Таможенный контроль. Формы и принципы
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Принципы проведения таможенного контроля. 1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. 2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками. 3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами. 4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями). 5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза. 6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.[ст. 94 ТКТС] Формы таможенного контроля Статьей 110 Таможенного кодекса ТС установлены следующие формы таможенного контроля, применяемые таможенными органами:
1. проверка документов и сведений; 2. устный опрос; 3. получение объяснений; 4. таможенное наблюдение; 5. таможенный осмотр товаров и транспортных средств; 6. таможенный досмотр товаров и транспортных средств; 7. личный досмотр; 8. проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; 9. осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; 10. учет товаров, находящихся под таможенным контролем; 11. проверка системы учета товаров и отчетности; 12. таможенная проверка. Порядок осуществления форм таможенного контроля установлен главой 16 ТК ТС, а также другими нормативно-правовыми актами Комиссии таможенного союза и ФТС РФ. 1) Проверка документов и сведений Данная форма таможенного контроля применяется таможенными органами с целью установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. При этом, проверка достоверности сведений, представленных инспектору, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников. Это может быть информация, полученная по результатам анализа сведений специальной таможенной статистики или сведения из различных программных средств, а также любыми другими, не запрещенными законом способами. Конкретный перечень проверяемых документов и сведений будет в первую очередь зависеть от проводимых таможенных операций и таможенных процедур. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. 2) Устный опрос Применяется таможенными органами при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС, в целях получения необходимых сведений от физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих соответствующими полномочиями.
Данная форма таможенного контроля не предусматривает получение необходимых сведений инспектором таможни в письменной форме. 3) Получение объяснений Эта форма контроля предусматривает получение должностными лицами таможенного органа сведений об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства, от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих необходимой информацией. Допускается применение данной формы контроля и после выпуска товаров для свободного обращения, в течение предусмотренного законодательством периода проверки этих сведений. Получение объяснений оформляется в письменном виде по форме, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. №260 (страница 3). 4) Таможенное наблюдение Таможенное наблюдение представляет собой гласное и целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение должностным лицом таможенного органа за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций. Такая форма контроля может применяться как во время таможенного оформления, так и в отношении условно выпущенных на таможенной территории ТС товаров и транспортных средств. 5) Таможенный осмотр товаров и транспортных средств Данная форма таможенного контроля, применяется при внешнем визуальном осмотре уполномоченным должностным лицом товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, без вскрытия транспортного средства или его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров. Таможенный осмотр товаров осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.
При этом, таможенный осмотр товаров и транспортных средств проводится в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта. По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств составляется акт таможенного осмотра, по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза, если результаты такого осмотра будут использованы в таможенных целях или по просьбе лица, обладающего полномочиями в отношении товаров. [Решение Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. №260 (страница 4)]. 6) Таможенный досмотр товаров и транспортных средств Таможенный досмотр товаров представляет собой форму контроля при проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. При принятии решения о таможенном досмотре товара или транспортного средства, должностное лицо таможенного органа обязано уведомить о данном решении декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении этого товара или транспортного средства. Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, а также иных уполномоченных лиц, возможно только при участии двух понятых в следующих случаях: • неявки указанных лиц по истечении срока подачи таможенной декларации; • существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные предметы, взрывчатые, отравляющие, опасные химические и биологические вещества, наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, токсичные, радиоактивные вещества, ядерные материалы и др.);
• пересылки товаров в МПО (международных почтовых отправлениях); • оставления на таможенной территории Таможенного союза товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего их вывоз. В случае если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении таких товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары. По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт таможенного досмотра в двух экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения: o сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр товаров и транспортных средств, и лицах, присутствовавших при его проведении; o причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров; o результаты таможенного досмотра товаров и транспортных средств; o иные сведения, предусмотренные формой акта. Второй экземпляр акта отдается декларанту или уполномоченному лицу. 7) Личный досмотр Личный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, которая применяется должностным лицом таможенного органа к физическому лицу, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу ТС, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию ТС и вывозу с этой территории, или перемещаемые с нарушением установленного порядка. Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа, либо лицом, его замещающим, в письменной форме. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить его с правами и обязанностями, а также предложить добровольно выдать скрываемые предметы.
Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного таможенного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении такого досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного таможенного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа. Должностное лицо таможенного органа должно быть одного пола с досматриваемым лицом. Досмотр проводится в присутствии двух понятых, которые должны быть одного пола с досматриваемым лицом, в отдельном изолированном помещении. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники. При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие. Досматриваемое лицо обязано исполнять требования и распоряжения должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр. Однако, личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности или причинение вреда здоровью досматриваемого лица или его имуществу. По результатам проведения личного досмотра составляется акт в двух экземплярах, по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Этот акт должен быть составлен в ходе проведения личного таможенного досмотра либо непосредственно после его окончания. Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный таможенный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен досмотр, либо его законным представителем или лицом, его сопровождающим, понятыми, а при обследовании – медицинским работником. 8) Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков Данная форма таможенного контроля используется с целью проверки наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, подтверждающих легальность их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. В соответствии с пунктом 1 ст. 118 ТК ТС, таможенные органы проводят проверку маркировки товаров в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза. Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию ТС, осуществляется: путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены ТК ТС; путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию ТС. При обнаружении фактов отсутствия наличия марок или идентификационных знаков, а также других способов обозначения товаров таможенными органами, данные факты рассматриваются как нарушение правил ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого данные товары были обнаружены, не докажет обратное. В случае обнаружения таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, такие товары подлежат аресту, либо изъятию и помещению на временное хранение. 9) Осмотр помещений и территорий Зачастую, осмотр помещений и территорий осуществляется с целью подтверждения наличия товаров и транспортных средств, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов. Таможенный осмотр помещений и территорий может также проводиться: a. в местах перемещения товаров через таможенную границу, пограничной зоне; b. у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного Таможенным Кодексом ТС, для проверки такой информации; c. у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка. Осмотр помещений и территорий проводится: i. при наличии информации об утрате товаров или транспортных средств, их отчуждении, либо использовании их с нарушением требований и условий, установленных ТК ТС; ii. при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях, товаров, ввезенных на территорию ТС с нарушением таможенных правил; iii. на основании выборочной проверки. Должностные лица таможенного органа имеют право входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, в случаях, когда нормативными документами не предусмотрен другой порядок действий. О таких случаях таможенные органы должны в течение суток уведомить прокурора. При этом, осмотр жилых помещений не допускается. Максимальный срок проведения осмотра помещений и территорий составляет один день. Результаты осмотра помещений и территорий оформляются актом, который составляется в двух экземплярах. Форма предписания на проведение осмотра помещений и территорий, утверждается решением Комиссии Таможенного союза. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались. Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий закреплена Приказом ФТС РФ от 16 марта 2011 года №578. [Решение Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г.№260 (страница 14)]. 10) Учет товаров, находящихся под таможенным контролем Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий. 11) Проверка системы учета товаров и отчетности Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях. Проверка системы учета товаров как форма таможенного контроля проводится: • при применении специальных упрощений; • в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; • в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, предусматривающие ведение учета таких товаров. 12) Таможенная проверка Таможенная проверка проводится таможенными органами с целью контроля соблюдения лицами требований, установленных законами ТС и законодательством стран – участниц Таможенного союза. Порядок проведения таможенной проверки регламентируется главой 19 Таможенного кодекса ТС. Таможенная проверка осуществляется в отношении таких проверяемых лиц: декларант; таможенный представитель; перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель; уполномоченный экономический оператор; владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов; лицо, осуществляющее временное хранение товаров; лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного законодательством ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу; иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру. При проведении таможенной проверки, таможенными органами проверяются такие сведения: факт помещения товаров под таможенную процедуру; достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров; соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами; соблюдение требований, установленных законом, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела; соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора; соблюдение таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС; соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ТС. При таможенной проверке осуществляется сопоставление данных, содержащихся в представленных документах, и других сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном законом порядке. Могут использоваться и другие формы таможенного контроля. Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов. Порядок оформления результатов таможенной проверки, а также порядок принятия решений по данным результатам определяется законодательством государств – членов Таможенного союза. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления, таможенными органами принимаются соответствующие меры. Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки. A. Камеральная таможенная проверка – это процедура изучения и анализа сведений, содержащихся в декларациях и документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки). Камеральные таможенные проверки не ограничены в периодичности проведения. B. Выездная таможенная проверка При выездной таможенной проверке таможенный орган выезжает в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка может быть плановой или внеплановой и проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки). Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам камеральной таможенной проверки, а также по результатам применения иных форм таможенного контроля. Если возникает необходимость проверить данные, представленные проверяемым лицом, таможенный орган может проводить встречную выездную таможенную проверку у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки проверяемому лицу направляется уведомление о запланированной проверке. Начало плановой поверки должно быть не ранее, чем через 15 дней после поучения уведомления проверяемым лицом. Во время проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью. Срок проведения выездной таможенной проверки должен составлять не более двух месяцев. В случае необходимости, проверяющий таможенный орган может пролить этот срок еще на месяц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|