Квалификационные требования к специалистам отдела продаж
Отдел продаж: создание и функционирование. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ ПРОДАЖ
Отдел продаж (сбыта) на современном предприятии можно рассматривать как подразделение маркетинговой или внешнеэкономической служб либо их специфическую разновидность. В крупных коммерческих организациях в управление продаж (сбыта) могут входить отделы маркетинга или внешнеэкономических связей. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2010 № 284 «О мерах по повышению эффективности работы внешнеэкономических и маркетинговых служб» (далее - Постановление) до 15.03.2010 необходимо было пересмотреть структуру внешнеэкономических и маркетинговых служб на предмет возможности увеличения кадровой численности. Кроме того, в соответствии с п. 1.1 Постановления руководитель организации должен обеспечить безусловное соответствие вновь принимаемых руководителей и специалистов во внешнеэкономические и маркетинговые службы утвержденным квалификационным требованиям, в том числе по наличию обязательного высшего профильного образования (по специальностям внешнеэкономической, маркетинговой, логистической деятельности, международному праву и международным отношениям) и подтверждению обучения иностранным языкам. Ранее полагалось, что в зависимости от объема работы по коммерческой деятельности руководитель организации вправе: создать отдел продаж (сбыта) как структурное подразделение, возглавляемое начальником; ввести в штат должности агента коммерческого, агента по приему заказов, агента по сбыту, агента торгового, дилера, директора (заведующего) предприятия торговли (оптовой, розничной), директора (главы) представительства, коммивояжера, логистика, менеджера по внешнеэкономическим связям, организатора розничной продажи, представителя торгового, экономиста по сбыту и (или) других менеджеров и специалистов;
передать на основании договора ведение сбытовой и (или) внешнеэкономической деятельности организациям или индивидуальным предпринимателям, оказывающим соответствующие услуги; осуществлять управление сбытовой и (или) внешнеэкономической деятельностью лично или поручить это своему заместителю по коммерческим вопросам при малых размерах предприятия. Однако теперь организациям, подчиненным (входящим в состав) Министерству архитектуры и строительства, Министерству промышленности, Министерству связи и информатизации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Министерству транспорта и коммуникаций, Министерству энергетики, концернам «Белбиофарм», «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белнефтехим», облисполкомам и Минскому горисполкому следует иметь в своей структуре соответствующие подразделения и (или) соответствующих сотрудников, включая менеджеров по маркетингу, менеджеров по рекламе, маркетолога, специалиста по внешнеэкономическим связям и др. При необходимости создания в организации сбытового и (или) внешнеэкономического подразделений наниматель должен предусмотреть их в организационной структуре в виде управлений (отделов, бюро, групп, служб). Руководители данных структурных подразделений (начальники отделов, бюро, групп, служб) подчиняются непосредственно руководителю организации или его заместителю по коммерческим вопросам. Конкретное наименование структурных подразделений устанавливается руководителем организации с учетом норм управляемости, предусмотренных Инструкцией о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.04.2010 № 60 (далее - Инструкция). По решению нанимателя в зависимости от численности маркетинговой и внешнеэкономической служб могут вводиться должности заместителей начальников этих подразделений.
При необходимости (в частности, при отсутствии логистических и рекламных служб как структурных подразделений) в состав маркетинговой или внешнеэкономической служб, кроме работников, в функции которых входит осуществление маркетинговой и внешнеэкономической деятельности (маркетолог, менеджер по маркетингу, менеджер по внешнеэкономическим связям), могут входить специалисты, выполняющие работу по осуществлению логистической, рекламной и других смежных видов деятельности организации (логистик, менеджер по рекламе, агент рекламный, дилер, инженер-эргономист, коммивояжер, организатор розничной продажи, представитель торговый, статистик, художник по рекламе и оформлению витрин, художник-проектировщик рекламы и др.), а также работники, обеспечивающие техническое функционирование данного структурного подразделения (оператор ПЭВМ, курьер и др.). В зависимости от объемов выполняемых работ, а также направлений деятельности маркетинговая и внешнеэкономическая службы могут иметь многоступенчатую структуру по схеме «управление - отдел - сектор - бюро - группа». В приложении к статье приводится Типовое положение для предприятия по производству и реализации товаров и услуг, в котором данное подразделение именуется отделом продаж и имеет в своей структуре секторы и бюро (предполагается, что в структуре организации есть также отдел маркетинга). ВАРИАНТЫ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЕЛА ПРОДАЖ Различают 4 основные схемы организации отдела продаж и (или) внешнеэкономических связей на предприятии: по выполняемым функциям; по товарам и товарным группам; по рынкам и покупателям; по регионам. Из перечисленных схем организации отдела продаж 3 последних способствуют повышению ответственности сотрудников за конечные результаты сбыта. Достоинства и недостатки 4 основных схем организации отдела продаж представлены в табл. 1.
Таблица 1 Достоинства и недостатки отдела продаж в зависимости от его организации
Следует подчеркнуть, что на практике находят применение комбинированные схемы организации отдела продаж, которые позволяют компенсировать недостатки одной из схем преимуществами другой. Например, организация подразделения сбыта по товарно-рыночному принципу и т.д. Кроме того, подразделения маркетинговой службы (секторы, бюро, группы) могут иметь собственные структуры. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ ОТДЕЛА ПРОДАЖ
В соответствии с Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 32 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Общие положения ЕКСД), во всех случаях должности служащего присваивается ее базовое наименование согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (далее - ОКПД) (например, дилер, коммивояжер, экономист и т.д.), для которой ЕКСД предусмотрена квалификационная характеристика, а при необходимости - полное наименование.
При установлении наименований должностей работников отдела продаж возможно применять полное наименование должности, которое может конкретизировать, например, круг обязанностей работника (агент по приему заказов, специалист по внешнеэкономическим связям, экономист по сбыту и т.п.), а в случае наличия в составе отдела продаж нескольких структурных подразделений - принадлежность к структурному подразделению, в состав которого входит данный работник (менеджер сектора оптовой торговли, менеджер группы фирменного обслуживания, организатор розничной продажи, специалист бюро внешнеторговых операций и т.п.). В исключительных случаях могут устанавливаться двойные наименования должностей. Условием установления двойных наименований является наличие составляющих этих наименований в ОКПД и наличие квалификационных характеристик в ЕКСД, а также выполнение служащими в пределах этих трудовых функций работ (обязанностей), родственных по содержанию и равных по сложности в рамках одной специальности и квалификации (например, заместитель начальника управления маркетинга - начальник отдела сбыта). Указанные должности имеют код должности (код категории) по первому их наименованию. Кроме того, для некоторых должностей работников отдела маркетинга в соответствии с Общими положениями ЕКСД применяется производное наименование «ведущий»: например, ведущий специалист по внешнеэкономическим связям, ведущий статистик, ведущий экономист по сбыту. Наименование производной должности «ведущий» может применяться для должностей специалистов высшего уровня квалификации, по которым установлено квалификационное категорирование, при условии выполнения работником функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности организации или ее структурного подразделения либо обязанности по координации и методическому руководству исполнителями с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Для должностей работников отдела продаж может применяться также наименование производной должности «старший». В соответствии с Общими положениями ЕКСД указанное наименование должности применяется для должностей, по которым не установлено квалификационное категорирование, например, «старший агент по сбыту», «старший коммивояжер», при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность старшего может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы (при нецелесообразности создания отдельного структурного подразделения).
В соответствии со ст. 61 Трудового кодекса Республики Беларусь отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке. Руководствуясь указанной нормой законодательства, введение в штатное расписание должностей работников маркетинговой службы, а также назначение работника на ту или иную должность следует производить в соответствии с квалификационными характеристиками по соответствующим должностям. Квалификационные характеристики должностей работников, выполняющих маркетинговые функции, различных наименований и категорий, а также должностей других служащих, выполняющих смежные функции (дилер, коммивояжер, эргономист) содержатся в: - выпуске 1 ЕКСД «Должности служащих, общие для всех отраслей экономики», утвержденном постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (с последующими изменениями и дополнениями) (особое внимание стоит уделить изменению № 5, введенному в действие постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.06.2004 № 71, и изменению № 6, введенному в действие постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 06.02.2006 № 16, которые существенно расширили перечень наименований «маркетинговых» должностей, но, к сожалению, исключили должность «специалист по маркетингу»); - Квалификационном справочнике «Должности служащих, занятых в торговле и общественном питании», утвержденном постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.07.1999 № 97 (с последующими изменениями и дополнениями); - Квалификационном справочнике «Должности служащих, занятых в материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках», утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.03.2002 № 50 (с последующими изменениями и дополнениями). В разделе «Квалификационные требования» квалификационной характеристики соответствующей должности установлены требования к уровню профессиональной подготовки работника и стажу работы, необходимые для выполнения возложенных на него должностных обязанностей. Общими положениями ЕКСД установлено, что к категории специалистов относятся лица, обладающие специальными знаниями, навыками, умениями и опытом работы по определенному виду профессиональной деятельности, получившие специальность по высшему (специалисты высшего уровня квалификации) или среднему специальному (специалисты среднего уровня квалификации) образованию, подтвержденному установленными законодательством видами документов. С учетом этого наниматель самостоятельно, на основании локального нормативного правового акта, осуществляет отнесение выполняемых специалистом работ к должностям специалистов высшего или среднего уровня квалификации и производит соответствующую тарификацию на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС). Кроме того, п. 16 Общих положений ЕКСД нанимателю предоставлено право в порядке исключения работников, имеющих среднее специальное образование, назначать на должности специалистов высшего уровня квалификации с соответствующей тарификацией. Таким образом, специалиста, имеющего среднее специальное образование, назначенного в порядке исключения на должность специалиста высшего уровня квалификации, которому поручаются должностные обязанности, предусмотренные должностью специалиста высшего уровня квалификации, следует относить к специалистам высшего уровня квалификации. Необходимо обратить внимание на то, что должность «мерчандайзер» в ОКПД отсутствует, но ее заменителями могут служить «организатор розничной продажи»*, эргономист, художник-конструктор (дизайнер) и др. В то же время в ОКПД предусмотрено наименование должности «шипчандлер» (специалист по продажам, обеспечивающий поставки продуктов питания и товаров повседневного спроса личному составу судов морского и речного флота), и в ЕКСД размещены квалификационные характеристики шипчандлера (такое внимание к этому специалисту связано, очевидно, с перспективами отечественного флота).
Таблица 2 Квалификационные требования для руководителей и работников подразделений сбыта (продаж)
В соответствии с Общими положениями ЕКСД в ЕКСД не включены квалификационные характеристики производных должностей служащих, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в ЕКСД характеристик соответствующих базовых должностей либо должностей соответствующих руководителей. В этой связи ЕКСД не содержат квалификационной характеристики должности заместителя начальника отдела маркетинга, ведущего маркетолога, старшего коммивояжера и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|