Рекомендации по конструированию шлицевых соединений
1. Для подвижных соединений рекомендуют рабочую длину ступицы принимать не менее диаметра вала, т.е. lp<d. При коротких ступицах (lp<d) возможно защемление от перекоса при перемещении вдоль вала. 2. В длинных ступицах (lp >1,5 d) необходима расточка отверстия выхода стружки при протягивании (см. рис. 64). 3. Для облегчения входа протяжки и сборки соединения в отверстии предусматривают заводные фаски (см. рис. 64). 4. В соединениях, воспринимающих радиальные нагрузки (зубчатые и червячные колеса, звездочки, шкивы), зубья шлицевого соединения желательно располагать симметрично относительно венцов. 5. Для уменьшения изнашивания следует уменьшать зазоры в соединении, повышать точность изготовления и твердость рабочих поверхностей. Рис.64
Основными критериями работоспособности шлицов являются: - сопротивление боковых поверхностей смятию (расчёт аналогичен шпонкам); - сопротивление износу при фреттинг-коррозии (малые взаимные вибрационные перемещения). Расчет на прочность прямобочных шлицевых (зубчатых) соединений Проверочный расчет на прочность прямобочных зубчатых соединений аналогичен расчету призматических шпонок. В зависимости от диаметра вала d (рис. 65) по табл. 7 выбирают параметры зубчатого соединения, после чего соединение проверяют на смятие. Проверку зубьев на срез не производят. Рис. 65. К расчету прямобочного шлицевого соединения
При расчете допускают, что по боковым поверхностям зубьев нагрузка распределяется равномерно, но из-за неточности изготовления в работе участвует только 75%общего числа зубьев (т.е. коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями (шлицами) Кшл = 0,75).
По аналогии с условием (34)
где Т — момент, Нмм; Кшл = 0,75; z — число зубьев (выбирают в зависимости от d по табл. 7); dcp = (D + d)/2 — средний диаметр соединения для прямобочных зубьев, мм; dcp = zm – средний диаметр соединения для эвольвентных зубьев, где т – модуль зубьев; Например, в станкостроении рекомендуют более низкие значения:
Таблица 7. Зубчатые прямобочные соединения, размеры, мм
Таблица 8. Допускаемые напряжения смятия
Примечания: тяжелые условия эксплуатации означают, что нагрузка знакопеременная с ударами; вибрации большой частоты и амплитуды; плохие условия смазки в подвижных соединениях; невысокая точность изготовления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|