Тема 8. Этико-социальный аспект культуры речи
Вопросы: 1. Что такое речевой этикет? Дайте понятие вежливости. 2. Как связан речевой этикет с основными ситуациями общения? 3. Взаимосвязаны ли культура поведения и этические нормы общения? 4. Может ли поведенческая и речевая культура иметь специфические национальные особенности? 5. Перечислите грамматические средства выражения категории вежливости в русском языке? 6. Какую роль в процессе коммуникации играет наименование адресата? Охарактеризуйте основные типы наименований адресата. 7. Поясните, почему система личных местоимений в русском языке носит не только указательный, ориентационно-дистантный, но и коммуникативно-ролевой характер? В чём это проявляется? 8. Какую роль в реализации категории вежливости в речевом общении играют глагольные формы и частицы? 9. Что такое эвфемизмы? Соответствуют ли эвфемизмы принципу вежливости? 10. Как проявляется вежливость в невербальных средствах общения? 11. Охарактеризуйте социальные аспекты культуры речи. 12. Насколько зависит стиль речи, выбор языковых средств от положения, которое человек занимает в обществе? 13. Чем отличается стиль речи женщин и мужчин? 14. Накладывает ли отпечаток на речь человека возраст? В чём это выражается? 15. Влияет ли профессия на стиль речи человека? Упражнения: 1. Национальная специфика русского этикета нашла отражение в пословицах и поговорках. Познакомьтесь с некоторыми из них и сформулируйте правлила общения, рекомендуемые пословицами и поговорками: 1. От учтивых слов язык не отсохнет. 2. Ласковое слово пуще дубины. 3. Недоброе слово что огонь жжет. 4. Гордым быть – глупым слыть. 5. Красна беседа смирением. 6. Знай более, а говори менее. 7. Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди. 8. Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай. 9. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. 10. Чин чина почитай, а меньшой садись на край. 11. Красно поле пшеном, а речь слушанием. 12. Доброе молчание лучше пустого болтания. 13. На ласковое слово не сдавайся, на противное не обижайся. 14. За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся. 15. Добра не мыслишь – и худа не говори. 16. На языке медок, а на сердце ледок. 17. В очи льстив, а за очи лжив. 18. Хорошее слово – половина дела. 19. Не молвя слова – крепись, а молвя слово – держись. 20. Без рассуждения не твори осуждения. 21. В спорах да во вздорах пути не бывает. 22. Спорить спорь, а браниться грех. 23. Спасибо – великое дело. 24. Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.
2. Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Для аргументации используйте приведенные высказывания: 1. Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (Английский поэт Альфред Теннисон, 1809-1892). 2. Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящних искусств (Американский философ и писатель Ралф Эмерсон, 1803-1882). 3. Манеры слишком часто остаются в пренебрежении, а между тем приобретение хороших манер очень важно как для мужчин, так и для женщин… Жизнь слишком коротка, чтобы можно было надеяться успеть вполне отделаться от дурных манер; кроме того, в манерах отражаются добродетели (Шотландский экономист и философ Адам Смит, 1723-1790). 4. Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (Английский писатель и государственный деятель Филипп Честерфилд, 1694-1773). 3. Какие выражения вы употребите, чтобы а) побудить собеседника замолчать; б) выразить сочувствие в следующих ситуациях:
· на работе (официально); · дома (со взрослыми и детьми); · в сугубо мужской (женской) компании. 4. Составьте варианты извинений: · за неловкое движение в транспорте (перед пожилым человеком, ребенком); · за поздний звонок (перед родителями друга, сверстницей); · за случайное опоздание (на занятие – перед преподавателем, на деловую встречу – перед партнером, на свидание – перед приятелем). 5. Поблагодарите: · научного руководителя за помощь в написании работы; · врача за сердечное отношение к вашим близким; · артиста за доставленное удовольствие от спектакля; · родителей за подарок ко дню рождения; · друга за оказанную помощь. 6. Обратитесь с просьбой: · к студенческому комитету – помочь организовать туристическую поездку вашей группы; · к родителям – помочь принять гостей; · к другу – познакомить с заинтересовавшим вас человеком. 7. Вежливо откажите в просьбе: · ответить на вопрос, в котором вы не компетентны; · пойти в кино или в театр с человеком, который вам не нравится; · одолжить вещь, которая нужна вам самому. 8. Составьте тексты приглашений на праздничный вечер: · преподавателям факультета (официальное); · студентам (неофициальное). 9. Подготовьте текст новогоднего поздравления, стараясь избегать штампов: · декану факультета; · любимому преподавателю; · однокурсникам; · родственникам; · другу (подруге). 10. Составьте и произнесите небольшие монологи применительно к следующим ситуациям: · Спортивная команда, в которой участвовал ваш друг, проиграла, и вы хотите его утешить. · Вы пришли в больницу к заболевшему родственнику и хотите выразить ему сочувствие и приободрить его. · Вы вернулись домой позже, чем предполагалось; ваши родители расстроены, а вам предстоит объяснение. Формулы речевого этикета: 1. Формулы ЗНАКОМСТВА: - Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться. - Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться. - Позволь (те) с вами (с тобой) познакомиться. - Позволь (те) познакомиться. - Давай (те) познакомимся. - Будем знакомы. - Хорошо бы познакомиться. При посещении учреждения, офиса, конторы представляются чиновнику:
- Позвольте (разрешите) представиться. - Моя фамилия… - Мое имя… (или подается ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА). Формулы ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. - Познакомьтесь (пожалуйста). Анна Сергеевна Петрова. Иван Семенович Сорокин. - Я хочу (хотел бы) познакомить вас с… - Разрешите представить вас … - Очень приятно (рад)! - (Я) рад (счастлив) с вами познакомиться. - (Мне) очень приятно (с вами познакомиться). Мужчину представляют женщине, младшего по возрасту – старшему, сотрудника – начальнику. 3. Формулы ПРИВЕТСТВИЯ: - Здравствуй (те)! - Доброе утро! - Добрый день! - Добрый вечер! - (Очень) рад вас видеть (приветствовать)! - Разрешите (позвольте) вас приветствовать! - Добро пожаловать! - Мое почтение! У военных: Здравия желаю! ПЕРВЫМИ приветствуют: - мужчина – женщину; - младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую); - младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее; - младший по должности – старшего; - член делегации – ее руководителя (независимо – своя делегация или зарубежная). 4. Формулы РАССТАВАНИЯ: - Всего вам доброго (хорошего)! До свидания! - До вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу. - Прощайте! - Не поминайте лихом! 5. ЗАЧИН разговора обусловлен СИТУАЦИЕЙ: 5.1. ТОРЖЕСТВЕННАЯ (праздники, юбилеи, получение наград, ПРИГЛАШЕНИЕ и т.п.): - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу…), будем рады. - Приглашаю вас (тебя)… - Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить вас...? ПОЗДРАВЛЕНИЕ: - Разрешите (позвольте) поздравить вас с… - Примите мои (самые) сердечные (теплые, горячие, искренние) поздравления… - От имени (по поручению)…поздравляем… - От (всей) души (всего сердца) поздравляю… - Сердечно (горячо) поздравляю… 5.2.СКОРБНАЯ ситуация предполагает выражение СОБОЛЕЗНОВАНИЯ. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболезнования эмоционально окрашены, приподняты: - Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования. - Приношу (вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования.
- Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную. - Скорблю вместе с вами. - Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье). - Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье) обрушилось на вас! - Какая большая (невосполнимая, ужасная) утрата! - Какое горе (несчастье) обрушилось на вас! 5.3. В тяжелой, скорбной или неприятной ситуации люди нуждаются в СОЧУВСТВИИ, УТЕШЕНИИ: - (Как) я вам сочувствую! - (Как) я вас понимаю! - Я вам (так) сочувствую, но, поверьте мне (я так уверен), что все кончится хорошо! - Не впадайте в отчаянье (не падайте духом). Все еще изменится (к лучшему). - Все будет в порядке! - Все это изменится (обойдется, пройдет). - Не нужно (не надо) так волноваться (беспокоиться, расстраиваться, огорчаться, переживать, страдать). - Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку) - Нужно (надо) успокоиться, взять себя в руки. 6. Выражение БЛАГОДАРНОСТИ: - Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность…за отлично (прекрасно)… - Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за … - Должен выразить начальнику отдела снабжения (свою) благодарность за… - Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность … - Я благодарен вам за то, что… - Большое (огромное) спасибо вам (тебе) за… - (Я) очень (так) благодарен вам! 64 - Нет слов, чтобы выразить мою благодарность вам! 7. ЗАМЕЧАНИЕ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: - Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)… - К (большому) сожалению (огорчению), должен (вынужден) сделать замечание(вынести порицание)… 8. ПРОСЬБА должна быть вежлива, деликатна, но без заискивания: - Сделай (те) одолжение, выполни (те) мою просьбу… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… - Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите… - (Не) могу ли я попросить вас… - (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне… - Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)… 9. СОГЛАСИЕ, РАЗРЕШЕНИЕ: - (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено). - Пожалуйста (разрешаю, не возражаю). - Согласен отпустить вас. - Согласен, поступайте (сделайте) так, как вы считаете. 10. ОТКАЗ: - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). - В настоящее время это (сделать) невозможно. - Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой). - Простите, но мы (я) не можем (не могу) выполнить вашу просьбу. - Я вынужден запретить (отказать, не разрешить). 11. ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОВЕТЫ не должны быть похожи на приказания. Побуждение к действию может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:
- Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам) … - Разрешите предложить вам… - (Я) хочу (мне хочется, мне хотелось бы) посоветовать вам… - Я советую (предлагаю) вам… 12. КОМПЛИМЕНТ говорится в начале разговора и должен быть искренним: - Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, молодо) выглядите - Вы не меняетесь (не изменились, не постарели). - Время вас щадит (не берет). - Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны). - Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист. - Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины По дисциплине предусмотрены следующие виды контроля знаний студентов: Формы текущего контроля: устный опрос, выполнение практических заданий и контрольной работы, написание реферата. Контролируются приобретаемые практические знания в следующих аспектах: совершенствование грамотного письма и говорения (через выполнение комплекса упражнений и заданий), формирование навыков монологической и диалогической речи (участие в диспутах на заданную тему), развитие навыков работы с текстами научного стиля (реферирование, аннотирование) и официально-делового (написание заявления, доверенности, реюме, докладных, служебных записок и т.п.). Форма итогового контроля - зачёт в вопросно-ответной форме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|