Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерные темы рефератов и творческих заданий




1. Сравните египетский Лабиринт фараона Аменемхета III и критский Лабиринт царя Миноса. Какую функцию они выполняли и каким образом отражен в их архитектуре и декоре?

2. Проведите сравнительный анализ месопотамских зиккуратов, египетских пирамид, храмов индейцев доколумбовой Америки с точки зрения их формы, декора, функционального назначения. Каким образом архитектура отражает основную идею культурного развития в регионе, воспроизводит космогонический миф.

3. Напишите рассказ от лица знатного римского патриция (матроны) с описанием собственного дома и городской застройки вблизи него.

4. Напишите рассказ в любом жанре, содержащий анализ архитектуры русских церквей, относящихся к различным региональным строительным школам: церковь Покрова на Нерли, церковь Петра и Павла в Кожевниках, Архангельский собор Московского Кремля, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

5. Перенестись в эпоху Средневековья и составьте собственное жизнеописание в любом жанре, романской, готической, арабо-мусульманской культуры (на выбор).

6. Составьте описание «идеального» города, отвечающего вкусам итальянских гуманистов эпохи раннего Возрождения и французских энциклопедистов эпохи Просвещения. Найдите сходные черты в облике родного города, Москвы, Санкт-Петербурга, европейской столицы (по выбору).

7. Найдите сходства и различия в архитектуре раннехристианской, романской, готической, ренессансной базилик и колонной мечети. Для сравнения предлагаем рассмотреть базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, Нотр-Дам в Париже, Нотр-Дам в Реймсе, Сан-Лоренцо во Флоренции, мечеть Омейядов в Кордове.

8. Найдите символическую связь между тематикой фресок, Рафаэля, украшающих стены станцы делла Сеньятура, женскими аллегорическими фигурами в тондо на потолке и сюжетами прямоугольных композиций по углам свода. Дайте логическое обоснование размещению угловых картин.

9. Сравните изображение Страшного суда Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле с одноименной фреской Джотто в капелле Скровеньи и определите различия в композиции, трактовке сюжета, образах.

10. Сделайте искусствоведческий разбор картин Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого) из серии «Месяцы» (по выбору) по схеме: сюжет – композиция – колорит.

11. Каков, на ваш взгляд, главный прием художественной выразительности в архитектуре и изобразительном искусстве стран, стилистически объединенных понятием Северное Возрождение?

12. Выделите и опишите (с примерами) принцип, общий для изобразительного искусства итальянского и Северного Возрождения.

13. Проведите сравнительный анализ двух выбранных по желанию картин мастеров итальянского и Северного Возрождения. Как в них выражено мироощущение художников? Каковы особенности их композиции, техника исполнения, колорит. Предлагаются, например, темы: «Портрет в творчестве Леонардо да Винчи и Яна Ван Эйка», «Образ толпы в творчестве Якопо Тинторетто и Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого)», «Тема конца света в творчестве Микеланджело Буонарроти и Альбрехта Дюрера».

14. Сравните живопись Сандро Боттичелли и Альбрехта Дюрера. Как в их творчестве отображена специфика переломной эпохи?

15. Каковы различия в архитектуре барокко и классицизма? В каком дворцово-парковом ансамбле взаимодействуют черты обоих стилей? Приведите примеры.

16. Какими средствами отображен один из самых драматических эпизодов Евангелия об отречении апостола Петра в музыке Иоганна Себастьяна Баха и живописи Рембрандта Харменса Ван Рейна?

17. Как социо-культурные доминанты эпохи отражены в картинах на сюжет «Возвращение блудного сына» у Рембрандта Харменса Ван Рейна и Жана Батиста Грёза?

18. Проведите сравнительный анализ картин, относящихся к реалистической живописи XVII в., и полотен художников-реалистов XIX в. (по выбору). Определите кредо обоих течений и найдите их принципиальное различие.

19. Найдите различия в изображении литературных сюжетов у художников-романтиков и художников-символистов (по выбору).

20. Проследите как изменялось понятие красоты в живописи конца XIX—ХХ века от импрессионизма до модернизма?

21. Проведите сравнительный анализ алтарных картин с изображением Мадонны, относящихся к разным стилям. Как алтарный образ отражает особенности мировосприятия своей эпохи? Для сравнения рекомендуем рассмотреть: «Мадонну в беседке из роз» Мартина Шонгауэра, «Мадонну канцлера Роллена» Яна Ван Эйка, «Мадонну в зелени» Рафаэля, «Мадонну Порто-Лигата» Сальвадора Дали.

22. Детально рассмотрите любое сооружение, построенное в эпоху постмодернизма. Найдите архитектурные «цитаты» и определите стиль, из которого они позаимствованы.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Наименование разделов Количество часов
 
Введение  
1. Художественная культура первобытного мира  
2. Художественная культура Древнего мира  
3. Художественная культура Востока  
4. Античная культура  
5. Раннехристианское искусство  
6. Художественная культура Средних веков  
7. Новое искусство – Арс нова  
8. Арабо-мусульманская культура  
9. Художественная культура эпохи Возрождения  
10. Художественная культура XVII века  
11. Художественная культура XVIII – первой половины XIX века  
12. Художественная культура второй половины XIX века  
13. Художественная культура конца XIX – XX веков  
Резерв учебного времени  
Итого  

 


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

 

В результате изучения учебной дисциплины «Мировая художественная культура» обучающийся должен:

Знать/понимать

· основные виды и жанры искусства;

· изученные направления и стили мировой художественной культуры;

· шедевры мировой художественной культуры;

· особенности языка различных видов искусства;

 

Уметь

· узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

· устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

· пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

· выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· выбора путей своего культурного развития;

· организации личного и коллективного досуга;

· выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

· самостоятельного художественного творчества.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 10 кл. / Л.Г.Емохонова. – М., 2007.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 кл. / Л.Г.Емохонова. – М., 2007.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: уч. пособие для СПО / Л.Г.Емохонова. – М., 2007.

Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма / Л.Г.Емохонова. – М., 2007.

Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама / Л.Г.Емохонова. – М., 2007.

Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.

История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005.

Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. – М., любое издание.

Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / А.А.Нейхардт. – М., любое издание.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.

Для преподавателей

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.

Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М., 2003.

Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. – СПб., 2007.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.

Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2005.

Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. – М., 2000.

Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб., 2000.

Даниэль С.М. Рококо / С.М.Даниэль. – СПб., 2007.

Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма / Л.Г.Емохонова. – М., 2007.

Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама / Л.Г.Емохонова. – М., 2007.

Искусство: в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. – М., 1987—1989.

История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005.

История уродства / под общ. ред. У.Эко. – М., 2007.

Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. – СПб., 2005.

Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. – СПб., 2007.

Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб., 2007.

Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. – СПб., 2000.

Русская живопись: энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М. 2001.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века / А.В.Степанов. – СПб., 2005.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. – СПб., 2007.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.

Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка…………………………………………. Примерное содержание учебной дисциплины……………... Введение ………………………………………………………… 1. Художественная культура первобытного мира…………….. 2. Художественная культура Древнего мира ………………….. 3. Художественная культура Востока………………………….. 4. Античная культура…………………………………………… 5. Раннехристианское искусство……………………………… 6. Художественная культура Средних веков ………………… 7. Новое искусство – Арс нова………………………………… 8. Арабо-мусульманская культура…………………………… 9. Художественная культура эпохи Возрождения …………… 10. Художественная культура XVII века……………………… 11. Художественная культура XVIII – первой половины XIX века…………………………………………………………………... 12. Художественная культура второй половины XIX века 13. Художественная культура конца XIX – XX веков………… Примерные темы рефератов и творческих заданий……………. Примерный тематический план………………………………... Требования к результатам обучения………………………….. Рекомендуемая литература………………………………..…...      

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...