Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей и подростков.




Мы боремся за здоровье, за здоровый образ жизни, вернее, большая часть населения делает вид, что борется. К великому сожалению, рост хронических заболеваний, количества курящих, пьющих, употребляющих наркотики людей говорит о том, что наша борьба идет в пользу сплошного нездоровья.

Всем известна пословица: «Береги честь смолоду!» Изменим ее смысл: «Береги здоровье смолоду!» Не будем говорить о наследственности и демографической ситуации в стране. Но ведь именно в раннем возрасте должны быть получены основы знаний по режиму питания, правилам гигиены. Именно с самого начала нашей сознательной жизни должны быть заложены основы здорового образа жизни.

На мой взгляд, именно когда дети приходят в школу начинается игра в   «Слабое звено». В роли проблем выступают и увеличивающаяся учебная нагрузка, и отсутствие мебели, не портящей осанку, и не понятно какое питание, ведь зачастую качество питания в школе оставляет желать лучшего.

К тому же физкультура в школе предмет не главный. Как правило, школьники живут в условиях дефицита двигательной активности. Нетрудно догадаться, кто становится слабым звеном: наши дети.

Существующие сегодня программы по физкультуре должны обеспечивать физическое развитие школьников. Но даже если в школе есть спортзал, учитель физкультуры, спортивный инвентарь (это не всегда встречается в областных городах, не говоря уже о сельских школах) – это не означает, что школьники физически развиваются и улучшают свое здоровье.

Показателем работы учителя физкультуры является выполнение школьниками всяческих нормативов (бег, прыжки), хотя более логичными были бы показатели количества пропущенных уроков по болезни, количество детей занимающихся зарядкой.

Известно, что успех формирования здоровья растущего организма зависит от понимания преподавателем термина «здоровье», от его умения поддерживать собственное здоровье. Интересно на доступном возрастном уровне преподнести детям материал о здоровье, постоянно углублять его на всем пути обучения от первого по выпускной класс.

Итак, основные проблемы физического воспитания, которые существуют в школе:

- Слабая материальная база для развития физической культуры в школе (несоответствие спортзалов и спортплощадок существующим нормативам, отсутствие необходимого спортинвентаря, отсутствие душевых помещений).

- Дефицит учителей физкультуры, который прежде всего связан с оплатой их труда. Низкая оплата труда производит естественный отбор: молодые учителя идти в школу не хотят, а если и приходят, то не самые лучшие.

- Организация уроков физкультуры и внеклассной работы по физическому воспитанию. Отношение к этому предмету в каждой конкретной школе зависит, прежде всего, от директора, осознания им важности физкультуры для здоровья детей и практических усилий по обеспечению этой работы.

Да, главной целью всех воспитательных систем является прежде всего развитие, становление здорового человека: и физически, и нравственно, и духовно. Отличная, замечательная цель! Но как ее достичь? Как сориентировать весь образовательный процесс, все культурно-воспитательное пространство, чтобы вместе с аттестатом о среднем образовании наши выпускники получали и сертификат здоровья с пометкой «Заболеваний нет?» Чтобы физическая культура стала настоящим культурным достоянием каждого, а такие явления, как алкоголизм, наркомания, стали абсолютно неактуальны в молодежной среде?

Важная роль в формировании здорового образа жизни детей отводится семье. К сожалению, родители не формируют у детей чувства ответственности за свое здоровье, не ведут профилактику травматизма, несчастных случаев. Не способствует этому и личный пример родителей, далеко не многие родители сами делают зарядку, занимаются на тренажерах и т.д., а хотят видеть здоровыми своих детей. Я считаю, что в качестве рекомендаций по усилению роли семьи в формировании здоровья его членов необходимо: во-первых, повышение образовательного уровня родителей; во-вторых, проведение широкой просветительной работы, ориентированной на здоровье семьи; в-третьих, изучение и предупреждение наследственных заболеваний, путем составления, генетического дерева семьи.

Важное место в формировании здорового образа жизни детей отводится организации свободного времени. Бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления алкоголем, пристрастие к сигаретам. В наше время, когда занятия в секциях, клубах стали платными еще более сложно становится организовать досуг учащихся. Педагогу необходимо всячески поощрять занятия детей в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания.

Что же входит в понятие здорового образа жизни:

- отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств)

- оптимальный двигательный режим

- рациональное питание

- закаливание

- личная гигиена

- положительные эмоции.

Одной из составляющий здорового образа жизни, является отказ от разрушителей здоровья: куренья. Употребления алкогольных напитков и наркотических средств. О последствиях для здоровья, которые,возникают в результате этих пристрастий,существует обширная литература.

Употребление спиртных напитков вещь, к сожалению, распространенная. Социологические опросы показывают, что более половины первоклассников знакомы со вкусом шампанского или пива, и, чаще всего это происходит с ведома родителей: «невинная рюмочка» в честь дня рождения или другого праздника. Такое приобщение детей к алкоголю представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить с товарищами, если появляется такая возможность.

В среде подростков необходимо бороться с пьянством – формой аморального поведения, чтобы потом не пришлось бороться с        алкоголизмом – это уже болезнь. Практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи физической активности, и она может служить здоровой альтернативой курению, алкоголю, наркотикам.

Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.

Особенно страдают от гиподинамии школьники. Большую часть времени они проводят сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры. Необходимо больше времени уделять ходьбе, легкому бегу, плаванью, лыжным и велосипедным прогулкам.

Один из факторов здорового образа жизни, это питание. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

 Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Использование этих естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закаленным и успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву. Особенна, велика его роль в профилактике простудных заболеваний.

При закаливании детей необходимо помнить, что каждая процедура должна доставлять радость и удовольствие. Существует закаливание воздухом (воздушные ванны); закаливание солнцем (солнечные ванны); закаливание водой (обтирание, обливание, душ, купание); хождение босиком - является одним из древнейших приемов закаливания.

Следующий фактор – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью.

Уход ха кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, теплый душ перед сном.)

Рекомендуется мыть голову 1-2 раза в 5-10 дней. К этому вопросу необходимо подходить индивидуально в зависимости от характера волос.

Уход за зубами является неотьемлимой частью поддержания хорошего здоровья. Распространенный кариес отрицательно сказывается на деятельности системы пищеварения. Большинство стоматологов рекомендуют чистить зубы 1-2 раза в сутки утром и вечером. После каждого приема пищи желательно поласкать рот теплой водой, один раз в полгода посещать стоматолога.

Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены на обеспечение нормального тепло и газообмена организма с окружающей средой. Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за одеждой и обувью.

Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание. В педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем его здоровье, и наоборот.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделает вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать, необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

 

 

                                       * * *

Итак, вырастить здоровое поколение возможно, если школа, семья и государство будут вместе решать существующие проблемы: 1. с детства приучать к соблюдению правил личной гигиены;

2. следить за питанием учащихся; 3. бороться с вредными привычками среди молодежи, организовывать содержательный досуг, способствовать занятию детей спортом с раннего детства, чтобы ребенок понимал, что спорт лучше, чем сигарета, чаще проводить «Дни здоровья» в школах, городах, Республике. Вести разъяснительную работу в школах, приглашать на школьные собрания детей и родителей, учителя физической культуры, спортсменов (выпускников школы);

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...