бытовая поэма (транспозиции, композиция). 4. Особенности эпического стиля (ретардация, отступления, сравнения, эпитеты, гексаметр). 5. «Гомеровский вопрос». Синтез разных подходов в современной интерпретации поэм. Дополнительные задания 1. Выписать из текста поэмы «Илиада» цитаты с описанием героев: Ахила, Гектора, Приама, Париса, Агамемнона, Минелая, Аякса, Диомеда, Нестора; женских образов: Елены, Андромахи, Гекубы. Выявить постоянные эпитеты. 2. Выписать из текста поэмы цитаты, характеризующие Одиссея, Телемаха, Пенелопу. 3. Творческое задание: построить схему эпических жанров и разработать их «диалог» о своем значении. Текстологический анализ «Илиады» Гомера (эпическая поэтика) План анализа произведения Гомера 1. Как связано содержание песни с главной темой. Каково её место в композиции всей поэмы?
2. Как отражается реальность (мировосприятие древних греков, общественные отношения, этические и религиозные нормы, картины быта)? 3. Как раскрываются характеры (индивидуальные и типические черты героя, особенности психологизма)? 4. Антропоморфизм и бурлеск в изображении богов. 5. Какие признаки фольклорности есть в песне (повторы, общие места, постоянные эпитеты и прочее)? 6. Какие примеры гомеровского стиля можно увидеть в песне (объективность, незаинтересованность, ретардация, архаизация, гиперболизация, монументализм, возвышенная лексика)? 7. Определите художественную функцию сравнений (1-2 примера).
Основная литература 1. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века: учеб. / Б.А. Гиленсон. – М.: ЮРАЙТ, 2014. – 904 с. Дополнительная литература 1. Анпеткова-Шарова, Г.Г. Античная литература: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров; Под ред. В.С. Дурова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2005. – 480 с. 2. Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: В 2 кн. Кн. 2. Древний Рим / Б.А. Гиленсон. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с. 3. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. – Ч. 1. А-Л / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. – 476 с. 4. Лосев, А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы / под ред. А.А. Тахо-Годи / А.Ф. Лосев. – М.: ЧеРо; Мн.: ООО «Асар», 2001. – 543 с. 5. Самарин, Р.М. Зарубежная литература / Р.М. Самарин. – М.: Высш. шк., 1991. – 368 с. 6. Тронский, И.М. История античной литературы (любое издание) // http://centant.spbu.ru/sno/lib/tron/index.htm 7. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.
Практическое занятие № 3 Тема: Лирика древней Греции Цель: углубление представлений о развитии поэзии, о жанровом многообразии лирического мира, совершенствование навыков анализа лирического текста, изучение внутреннего мира человека. Вопросы для обсуждения 1. Поэтическая композиция: лирика древнегреческих поэтов. 2. «Жанровая картина» древнегреческой лирики: составление схемы- парадигмы и комментарии к ней.
3. «Портреты» древнегреческих поэтов: сообщения студентов с выразительным прочтением одного стихотворения.
Творческое задание: «положить» древнегреческий лирический текст на музыку (проследить специфику древнегреческого ритма, образа переживания).
Основная литература 1. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века: учеб. / Б.А. Гиленсон. – М.: ЮРАЙТ, 2014. – 904 с. Дополнительная литература 1. Анпеткова-Шарова, Г.Г. Античная литература: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров; Под ред. В.С. Дурова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2005. – 480 с. 2. Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: В 2 кн. Кн. 2. Древний Рим / Б.А. Гиленсон. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с. 3. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. – Ч. 1. А-Л / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. – 476 с. 4. Лосев, А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы / под ред. А.А. Тахо-Годи / А.Ф. Лосев. – М.: ЧеРо; Мн..: ООО «Асар», 2001. – 543 с. 5. Тронский, И.М. История античной литературы (любое издание) // http://centant.spbu.ru/sno/lib/tron/index.htm 6. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с. Практическое занятие № 4 Тема: Древнегреческая трагедия. Еврипид Цель: актуализировать знание студентов по греческой театральной культуре, систематизировать представление о развитии жанра трагедии в Древней Греции, определить существенные особенности трагедий Еврипида. Вопросы для обсуждения 1. Театр как эстетическое пространство: разработка «экскурсии» в древнегреческий театр. «Открытое» пространство театра. 2. Структура драматического действия: последовательность «театрального действа». 3. Развитие древнегреческой драмы: от Софокла до Еврипида (происхождение, уклад, особенности древнегреческого театра, специфика и развитие драматургии).
4. Жизнь и творческое наследие Еврипида. 5. Тема любви и внутрисемейных отношений в трагедии «Медея». 6. Мифологичская основа в драме «Ипполит», психологизм образа Федры. 7. Источники сюжета и пафос трагедии «Ифигения в Авлиде».
Творческое задание: разработать тест на основе литературных терминов. «Игра»: кому принадлежат фрагменты цитат, реплик...? Выразительное чтение любого фрагмента трагедии. Сообщения студентов. 1. Трагическая ирония. 2. Зритель и спектакль. 3. Миф и автор трагедии.
Основная литература 1. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века: учеб. / Б.А. Гиленсон. – М.: ЮРАЙТ, 2014. – 904 с. Дополнительная литература 1. Анпеткова-Шарова, Г.Г. Античная литература: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров; Под ред. В.С. Дурова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2005. – 480 с. 2. Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: В 2 кн. Кн. 2. Древний Рим / Б.А. Гиленсон. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с. 3. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. – Ч. 1. А-Л / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. – 476 с. 4. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. – Ч. 2. М-Я / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. – 448 с. 5. Лосев, А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы / под ред. А.А. Тахо-Годи / А.Ф. Лосев. – М.: ЧеРо; Мн..: ООО «Асар», 2001. – 543 с. 6. Античная драма. Сер. 1. – Том 5. – К. – М.: Художественная литература, 1970. – 768 с. 7. Тронский, И.М. История античной литературы (любое издание) // http://centant.spbu.ru/sno/lib/tron/index.htm 8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика. 1988. – 416 с. 9. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.
Практическое занятие № 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|