Объем дисциплины «деловое общение» и виды учебной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ» И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ Семестр
Примечание.* Материально-техническое обеспечение (МТО): КД — компьютерная демонстрация;
ПЛ — плакат. ** МП – мультимедийный проектор; ИС – информационные слайды; *** ФВНД – физиология высшей нервной деятельности (ВНД) и сенсорных систем; СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ» РАЗДЕЛ 1. ЕДИНСТВО ОБЩЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Общение как реализация общественных и межличностных отношений Значение общения для развития индивида и общества. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе. Взаимосвязь социальной ситуации в обществе, в группе и стиля общения. Общение для развития индивида и общества. Виды, функции общения. Этапы общения: установление контакта; ориентация в ситуации; обсуждение вопроса, проблемы; принятие решения; выход из контакта. Общение на разных стадиях взаимоотношений. Начало и установление взаимоотношений. Самораскрытие и обратная связь в общении. Разрыв отношений. Электронные коммуникации в общении на современном этапе. Самостоятельная работа. Теория взаимоотношений и межличностных потребностей. Рекомендуемая литература: основная[1, 2, 3, 4]; дополнительная[1, 2, 4].
Тема 2. Личность в общении Личность в общении: понятие личности, психологические типы в рамках российских и зарубежных концепций, аналитическая психология К.Г. Юнга (архетипы), темперамент, характер. Особенности общения в процессе жизнедеятельности личности. Зависимость успешности общения и деятельности от степени активации (Закон Йеркса-Додсона и его прикладные следствия). Результативность, эффективность общения и деятельности. Основные факторы динамики работоспособности. Состояния утомления и психического пресыщения в процессе общения. Психологический стресс и его фазы (тревога-мобилизация, сопротивление-адаптация, истощение-дистресс). Наиболее вредоносные факторы психологического стресса: физические (ненормально громкий звук и утрата равновесия) и психологические (умственное перенапряжение, рухнувшие надежды, бесцельное существование и неопределенность). Субъективная подверженность стрессу в результате общения. Психологические спецсредства совладания со стрессом (активная просоциальная внутренняя позиция, эротические эмоции, социальная поддержка, парадоксальное средство смены знака отношения к стрессору и др.). Использование состояния релаксации и фазы деятельности «торжество победы» для интенсификации восстановления психоэнергетического потенциала и «самонастройки» на программы предстоящего общения и деятельности.
Самостоятельная работа. Изучить основные факторы динамики работоспособности. Состояния утомления и психического пресыщения в процессе общения. Рекомендуемая литература: основная[1, 2, 3, 4]; дополнительная[1, 2]. Тема 3. Искусство профессионального общения Основные профессиональные требования к позиции специалиста и психологические средства, обеспечивающие их реализацию. Психологический суверенитет личности. Искусство общения и искусство самообладания. Понятие эгоцентризма. Альтруизм, эгоизм и эгоцентризм. Эгоцентрические и социоцентрические эталоны оценивания. Социально-типичные ситуации, провоцирующие эгоцентризм. Эгоцентризм и этноцентризм. Несовместимость эгоцентризма с профессиональной позицией психолога. Этические нормы общения; национально-психологические типы; универсальные этические и психологические нормы и принципы; психология и общество; психология и труд; экономическая, правовая психология; модели политической психологии: федеральный и региональный аспекты; профессиональная психология
Семинарское занятие. Психологические технологии и этический фундамент профессиональной деятельности. Практическое занятие. Субъект-субъектный и субъект-объектный подходы к человеку. Самостоятельная работа. Рассмотреть несовместимость эгоцентризма с профессиональной позицией психолога. Рекомендуемая литература: основная[1, 2, 3, 4]; дополнительная[1, 2, 4].
РАЗДЕЛ 2. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБЩЕНИЯ Тема 4. Механизмы восприятия и понимания партнеров по общению Коммуникативная компетентность и социальный интеллект личности. Структура общения. Коммуникативный компонент общения. Барьеры в общении. Виды вербальное и невербальной коммуникации. Социальная перцепция. Взаимное восприятие и познание партнеров по общению – основа установления взаимопонимания между ними. Идентификация, эмпатия, рефлексия как механизмы восприятия и понимания партнеров по общению. Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности», «новизны». Содержание и значение процесса стереотипизации. Вопросы и ответы в деловой коммуникации. Семинарское занятие. Структуры различных видов общения. Практическое занятие. Особенности вербальной и невербальной коммуникации Самостоятельная работа. Изучить содержание и значение процесса стереотипизации. Рекомендуемая литература: основная [1, 2, 3, 4]; дополнительная[1, 2, 3, 6].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|