Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список дополнительной литературы.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА

 

 

«Утвержден»

На заседании Методического Совета

Психолого-педагогического факультета

Протокол № 5 «09» 06 2009 г.

Председатель ________ А.Н. Садыкова

«09» 06 2009 г.

 

 

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(Syllabus)

по дисциплине Дифференциальная психология

(наименование дисциплины)

для специальности 050103 «Педагогика и психология»

(шифр, наименование специальности)

форма обучения ______дневная___________

(дневная, заочная)

 

 

Всего _3_ кредитов

Курс _ 2 _

Семестр _4_

Лекций __ 15 __ часов

Семинарских __ 30___ часов

Лабораторных ____ часов

Количество рубежных контролей (РК) _ 2 __

СРСП (аудиторных) __ 45 __ часов

СРС _ _45 __ часов,

Экзамен _ 4 семестр

Всего аудиторных часов __ 90 ___

Всего внеаудиторных часов __45_ __

Общая трудоемкость __ 135 __ часов

 

 

Усть-Каменогорск, 2009

Силлабус составлен на основании ГОСО 2006г.

/документ кем и когда выдан/

 

Обсужден и рекомендован на заседании кафедры

Общей и педагогической психологии

 

«09» 05 2009 г. Протокол № 9

 

Зав. кафедрой _____________ Аубакирова Ж.К.

(Ф.И.О.)

 

Название и код дисциплины: «Дифференциальная психология».

Ф.И.О. преподавателя, уч. степень Матаева Бакытгуль Укужаровна – магистр, преподаватель кафедры «Общей и педагогической психологии».

Контактная информация: рабочий - 540-476; время пребывания на кафедре согласно расписания.

Количество кредитов: 3

Дата: 2009-2010 уч. год, 4 семестр.

Цели и задачи дисциплины:

ЦЕЛИ КУРСА: дать понятие человеческой индивидуальности и раскрыть закономерности ее формирования и знание этого явления в процессе жизни.

ЗАДАЧИ КУРСА:

ü Изложить особенности другого методологического подхода в дифференциальной психологии, названного индивидуально-метрическим;

ü Рассмотреть возможности таких объединений, как по отдельным психологическим параметрам, так и на основе разработки корреляционно-факторных моделей личности и способностей;

ü Рассмотреть психологические проявления биологических и социальных типологии и классификаций, включение изучение их взаимоотношении средствами генетической психологии;

ü Рассмотреть одну из возможных форм объединения достоинств отдельных подходов для решения проблем.

Пререквизиты курса: дифференциальная психология исчерпываетсяобщей, возрастной психологией и психодиагностикой.

Постреквизиты курса: одна их характерных отличительных особенностей психологии определяется тем, что она одновременно является теоретической и практической научной дисциплиной.

ü Знания – об основных положениях типологического подхода в дифференциальной психологии, который подразумевает первичность существования немногочисленных психологических типов свойственных всем людям;

Ø Умения – правильного подбора критериев анализа индивидуальных различий, соответствующих целям и задачам исследования;

Ø Навыки – теоретически образованного психолога-исследователя решающего экспериментальные проблемы возникновения и работы с индивидуальными различиями.

Содержание курса: в процессе изучения дисциплины будут изучены следующие разделы: понятие об индивидуальности в рамках дифференциальной психологии, дифференциальная психофизиология, понятие конституции человека.

Календарно- тематический план лекционных, семинарских и лабораторных занятий

№ недели шифр Наименование модулей и тем Количество часов всего по модулю Макс. балл  
Модуль Темы  
Лек. Прак., сем. раб. СРСП СРС  
                   
      Модуль 1. Введение в дифференциальную психологию            
    1.1 Понятие об индивидуальности в рамках дифференциальной психологии            
    1.2 Типологические свойства нервной системы как главные нейропсихологические характеристики индивидуальности            
    1.3 Вклад Б.М. Теплова в развитие отечественной дифференциальной психофизиологии            
    1.4 Вклад В.Д. Небылицына в теорию свойств нервной системы            
    1.5 Темперамент            
    1.6 Характер            
    1.7 Способности            
      Модуль 2. Понятие конституции человека и половой диморфизм       1 рейтинг 16%  
    2.1 Уровни и иерархия биологической организации человека            
    2.2 Исследования Э.Кречмера            
    2.3 Исследования У. Шелдона            
    2.4 Современные представления о конституции человека            
    2.5 Понятие половой дифференцировки            
    2.6 Половой диморфизм и особенности психического развития в онтогенезе            
    2.7 Половая социализиция            
    2.8 Психологические различия между полами            
              2 рейтинг 16%  
      Итого: 135         32%  

 

Календарно-тематический план СРС и СРСП

  № Виды работ   Цель и содержание заданий   Лит-ра Форма контроля   Макс. Балл   Срок сдачи
  Лекционные занятия Информирование студентов с содержанием курса Осн. и доп. Проверка личных записей   Еженедельно по плану лекционных занятий
  Семинарские занятия Формирование знаний, умений и навыков поиска необходимой информации Осн. и доп. Конспект, устный ответ   Еженедельно по плану семинарских занятий
  Составление блок-конспектов Развитие логического, дивергентного мышления Осн. и доп. Отчет   По заданию преподавателя
  Заполнение таблиц Развитие образного и логического мышления Осн. и доп. Проверка   3, 7, 10 нед.
  Реферат Развитие рефлексивного мышления, формирование навыков организации самостоятельной работы над индивидуальным заданием Осн. и доп. Литература, собственные источники Защита   14 нед.
  Глоссарий Формирование словарного запаса студентов Справ.лит-ра, словари, энциклопедии Устный ответ   по плану семинарских занятий
  Рубежный контроль Контроль знаний по темам Осн. и доп. Личные записи лекционных и семинарских занятий Тестирование   7,15 нед.
  Итоговый контроль Контроль знаний по изученному курсу Осн. и доп. Личные записи лекционных и семинарских занятий Экзамен   По расписанию сессии
        Всего: 84%  

Список основной литературы:

1. Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990

3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. – М., 1991

4. Бодалев А.А. Психология личности. – М., 1988

5. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995

6. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1984.

7. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: МГУ, 1982.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002

9. Ананьев Б.Г. Избранные псих.труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т1 (с. 5-12), Т2 (с. 52-81)

10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999

11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001

12. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологии свойств нервной системы. Казань, 1969.

13. Колин Купер. Индивидуальные различия. М., 2000.

14. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: ВИща школа, 1989

15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983

16. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006

17. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М.: Просвещение, 1964

18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

19. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.

20. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. Москва-Воронеж, 2000.

21. Небылицын В.Д. Избр.психол.труды: в 2-х Т. – М.: Педагогика, 1990.

22. Теплов Б.М. Избр.труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1985

23. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976.

24. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: в 6 т. М., Л: Изд-во АН СССР, 1951.

25. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Отв.ред. А.А. Смирнов. М., 1977.

26. Русалов В.М. Дифференциальная психофизиология. / В кн. Тенденция развития психологическуой науки. Отв.ред Ломов В.С. М., 1989.

27. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

28. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб, 2001.

29. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982

30. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Москва-Воронеж, 1998.

Список дополнительной литературы.

1. Белоус В.Б. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии // Психологический журнал. 1981. №1

2. Разумникова О.М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности //Вопросы психологии. 2002. №1

3. Холодная М.А. Основные направления изучения психологии способностей в Институте психологии РАН // Психологический журнал. 2002. №3.

4. Бурменская Г.В. Типологический анализонтогенеза индивидуальных различий //Вопросы психологии. 2002. №2

5. Малых С.Б. Исследования генетической детерминации ЭЭг человека //Вопросы психологии. 1997. №6

6. Крупнов АИ. Психологические проблемы исследовангия активности человека // Вопросы психологии. 1984 №3

7. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. Связь феномена диффузной гендерной идентичности с когнитивным стилем личности // Вопросы психологии. 2002. №3

Тезисы лекционных занятий

Тема Содержание
Модуль 1. Введение в дифференциальную психологию
  Понятие об индивидуальности в рамках дифференциальной психологии Предмет и методы дифференциальной психологии, ее основные задачи. Основные факторы происхождения индивидуальных различий и становления индивидуальности. Индивидуальные различия у животных и человека как предмет диф. Психологии и психофизиологии. Основные факторы происхождения индивидуальных различий: наследственность и среда, врожденное и приобретенное. Единство природного и социального в человеке: понятия «организм», «личность, «индивидуальность», их соотношение. Структура индивидуальности и личности с точки зрения диф. Психологии и психофизиологии.
  Типологические свойства нервной системы как главные нейропсихологические характеристики индивидуальности Типологическая концепция И.П. Павлова. Свойства нервной системы, общие у животных и человека. Типы как совокупность свойств и как картина поведения. Сходство и различие типологии Гиппократа и Павлова. Специально человеческие свойства нервной системы: «художники», «мыслители», «средний тип». Исследования симметрии-ассиметрии головного мозга. Характеристики взаимодействия двух сигнальных систем. Соотношение основных и специально человеческих свойств нервной системы.
  Вклад Б.М. Теплова в развитие отечественной дифференциальной психофизиологии Б.М. Теплов – основатель отечественной дифференциальной психофизиологии. Развитие понятия свойств нервной системы, относительная роль экспериментальных и жизненных показателей в их изучении, ценность «произвольных» и «непроизвольных» методик и индикаторов в определении свойств нервной системы. Развитие Павловской типологической концепции применительно к человеку. Понимание каждого свойства нервной системы как диалектического единства противоположностей с точки зрения жизненной ценности проявлений (понятие слабости и инертности нервной системы). Значение исследований Теплова по сенсорной психофизиологии для разработки типологической теории.
  Вклад В.Д. Небылицына в теорию свойств нервной системы Вклад В.Д. Небылицына в теорию свойств нервной системы. Внедрение новых методов и направлений исследования. Общие и частные свойства нервной системы. Изучение природных предпосылок активности и эмоциональности. Открытие новых свойств нервной системы (динамичность, лабильность). Понятие парциальности. Функциональное разделение коры головного мозга по Небылицыну. Функционально-психологические различия между общими и частными свойствами нервной системы. Три уровня в организации мозгового обеспечения функциональной системы и три уровня свойств нервной системы по В.М. Русалову.
  Темперамент Развитие учения о темпераменте. Теории темперамента: гуморальные, формальные, энергетические, конституциональные, генетические. Представления Павлова и его учеников о типах темперамента. Подходы к изучению темперамента в школе В.С. Мерлина и Б.М. Теплова. Структура темперамента. Характеристики компонентов темперамента – общей активности, моторики, эмоциональности. Свойства нервной системы и темперамент. Свойства и структура темперамента по В.М. Русалову.
  Характер История изучения характера. Соотношение темперамента и характера. Структура характера. Направленность личности, системы убеждений, морально-волевые качества. Формирование характера. Характер и личность. Типология характеров по П.Б. Ганнушкину. Критерии психопатий Ганнушкина-Кербикова. Акцентуации характеров по А.Е. Личко, К. Леонгарду, типология социальных характеров по Э. Фромму.
  Способности Определения. Теория способностей Б.М. Теплова. Активность и саморегуляция как интегральные параметры способностей (Н.С. Лейтес). Классификация общих и специальных способностей. Их задатки – комбинации общих и специально человеческих свойств нервной системы. Соотношение способностей и склонностей, интересов с успешностью деятельности. Талант. Гений. Критика патологичесиких теорий одаренности. Вклад отечественной психологии и психофизиологии в теорию способностей и одаренности.
Модуль 2. Понятие конституции человека и половой диморфизм
  Уровни и иерархия биологической организации человека Общая и частная конституции человека. Наследственность и конституция. Телесная конституция. Классификация типов телосложения. Двух- и трехчленная классификация телосложения.
  Исследования Э.Кречмера Типы строения тела по Кречмеру. Особенности строения лица и черепа. Связь строения тела человека с его темпераментом и характером.
  Исследования У. Шелдона Исследования Шелдона. Антропоскопический метод. Первичные компоненты телосложения по Шелдону. Понятие соматотипа человека. Исследования характера.
  Современные представления о конституции человека Современные представления о конституции человека. Взаимосвязь между особенностями телосложения и индивидуально- психологическими признаками.
  Понятие половой дифференцировки Стадии половой дифференцировки по Д. Мани. Понятие генетического, гормонального, морфологического и гражданского пола. Половая дифференцировка мозга – понятие «полового центра». Принципы половой диффренцировки. Принцип дополнительности и особенности развития мускулинности.
  Половой диморфизм и особенности психического развития в онтогенезе Половой диморфизм и особенности психического развития в онтогенезе. Половые различия по А. Эрхарду. Зависимость полового развития в онтогенезе от средовых факторов. Эксперименты по изменению пола у животных.
  Половая социализация Теория идентификации, половой типизации и самокатегоризациию роль общения со сверстниками. Нарушения психосексуальной ориентации – интерсексуальные состояния.
  Психологические различия между полами Психологические различия между полами и их физиологические основы. Теория Геодакяна В.А. Половое разделение труда, как исторический фактор мужского и женского стереотипа поведения. Традиционные и современные представления о мускулинности – феминности.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...