Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Важность ранней диагностики аутизма




Исследования оценки эффективности применения программ ранней коррекции подтвердили значительные Достижения в улучшении поведения и когнитивного функционирования детей с аутизмом (Dzingalasevic, Ferrante, 1996). В результате ранней идентификации и раннего вмешательства отмечаются сокращения аутистической симптоматики, улучшение развития, академического и интеллектуального функционирования, улучшение общения со сверстниками (Stone, Hogan, 1993). В условиях своевременного начала коррекции большинство аутичных детей могут обучаться в общеобразовательной школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний, искусства. И наоборот, при отсутствии своевременной диагностики и адекватной психологической коррекции значительная часть таких детей становятся необучаемыми и неадаптированными к жизни в обществе (Лебединская, Никольская, 1991).

К сожалению, коррекционная работа редко начинается до 3-х летнего возраста, потому что, как правило, аутизм редко диагностируется до 3-хлет. Это приводит к потере времени и уменьшает шансы выравнивания ребенка.

Трудности ранней диагностики аутизма заключаются в следующем:

1. наиболее ярко картина нарушения проявляется после 2,5 лет. До этого возраста симптоматика выражена слабо, в скрытой форме;

2. часто педиатры, детские психиатры не знают проблемы, не могут разглядеть в ранних симптомах аномалии развития; их неосведомленность ("перерастет") часто мешает родителям, которые замечают "необычность" своего ребенка, получить необходимую адекватную помощь специалистов;

3. сами родители иногда не замечают (или не хотят замечать) ранние проявления патологии, особенно, если это первый ребенок.

Исследователи пытаются помочь врачам и родителям в ранней диагностике аутизма, чтобы предоставить возможность начать коррекционную работу с ребенком за несколько месяцев, или даже лет, до проявления яркой симптоматики аутизма, тем самым, уменьшить количество "необучаемых", "неконтактных" детей.

В последние годы проводятся интенсивные исследования по разработке диагностических карт обследования детей раннего возраста, которые способствуют не только ранней диагностике, но и выбору методов психолого-педагогической коррекции. Так, в России разработана диагностическая карта для детей до 2-х летнего возраста при предположении у них аутизма (Лебединская, Никольская, 1991), фиксирующая особенности развития аутичного ребенка до 2-х летнего возраста в следующих сферах: вегетативно-инстинктивная сфера, аффективная сфера, сфера влечений, сфера общения, восприятие, моторика, интеллектуальное развитие, речь, игра, навыки социального поведения, психосоматические корреляции.

Английские исследователи разработали Диагностическую Карту Аутизма для Малышей (CHAT - Baron-Cohen et al, 1992) для диагностики аутизма у детей в возрасте до 18 месяцев. Согласно CHAT, в группу риска развития аутизма попадают дети, проявившие неспособность развить до 18 месяцев навыки в следующих трех ключевых действиях:

1. "Протодекларативное указание" - указательный жест на предмет с целью привлечения внимания другого человека к этому предмету, не для того, чтобы получить этот предмет, а просто показать свой интерес к нему;

2. "Управление взглядом" - направление взгляда туда же, куда смотрит взрослый;

3. "Игра понарошку".

Испанские исследователи составили специальную шкалу для определения аутизма у детей, оценивающую развитие ребенка с рождения до 6 месяцев, предназначенную для использования при осмотре детей в возрасте 7-10 дней, затем 1 месяца, 2 месяцев, 3,5, 7,9, 12, 15, 18, 24 месяцев и 3,4,5 и 6 лет.

Большое внимание разработке подобных диагностических карт уделяется и в других странах. В Украине подобная работа пока не проводилась.

ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА

ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ

1. Аутизм - спектральное нарушение.

2. Симптомы аутизма изменяются с возрастом и уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Эмпирический подход (МКБ-10, ДСС-IV).

4. Тщательное изучение истории развития ребенка.

5. Учет индивидуальных различий выраженности симптомов и накладывающейся симптоматики других возможных нарушений.

6. Важность ранней диагностики. Использование диагностических карт обследования детей раннего возраста

7. Тесное сотрудничество специалистов с родителями.

ОБЛАСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Органические нарушения, лабораторные обследования, история развития ребенка.

2. Интеллектуальное развитие:

· вербальное

· невербальное

· социальной адаптации

3. Психологическое обследование

· ребенка

· семьи


Глава 5

Дифференциальная диагностика

Аутизм необходимо отличать от других состояний, характеризующихся похожими симптомами. Очень важно определить, страдает ли ребенок аутизмом или же другими, похожими на аутизм, рушениями. Ниже приведены аномалии развития, которые мог быть ошибочно приняты за аутизм:

  • Умственная отсталость
  • Шизофрения
  • Специфические нарушения развития речи
  • Синдром Туретта
  • Синдром Ландау-Клеффнера
  • Синдром Ретта
  • Нарушение привязанности
  • Дезинтеграционное нарушение
  • Гиперкинетическое нарушение со стереотипиями
  • Атипичный аутизм
  • Глухота
  • Некоторые другие нарушения

Глава 5

Умственная отсталость

Между умственной отсталостью и аутизмом существует много схожих черт

Около 70% людей с аутизмом проявляют также умственную отсталость (Lerea, 1987).

Д-р Фриман с коллегами (1991) подразделяет аутичных детей в возрасте до 5-6 лет на 3 группы:
1) приблизительно 50% проявляют также умственную отсталость в вербальных и невербальных навыках;
2) 25% показывают нормальный невербальный интеллект, но слабые речевые навыки;
3) 25% имеют нормальные вербальные и невербальные навыки.

· Большинство аутичных людей проявляют очень разнообразные показатели интеллектуального функционирования при стандартном определении уровня умственного развития. Они плохо справляются с заданиями, требующими умения абстрактно мыслить, использовать символы и прослеживать логическую последовательность. С другой стороны, они часто прекрасно справляются с заданиями, требующими манипулирования предметами и зрительного восприятия пространства (Ritvo, Freeman, 1977).

· Хотя ребенок с аутизмом может проявлять в какой-то степени умственную отсталость, диагностировать необходимо, прежде всего, аутизм, а не умственную отсталость, поскольку методы коррекции и обучения аутичных детей во многом отличаются от тех, которые используют при работе с умственно отсталыми детьми (Wing, 1979).

· Чтобы дифференцировать аутизм от умственной отстало необходимо определить "неровность" профиля развития ребенка. Дети, первичным нарушением которых является умственная отсталость, проявляют более общую задержку развития, чем дети с аутизмом. Дети с аутизмом имеют неровное развитие: они проявляют задержку развития в одних областях и норму в других; в то время, как умственно отсталые неаутичные дети имеют заде развития во всех областях. Необходимо также оценить развитие социальных, коммуникативных навыков и навыков символичной игры.


Глава 5

Шизофрения

В прошлом (в некоторых странах - в настоящее время)некоторые исследователи рассматривали аутизм как разновидность шизофрении, и считали, что детская шизофрения и аутизм являются одним и тем же синдромом, и что аутизм ребенка развился в шизофрению взрослого (Bender, 1947, Сухарева, 1937; 1974; Башина, 1975; 1980; 1938 и некоторые другие).

В настоящее время большинство исследователей и специалистов в области аутизма признают, что аутизм является отдельной самостоятельной патологией, отличающейся от шизофрении и других нарушений.

Существуют некоторые общие черты между шизофренией и аутизмом, поскольку оба эти нарушения проявляются в спектре. Чрезмерная самоизоляция и ухода себя от социальных и эмоциональных контактов, характерные для тяжелых форм шизофрении могут казаться симптомами аутизма. Однако, есть ряд различий, которые могут помочь клиницистам отличить аутизм от шизофрении.

Аутизм проявляется в младенчестве или в раннем детстве, в то время, как шизофрения обычно обнаруживается в более позднем возрасте. В тех редких случаях, когда шизофрения начинается в раннем детстве, ребенок испытывает иллюзии и галлюцинации, м использует речь для описания своих иррациональных мыслей. Напротив, аутичный ребенок не использует речь, чтобы поделиться с другими своими мыслями, он, как правило, не испытывает иллюзий и галлюцинаций.

В большинстве случаев, при шизофрении бывают периоды ремиссии и нормального функционирования, в то время, как аутичные люди, обычно, не проявляют подобных колебаний в функционировании (Wing, Attwood, 1987).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...