Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Этико-социальный аспект культуры речи




Вопросы:

1. Что такое речевой этикет? Дайте понятие вежливости.

2. Как связан речевой этикет с основными ситуациями общения?

3. Взаимосвязаны ли культура поведения и этические нормы общения?

4. Может ли поведенческая и речевая культура иметь специфические националь­ные особенности?

5. Перечислите грамматические средства выражения категории вежливости в русском языке?

6. Какую роль в процессе коммуникации играет наименование адресата? Оха­рактеризуйте основные типы наименований адресата.

7. Поясните, почему система личных местоимений в русском языке носит не только указательный, ориентационно-дистантный, но и коммуникативно-роле­вой характер? В чём это проявляется?

8. Какую роль в реализации категории вежливости в речевом общении играют глагольные формы и частицы?

9. Что такое эвфемизмы? Соответствуют ли эвфемизмы принципу вежливости?

10. Как проявляется вежливость в невербальных средствах общения?

11. Охарактеризуйте социальные аспекты культуры речи.

12. Насколько зависит стиль речи, выбор языковых средств от положения, кото­рое человек занимает в обществе?

13. Чем отличается стиль речи женщин и мужчин?

14. Накладывает ли отпечаток на речь человека возраст? В чём это выражается?

15. Влияет ли профессия на стиль речи человека?

Упражнения:

1. Национальная специфика русского этикета нашла отражение в пословицах и поговорках. Познакомьтесь с некоторыми из них и сформулируйте правлила общения, рекомендуемые пословицами и поговорками:

1. От учтивых слов язык не отсохнет. 2. Ласковое слово пуще дубины. 3. Недоброе слово что огонь жжет. 4. Гордым быть – глупым слыть. 5. Красна беседа смирением. 6. Знай более, а говори менее. 7. Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди. 8. Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай. 9. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. 10. Чин чина почитай, а меньшой садись на край. 11. Красно поле пшеном, а речь слушанием. 12. Доброе молчание лучше пустого болтания. 13. На ласковое слово не сдавайся, на противное не обижайся. 14. За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся. 15. Добра не мыслишь – и худа не говори. 16. На языке медок, а на сердце ледок. 17. В очи льстив, а за очи лжив. 18. Хорошее слово – половина дела. 19. Не молвя слова – крепись, а молвя слово – держись. 20. Без рассуждения не твори осуждения. 21. В спорах да во вздорах пути не бывает. 22. Спорить спорь, а браниться грех. 23. Спасибо – великое дело. 24. Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.

2. Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Для аргументации используйте приведенные высказывания:

1. Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (Английский поэт Альфред Теннисон, 1809-1892).

2. Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящних искусств (Американский философ и писатель Ралф Эмерсон, 1803-1882).

3. Манеры слишком часто остаются в пренебрежении, а между тем приобретение хороших манер очень важно как для мужчин, так и для женщин… Жизнь слишком коротка, чтобы можно было надеяться успеть вполне отделаться от дурных манер; кроме того, в манерах отражаются добродетели (Шотландский экономист и философ Адам Смит, 1723-1790).

4. Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (Английский писатель и государственный деятель Филипп Честерфилд, 1694-1773).

3. Какие выражения вы употребите, чтобы а) побудить собеседника замолчать; б) выразить сочувствие в следующих ситуациях:

· на работе (официально);

· дома (со взрослыми и детьми);

· в сугубо мужской (женской) компании.

4. Составьте варианты извинений:

· за неловкое движение в транспорте (перед пожилым человеком, ребенком);

· за поздний звонок (перед родителями друга, сверстницей);

· за случайное опоздание (на занятие – перед преподавателем, на деловую встречу – перед партнером, на свидание – перед приятелем).

5. Поблагодарите:

· научного руководителя за помощь в написании работы;

· врача за сердечное отношение к вашим близким;

· артиста за доставленное удовольствие от спектакля;

· родителей за подарок ко дню рождения;

· друга за оказанную помощь.

6. Обратитесь с просьбой:

· к студенческому комитету – помочь организовать туристическую поездку вашей группы;

· к родителям – помочь принять гостей;

· к другу – познакомить с заинтересовавшим вас человеком.

7. Вежливо откажите в просьбе:

· ответить на вопрос, в котором вы не компетентны;

· пойти в кино или в театр с человеком, который вам не нравится;

· одолжить вещь, которая нужна вам самому.

8. Составьте тексты приглашений на праздничный вечер:

· преподавателям факультета (официальное);

· студентам (неофициальное).

9. Подготовьте текст новогоднего поздравления, стараясь избегать штампов:

· декану факультета;

· любимому преподавателю;

· однокурсникам;

· родственникам;

· другу (подруге).

10. Составьте и произнесите небольшие монологи применительно к следующим ситуациям:

· Спортивная команда, в которой участвовал ваш друг, проиграла, и вы хотите его утешить.

· Вы пришли в больницу к заболевшему родственнику и хотите выразить ему сочувствие и приободрить его.

· Вы вернулись домой позже, чем предполагалось; ваши родители расстроены, а вам предстоит объяснение.

Формулы речевого этикета:

1. Формулы ЗНАКОМСТВА:

- Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.

- Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.

- Позволь (те) с вами (с тобой) познакомиться.

- Позволь (те) познакомиться.

- Давай (те) познакомимся.

- Будем знакомы.

- Хорошо бы познакомиться.

При посещении учреждения, офиса, конторы представляются чиновнику:

- Позвольте (разрешите) представиться.

- Моя фамилия…

- Мое имя… (или подается ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА).

Формулы ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

- Познакомьтесь (пожалуйста). Анна Сергеевна Петрова. Иван Семенович Сорокин.

- Я хочу (хотел бы) познакомить вас с…

- Разрешите представить вас …

- Очень приятно (рад)!

- (Я) рад (счастлив) с вами познакомиться.

- (Мне) очень приятно (с вами познакомиться).

Мужчину представляют женщине, младшего по возрасту – старшему, сотрудника – начальнику.

3. Формулы ПРИВЕТСТВИЯ:

- Здравствуй (те)!

- Доброе утро!

- Добрый день!

- Добрый вечер!

- (Очень) рад вас видеть (приветствовать)!

- Разрешите (позвольте) вас приветствовать!

- Добро пожаловать!

- Мое почтение!

У военных: Здравия желаю!

ПЕРВЫМИ приветствуют:

- мужчина – женщину;

- младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую);

- младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее;

- младший по должности – старшего;

- член делегации – ее руководителя (независимо – своя делегация или зарубежная).

4. Формулы РАССТАВАНИЯ:

- Всего вам доброго (хорошего)! До свидания!

- До вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу.

- Прощайте!

- Не поминайте лихом!

5. ЗАЧИН разговора обусловлен СИТУАЦИЕЙ:

5.1. ТОРЖЕСТВЕННАЯ (праздники, юбилеи, получение наград, ПРИГЛАШЕНИЕ и т.п.):

- Позвольте (разрешите) пригласить вас…

- Приходите на праздник (юбилей, встречу…), будем рады.

- Приглашаю вас (тебя)…

- Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить вас...?

ПОЗДРАВЛЕНИЕ:

- Разрешите (позвольте) поздравить вас с…

- Примите мои (самые) сердечные (теплые, горячие, искренние) поздравления…

- От имени (по поручению)…поздравляем…

- От (всей) души (всего сердца) поздравляю…

- Сердечно (горячо) поздравляю…

5.2.СКОРБНАЯ ситуация предполагает выражение СОБОЛЕЗНОВАНИЯ. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболезнования эмоционально окрашены, приподняты:

- Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования.

- Приношу (вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования.

- Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную.

- Скорблю вместе с вами.

- Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).

- Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье) обрушилось на вас!

- Какая большая (невосполнимая, ужасная) утрата!

- Какое горе (несчастье) обрушилось на вас!

5.3. В тяжелой, скорбной или неприятной ситуации люди нуждаются в СОЧУВСТВИИ, УТЕШЕНИИ:

- (Как) я вам сочувствую!

- (Как) я вас понимаю!

- Я вам (так) сочувствую, но, поверьте мне (я так уверен), что все кончится хорошо!

- Не впадайте в отчаянье (не падайте духом). Все еще изменится (к лучшему).

- Все будет в порядке!

- Все это изменится (обойдется, пройдет).

- Не нужно (не надо) так волноваться (беспокоиться, расстраиваться, огорчаться, переживать, страдать).

- Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку)

- Нужно (надо) успокоиться, взять себя в руки.

6. Выражение БЛАГОДАРНОСТИ:

- Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность…за отлично (прекрасно)…

- Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за …

- Должен выразить начальнику отдела снабжения (свою) благодарность за…

- Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность …

- Я благодарен вам за то, что…

- Большое (огромное) спасибо вам (тебе) за…

- (Я) очень (так) благодарен вам! 64

- Нет слов, чтобы выразить мою благодарность вам!

7. ЗАМЕЧАНИЕ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

- Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)…

- К (большому) сожалению (огорчению), должен (вынужден) сделать замечание(вынести порицание)…

8. ПРОСЬБА должна быть вежлива, деликатна, но без заискивания:

- Сделай (те) одолжение, выполни (те) мою просьбу…

- Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…

- Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите…

- (Не) могу ли я попросить вас…

- (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне…

- Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)…

9. СОГЛАСИЕ, РАЗРЕШЕНИЕ:

- (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).

- Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).

- Согласен отпустить вас.

- Согласен, поступайте (сделайте) так, как вы считаете.

10. ОТКАЗ:

- (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).

- В настоящее время это (сделать) невозможно.

- Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой).

- Простите, но мы (я) не можем (не могу) выполнить вашу просьбу.

- Я вынужден запретить (отказать, не разрешить).

11. ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОВЕТЫ не должны быть похожи на приказания. Побуждение к действию может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:

- Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам) …

- Разрешите предложить вам…

- (Я) хочу (мне хочется, мне хотелось бы) посоветовать вам…

- Я советую (предлагаю) вам…

12. КОМПЛИМЕНТ говорится в начале разговора и должен быть искренним:

- Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, молодо) выглядите

- Вы не меняетесь (не изменились, не постарели).

- Время вас щадит (не берет).

- Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

- Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист.

- Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство).

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценоч­ные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по ито­гам освоения дисциплины

По дисциплине предусмотрены следующие виды контроля знаний студентов:

Формы текущего контроля: устный опрос, выполнение практических заданий и контрольной работы, написание реферата. Контролируются приобретаемые практические знания в следующих аспектах: совершенствование грамотного письма и говорения (через выполнение комплекса упражнений и заданий), формирование навыков монологической и диалогической речи (участие в диспутах на заданную тему), развитие навыков работы с текстами научного стиля (реферирование, аннотирование) и официально-делового (написание заявления, доверенности, реюме, докладных, служебных записок и т.п.).

Форма итогового контроля - зачёт в вопросно-ответной форме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...