Список дополнительной литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С. АМАНЖОЛОВА
«Утвержден»
На заседании Методического Совета
Психолого-педагогического факультета
Протокол № 5 «09» 06 2009 г.
Председатель ________ А.Н. Садыкова
«09» 06 2009 г.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
(Syllabus)
по дисциплине Дифференциальная психология
(наименование дисциплины)
для специальности 050103 «Педагогика и психология»
(шифр, наименование специальности)
форма обучения ______дневная___________
(дневная, заочная)
Всего _3_ кредитов
Курс _ 2 _
Семестр _4_
Лекций __ 15 __ часов
Семинарских __ 30___ часов
Лабораторных ____ часов
Количество рубежных контролей (РК) _ 2 __
СРСП (аудиторных) __ 45 __ часов
СРС _ _45 __ часов,
Экзамен _ 4 семестр
Всего аудиторных часов __ 90 ___
Всего внеаудиторных часов __45_ __
Общая трудоемкость __ 135 __ часов
Усть-Каменогорск, 2009
Силлабус составлен на основании ГОСО 2006г.
/документ кем и когда выдан/
Обсужден и рекомендован на заседании кафедры
Общей и педагогической психологии
«09» 05 2009 г. Протокол № 9
Зав. кафедрой _____________ Аубакирова Ж.К.
(Ф.И.О.)
Название и код дисциплины: «Дифференциальная психология».
Ф.И.О. преподавателя, уч. степень Матаева Бакытгуль Укужаровна – магистр, преподаватель кафедры «Общей и педагогической психологии».
Контактная информация: рабочий - 540-476; время пребывания на кафедре согласно расписания.
Количество кредитов: 3
Дата: 2009-2010 уч. год, 4 семестр.
Цели и задачи дисциплины:
ЦЕЛИ КУРСА: дать понятие человеческой индивидуальности и раскрыть закономерности ее формирования и знание этого явления в процессе жизни.
ЗАДАЧИ КУРСА:
ü Изложить особенности другого методологического подхода в дифференциальной психологии, названного индивидуально-метрическим;
ü Рассмотреть возможности таких объединений, как по отдельным психологическим параметрам, так и на основе разработки корреляционно-факторных моделей личности и способностей;
ü Рассмотреть психологические проявления биологических и социальных типологии и классификаций, включение изучение их взаимоотношении средствами генетической психологии;
ü Рассмотреть одну из возможных форм объединения достоинств отдельных подходов для решения проблем.
Пререквизиты курса: дифференциальная психология исчерпываетсяобщей, возрастной психологией и психодиагностикой.
Постреквизиты курса: одна их характерных отличительных особенностей психологии определяется тем, что она одновременно является теоретической и практической научной дисциплиной.
ü Знания – об основных положениях типологического подхода в дифференциальной психологии, который подразумевает первичность существования немногочисленных психологических типов свойственных всем людям;
Ø Умения – правильного подбора критериев анализа индивидуальных различий, соответствующих целям и задачам исследования;
Ø Навыки – теоретически образованного психолога-исследователя решающего экспериментальные проблемы возникновения и работы с индивидуальными различиями.
Содержание курса: в процессе изучения дисциплины будут изучены следующие разделы: понятие об индивидуальности в рамках дифференциальной психологии, дифференциальная психофизиология, понятие конституции человека.
Календарно- тематический план лекционных, семинарских и лабораторных занятий
№ недели
| шифр
| Наименование
модулей и тем
| Количество часов всего
по модулю
| Макс. балл
| |
Модуль
| Темы
| |
Лек.
| Прак., сем. раб.
| СРСП
| СРС
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| Модуль 1.
Введение в дифференциальную психологию
|
|
|
|
|
| |
|
| 1.1
| Понятие об индивидуальности в рамках дифференциальной психологии
|
|
|
|
|
| |
|
| 1.2
| Типологические свойства нервной системы как главные нейропсихологические характеристики индивидуальности
|
|
|
|
|
| |
|
| 1.3
| Вклад Б.М. Теплова в развитие отечественной дифференциальной психофизиологии
|
|
|
|
|
| |
|
| 1.4
| Вклад В.Д. Небылицына в теорию свойств нервной системы
|
|
|
|
|
| |
|
| 1.5
| Темперамент
|
|
|
|
|
| |
|
| 1.6
| Характер
|
|
|
|
|
| |
|
| 1.7
| Способности
|
|
|
|
|
| |
|
|
| Модуль 2.
Понятие конституции человека и половой диморфизм
|
|
|
| 1 рейтинг
| 16%
| |
|
| 2.1
| Уровни и иерархия биологической организации человека
|
|
|
|
|
| |
|
| 2.2
| Исследования Э.Кречмера
|
|
|
|
|
| |
|
| 2.3
| Исследования У. Шелдона
|
|
|
|
|
| |
|
| 2.4
| Современные представления о конституции человека
|
|
|
|
|
| |
|
| 2.5
| Понятие половой дифференцировки
|
|
|
|
|
| |
|
| 2.6
| Половой диморфизм и особенности психического развития в онтогенезе
|
|
|
|
|
| |
|
| 2.7
| Половая социализиция
|
|
|
|
|
| |
|
| 2.8
| Психологические различия между полами
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| 2 рейтинг
| 16%
| |
| | | Итого: 135
|
|
|
|
| 32%
| |
Календарно-тематический план СРС и СРСП
№
| Виды работ
|
Цель и содержание заданий
|
Лит-ра
| Форма контроля
|
Макс.
Балл
|
Срок сдачи
|
| Лекционные занятия
| Информирование студентов с содержанием курса
| Осн. и доп.
| Проверка личных записей
|
| Еженедельно по плану лекционных занятий
|
| Семинарские занятия
| Формирование знаний, умений и навыков поиска необходимой информации
| Осн. и доп.
| Конспект,
устный ответ
|
| Еженедельно
по плану семинарских занятий
|
| Составление блок-конспектов
| Развитие логического, дивергентного мышления
| Осн. и доп.
| Отчет
|
| По заданию преподавателя
|
| Заполнение таблиц
| Развитие образного и логического мышления
| Осн. и доп.
| Проверка
|
| 3, 7, 10 нед.
|
| Реферат
| Развитие рефлексивного мышления, формирование навыков организации самостоятельной работы над индивидуальным заданием
| Осн. и доп. Литература, собственные источники
| Защита
|
| 14 нед.
|
| Глоссарий
| Формирование словарного запаса студентов
| Справ.лит-ра, словари, энциклопедии
| Устный ответ
|
| по плану семинарских занятий
|
| Рубежный контроль
| Контроль знаний по темам
| Осн. и доп.
Личные записи лекционных и семинарских занятий
| Тестирование
|
| 7,15 нед.
|
| Итоговый контроль
| Контроль знаний по изученному курсу
| Осн. и доп.
Личные записи лекционных и семинарских занятий
| Экзамен
|
| По расписанию сессии
|
|
|
|
| Всего:
| 84%
|
|
Список основной литературы:
1. Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990
3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. – М., 1991
4. Бодалев А.А. Психология личности. – М., 1988
5. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995
6. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1984.
7. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: МГУ, 1982.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002
9. Ананьев Б.Г. Избранные псих.труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т1 (с. 5-12), Т2 (с. 52-81)
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001
12. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологии свойств нервной системы. Казань, 1969.
13. Колин Купер. Индивидуальные различия. М., 2000.
14. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: ВИща школа, 1989
15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983
16. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006
17. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М.: Просвещение, 1964
18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
19. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
20. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. Москва-Воронеж, 2000.
21. Небылицын В.Д. Избр.психол.труды: в 2-х Т. – М.: Педагогика, 1990.
22. Теплов Б.М. Избр.труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1985
23. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976.
24. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: в 6 т. М., Л: Изд-во АН СССР, 1951.
25. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Отв.ред. А.А. Смирнов. М., 1977.
26. Русалов В.М. Дифференциальная психофизиология. / В кн. Тенденция развития психологическуой науки. Отв.ред Ломов В.С. М., 1989.
27. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
28. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб, 2001.
29. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982
30. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Москва-Воронеж, 1998.
Список дополнительной литературы.
1. Белоус В.Б. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии // Психологический журнал. 1981. №1
2. Разумникова О.М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности //Вопросы психологии. 2002. №1
3. Холодная М.А. Основные направления изучения психологии способностей в Институте психологии РАН // Психологический журнал. 2002. №3.
4. Бурменская Г.В. Типологический анализонтогенеза индивидуальных различий //Вопросы психологии. 2002. №2
5. Малых С.Б. Исследования генетической детерминации ЭЭг человека //Вопросы психологии. 1997. №6
6. Крупнов АИ. Психологические проблемы исследовангия активности человека // Вопросы психологии. 1984 №3
7. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. Связь феномена диффузной гендерной идентичности с когнитивным стилем личности // Вопросы психологии. 2002. №3
Тезисы лекционных занятий
№
| Тема
| Содержание
|
Модуль 1. Введение в дифференциальную психологию
|
| Понятие об индивидуальности в рамках дифференциальной психологии
| Предмет и методы дифференциальной психологии, ее основные задачи. Основные факторы происхождения индивидуальных различий и становления индивидуальности. Индивидуальные различия у животных и человека как предмет диф. Психологии и психофизиологии. Основные факторы происхождения индивидуальных различий: наследственность и среда, врожденное и приобретенное. Единство природного и социального в человеке: понятия «организм», «личность, «индивидуальность», их соотношение. Структура индивидуальности и личности с точки зрения диф. Психологии и психофизиологии.
|
| Типологические свойства нервной системы как главные нейропсихологические характеристики индивидуальности
| Типологическая концепция И.П. Павлова. Свойства нервной системы, общие у животных и человека. Типы как совокупность свойств и как картина поведения. Сходство и различие типологии Гиппократа и Павлова. Специально человеческие свойства нервной системы: «художники», «мыслители», «средний тип». Исследования симметрии-ассиметрии головного мозга. Характеристики взаимодействия двух сигнальных систем. Соотношение основных и специально человеческих свойств нервной системы.
|
| Вклад Б.М. Теплова в развитие отечественной дифференциальной психофизиологии
| Б.М. Теплов – основатель отечественной дифференциальной психофизиологии. Развитие понятия свойств нервной системы, относительная роль экспериментальных и жизненных показателей в их изучении, ценность «произвольных» и «непроизвольных» методик и индикаторов в определении свойств нервной системы. Развитие Павловской типологической концепции применительно к человеку. Понимание каждого свойства нервной системы как диалектического единства противоположностей с точки зрения жизненной ценности проявлений (понятие слабости и инертности нервной системы). Значение исследований Теплова по сенсорной психофизиологии для разработки типологической теории.
|
| Вклад В.Д. Небылицына в теорию свойств нервной системы
| Вклад В.Д. Небылицына в теорию свойств нервной системы. Внедрение новых методов и направлений исследования. Общие и частные свойства нервной системы. Изучение природных предпосылок активности и эмоциональности. Открытие новых свойств нервной системы (динамичность, лабильность). Понятие парциальности. Функциональное разделение коры головного мозга по Небылицыну. Функционально-психологические различия между общими и частными свойствами нервной системы. Три уровня в организации мозгового обеспечения функциональной системы и три уровня свойств нервной системы по В.М. Русалову.
|
| Темперамент
| Развитие учения о темпераменте. Теории темперамента: гуморальные, формальные, энергетические, конституциональные, генетические. Представления Павлова и его учеников о типах темперамента. Подходы к изучению темперамента в школе В.С. Мерлина и Б.М. Теплова. Структура темперамента. Характеристики компонентов темперамента – общей активности, моторики, эмоциональности. Свойства нервной системы и темперамент. Свойства и структура темперамента по В.М. Русалову.
|
| Характер
| История изучения характера. Соотношение темперамента и характера. Структура характера. Направленность личности, системы убеждений, морально-волевые качества. Формирование характера. Характер и личность. Типология характеров по П.Б. Ганнушкину. Критерии психопатий Ганнушкина-Кербикова. Акцентуации характеров по А.Е. Личко, К. Леонгарду, типология социальных характеров по Э. Фромму.
|
| Способности
| Определения. Теория способностей Б.М. Теплова. Активность и саморегуляция как интегральные параметры способностей (Н.С. Лейтес). Классификация общих и специальных способностей. Их задатки – комбинации общих и специально человеческих свойств нервной системы. Соотношение способностей и склонностей, интересов с успешностью деятельности. Талант. Гений. Критика патологичесиких теорий одаренности. Вклад отечественной психологии и психофизиологии в теорию способностей и одаренности.
|
Модуль 2. Понятие конституции человека и половой диморфизм
|
| Уровни и иерархия биологической организации человека
| Общая и частная конституции человека. Наследственность и конституция. Телесная конституция. Классификация типов телосложения. Двух- и трехчленная классификация телосложения.
|
| Исследования Э.Кречмера
| Типы строения тела по Кречмеру. Особенности строения лица и черепа. Связь строения тела человека с его темпераментом и характером.
|
| Исследования У. Шелдона
| Исследования Шелдона. Антропоскопический метод. Первичные компоненты телосложения по Шелдону. Понятие соматотипа человека. Исследования характера.
|
| Современные представления о конституции человека
| Современные представления о конституции человека. Взаимосвязь между особенностями телосложения и индивидуально- психологическими признаками.
|
| Понятие половой дифференцировки
| Стадии половой дифференцировки по Д. Мани. Понятие генетического, гормонального, морфологического и гражданского пола. Половая дифференцировка мозга – понятие «полового центра». Принципы половой диффренцировки. Принцип дополнительности и особенности развития мускулинности.
|
| Половой диморфизм и особенности психического развития в онтогенезе
| Половой диморфизм и особенности психического развития в онтогенезе. Половые различия по А. Эрхарду. Зависимость полового развития в онтогенезе от средовых факторов. Эксперименты по изменению пола у животных.
|
| Половая социализация
| Теория идентификации, половой типизации и самокатегоризациию роль общения со сверстниками. Нарушения психосексуальной ориентации – интерсексуальные состояния.
|
| Психологические различия между полами
| Психологические различия между полами и их физиологические основы. Теория Геодакяна В.А. Половое разделение труда, как исторический фактор мужского и женского стереотипа поведения. Традиционные и современные представления о мускулинности – феминности.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: