Тема: Древняя аттическая комедия. Творчество Аристофана
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Цель: углубление понятия о древнегреческом театре, его природе, происхождении; закрепить теоретические знания студентов о развитии комического рода литературы и его жанровых особенностях; рассмотреть комедии Аристофана, охарактеризовать яркий, гротесковый характер главных персонажей комедий. Вопросы для обсуждения 1. Тема власти и народа в комедии «Всадники». а) Критика софистской философии в комедии «Облака». а) Раскройте смысл образа Сократа в комедии. В чем соотношение Сократа исторического и Сократа, показанного в комедии; б) Как разрешается в комедии проблема воспитания? в) Образы Стрепсиада и Фидиппиада в комедии. 3. «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата» – комедии, объединенные темой мира. а) Крестьянин как инициатор мира в комедиях «Ахарняне» и «Мир»; б) женщины Греции в их борьбе за мир в «Лисистрате»; в) комедийный характер «Лягушек».
Основная литература 1. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века: учеб. / Б.А. Гиленсон. – М.: ЮРАЙТ, 2014. – 904 с. Дополнительная литература 1. Анпеткова-Шарова, Г.Г. Античная литература: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров; Под ред. В.С. Дурова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2005. – 480 с. 2. Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: В 2 кн. Кн. 2. Древний Рим / Б.А. Гиленсон. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с. 3. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. – Ч. 1. А-Л / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. – 476 с. 4. Лосев, А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы / под ред. А.А. Тахо-Годи / А.Ф. Лосев. – М.: ЧеРо; Мн..: ООО «Асар», 2001. – 543 с.
5. Тронский, И.М. История античной литературы (любое издание) // http://centant.spbu.ru/sno/lib/tron/index.htm 6. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика. 1988. – 416 с. 7. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ Раздел 1-2 Античная литература (древнегреческая и римская) 1. Мифы о богах и героях (Кун М. «Легенды и мифы Давней Греции»). 2. Алкей. Лирика. 3. Анакреонт. Лирика. 4. Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел. 5. Аристотель. Поэтика. 6. Аристофан. Всадники. Лисистрата. Облака. Лягушки. Осы. 7. Архилох. Ямбы. 8. Бабрий. Басни. 9. Вергилий. Буколики. Энеида. 10. Гесиод. Труды и дни. 11. Гомер. Илиада. Одиссея. 12. Гораций. Оды. 13. Еврипид. Медея. Ипполит. 14. Катулл. Лирика. 15. Ксенофонт. Киропедия. 16. Лонг. Дафнис и Хлоя. 17. Лукан. Фарсалия, или О гражданской войне. 18. Лукреций. О природе вещей. 19. Лукиан. Разговоры богов. 20. Марциал. Эпиграммы. 21. Менандр. Брюзга. Третейский суд. Щит. 22. Овидий. Любовные элегии. Скорбные элегии. Метаморфозы. 23. Петроний. Сатирикон. 24. Пиндар. Оды. 25. Плавт. Близнецы. Клад. 26. Платон. Диалоги. О государстве. 27. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. 28. Плиний Младший. Письма. 29. Сапфо. Лирика. 30. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. 31. Сенека. Нравственные письма. 32. Софокл. Антигона. Царь Эдип. 33. Тацит. История. Германия. Анналы. 34. Теренций. Свекровь. Братья. 35. Тит Ливий. История Рима от основания города. 36. Федр. Басни. 37. Феокрит. Идиллии. 38. Харитон. Повесть о любви Хереи и Каллирои. 39. Цезарь. Записки о гражданской войне. Записки о Галльской войне. 40. Цицерон. Речи. Письма. Об ораторе. О дружбе. О старости. 41. Эзоп. Басни. 42. Эсхил. Орестея. Прометей Прикованный. 43. Ювенал. Сатиры. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ НАИЗУСТЬ
Катулл Лирика (по выбору) Сапфо Лирика (по выбору)
СХЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ Анализ эпического произведения (рассказа, повести) 1. История создания произведения:
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров). 3. Название произведения и его смысл. 4. От чьего лица ведётся повествование? Почему? 5. Тема и идея произведения. Проблематика. 6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды. 7. Система образов произведения:
8. Композиция произведения:
9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем? 10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения. 11. Особенности языка произведения.
Анализ лирического произведения 1. История создания произведения:
2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров). 3. Название произведения (если есть) и его смысл. 4. Образ лирического героя. Его близость автору. 5. Идейно-тематическое содержание:
6. Художественные особенности:
7. Читательское восприятие произведения.
Анализ драматического произведения 1. Время создания и публикации пьесы. 2. Место, занимаемое в творчестве драматурга. 3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала. 4. Действующие лица и их группировка. 5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление. 6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка. 7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта. 8. Драматические характеры и их связь с действием. 9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова. 10. Роль диалогов и монологов в пьесе. 11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме. 12. Жанровое и видимое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.
План анализа образа героя 1. Место персонажа в системе образов произведения и его сюжетная соотнесенность с другими персонажами. 2. Принадлежность героя к определенной социальной среде. 3. Особенности воспитания, образования, формирования системы убеждений. 4. Родственное и дружеское окружение героя. 5. Предыстория героя как форма его сжатой характеристики. 6. Авторские приемы создания образа: • Выбор имени героя. • Характер и обстоятельства первого знакомства с героем. • Портретная характеристика. • Речевая характеристика (в том числе внутренний монолог). • Интерьер, мир вещей, характеризующий героя. • Поступки героя. Сюжетные ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность. • Сны героя. • Оценка героя другими персонажами. • Самооценка героя и ее динамика. 7. Авторское отношение к герою, способы его выражения (прямая и опосредованная авторская оценка). 8. Оценка героя в критике и читательских отзывах. 9. Место героя в контексте творчества писателя и в литературной традиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|