Художественная культура первобытного мира
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Для специальностей среднего Профессионального образования
Москва Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный институт развития образования
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Для специальностей среднего Профессионального образования
Москва ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
для специальностей среднего профессионального образования
Автор: Емохонова Л.Г., кандидат исторических наук, доцент, учитель высшей квалификационной категории
Рецензенты: Привалова М.А., главный специалист отделения образования и культуры Российской академии образования, учитель высшей квалификационной категории Бородина Е.А., председатель предметно-цикловой комиссии «Общегуманитарные дисциплины» Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, преподаватель МХК
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Ó ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования. Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) мировая художественная культура изучается в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) при освоении специальностей гуманитарного профиля в объеме 78 часов. Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей: · развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; · воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; · освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; · овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; · использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, формирования собственной культурной среды. Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные обучающимися на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории в основной школе, а также формирует целостное представление о логике развития мировой художественной культуры в исторической перспективе, ее роли в жизни общества и индивида. Изучение мировой художественной культуры направлено на воспитание у обучающихся художественно-эстетического вкуса, развитие толерантного отношения к миру, иным культурным традициям, понимание поведенческой мотивации представителей различных культур. При этом восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой культуры позволяет более качественно оценить ее, уникальность и значимость, способствует самоидентификации обучающихся. Программа следует логике исторической линейности – от культуры первобытности до постмодернизма XX века и построена на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. В контексте каждого исторического стиля предусматривается знакомство с музыкой, театральным искусством, что позволяет обучающимся более масштабно осознать характерные черты эпохи и культурных ареалов, прочувствовать атмосферу времени. В программе рассматриваются стилистические нюансы оформления интерьеров (мебель, ткань, посуда, декоративные элементы, орнаменты) в рамках господствующего стиля или в контексте изучаемого культурно-исторического анклава. Программа ориентирована на формирование у обучающихся общей культуры, мировоззрения, базовых компетентностей, на решение воспитательных и развивающих задач общего образования. Содержание программы направлено на развитие навыков: самостоятельно осваивать текст учебника, сопоставлять и оценивать феномены культуры, устанавливать между ними несложные связи, определять собственное отношение к произведениям искусства. Формирование у обучающихся отношения к искусству как к творческой самореализации индивидуальности позволит наполнить уроки по мировой художественной культуре личностным смыслом.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Мировая художественная культура» контролю не подлежит. Примерная программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения уточняют последовательность изучения учебного материала, тематику рефератов творческих заданий, виды самостоятельных работ, распределение учебных часов. Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение Понятие «художественная культура». Основные виды духовной деятельности людей. Искусство как один из способов познания окружающего мира. Пространственные и временные виды искусства. Художественный образ – основное средство отражения чувственного познания мира.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА Миф – основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Формирование вертикальной и горизонтальной космических моделей мира. Древние образы: мировое древо, мировая гора, дорога. Значение чисел в мифопоэтической традиции. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия – воспроизведение первичного мифа. «Великий выход» – ритуал воскрешения египетского бога растительности Осириса. «Великий идол» («Тируппавей») – индуистский обряд воздействия на плодородие и процветание природы. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Зарождение искусства. Художественный образ в первобытном искусстве: зверь, богиня-мать, человек. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов в комплексе Стонхенджа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|