Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы изучения анализа и тенденций развития национальной экономики




Предмет и задачи курса Национальная экономика Беларуси и его место в системе экономических наук

Термин Нац. экономика вошел в научный оборот, управл., хоз. практику как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с термином «народное хозяйство».

Нац. экон. – это предмет в рамках кот. происходит сопоставление теорет. представлений об оптимальных путях развития экономики страны с реальными экон. процессами, что не только дает знания о состоянии эконом., но и позволяет выработать свои суждения о причинах и кризисных явлений и способах их преодоления.

Как наука она имеет свой объект, предмет, инструментарий и субъект. Предмет – соц. экон. процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хоз. систем, элементов, механизмов. В качестве объекта нац. хоз. система. Она исследуется рядом эконом. дисциплин: эконом. историей, статистикой, эконометрикой, мат. моделированием, экон. и соц. географией и т.д. В качестве субъекта выступают органы управления и научные структуры.

 

 

Основные понятия и структурные составляющие национальной экономики.

- это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, нац. ориентации.

Характерные черты – суверинетет нации и государства, территориальная целостность, единство экон. пространства, развитость внутреннего рынка.

Включает комплекс организационных, структурных, функциональных и других подсистем характеристик.

По уровням функционированиям и управления нац. экономика подр. макро (эк. в целом), мезо(отрасли, регионы) и микро (предпр и орг) уровни.

Соц-экон процессы протекающие образуют единый процесс воспроизводства, кот. охватывает 4 стадии: произв, обмен, распределение и потребление.

Все структурные компоненты опосредованц: формами и праваими собственности; движением разл. видов ресурсов; фин. потоками; юр. средой.

Важной характеристикой явл. эффективность и конкурентоспособность.

 

3. Предпосылки и условия становления, функционирования и развития национальной экономики. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Для успешного осуществления трансформационных процессов необходимы достаточные условия и предпосылки, которые придадут экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):

-общесистемные предпосылки (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества)

-системные (единство экономического, институационально-правового пространства, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой)

-внутрисистемные (обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования)

 

Если проанализировать международный опыт эволюции рыночных экономик, то можно увидеть, что многие страны мира развивались под влиянием европейской идеи прогресса. Не меньшую значимость приобрел и постоянный обмен достижениями социального опыта.

 

Основной целью Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

 

Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

-развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;

-радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;

-стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;

-рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

-развитие импортозамещающих производств;

-устойчивое развитие регионов;

-строительство качественного и доступного жилья;

-повышение эффективности агропромышленного комплекса.

 

 

Понятие и научные основы методологии развития национальной экономики.

Методология исследования национальной экономики базируется на системном и структурно-функциональном подходах. Важнейшими принципами такого анализа являются:

• комплексность - взаимоувязанное рассмотрение различных аспектов экономической деятельности в рамках национальной экономической системы в целом;

• сопоставимость - рассмотрение структурных показателей, рассчитанных для однотипных по масштабам структурных подразделений национальной экономики и одинаковых периодов времени;

• динамичность - рассмотрение всех явлений в динамике за определенный периоде целью выявления тенденций развития.

 

 

Методологические принципы формирования развития национальной экономики

Важнейшими условиями существования национальной экономики являются:

• суверенитет нации и государства;

• территориальная целостность;

• единство экономического пространства и социальной среды;

• наличие единой денежной единицы и целостной финансовой системы;

• общность характера хозяйственных институтов;

• развитость внутреннего рынка и т. д. Национальная система выступает как сложная система,

включающая в себя комплекс структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем.

В функционально-ресурсном плане - это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, трудового, производственного, научного, инновационного и др.

В структурном плане — это совокупность субъектов хозяйствования: предприятий, организаций, отраслей, хозяйственных комплексов, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В институциональном плане — это совокупность институтов рыночной экономики.

 

 

Методы изучения анализа и тенденций развития национальной экономики

 

Национальная экономика - это структурированная в отраслевом и региональном пространстве экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическим, политическим и идеологическим условиям.

Для анализа процесса структуризации национальной экономической деятельности в региональном пространстве необходимо выделить факторы, влияющие на размещение экономических единиц по территориальным образованиям. К таким факторам относятся:

• геополитическое и экономико-географическое значение территориальных образований;

• совокупность ресурсов, присущих тому или иному территориальному образованию;

• природно-климатические условия, складывающиеся в том или ином территориальном образовании;

• предпринимательский климат и инвестиционная привлекательность региона.

 

 

Важнейшими составляющими белорусской модели развития являются:

• сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

• равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства;

• многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

• активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;

• эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

 

 

7.Система национального счетоводства для оценки развития национальной экономики.

СНС как междунар.стандарт 1992 г. предст-т собой макроэкон., бух., цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хоз.периода. Бух.аспект обеспечивается тем, что отражение экономического цикла ведется с помощью двойной проводки операций в системе счетов. Т.о., СНС даёт конкретное (цифровое) отражение экономич.цикла, а не его теоретический анализ.

Основным назначением СНС явл. обеспечение эффективного учёта, анализа, прогнозирования и гос.регулирования экономики на всех уровнях исходя из реально сложившихся связей, фактической организации производства и распределения продукта и дохода. СНС функционирует как всеобъемлющая система формирования, сбора, учёта и обработки стат. информации о потоках и запасах в экономике.

Экономика в соотв. с СНС подразд. на пять секторов:

  1. нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия;
  2. финансовые учреждения;
  3. гос.управление;
  4. частные некоммерч.учреждения, обслуживающие домашние хоз-ва;
  5. домашние хоз-ва (население).

В методологическом плане в основе СНС лежит расширенная концепция производства, к-я охватывает следующие виды экон.деятельности:

а) производство товаров, в т.ч. для собственного потребления; все рыночные услуги, включая услуги образования, медицины, банков и страховых компаний;

б) нерыночные услуги, включая гос.управление, услуги некоммерч. огранизаций и наемной прислуги;

в) услуги по поддержанию жилищ, оказываемые их собственниками, за искл. услуг по ведению дом.хоз-ва.

В международной СНС в наст.время приняты след. группы счетов:

- для секторов экономики;

- отраслей экономики;

- отдельных экон.операций;

- экономики в целом, или консолидированные счета.

Ключевыми макроэкон.агрегатами в СНС явл. ВВП, ВНП и НД.

 

8.Цели, функции, методы государственного регулирования национальной экономики

Госуд-ное регулир-ние экономики - это целенап­равленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствую­щего этапа развития экономики.

Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внутренней, тар; и во внешней политике.

Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д.

Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности.

Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются:

• бюджетно-налоговая политика;

• денежно-кредитная политика;

• ценовое регулирование;

• амортизационная политика;

• прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Функции государственного регулирования экономики:

За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:

• эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

• обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

• формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;

• обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

• реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

• развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

• проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

• формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;

• поддержка социально незащищенных групп населения;

• охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;

• формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов; и др.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...