Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма
Бхраллари Пранаяма Бхрамари (Bhramara) означает большой черный шмель, и эта Пранаяма называется так потому, что во время выдоха производится мягкий жужжащий звук, напоминающий жужжание шмеля. Лучшее время для выполнения этой пранаямы — тишина и покой ночи. Бхрамари пранаяму можно выполнять в двух стадиях, лежа и сидя. Техника
В этой пранаяме глубокий вдох выполняется, как в удджайи Пранаяме, а глубокий выдох — с жужжащим или гудящим звуком. Однако в этой пранаяме не рекомендуется задерживать дыхание (кумбхака) Бхрамари также можно делать с санмукхи мудрой (sanmukhi mudra) без джаландхара бандхи, так как здесь не выполняются кумбхаки. Санмукхи мудра (фот. 105 и 106) Поднимите руки к лицу, а локти — на уровень плеч. Расположите кончики больших пальцев на ушных отверстиях, чтобы закрыть их для внешних звуков. Если кончики пальцев причиняют боль, уменьшите давление или заверните маленькие выпуклости возле уха на ушные отверстия и надавите на них. Закройте глаза. Положите указательный и средний пальцы на веки. Опустите верхние веки подушечками средних пальцев, а оставшееся пространство сверху накройте подушечками указательных пальцев, чтобы не допустить попадание света в глаза Сохраняйте глазные яблоки пассивными и восприимчивыми, мягко на давив на них пальцами Теперь зажмите ноздри кончиками безымянных нальцев> чтобы сузить носовые проходы для медленного» устойчивого» ритмичного и тонкого дыхания. Мизинцы держите на верхней губе, чтобы чувствовать поток дыхания Садхака может слышать внутренний звук, так как уши закрыты большими пальцами. Благодаря давлению на глазные яблоки он также видит различные ослепительной яркости цвета, иногда устойчиво напоминающие солнце. Если трудно удержать санмук-ти мудру, оберните вокруг головы кусок ткани, покрыв ею уши и веки (фот. 107). После выполнения бхрамари лранаямы выдохните, затем лягте в шавасану (фот. 182).
Примечание Кумбхаки можно выполнять, обернув кусок материи вокруг головы, вместе с джаландхара бандхой, во всех других пранаямах (фот 108) Результаты Жужжащий звук нагоняет сон, и это хорошо для людей, страдающих бессонницей. Мурчха Пранаяма Мурчха (Murchha) означает состояние обморока (замирания). Эта пранаяма выполняется, как удджайи, а внутренняя задержка длится до появления ощущения слабости, дурноты. Это делает ум недеятельным и приносит спокойствие чувств. Плавини Пранаяма Плава (Plava) означает плавание или удерживание на воде. Об этой пранаяме известно очень мало. Считается, что она помогает садхаке с легкостью держаться на воде. Мурчха и плавини пранаямы сейчас не практикуются. Таблица Бхрамари Пранаямы
Г — глубокое ЖЗ — жужжащий звук Н — термальное Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос 1. Нос представляет собой конусообразную камеру, поддерживаемую костью и хрящом, сверху покрытую кожей, а изнутри - слизистой оболочкой, ноздри же поддерживаются и отделяются друг от друга перегородкой. Внутренняя поверхность ноздрей неровная и соединена маленькими отверстиями с черепными пазухами. 2. Воздух, попадающий в ноздри, фильтруется и проходит по дыхательным путям вниз в легкие. Воздушный поток слегка замедляется, когда воздух попадает в более широкие проходы, расположенные в носу выше, на полпути. Стороны носовой полости в черепе разделены тремя завитыми и пористыми костями, называемыми носовыми раковинами. Похожие по форме на птичьи крылья, они заставляют воздушный поток двигаться по спирали гак, что он чистит слизистую оболочку, выстилающую полость носа сложным образом. Надавливание большим пальцем или двумя пальцами на нос расширяет или сужает носовые проходы. Это помогает контролировать форму, направление и силу воздушного потока. Тщательное внимание, требуемое для контролирования этого потока, развивает внутреннюю осознанность. Эта осознанность увеличивается также, когда садхака учится слушать тонкие вибрации, порожденные воздушным потоком. Следовательно, слух играет важную роль в пранаяме.
3. Воздушные потоки также влияют на органы обоняния посредством решетчатой кости (os ethmoidale), расположенной в основании черепа. Эта кость испещрена отверстиями, предназначенными для волокон обонятельного нерва, который стимулирует лимбическую систему мозга, связанную с трансформацией восприятия в ощущении. 4. Вдыхаемый воздух циркулирует в пространстве возле слизистой оболочки. Если слизистая не функционирует надлежащим образом, дыхание становится напряженным и неправильным. Слизистая оболочка может быть перегружена изменениями в атмосфере, или ее секреция подвергается воздействиям различных факторов — табака, дыма, инфекции, эмоциональных состояний и т. п., поток воздуха периодически отклоняется от одной ноздри к другой из-за изменений в циркуляции крови, а также из-за травмы, болезни или холода. Такие изменения влияют на форму и размер носа, ноздрей и носовых проходов. 5. Мышцы, прикрепленные к хрящу, принимают участие в расширении и сжатии ноздрей. Будучи составной частью мышечной системы лица, связанной с губами и бровями, они могут выражать эмоциональное состояние, например, гнев, отвращение или страх, и обнаруживают внутреннюю личность. 6. Согласно Шива Свародайя (siva svarodaya), йогическому тексту, в носу собраны вместе пять основных элементов: земля (пригхви), вода (апас), свет (теджас), воздух (вайю) и эфир (ака-ша) (фот. 109). В пранаяме поток жизненной энергии (прана), находящийся в воздухе, приводит в соприкосновение эти элементы, когда он проходит над или через их местоположение и влияет на поведение практикующего. Их местоположение или области смещаются приблизительно каждые несколько минут. Например, когда поток воздуха прочищает местоположение земли в правой ноздре, он прочищает и местоположение воды в левой ноздре
Расположение элементов следующее:
Смещение положений осуществляется постепенно. Необходима многолетняя практика, чтобы локализовать и разграничить местоположения или области пята элементов или энергий, узнать, когда и где воздух соприкасается с каждой ноздрей. Однако под руководством сведущего учителя локализация вышеупомянутых областей может занять меньше времени. Точное расположение на носу большого, безымянного пальцев и мизинца правой руки может заставить поток воздуха двигаться одновременно в одинаковые участки обеих ноздрей, порождая тем самым ясность в мозгу и устойчивость в уме. Ниже объясняется, что лучшее, идеальное время для медитации (дхьяна) наступает тогда, когда дыхание течет в центральную часть обеих ноздрей - местоположение элемента эфира,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|