Дифференциальная диагностика
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Синдром Аспергера может напоминать другие нарушения развития. Часто для описания детей с синдромом Аспергера употреблялись термины "шизоидное нарушение личности", "пограничные случаи шизофрении", "аутистические состояния" и др. В нейропсихологии большое внимание уделяется синдрому Нарушений Невербальных способностей к Обучению (ННО), описанному Рурк (1989). Нейропсихологические характеристики ННО очень похожи на характеристики синдрома Аспергера. Они включают в себя: дефицитарность психомоторной координации, организации визуального восприятия пространства, тактильной перцепции, невербальных решений задач, математических вычислений, когнитивной гибкости, прагматики речи и просодии, оценки невербальных форм коммуникации, социальной перцепции, социального суждения, навыков социального взаимодействия Отмечается, что большинство людей с синдромом Аспергера отвечают критериям ННО. Однако, ННО более широкое понятие, и не все люди с ННО отвечают критериям синдрома Аспергера (Bregman, 1995). Еще одно состояние названо Нарушением правого полушария, приводящим к нарушению способностей к обучению; его основные характеристики близки синдрому Аспергера (Denckia, 1983, Voeller, 1986). Дети с нарушением правого полушария избегают смотреть в глаза собеседнику, проявляют дефицит коммуникативных жестов, просодии, социального взаимодействия. Их речь идиосинкразитична, монотонна и/или преувеличена. Они проявляют дефицитарность в обработке невербальных, визуально-пространственных стимулов. Они часто испытывают трудности в выражении своих чувств. Другое состояние, похожее на синдром Аспергера и ННО, - это "семантико-прагматическое нарушение" (Bishop, 1989). Д. Бишоп использует этот термин для описания детей, которые не являются аутичными, но первоначально проявляют задержку речевого развития и нарушение рецептивной речи, а после начинают говорить ясно, сложными предложениями, вместе с тем становятся более заметными семантические и прагматические нарушения речи (Bishop, 1989). Однако, представляется, что концепция семантико-прагматического нарушения часто игнорирует реальны аномалии развития ребенка, поскольку учитывается только один аспект развития.
В настоящее время не известно, являются ли синдром Аспергера, ННО, нарушение правого полушария и семантико-прагматическое нарушение отдельными самостоятельными нарушениями, или же каждое из них занимает определенное место на континууме. Кроме того, как и любое другое состояние, определяемое только по наличию определенных моделей поведения, симптомы которого могут значительно варьироваться по степени тяжести, синдром Аспергера на континууме может граничить с нормой. В таких случаях постановка диагноза затруднительна. Тогда как типичный случай синдрома Аспергера может быть с легкостью определен опытными в этой области клиницистами, есть случаи, когда эксцентричность может быть принята за нарушение Аспергера (Wing, 1981). Так, все характерные черты синдрома Аспергера в различной степени можно обнаружить и у нормальных людей. Люди различаются своими способностями к общению, двигательными навыками. Аспергер (1979) отмечал, что способность погружаться в свой собственный внутренний мир, всепоглощенность своими особыми интересами присущи в большей или меньшей степени всем людям. В большей степени эта особенность наблюдается у ученых, художников, артистов. Однако, тогда как внутренний мир нормальных людей видоизменяется в зависимости от их социального опыта, внутренний мир людей с синдромом Аспергера отрезан от внешнего мира и не подвергается изменениям, вызванным извне (Wing, 1981).
Чтобы диагностировать синдром Аспергера, дифференцировать его от других подобных нарушений и пограничных с нормой состояний, следует провести всесторонний анализ и оценку состояния ребенка, включающие в себя историю развития ребенка, психиатрическое обследование, анализ уровня и качества развития речи и коммуникации Диагноз должен основываться не на наличии или отсутствии каких-либо определенных характеристик, а на анализе полной истории развития и общей клинической картине. (Детальная схема оценки ребенка на синдром Аспергера, разработанная Обществом содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом, представлена в Части II). СИНДРОМ АСПЕРГЕРА 1944: Аспергер. "аутистическая психопатия" ("аутистические нарушения личности") - дефицит в социальном взаимодействии, коммуникации, ограниченные интересы и действия; - относительно хорошо сохраненные речевые и когнитивные способности; - плохая координация движений; - проявление в более позднем возрасте. 1992 МКБ-Ю(ВОЗ), 1994 ДСС-1У(ААП): Синдром/Нарушение Аспергера. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА АСПЕРГЕРА от 1 на 10 000 (Bregman, 1996) до 71 на 10 000 (Ehlers, Gillberg, 1993) Только мальчики (Asperger, 1944) Соотношение мальчиков и девочек 9'1 (Wing, 1981) Противоречия относительно определения синдрома Аспергера и ВФА, их разграничения ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА - Шизоидное нарушение личности - Шизофрения -ВФА - Нарушение невербальных способностей к обучению - Нарушение правого полушария - Семантико-прагматическое нарушение „ - Некоторые другие нарушения - Пограничное состояние с нормой Словарь терминов АБЕРРАНТНЫЙ - искаженный, отклоняющийся от нормы. АДАПТАЦИЯ - приспособление организма, органов чувств к окружающим условиям; вообще приспособление к новым условиям. АНОМАЛИЯ - отклонение от нормы. АСОЦИАЛЬНЫЙ - отвергающий социальное взаимодействие или неспособный к социальному взаимодействию. АУТОПСИЯ - вскрытие, исследование тела, органов умершего человека с целью определения причин смерти или патологических изменений, вызванных болезнью. АУТОСТИМУЛЯЦИЯ - настойчивое стереотипное вызывание сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов и своего тела.
АФФЕКТИВНЫЙ - относящийся к чувствам или эмоциям при отсутствии волевого контроля. ВАКЦИНАЦИЯ - применение вакцин с целью предупреждения той или иной инфекционной болезни ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - часть нервной системы, регулирующая деятельность внутренних органов (пищеварения, кровообращения и т.д.), а также обмен веществ в организме. ВЕРБАЛЬНЫЙ - словесный; обладающий устной речью, например, вербальный ребенок. ВИРУСЫ - возбудители инфекционных заболеваний растений, животных и человека, по размерам более мелкие, чем известные в настоящее время микробы. ВИТАЛЬНЫЙ - жизненный; имеющий отношение кжизнен-ным явлениям, связанный с сохранением жизни. ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ - явление обмана чувств (зрения, слуха, обоняния и т.д.) вследствие расстройства деятельности мозга. ГЕН - материальная единица наследственности; гены линейно расположены в хромосомах к определяют подавляющее большинство признаков организма. ГЕНЕЗ - происхождение, возникновение, процесс развития. ГИПЕР- - в сложных словах указывает на избыток чего-либо, превышение какой-либо нормы, например, гиперсензитивность - сверхчувствительность к чему-либо. ГИПО- - в сложных словах указывает на понижение, уменьшение чего-либо против нормы, например, гипосензитивность. ДЕБИЛЬНОСТЬ -легкая степень врожденного слабоумия. ДЕГЕНЕРАЦИЯ - ухудшение биологических и психических признаков организма, вырождение. ДЕПРЕССИЯ-угнетенное, подавленное психическое состояние. ДЕФИЦИТАРНОСТЬ - недостаточность. ДИЗИГОТНЫЕ (ДВУЯЙЦЕВЫЕ) БЛИЗНЕЦЫ происходят в результате оплодотворения 2-х яйцевых клеток, при этом оба плода развиваются совершенно самостоятельно и имеют отдельные плаценты и все другие элементы плодного яйца. ДИСБАКТЕРИОЗ - отсутствие микрофлоры кишечника, обусловленное различными заболеваниями, а также длительным применением антибиотиков. ДИСФУНКЦИЯ - нарушение или аномалия функционирования. ИДИОСИНКРАЗИЯ - зд. отклонение от установленных норм, странность.
ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ - средняя степень слабоумия. ИММУНИЗАЦИЯ - искусственное создание иммунитета (т.е. невосприимчивости) к какому-либо инфекционному заболеванию путем введения в организм либо убитых или ослабленных возбудителей инфекционных заболеваний или ослабленных микробных ядов (активный иммунитет), либо введением в организм кровяной сыворотки вакцинированных животных или переболевших людей и животных (пассивный иммунитет). ИНСТИНКТ - совокупность врожденных актов поведения, свойственных данному виду животных организмов; ИНСТИНКТИВНЫЙ - непроизвольный, обусловленный инстинктом, бессознательный. ИНФАНТИЛЬНЫЕ СПАЗМЫ (СУДОРОГИ) - младенческие судороги, сгибательные спазмы. ИНФЕКЦИЯ - заражение, проникновение в организм болезнетворных микроорганизмов. КОГНИТИВНЫЙ - относящийся к познанию, интеллектуальной сфере. КОММУНИКАЦИЯ - общение в любой форме. КОМПЕНСАТОРНЬЙ - восполняющий, возмещающий. КОНКОРДАНТНОСТЬ - соотношение, соответствие. КОНТИНУУМ - единое целое, характеризующееся набором определенных элементов, расположенных в прогрессии от минимального до максимального, при которой каждый из последующих отличается от предыдущего в минимальной степени. СЕНСОРНЫЕ СТИМУЛЫ - предметы или явления окружающей действительности, воздействующие на органы чувств. ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - группа взаимосвязанных структурных отделов мозга, отвечающих за проявление эмоций и мотивации поведения. МАКРО- - в сложных словах указывает на значительную величину чего-либо в противоположность микро-. МАКРОЦЕФАЛИЯ - шарообразное увеличение размеров черепа в результате внутриутробной гидроцефалии. МЕТАБОЛИЗМ - обмен веществ в организме. МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ЯЗЫК - иносказательный язык, употребление слов и выражений в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии. МИКРО- - в сложных словах указывает на малые размеры чего-либо в противоположность макро-. МОНОЗИГОТНЫЕ (ОДНОЯЙЦЕВЫЕ) БЛИЗНЕЦЫ происходят из одного оплодотворенного яйца. МУТАЦИЯ - внезапно возникающие новые наследственные признаки, обусловленные изменениями клеточных (в основном - ядерных) структур. МУТИЗМ - полное отсутствие целенаправленной речевой коммуникации при возможности случайного произнесения отдельных слов или фраз. НЕВЕРБАЛЬНЫЙ - необладающий речью. НЕВРОПАТОЛОГИЯ - наука о нервных болезнях. НЕЙРОИНФЕКЦИЯ - инфекция, поражающая нервную систему. НЕЙРОТРАНСМИТТЕР - химическое вещество между клетками мозга, передающее импульсы от одного нерва к другому. НЕОЛОГИЗМ - новое слово, языковое новшество (оборот речи, грамматическая особенность), появляющееся в языке.
НОЗОЛОГИЯ - раздел медицины, рассматривающий классификацию болезней. ОЛИГОФРЕНИЯ - врожденное слабоумие. ОНТОГЕНЕЗ - Индивидуальное развитие живого существа, охватывающее все изменения, претерпеваемые организмом от стадии оплодотворения яйца до окончания индивидуальной жизни. ОФТАЛЬМОЛОГИЯ - наука о глазных болезнях и их лечении ПАТОГЕНЕЗ - раздел патологии, изучающий механизмы возникновения и развития болезни. ПАТОЛОГИЯ - раздел медицины, изучающий болезненные процессы в организме. ПЕРВАЗИВНЫЙ -общий, всепроникающий, ПЕРЦЕНТИЛЬ - единица на 100-балльной шкале. ПЕРЦЕПЦИЯ - восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств. ПРОЛИФЕРАЦИЯ - размножение, рост. ПСИХОПАТИЯ - душевное расстройство, ненормальность психики. РЕМИССИЯ - временное ослабление проявлений болезни РЕЦЕПТОРЫ - концевые образования чувствительных нервных волокон животного организма, способные воспринимать раздражения из внешней или из внутренней среды. РИТУАЛ ИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - приверженность к совершению определенных ритуальных действий, сопровождающих какое-либо действие и составляющих его внешнее оформление. РОДОВАЯ ТРАВМА - повреждения ребенка, связанные с родами, а также расстройства, возникающие в случаях кислородного голодания плода и нарушения плацентарно-маточного и плодного кровообращения. СЕНЗИТИВНОСТЬ - чувствительность. СЕНСОРНЫЙ - относящийся к органам чувств. СИМБИОЗ - совместное нераздельное существование. СИМБИОТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ - связь по типу симбиоза, не предполагающая содержательного общения и эмоционального взаимодействия. СИМПТОМ - характерные проявления или признаки болезненных состояний. СИНДРОМ - совокупность симптомов, характеризующая определенное нарушение или заболевание. СТЕРЕОТИПИИ - устойчивые формы однообразных действий. СТЕРЕОТИПНЫЙ - повторяющийся без изменений. ТАКТИЛЬНЫЙ - относящийся к ощущениям прикосновения и давления. ТИК - непроизвольное повторяющееся нервное подергивание (сокращение) мышц лица, шеи, головы. ТОЛЕРАНТНОСТЬ - выносимость, терпимость к чему-либо ФЕРМЕНТЫ - органические вещества белковой природы, содержащиеся в животных и растительных организмах, направляющие, регулирующие и многократно ускоряющие биохимические процессы в них; играют важнейшую роль в обмене веществ. ХРОМОСОМЫ - структурные элементы ядер клеток, играющие основную роль в наследственной передаче признаков и свойств организмов ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ - мозговой ЭНЦЕФАЛИТ - воспаление головного мозга ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ - относящийся к изучению причин возникновения и закономерностей распространения болезней. ЭПИЛЕПСИЯ - хроническое прогрессирующее полиэтиологическое заболевание головного мозга, проявляющееся повторными судорожными или бессудорожными припадками либо пароксизмальными психопатологическими расстройствами ЭТИОЛОГИЯ - учение о причинах и условиях возникновения болезней. ЭХОЛАЛИЯ - непроизвольное повторение звуков, слогов, слов, чужой речи ОТСТАВЛЕННАЯ ЭХОЛАЛИЯ - повторение слов или фраз через какой-то период времени НЕМЕДЛЕННАЯ ЭХОЛАЛИЯ - повторение слов или фраз сразу же после того, как они были произнесены
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|