Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, вызывающие изменения климата




Антропогенное воздействие на климат может быть преднамеренным, то есть сознательно совершаемым, и непреднамеренным, то есть непроизвольным, связанным с человеческой деятельностью, пресдедующей совсем иные цели.

Природные факторы воздействия на климат можно разбить на несколько групп: астрономические, геофизические, метеорологические. Группа астрономических факторов включает светимость (радиацию) Солнца, положение и движение Земли в Солнечной системе, наклон её оси вращения к плоскости орбиты и скорость вращения. Это всё внешние климатообразующие факторы, связанные с влиянием на движение Земли других тел Солнечной системы и определяющие инсоляцию (облучение солнечной радиацией) и гравитационные воздействия (создающие приливы-отливы и колебания в движении Земли по её орбите и вокруг собственной оси). Вполне возможно, что глобальные колебания климата в далёком прошлом нашей планеты были связаны с изменениями параметров земной орбиты и наклона земной оси. Этой точки зрения придерживается группа учёных – последователей югославского астрофизика Миланковича.

Группа геофизических факторов связана со свойствами Земли как планеты: её размерами и массой, внутренними источниками тепла, собственными магнитными и гравитационными полями, особенностями земной поверхности и её взаимодействия с атмосферой. Влияние факторов этой группы на значительном отрезке времени, в течение которого поверхность нашей планеты сохраняет её современный вид, можно считать стабильным. Однако в более отдалённом прошлом оно могло существенно изменять земной климат. Достаточно указать на подвижность материков, изменения в распределении участков суши и морей, конфигурации и высоте горных хребтов и т.п.

Наконец, группа метеорологических фаторов охватывает основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массу и химический состав. Содержание в атмосфере термодинамически активных примесей, таких как вода и углекислый газ, а также аэрозолей имеет решающее значение для формирования земного климата, и колебания их количества, возможно, являются причиной колебаний климата нашей планеты как в прошлом, так и в будущем («Познание продолжается»).

3. Докажите принадлежность данного текста к научному стилю:

Винпоцетин.

Химическое название: этил-(Зальфа, 16альфа)-эбурнаменин-14-карбоксилат.

Состав: Одна таблетка содержит Винпоцетина 5 мг и вспомогательные вещества (сахар молочный, крахмал картофельный, тальк, магния стеарат, целлюлоза микрокристаллическая, желатин медицинский).

Фармакологические свойства: Обладает сосудорасширяющим, антигипоксическим и антиагрегационным действием. Ингибирует фосфодиэстеразу и повышает содержание циклического аденозинмонофосфата в клетках, что, в свою очередь, приводит к снижению содержания кальция в цитоплазме гладкомышечных клеток и расслаблению миофибрилл. Сочетает сосудистое и метаболическое действия. Расширяет сосуды мозга, усиливает кровоток, преимущественно в ишемизированных областях, улучшает снабжение мозга кислородом. Способствует утилизации глюкозы и повышает уровень катехоламинов в центральной нервной системе, стимулирует метаболизм норадреналина и серотонина в тканях мозга. Уменьшает агрегацию тромбоцитов, вязкость крови, способствует повышению деформируемости эритроцитов и нормализации венозного оттока на фоне снижения сопротивления мозговых сосудов. Системное артериальное давление незначительно понижается. Эффективен в остром периоде инсульта: ускоряет регресс общемозговой и очаговой неврологической симптоматики, улучшает память, внимание, интеллектуальную продуктивность. В пожилом и старческом возрасте чувствительность мозговых сосудов к релаксирующему действию винпоцетина возрастает, что обусловлено сенсибилизацией системы аденилатциклазы циклического аденозинмонофосфата при старении. Быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта, биодоступность около 60%. Максимальная концентрация в плазме крови достигается через 1 час. Легки диффундирует через гистогематические барьеры (в том числе и через гематоэнцефалический барьер) и проникает в ткани. Период полувыведения около 5 часов.

(Инструкция по применению препарата винпоцетин)

4. Сравните, чем различаются описания рыси в научном (справочном) издании и в художественном произведении. Отметьте языковые различия двух отрывков и укажите особенности, характерные для научного стиля:

А. РЫСЬ (Felis (Lynx) linx), млекопитающее рода кошек. Дл. тела 82-109 см, хвоста 20-24 см, весит обычно 8-19 кг (как исключение – до 32 кг). Ноги сильные, относительно длинные, лапы очень широкие. На ушах длинные кисточки, имеются баки. Окраска различная: однотонная (палевая, рыжая) или пятнистая. Распространена Р. в Европе, Сев., Ср. и частично Передней Азии, Сев. Америке. Обитает в обширных глухих лесах, как на равнинах, так и в горах; иногда заходит в лесостепь. Питается преим. Зайцами, мышевидными грызунами и птицами; иногда нападает на копытных (косулю, кабаргу и др.). Охотится преим. ночью. Хорошо лазает по деревьям. При обилии пищи живет оседло, при недостатке ее – кочует. Гон в феврале – марте. Беременность 9-10 недель. В выводке обычно 2-3 детеныша. Численность Р. колеблется в разные годы в зависимости от количества пищи, промысловое значение невелико (используется мех). Р. наносит местами нек-рый вред охотничьему х-ву, истребляя промысловых животных (Большая Советская энциклопедия).

Б. Глаза у кота были золотисто-зеленые, мудрые и древние. Это были светящиеся глаза. Иногда в них мерцал огонек сапфира, иногда они светились, как две маленькие позелененные временем луны, иногда были берилловые с теплым жаром в глубине, как хранящие огонь угли. Такие глаза достались ему от тех прошлых животных, от самой сути природы, что миллиарды лет по капелькам, по частицам творила зрение – способность обозревать и осмысливать себя вопреки хаосу и тьме. Природа, как женщина, любит смотреться в зеркало, и, может быть, рысьи глаза были ее совершенством в ряду совершенств, созданных для того, чтобы не только видеть, но слышать все то, что прекрасно и противопоставлено, противоположно ему. Может быть, кот видел небо, каким не видит его никто, и даже человек бессилен со всеми своими телескопами. Небо горело над ним переливами бесчисленных красок. В черные, безлунные ночи кот любил смотреть в небо. Млечный Путь был его лесной дорогой, звезды вели его, когда он охотился, играл, искал кошку или просто бродил, наслаждаясь звуками и запахами тишины, как умеют наслаждаться только животные и совсем немногие теперь, особенные люди. Да, кот мог думать лишь в пределах открытого ему опыта, но он, конечно же, думал, иначе зачем так шевелились и полунастораживались его большие уши с кисточками чутких волос-антенн на самых кончиках. Кисточки позволяли ему слышать все: неслышный писк летучих мышей, их полет-мелькание, словно танец духов, движение-шорох кротов в глубине земли, скрип зубов невидимых землероек, пробежку мышей, полет сов. Уши сообщали коту, как резвятся зайцы на прогалинах у болота, как крадется к ним кустами опушки лиса, как бормочет во сне большой глухарь – последний взрослый глухарь в округе (Н. Никонов).

Образец:

А. Текст статьи из Большой Советской энциклопедии «Белуха» (научный стиль):

БЕЛУХА, белуга, млекопитающее сем. дельфинов подотряда зубатых китов. Дл. тела до 6 м, весит до 1,5 т. Окраска взрослых Б. белая (отсюда название). Распространена круглополярно, населяет арктические моря, встречаясь и среди льдов. Кожа имеет толстый (до 2 см) слой рыхлого эпидермиса. Питается рыбой, ракообразными и моллюсками. В погоне за рыбой часто входит в большие реки…; по Амуру иногда подымается вверх по течению на 2000 км и более. Живет стадами. Совершает регулярные сезонные миграции. Самки рождают одного детеныша дл. 140-160 см. Окраска Б. резко меняется с возрастом: новорожденные – аспидно-синие, затем Б. становятся серыми, светло-серыми (голубые), только взрослые Б. – белые. Объект промысла – используется шкура и жир.

Анализ:

В тексте научно-информационного содержания и назначения даны самые необходимые сведения о белухах: определено их место в зоологической систематике; сообщены данные о внешнем виде, возрастных особенностях, образе жизни и хозяйственном значении. В этом описании преобладают терминология и лексика конкретно-описательного характера: длина, кожа, слой, детеныш, новорожденный, моллюски, жир, окраска; весит, питается, населяет; белый, аспидно-синий, светло-серый, голубой. Все слова используются в прямом значении, прилагательные выполняют информативную функцию, т.е. только обозначают признак, свойство предмета. Синтаксис текста характерен для «энциклопедического» жанра: преобладают простые и сложносочиненные (с перечислительной интонацией между их частями) предложения, а также неполные предложения, в основном без подлежащего, которое легко восстанавливается по первому (назывному) предложению: Распространена круглополярно; Питается рыбой. И синтаксис, и лексика номинативного характера (т.е. использование лексики в прямых, номинативных значениях, для того чтобы назвать, обозначить предмет, действие, понятие, их признаки, свойства) создают атмосферу объективности научного изложения. Это соответствует целям, задачам энциклопедии как особого жанра научного стиля: дать точные сведения, строго научное описание, объяснение и истолкование понятий, явлений, событий и т.д.

Б. Отрывок из рассказа Ю. Казакова «Белуха» (язык художественной литературы):

В эти короткие миги, жадно озирая их, успевая схватить какие-то подробности в их движении, в их выражении – поразился я какой-то их нездешности, их уродливой красоте… Они казались первобытно-слепыми, как какой-нибудь бледный подземный червь, потому что глаза их были смещены назад и в стороны, а спереди – только этот мертвенный, ничего не выражающий, тупой лоб. Было в них еще что-то от тритона. Когда они по очереди и сразу выходили, выставали, как говорят поморы, из воды дохнуть воздухом и опять погружались в зеленую пучину – вот тогда в их выгнутых острых хребтах в миг погружения чудилось мне что-то от саламандры, от тех земноводных, которые одни жили когда-то на земле, залитой водой. Но еще были они и прекрасны. С гладкой, как атлас, упругой кожей, стремительные, словно бы даже ленивые в своей мощи и быстроте… Но разглядев белух, я вдруг остыл и положил винтовку.

Анализ:

В данном тексте художественного стиля задача автора – рассказать о своем впечатлении от этих красивых, мощных животных, передать свое видение природы, возвышенное, глубоко человечное отношение к ней. Использование автором лексики обусловлено его общей установкой на создание образной речи. В общем ансамбле выразительных средств выделяются 1. эпитеты - редкие, но емкие живописующие прилагательные: мертвенный лоб, упругая кожа, стремительные; 2. оксюморон – объединение логически несовместимых понятий: поразился я их уродливой красоте, словно бы даже ленивые в своей мощи и быстроте. Выразителен (особенно на фоне первого текста) и синтаксис, передающий динамику мысли и эмоционального состояния автора. В синтаксисе данного фрагмента среди специфических черт следует отметить 1. инверсию – нарушение обычного расположения слов: поразился я…, глаза их; 2. градацию – такое расположение слов, при котором каждое последующее слово усиливает предыдущее: этот мертвенный, ничего не выражающий, тупой лоб; 3. форму изложения "от первого лица", которая помогает создать атмосферу непринужденной беседы, дает возможность включить в повествование элементы "разговорности", сделать синтаксические конструкции более гибкими, экспрессивными.

5. Проанализируйте текст научной статьи. Определите его лексические, фразеологические и грамматические особенности, манеру изложения, строй речи. Переработайте текст так, чтобы он приобрел качества газетной статьи:

Вытеснение нефти пеной

В повышении извлечения нефти из неоднородных пластов, насыщенных высоковязкой нефтью, перспективно использование пен в качестве вытесняющего агента. Изучение пенообразования в свободном объеме показало, что процесс этот сложен, так как зависит от многих факторов. Еще более сложен процесс перемещения пены в пористой среде, где она контактирует с породой, нефтью, пластовой водой, подвергается воздействию давления, температуры и т.п.

Пена является хорошим вытесняющим агентом, так как кажущаяся вязкость ее во много раз больше, чем у воды. Это повышает эффективность вытеснения нефти пеной по сравнению с водой. Для приготовления пены расходуется от 0,2 до 1% (от веса жидкости) пенообразующих ПАВ, в то время как другие методы повышения вязкости воды, например, добавка крахмала требуют значительных количеств необходимых материалов.

Наличие ПАВ в пене способствует улучшению ее нефтевымывающих свойств. Так как пузырьки пены контактируют с породой только в отдельных точках, адсорбация ПАВ породой протекает менее активно.

Особенно интересное и важное свойство пены – изменение ее кажущейся вязкости в зависимости от диаметра капилляра. Это означает, что градиенты давления, необходимые для перемещения пены, будут большими для высокопроницаемых прослоев пласта и меньшими для малопроницаемых зон. Эта особенность пен обеспечивает более равномерное вытеснение нефти из неоднородных пластов.

Опытами установлено, что вязкость пены почти прямо пропорциональна диаметру паровго канала. Объясняется это тем, что отдельные пузырьки пены занимают почти все поперечное сечение парового канала и движутся как пластическое твердое тело. При таком движении сопротивления возникают только от трения наружной поверхности и, следовательно, зависят от диаметра последнего.

Процесс вытеснения нефти пеной можно представить следующим образом. При закачке пены в пористую среду пузырьки ее проходят сначала в наиболее крупные паровые каналы, для которых входные сопротивления минимальны. По мере заполнения крупных пор пузырьками пены давления, необходимые для проталкивания ее далее по пласту, быстро возрастают, так как пена имеет повышенную вязкость в крупных каналах. Рост давления приводит к тому, что пена начинает вступать во все меньшие по диаметру поры и постепенно все сечение пласта заполняется ею.

Когда вокруг забоя скважины образуется оторочка из пены, ее проталкивают далее в пласт путем закачки газа. Как показали опыты, перемещать оторочку из пены по пласту более целесообразно газом, а не водой, так как последняя как бы просачивается через слой пены, неи перемещая ее.

При перемещении пены происходят два противоположных процесса – разрушение и укрупнение пузырьков вследствие коалесцепции и адсорбации пенообразующего вещества породой и давления пузырьков при прохождении или сужении випаровых каналах. Баланс этих различных процессов и наиболее длительное существование и перемещение пены достигаются при пенах средней стабильности. Чрезмерно стабильные пены, образованные высокоактивными пенообразователями, быстро закупоривают пористую среду, и перемещение оторочки из пены прекращается. Нестабильные пены также неэффективны из-за быстрого их разрушения.

При закачке пены повышается коэффициент охвата пласта вытеснением вследствие повышения фильтрационных сопротивлений в высокопроницаемых зонах пласта, куда в первую очередь проникает пена. Исследования показали, что при вытеснении нефти пеной, образуемой газом в растворах сульфоната натрия, фильтрационные сопротивления возрастают в несколько раз. При этом степень снижения проницаемости для воды после прокачки пены существенно зависит от свойств нефти и абсолютной проницаемости пористой среды. Этими исследованиями было также установлено, что пена на основе испытанных ПАВ оказывается нестабильной в присутствии нефти.

6. Проанализируйте характер синтаксических и лексических исправлений в примерах правки научного текста; объясните причины стилистических исправлений. На основе сопоставления вариантов сделайте выводы об особенностях синтаксического строя научной речи:

Неотредактированный вариант Отредактированный вариант
I. 1. То, что изомерные дитетраалкибензолы имеют различные молекулярные рефракции, не согласуется с представлениями этого ученого. I. 1. Различие молекулярных рефракций изомерных ди- и тетраалкибензолов не согласуется с представлениями этого ученого.
2. Из таблицы ясно, что в 37 из 49 случаев зафиксировано образование соединений типа М2О3. 2. Согласно табл. 1, в 37 из 49 случаев установлено образование соединений типа М2О3.
3. Когда мы систематизируем химические вещества, тогда химический подход будет совершенно правомерен, но когда мы систематизируем структурные типы, то от химического принципа следует совершенно отказаться. 3. При систематизации химических веществ химический подход совершенно правомерен, но при систематизации структурных типов от химического принципа следует совершенно отказаться.
4. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении этих природных ландшафтов. 4. Проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении этих природных ландшафтов.
5. Сохраняется дорсальная крышка, расширенная в передней части так, что крыловидные отростки лишь слегка прикрывают боковые части головы. 5. Сохраняется дорсальная крышка, крыловидные отростки которой лишь слегка прикрывают боковые части головы.
6. Весьма интересно то, что величины ЭО стремятся по мере уменьшения ЭО адденда (галоген, кислород) к высоким значениям. 6. Весьма интересно то, что по мере уменьшения ЭО адденда (галоген, кислород) величины ЭО металлов стремятся к высоким значениям.
7. Полосы сближаются между собой. 7. Полосы сближаются.
8. Был намечен целый ряд экспедиций. 8. Был намечен ряд экспедиций.
9. Кристаллогидраты азотно-кислого уранил-нитрата представляют собой своеобразную группу соединений. 9. Кристаллогидраты уранил-нитрата представляют своеобразную группу соединений.
10. Три года тому назад состоялась первая конференция. 10. Три года назад состоялась первая конференция.
II. 1. Одному из замечательных русских зоологов позапрошлого столетия принадлежит это открытие. II. 1. Это открытие принадлежит замечательному русскому зоологу XIX века.
2. По-новому изложен весь вопрос об экскреции. 2. По-новому изложен вопрос об экскреции.
3. Кривые, изображенные на рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто. 3. Кривые на рисунке показывают прерывистое протекание процесса.
4. Результаты, полученные в анализе, приведены в таблице. 4. Полученные результаты приведены в таблице.
5. Рассматривая кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, можно видеть, что они имеют индивидуальный характер. 5. Кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, имеют индивидуальный характер.
6. Отдельные орбиты как кислорода, так и рения могут входить во взаимные комбинации. 6. Отдельные орбиты кислорода и рения могут входить во взаимные комбинации.
7. Наибольшее число докладов, именно 75, было посвящено биологической борьбе. 7. Наибольшее число докладов (75) было посвящено биологической борьбе.
8. Как показали наблюдения, благодаря авиаопыливанию удалось получить хорошие результаты. 8. Благодаря авиаопыливанию удалось получить хорошие результаты.
9. Истинной ячейкой может быть моноклинная ячейка. 9. Истинной может быть моноклинная ячейка.
10. На рисунке показана зависимость коэффициента от радиуса иона. В этой зависимости обнаруживаются некоторые закономерности. 10. На рисунке показана зависимость коэффициента от радиуса иона, в которой обнаруживаются некоторые закономерности.
11. Распространены представители этого комплекса в прибрежных водах Северной Атлантики. 11. Представители этого комплекса распространены в прибрежных водах Северной Атлантики.

7. Проанализируйте отрывок из студенческой курсовой работы, посвященной проблеме связи заголовка и текста. Соответствует ли язык сочинения нормам научного стиля? На основании анализа проведите правку текста:

Заголовок, будучи неотъемлемой частью газетных публикаций, определяет лицо всей газеты. Сталкиваясь с тем или иным периодическим изданием, читатель получает первую информацию о нем именно из заголовков. На примере газеты «Спорт – экспресс» за апрель – май 1994 г. я рассмотрю связь: заголовок – текст, ведь, как говорится в народной мудрости «встречают по одежке, а провожают – по уму». Но даже при наличии прекрасной одежки (заглавий) и величайшего ума (самих материалов) стилистическая концепция газеты будет не полной, если будет отсутствовать продуманная и логичная связь между содержанием и заголовком. Итак, стараясь выбрать наиболее продуманные заглавия, я попытаюсь проследить за тем, по какому принципу строится связь между содержанием и заголовком самой популярной спортивной газеты России «Спорт – экспресс». А к тому же я остановлюсь и на классификации заголовков по типу их связей с газетным текстом вообще.

Для справки:

I. Схема построения вводной части научного произведения (курсовой и дипломной работы, проблемной статьи и т.п.):

1. Обоснование темы и актуальности научного исследования.

2. Характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий; историография вопроса.

3. Формулировка цели и задач работы.

4. Выделение конкретного вопроса (предмета исследования).

5. Выдвижение гипотезы.

6. Обоснование использования избранной теории; описание методов, используемых в процессе исследования.

Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным.

При формулировании цели можно использовать такие стереотипы: раскрыть специфику; выявить закономерности (выявление закономерностей); создать типологию (создание типологии); объяснить явление; описать функции (описание функций); Разработать модель (разработка модели); охарактеризовать систему; обобщить факты; систематизировать элементы (систематизация элементов).

II. Схема построения заключительной части научного произведения:

1. Краткое изложение научного исследования.

2. Окончательная формулировка выводов.

III. Основная часть текста курсовой, дипломной работы членится на главы в соответствии с задачами работы. Каждая новая мысль оформляется в новый абзац.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...