Кроссворд «Средневековое искусство»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Эпохи истории искусств. Палеолит (каменный век) Первобытное искусство Древний мир, первые цивилизации Египет, Месопотамия, Ближний Восток.
Античность Эгейский мир, Греция, Этруски, Рим
СРЕДНИЕ ВЕКА Византия, Западная Европа
ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) Италия (Флоренция, Рим, Венеция), Франция, Северное Возрождение (Германия, Голландия) СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. Средневековое искусство – явление феодальной эпохи.
Особенности с-векового искусства Западной Европы. 1. Близость к народному творчеству (в основе – языческая мифология; любовь к яркой узорности; художники – ремесленники из низших сословий). 2. Тесная связь с религией (иск-во под контролем церкви, отсюда: идеал – бессмертная душа, основная тема – противоречивость человеческой жизни). 3. Незавершенность, разнородность художественных школ.
Этапы развития ср.-век. искусства Западной Европы.
I. Становление ср.-век. искусства (дороманский период)–5-10вв. II. Зрелое ср.век. искусство - ---------------------------------10-15вв. 1. Романский стиль –--------------------------- 10-12вв. 2. Готический стиль – --------------------------13-15в.в. Дороманское искусство.
Раннехристианское искусство (до 410г.) I. Архитектура – храмы-базилики (см. Древний Рим), катакомбы.
баптистерий- храм крестильня II. Живопись – фрески религиозного содержания (условность, символы, архетип); книжная миниатюра, яркая, нарядная, графичная.
Меровингское искусство (5-8 в.в.) Меровей I – вождь 1-ой королевской династии во Франкском государстве. I. Архитектура – забвение римских традиций, упадок техники. 1. Гробницы с выдолбленными куполами.
2. Церкви по типу базилик, небольшие, грубые.
II. Живопись – книжная миниатюра (декоративность, яркий цвет; рукопись – драгоценность).
III. Художественные ремесла – «звериный стиль» (орнамент, узоры с изображением сказочных зверей) – украшения из драг. металлов, церковная утварь, оружие.
Каролингское искусство (8-9 в.в.)
Карл Великий – глава империи франков. «Академия» монаха Алкуина – школа «свободных наук»: риторики, грамматики и прочих
. I. Архитектура – монастыри, церкви-базилики, дворцы, укрепления. II. Скульптура – изделия из слоновой кости.
III. Живопись – мозаики, фрески, миниатюра (свобода, динамика, орнамент, символы).
IV. Художественные ремесла – литье, чеканка, гравировка, эмаль.
9 век – смерть Карла Великого распад империи образование 3-х сильных государств: Франции, Германии, Италии.
Романское искусство.
Период феодальной раздробленности; сильнейшее влияние католической церкви; государства – отдельные враждующие поместья; стихия жизни – набеги и сражения, отсюда: характерные черты романского стиля – воинственность + потребность самозащиты; покровители искусства – монастырские ордена, а исполнители (строители, живописцы, переписчики рукописей) – простые, суеверные люди из низших сословий.
I. Архитектура – основной вид искусства. 1. Романский город – укрепленное поместье – БУРГ + хаотическая городская застройка. 2. Культовые сооружения: храм – крепость Бога (суровая простота + тяжеловесная мощь); основной тип храма – 3-х нэфная базилика с башнями и апсидой. а) Вормский собор – геометризм, статичность, цельность масс, скромный декор.
3. Светские сооружения: замок – крепость рыцаря
пфальцы замки феодалов императорские замки (башня - донжон+палас – каменн. прямоуг. здание) а) Императорский замок-дворец в Гессене.
б) Феодальный замок в Тракае.
II. Скульптура – душа средневековья, «каменная библия» для неграмотных; цель скульптурного декора – поучать верущих и украшать храм; художественные особенности – нарушенные пропорции, неуклюжесть, но выразительность и экспрессия; элементы «звериного стиля» (фантастические животные, резные узоры). Застылость, отвлеченность образов
наивность, экспрессия, яркие характеры, (рельефы дверей ц. Св.Михаила в Гильдесхейме)
человечность, мягкость, сдержанность чувств (статуи собора в Шартре)
III. Живопись – книжная миниатюра: красочная, нарядная, но плоская, стилизованная, с обилием мелких деталей; нет перспективы, объема, искажены пропорции.
IV. Художественные ремесла – культовый характер (предметы церковной утвари: чаши, распятия, реликварии и т.п.) Светское искусство: мебель, ткани, посуда.
Готическое искусство.
Готика (от названия германских племен готов, но неточное) – художественнный стиль, заключительный этап в развитии ср.векового искусства стран Западной Европы (сер.12-15в.в.); родина готики – Северная Франция.
Культовое искусство, т.к. главная идеологическая сила – церковь, отсюда – религиозная тематика, условность худож. языка, символы, аллегории.
Светское искусство, т.к. тесно связано с жизнью ср-век. города. 13-14в.в. рост городов, антицерковные, антифеодальные настроения, первые университеты – оплоты вольнодумия расцвет с\в культуры: светской литературы и поэзии, театрального искусства (мистерии и фарсы), музыки (многоголосые церковные гимны).
Важная черта готического искусства – единство легенды и реальности; приблизить к зрителю облик священного персонажа, осовременить его. От стилизации, условности – к реалистическому изображению.
Периоды развития: ранняя (12 век) зрелая (13-14 века) поздняя, «пламенеющая» (15 век)
I. Архитектура – основной вид искусства. 1. Собор – синтез искусств (арх.+скульпт.+жив.+д.п.и.): сложное арх. решение, целый мир скульптурных изображений (около 10.000 статуй), витражная живопись, многочисленные предметы церковной утвари; - центр городской жизни (богослужения, диспуты, собрания, мистерии),
отсюда – длина собора около 130м., вместительность – до 9000 человек; - символ Вселенной (сложность и противоречивость).
Каркасная конструкция собора (динамика, легкость, увеличенный интерьер). Нервюры – ребра столбов или арок, принимающие на себя силу тяжести свода. Аркбутаны – косые арки, передающие силу тяжести свода на наружные столбы. Контрфорсы – мощные наружные столбы.
а) Собор Парижской Богоматери. б) Часовня Сент-Шапель (2-х ярусная капелла и реликварий с венцом Христа). в) Амьенский собор (h=145м.; готический Парфенон). Найти и зарисовать изображения этих трех сооружений ниже.
2. Градостроительство: центр – собор или замок ратуша (здание для работы городских властей), беффруа (дозорная башня и в монастыре тоже) торговые ряды жилые дома(цеховые или артельные) мощные стены+проездные башни.
II. Скульптура – расцвет монументальной ск-ры (статуи, горельефы).
Застылые, столпообразные фигуры
Подвижность, отделение от стены
Физическая красота, духовность, чувства
Новые темы: материнство, душевная стойкость, мученичество
III. Живопись – условность, плоскостность, графичность.
1. Монументальная живопись – росписи алтарей (Восточная Европа)
2. Станковая живопись – картины на религиозные темы («Мадонна с младенцем», «Пьета», «Воскресение Христа»); портреты, пейзажи. а) Ван Эйк - «Гентский алтарь»
3. Книжная миниатюра – «голос эпохи», галерея крошечных картин, ярких, сияющих, наивных, исторически точных; светские хроники и церковные книги (библия, завет) а) Братья Лимбурги – «Часослов герцога Беррийского» Страница – как готический храм; одноцветный фон орнамент. пейзаж; плоскость объем перспектива.
4. Витражи (vitre, франц. – стекло) – окна-картины из кусочков цветного стекла, скрепленных свинцовыми полосками; интенсивный, глубокий цвет, позднее – живопись по стеклу; большие площади (до 2600 кв метров, витражи собора в Шартре), «Готическая роза» над порталом собора.
IV. Декоративно-прикладное искусство – «золотой век» художественной промышленности; от церковной утвари – к светским предметам быта (мебель, зеркала, гобелены, шкатулки и прочее)
Общие характерные черты ДПИ: фантазия, мастерство, богатство декора. а) Гобелены «мильфлёр»(миллион цветов – фр.) «Дама и единорог».
ГОТИКА – предвестие РЕНЕССАНСА. Итоги периода:
1. Интерес к внутреннему миру личности. 2. Интерес и желание передать детали в реалистичной манере. 3. От безымянных художников – к художнику-личности.
Угадайка «Искусство Средневековой Западной Европы».
1.Художественный стиль в искусстве Западной Европы, характерными чертами которого являются легкость, динамика, богатый декор.
2. Художественный стиль в искусстве Западной Европы, характерными чертами которого являются суровоя простота, тяжеловесная мощь, статичность.
3.В романской архитектуре: круглая или прямоугольная в плане башня.
4.В романской архитектуре: укрепленное поместье феодала.
5.В романской архитектуре: имераторский замок-крепость.
6.В романской архитектуре: каменное здание светского характера.
7.В готическом соборе: окно-картина, выполненное из кусочков цветного стекла, скрепленных свинцовыми полосами.
8.Королевская династия раннего средневековья, во времена правления которой в искусстве Западной Европы наблюдается мощный подъем.
9.Первая королевская династия во Франкском государстве, родоначальником которой явился франкский вождь Меровей.
10.В готической архитектуре: наружная косая арка, передающая тяжесть свода на опорные столбы.
11.В готической архитектуре: мощный наружный столб.
12.В готической архитектуре: ребро столба или арки, расположенное внутри здания и принимающее на себя тяжесть свода.
АРКБУТАНЫ
ВИТРАЖ
ГОТИКА
КОНТРФОРСЫ
ПФАЛЬЦ
БУРГ
ЗАМОК
ПАЛАС
МИНИАТЮРА
ДОНЖОН
РОМАНИКА
Меровинги
Каролинги
НЕРВЮРЫ Кроссворд «Средневековое искусство»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|