Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ формирования и выполнения производственной программы

Тема 2. Анализ показателей выпуска продукции

Теория:

Типовая методика анализа и оценки хозяйственной деятельности на предприятии

В настоящее время общепринятой методики оценки хозяйственной деятельности организаций (предприятий, фирм, компаний и других производителей товаров) нет. Классическим подходом по анализу считается расчет по разделам:

1. Анализ показателей выпуска продукции

2. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда

3. Анализ использования основных фондов

4. Анализ себестоимости продукции

5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Заключение по результатам анализа дается в виде конкретных предложений по устранению недостатков в работе предприятия (организации) и повышению эффективности производства.

 

Этап 1. Анализ показателей выпуска продукции

Анализ предполагает следующие этапы:

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;

1.1. Анализ объема продукции;

1.2. Анализ ассортимента продукции;

1.3. Анализ структуры продукции;

2. Анализ результатов технического развития: качества продукции, брака и потерь от него;

3. Анализ ритмичности производства;

4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Анализ формирования и выполнения производственной программы

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста. Затем рассчитываются среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции по среднегеометрической взвешенной. Далее оценивается выполнение плана за отчетный период.

Задание 1. Изучить динамику товарной продукции, рассчитать базисные и цепные темпы роста и прироста. Рассчитать среднегодовой темп роста по среднегеометрической (Тср) и среднегодовой темп прироста (Тпр), сделать выводы.

Таблица 1 – Динамика товарной продукции

Годы Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс руб. Темпы роста, % Темпы прироста, %
базисные цепные базисные цепные
  90 000 92 400 95 800 94 100 100 800        

 

Тср =

Тпр =

 

Оценить выполнение плана за отчетный период (месяц, квартал, год) по данным таблицы 2.


 

Таблица 2 – Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции за 2009 год

Наименование изделий Объем производства, млн руб. Отклонение планового выпуска от 2008 года Отклонение фактического выпуска продукции
2008 год 2009 год млн руб % От плана От 2008 года
план факт млн руб % млн руб %
А 30 500 28 800 25 200            
В 30 200 33 600 33 264            
С 18 600 19 200 22 176            
Д 15 800 14 400 20 160            
Итого                  

 

Анализ ассортимента продукции выполняют черезанализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Задание 2. Оцените выполнение плана по ассортименту на примере таблицы 3.

Таблица 3 – Выполнение плана по ассортименту

Изделие ТП в план. ценах, тыс. руб. Выполнение плана, % ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.*
План. Факт.
А        
В        
С 19 200 22 176    
Итого:        

* сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска. Изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.

 

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

- по способу наименьшего процента (для нашего примера – ________%);

- по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (_______ %);

- по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn: ВП0 х 100%,

где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %; ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВП0 - плановый выпуск продукции.

Для нашего примера ВПа = _______: _______ ∙ 100% = _______ %.

Вывод: План по ассортименту ___________________________________

выполнен (не выполнен)

Анализ структуры продукции. Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям.

Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле

∆ВПс = ВП1 - ВП1,0

где ∆ВПс – изменения объема выпуска продукции за счет структуры; ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре; ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре. Рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции * или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

Таблица 4 – Анализ структуры продукции

Изделие Опт. цена за единицу продукции, руб. Объем производства продукции в натуральных измерителях Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб. Изменение ТП за счет структуры, тыс. руб.
План. Факт. План. Факт пересчи-танный на план. структуру Факт.
              8=7-6
А         28900*    
В              
С           24 955  
Итого:              

* средний процент выполнения плана по выпуску продукции = Итого Объема производства продукции в натуральных измерителях (факт) / Итого Объем производства продукции в натуральных измерителях (план) = ______________________ = 1,003474 (это коэффициент, можно перевести в %, умножив на 100%)

Факт пересчитанный на план.структуру (колонка 6 таблицы 4) = 28800 (колонка 5 таблицы 4) ∙ 1,003474 = 28900 тыс. руб.

 

Вывод: Как показывают данные таблицы 4, общее отклонение за счет изменения структуры составило ____________ руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% (см. средний процент выполнения плана по выпуску продукции) по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы _________ тыс. руб. (см. итого колонки 6), при фактической структуре он выше на _____________ тыс. руб. (см. итого колонки 8).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...