Анализ формирования и выполнения производственной программы
Тема 2. Анализ показателей выпуска продукции Теория: Типовая методика анализа и оценки хозяйственной деятельности на предприятии В настоящее время общепринятой методики оценки хозяйственной деятельности организаций (предприятий, фирм, компаний и других производителей товаров) нет. Классическим подходом по анализу считается расчет по разделам: 1. Анализ показателей выпуска продукции 2. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда 3. Анализ использования основных фондов 4. Анализ себестоимости продукции 5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия Заключение по результатам анализа дается в виде конкретных предложений по устранению недостатков в работе предприятия (организации) и повышению эффективности производства.
Этап 1. Анализ показателей выпуска продукции Анализ предполагает следующие этапы: 1. Анализ формирования и выполнения производственной программы; 1.1. Анализ объема продукции; 1.2. Анализ ассортимента продукции; 1.3. Анализ структуры продукции; 2. Анализ результатов технического развития: качества продукции, брака и потерь от него; 3. Анализ ритмичности производства; 4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции. Анализ формирования и выполнения производственной программы Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста. Затем рассчитываются среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции по среднегеометрической взвешенной. Далее оценивается выполнение плана за отчетный период. Задание 1. Изучить динамику товарной продукции, рассчитать базисные и цепные темпы роста и прироста. Рассчитать среднегодовой темп роста по среднегеометрической (Тср) и среднегодовой темп прироста (Тпр), сделать выводы.
Таблица 1 – Динамика товарной продукции
Тср = Тпр =
Оценить выполнение плана за отчетный период (месяц, квартал, год) по данным таблицы 2.
Таблица 2 – Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции за 2009 год
Анализ ассортимента продукции выполняют черезанализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Задание 2. Оцените выполнение плана по ассортименту на примере таблицы 3. Таблица 3 – Выполнение плана по ассортименту
* сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска. Изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться: - по способу наименьшего процента (для нашего примера – ________%); - по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (_______ %); - по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn: ВП0 х 100%, где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %; ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВП0 - плановый выпуск продукции. Для нашего примера ВПа = _______: _______ ∙ 100% = _______ %. Вывод: План по ассортименту ___________________________________ выполнен (не выполнен) Анализ структуры продукции. Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям. Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле ∆ВПс = ВП1 - ВП1,0 где ∆ВПс – изменения объема выпуска продукции за счет структуры; ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре; ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре. Рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции * или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия. Таблица 4 – Анализ структуры продукции
* средний процент выполнения плана по выпуску продукции = Итого Объема производства продукции в натуральных измерителях (факт) / Итого Объем производства продукции в натуральных измерителях (план) = ______________________ = 1,003474 (это коэффициент, можно перевести в %, умножив на 100%)
Факт пересчитанный на план.структуру (колонка 6 таблицы 4) = 28800 (колонка 5 таблицы 4) ∙ 1,003474 = 28900 тыс. руб.
Вывод: Как показывают данные таблицы 4, общее отклонение за счет изменения структуры составило ____________ руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% (см. средний процент выполнения плана по выпуску продукции) по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы _________ тыс. руб. (см. итого колонки 6), при фактической структуре он выше на _____________ тыс. руб. (см. итого колонки 8).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|