Анализ финансово-хозяйственной деятельности и оценка налоговой нагрузки ПАО «Группа ЛСР»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДГТУ)
Факультет Информационно-экономических систем Кафедра «Финансы и кредит»
Зав. кафедрой «Финансы и кредит» __________________ / А. К. Исаев / «____»___________ 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к выпускной квалификационной работе бакалавра на тему:
«Совершенствование налогового планирования как инструмента повышения эффективности деятельности предприятия»
Направление 38.03.01 «Экономика» «Финансы и кредит»
(подпись, дата)
(подпись, дата)
Ростов-на-Дону 2017
ВВЕДЕНИЕ
Развитие в России рыночной экономики выдвигает в число актуальных и имеющих важное значение, как для государства так и для предприятий, проблему эффективного налогового планирования. Деятельность предприятий все более усложняется, что сопровождается повышенным риском, возможным получением убытков или неполучением запланированной прибыли, в связи с этим вопросам налогового планирования должно уделяться внимание [1, с.8]. Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика. Среди зарубежных исследований проблемы интерес для развития налогового планирования в России представляют работы Д. Кэмбелла, Д. Караяна, Ч. Свенсона, Д. Неффа и Д. Джонсона. Серьезные исследования в области налогового планирования выполнены российскими авторами Галимзяновым Р.Ф., Горбуновым А.Р., Гуськовым С., Кожиновым В.Я., Козенковой Т.А., Медведевым А.Н. и т.д. Целью данной выпускной квалификационной работы является раскрытие теоретических аспектов налогового планирования на микроуровне, а также разработка и внедрение элементов планирования для целей налогообложения в ПАО «Группа ЛСР» для их практического применения в интересах повышения эффективности деятельности организации. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач: -раскрытие экономической сущности понятия налоговое планирование; -подробная характеристика видов, форм и методов налогового планирования; -анализ финансового и налогового состояние предприятия на практике;
- рассмотрение системы показателей, характеризующих налоговые обязательства рассматриваемой организации, и анализ их динамики; - разработка методологии организации налогового планирования в целях повышения эффективности деятельности предприятия. Объектом исследования является роль налогового планирования в повышении эффективности деятельности предприятия. Предметом исследования является система теоретических, методических и практических рекомендаций, обеспечивающих формирование в организации оптимального механизма налогового планирования. Информационную базу исследования составляют данные бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия организации, информация из периодической печати, монографии и учебники специалистов в области налогового планирования, Интернет-ресурсы. В соответствии с целью и задачами выпускная квалификационная работа будет иметь следующую структуру. В первой главе рассмотрена сущность налогового планирования, раскрыты принципы, виды, методы и его основная роль. Также проанализированы этапы налогового планирования. Во второй главе рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятия, ее цели, задачи и проанализирована финансово-хозяйственная деятельность ПАО «Группа ЛСР». А также произведена оценка налогооблагаемой базы и налоговой нагрузки предприятия. В третьей главе предложены мероприятия совершенствования системы налогового планирования, а также изучены возможные варианты повышения эффективности налогового планирования в ПАО «Группа ЛСР». 1 Теоретические аспекты организации налогового планирования на предприятии 1.1 Принципы и методы налогового планирования В настоящее время налоговое планирование выступают основой рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. Эти процессы оказывают самое непосредственное воздействие на деятельность организаций и предприятий. Именно планирование является тем действенным инструментом, благодаря которому организации могут правильно и достоверно оценивать возможности своего развития на краткосрочную (текущую) и длительную (стратегическую) перспективу. Оно обеспечивает условия для прогнозирования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Эффективность коммерческих организаций является основой для развития экономики страны и наполняемости доходной части бюджетов разных уровней, величины национального дохода и ВВП. Одна из основных задач государства связана с созданием благоприятных условий для поддержания инновационных начинаний промышленных предприятий и организаций. При этом предусматривается достижение обоюдной выгоды: максимум поступлений налоговых платежей в бюджеты различных уровней и создание предпосылок для снижения налоговой нагрузки на данные организации. Налоговое планирование является важной и неотъемлемой частью системы финансового управления в организации. Это обусловлено тем, что с налогообложением связаны все сферы производственной, финансовой, хозяйственной деятельности предприятия на всем периоде его существования - с момента принятия решения о создании, в процессе функционирования и до полной ликвидации. Необходимо отметить также значительную часть налоговых платежей в общей сумме расходов предприятия. Таким образом, налоговое планирование - это целая система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретно взятого случая [2]. Налоговое планирование является частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных контрактов. Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств [3, с.101]. Налоговое планирование можно определить как планирование финансово - хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово - хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.
Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных объектов с целью минимизации налоговых обязательств. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства. Необходимость налогового планирования заложена в самом современном налоговом законодательстве, которое предусматривает разные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властям направлениях и одобренными ими методами. Вместе с тем не следует забывать, что планирование налогов связано с определенными затратами, иногда значительными: на приобретение литературы о налогах, консультирование, переориентирование финансовых потоков, регистрацию новых фирм и другие меры, которые необходимо предпринимать в целях экономии налогов. Поэтому выгоду от налогового планирования, т.е. средства, сэкономленные на налогах, всегда следует сравнивать с затратами, которых оно требует, и если чистый эффект окажется невелик, то нет смысла вовлекаться в сложные схемы и реорганизации. Наконец, необходимость налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового бремени в той или иной стране. Если налоговое бремя в стране не превывшает 10 - 15% ВНП (или общего чистого дохода, если применить этот критерий к отдельному предприятию или предпринимателю), то потребность в налоговом планировании минимальна, а мелким предпринимателям лучше вообще не забивать себе голову этими вопросами. Минимизация налогов – термин, который вводит в заблуждение. Основной целью минимизации налогов можно считать не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а наоборот увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Под минимизацией налогов можно понимать своеобразный путь к более высокому получению доходов. Однако необходимо помнить и о проблемах получения необоснованной налоговой выгоды. На эту тему сейчас существует очень много арбитражных споров. Причем недовольными остаются обе стороны. С одной стороны налогоплательщики доказывают, что никакого умысла в их действиях нет и налоговой выгоды нет, а с другой стороны налоговики пытаются вывести налогоплательщиков на «чистую воду» и начислить штраф [5, с.4]. Однако большая часть специалистов склоняется к тому, что понятие
налогового планирования основано на оптимизации налоговых платежей. Под оптимизацией понимают определение качественных и количественных значений экономических показателей, при которых достигается оптимум – наилучшее состояние системы. Другими словами, оптимизация – процесс достижения наивысшего результата при меньших ресурсных затратах. Если рассматривать оптимизацию относительно налогового планирования, то это будет означать выбор оптимального решения в области налогообложения, а также сочетание разных налоговых схем согласнодействующему законодательствус целью оптимизации всей хозяйственной деятельности организации. В свою очередь, налоговые платежи, самым существенным образом влияют на экономические показатели предприятия: себестоимость продукции, объемы реализации, отпускные цены и тарифы, конкурентоспособность продукции, финансовые результаты, чистая прибыль. В настоящее время увеличивается значимость налогового планирования как фактора экономического роста хозяйствующих субъектов, что обусловлено следующими обстоятельствами: 1)финансовая нестабильность и частые изменения в налоговом законодательстве делают наиболее конкурентоспособными те организации, которые незамедлительно реагируют на вносимые изменения, а сделать это могут, только хозяйствующие субъекты, которые занимаются многовариантными расчетами налоговой оптимизации; 2) налоговая экономия является резервом с целью повышения чистой прибыли фирмы и дает возможность реализовать модернизацию, техническое перевооружение, закупку нового оборудования и т.п.; 3) максимизация чистой прибыли создает условия с целью увеличения дивидендных выплат и соответственно стоимости акции и роста капитализации (цены) фирмы [4, с.338]. Налоговое планирование подчиняется определенным принципам. Под принципами налогового планирования принято понимать основные начала налогового планирования, которым должны придерживаться налоговый менеджер, налоговый консультант и налоговый юрист. В современной экономической литературе можно выделить несколько классификаций принципов налогового планирования. Выделяют следующие основные принципы налогового планирования [6]: 1. Принцип законности – соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования. 2. Принцип выгодности – снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования. 3. Принцип реальности и эффективности – использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением. 4. Принцип альтернативности – рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации. 5. Принцип оперативности – корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений. 6. Принцип понятности и обоснованности – требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование. В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов: Принцип разумности и экономической обоснованности: любая схема должна быть продумана до мелочей. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие – применение налоговых санкций со стороны государства. Принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы. Вероятно, что после этого разработанная схема покажется не столь привлекательной. Выбрав метод снижения какого-либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей. Принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Необходимо проанализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства. Следует уделять пристальное внимание документальному оформлению операций, т. к. небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения. Принцип конфиденциальности. Никому не должно быть известно, что действия налогоплательщика на самом деле направлены на оптимизацию налогов. Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов). Налоговое планирование для предприятий — составная часть стратегического финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Одна из его главных целей — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. Для предприятий налоговое планирование по своей сути является составной частью стратегического финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Все чаще в последнее время налоговое планирование изучают как составную часть налогового менеджмента. К основным методам налогового планирования относят: 1) метод прямого счета, нормативный метод; 2) имитационный метод; 3) расчетно-аналитические методы; 4) численные балансовые методы (метод микробалансов, метод графо-аналитических зависимостей, матрично-балансовый метод, комбинированные методы); 5) методы экономико-математического моделирования и комбинированные. Данные методы могут носить могут носить не только ситуационный характер, но и вариационный характер. Необходимо также учитывать такие методы налогового планирования, как специальные. Данные методы позволяют предотвратить уклонение от уплаты налогов, а также ограничить сферу налогового планирования. Эти методы относятся к процессу установления пределов налогового планирования. 1) законодательные ограничения. Особенностями данного метода являются: - обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика; - обязанность представлять налоговые декларации и другие документы, которые требуются для исчисления и уплаты налогов; - обязанность удерживать налоги у источников. Также необходимо помнить, что за нарушение налогового законодательства предусмотрены экономические меры ответственности. 2) административные воздействия. При помощи данных воздействий возможен факт вмешательства в деятельность налогоплательщиков, которая связана с уклонением от уплаты налогов. 3) судебные способы. В соответствии со ст. 198,199 Уголовного кодекса РФ, уклонение от налогов признается в форме уклонения от подачи декларации о доходах и включения в нее заведомо ложных сведений, а также включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо сокрытие других объектов налогообложения. Все методы налогового планирования можно разделить на две группы: общие и специальные [7, с.170]. Общие методы налогового планирования: 1) метод выбора формы деятельности. Данныйметод заключается в применении возможности открыть представительство, филиал, обособленное подразделение организации илиучредить дочернюю фирму. В свою очередь, физические лица могут осуществлять свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Предметом налогового планирования будут выступать особенности налогообложения каждого из представленных вариантов. При данном методе возможно применение специального налогового режима. 2) метод выбора юрисдикции налогоплательщика. Суть данного метода состоит в «выводе» прибыли в зону льготного налогообложения. В современной экономике данный метод является достаточно распространенным, так как экономический результат при применении данного метода в большинстве случаев гораздо больше того эффекта, который возникает при использовании других льгот и освобождений, предусмотренных НК РФ. Однако необходимо помнить и о слабых сторонах данного метода, одной из которых является нестабильность правового положения юрисдикции. 3) метод ситуационного планирования. При данном методе предприятие определяет спектр тех налогов, которые необходимо уплачивать в пользу государства, уточняет их ставки и возможные к применению льготы в строгом соответствии с НК РФ и статистическими нормативами. Далее проводится анализ типичных хозяйственных операций, в которых организация принимает участие. При всем этом необходимо учитывать особенности вида деятельности, а также сложность производственного процесса. Далее подлежат разработке разные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие разные стороны экономической жизни и реализующиеся в нескольких сравнительных вариантах. Затем на основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты. Необходимо отметить, что на данном этапе нужно сопоставлять получаемые финансовые результаты с возможными потерями, которые могут быть обусловлены штрафными и другими санкциями. К слабым сторонам данного метода можно отнести его многовариантность. К специальным методам налогового планирования относятся следующие: 1) метод использования «пробелов» в законодательстве. В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика. Этот пункт, предусмотренный НК РФ выступает основным нормативным обоснованием применения рассматриваемого метода. В качестве его слабой стороны можно выделить то, что законодательные «лазейки» подлежат устранению, что не дает больше налогоплательщикам возможности уменьшать размер налоговых отчислений. Это происходит путем внесения соответствующих изменений к налоговым законам, которые обусловливают результаты практической деятельности налоговых органов. Результаты этой деятельности порождают внесение в органы законодательной власти предложений по совершенствованию соответствующих положений законодательства, что вызвано выявлением легального уклонения от уплаты налогов, которое совершается из-за недостаточной проработанности законов. Также стоит отметить и тот факт, что для выявления и правильного использования так называемых «лазеек» понадобится помощь хорошего специалиста по налогообложению [8, с.191]. Учитывая вышесказанное, данный метод налогового планирования не рассчитан на долгосрочную перспективу и требует большой уверенности в легальности используемых «пробелов». 2) метод применения налоговых льгот.В силу относительной простоты и абсолютной законности, этот метод можно назвать достаточно распространенным среди налогоплательщиков. В качестве его слабой стороны можно выделить только возможную сложность оформления в налоговом органе. Ведь часто для подтверждения права налогоплательщика на использование определенной льготы, требуется предоставить достаточно большое количество подтверждающих документов. 3) метод формирования учетной политики. Этот метод является существенным в силу того, что от выбранных налогоплательщиком способов налогообложения и учета в большой степени зависят порядок и сумма уплачиваемых налогов. Учетная политика определяется предприятием до начала нового календарного года и на вопрос ее формирования следует обратить особое внимание. Таким образом, данный метод можно назвать вспомогательным. Он может способствовать снижению рисков, возникающих при использовании других методов налогового планирования. 4) метод применения льготных организаций. При использовании этого метода основная налоговая база подлежит переводу на те юридические лица, которым налоговым законодательством предоставляются льготные условия налогообложения (например, налогоплательщикам, находящимся на упрощенной системе налогообложения). 5) метод изменения срока уплаты налогов. Налоговым законодательством предусмотрена возможность изменения срока уплаты налогов посредством применения отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Это можно эффективно использовать налогоплательщикам в их деятельности. (согласно гл. 9 НК РФ). Суть метода отсрочки налогового платежа заключается в том, что срок уплаты достаточно большого количества налогов находится в тесной связи с моментом возникновения объекта налогообложения, а также с календарным периодом (месяц, квартал, год). Таким образом, отсрочить появление облагаемого налогом оборота организация может путем перечисления денежных средств в последний день отчетного периода. 6) метод замены отношений. Основой этого метода является основной принцип гражданского права. Это принцип диспозитивности гражданско-правовых отношений, который означает, что каждый хозяйствующий субъект вправе самостоятельно выбирать как контрагентов, так и формы и условия сделок с ними. При использовании этого метода нужно обратить внимание на то, что налогоплательщик при юридическом оформлении отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую форму сделки, исходя из принципов юридической техники этого оформления, а также с обязательным учетом возникающих при этом налоговых последствий. Необходимо отметить и то, что замене подлежит весь комплекс возникающих прав и обязанностей, а не только формальная сторона сделки [9, с.11]. 7) метод разделения отношений. Как и метод замены, метод разделения отношений также основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, только в данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд более простых хозяйственных операций. 8) метод прямого сокращения объекта налогообложения. В основе метода лежит избавление от некоторых операций или имущества, которые подлежат налогообложению, без нанесения ущерба хозяйственной деятельности субъекта, осуществляющего налоговое планирование. Сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи, мены, дарения происходит, например, путем снижения стоимости товаров, работ, услуг с учетом действия ст. 40 НК РФ. Можно отметить, что достаточно распространенным способом сокращения объекта обложения по налогу на имущество является проведение инвентаризации. По ее результатам списывается морально устаревшее или пришедшее в физическую негодность имущество. Сократить стоимость налогооблагаемого имущества можно также путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения [10, с.2]. Таким образом, налоговое планирование является основным инструментом. Благодаря ему, предприятия могут эффективно развиваться в выбранном ими направлении и в то же время осуществлять минимизацию налоговых платежей.
1.2 Виды и основные этапы налогового планирования на предприятии В настоящее время, налоговое планирование чаще всего рассматривают как комплекс мер, которые направлены на минимизацию налоговой нагрузки. Существуют следующие виды налогового планирования: - В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и тактическое (текущий, повседневный характер) налоговое планирование. - В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным. - В зависимости от типа налогоплательщика может быть корпоративным или индивидуальным. Долгосрочное налоговое планирование -использование налогоплательщиком таких приёмов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика. Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Элементы данного вида планирования: - выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов; - выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры. Текущее налоговое планирование — совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. Элементы текущего планирования: - использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства; - использование оптимальных форм договоров; - разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения. В экономической литературе существует еще одна классификация видов и направлений налогового планирования [11, с.3]: 1) классическое налоговое планирование. Его суть в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Основу классического налогового планирования составляет организация правильного учета и отчетности, планирования экономической деятельности в рамках действующего законодательства. 2) оптимизационное (минимизационное) налоговое планирование. Суть данного налогового планирования заключается в использовании налогоплательщиком существующего законодательства с целью минимизации налоговых платежей. В рамках данного метода налогоплательщик применяет все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость. 3) вульгарное (противозаконное) налоговое планирование. Суть данного метода заключается в использовании налогоплательщиком в целях минимизации налоговых платежей тех методов, которые противоречат действующему законодательству. Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика. Поэтапный процесс планирования налоговых платежей [13, с. 448]: - Определение источников уплаты налогов; - Распределение налогов по календарным периодам (формирование платежного календаря предприятия на плановый период). В заключение можно выразить суть современного налогового планирования в условиях российской действительности следующими словами: "платить налоги нужно, но с умом", что означает: Таким образом, на современном этапе экономического развития российских предприятий проблема "как
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|