Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание как идеальное отражение действительности.




Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий Под сознанием понимают высшую форму психического отражения действительности общественно развитым человеком. А.Г. Спиркин определяет сознание следующим образом: «Сознание – высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека основную специфическую черту идеального: «Идеальное – отражение действительности в формах деятельности человека, его сознания и воли; это не какая-то умопостигаемая идеальная вещь, а способность человека в своей деятельности духовно, в мыслях, целях, воле, потребностях воспроизводить вещь, оперировать образами Отличие мыслительной деятельности человека и животного заключается в том, что человек обладает выработанной в процессе мышления речью, сформировавшей у него наряду с образным абстрактное мышление, Языковое мышление является одной из форм действительного мышления человека, причем такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений и образов, а как “идеализированных предметов”, т.е., через значение слов, знаков и символов, Абстрактное мышление внесло качественные изменения в развитие человека и всего человечества

 

Практика как специфический способ отношения человека к миру. Формы практики
Этот способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира и определяется как практика Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя: 1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств (субъект - объектные отношения), тогда как животные ощущают, воспринимают, представляют мир лишь в той мере в какой вещи свойства и отношения окружающего мира имеют для них прямой или косвенный биологический смысл 2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъект-субъектные отношения) и 3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности практики по отношению ко всей системе человеческой деятельности в многообразии ее форм и разновидностей следует связывать прежде всего с тем, что в возможностях практически-преобразовательного воздействия человечества на окружающий его мир Формы практической деятельности. Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного развития. Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми. Наряду с производственной и социальной практикой можно выделить также ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но тем не менее необходимую в современном обществе. Все большую роль в обществе начинает играть наука, превращающаяся в непосредственную производительную силу и становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание по своей природе нацелено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах практической деятельности, но и обладает проективно-конструктивной функцией, т.е. дает знание о таких объектах, которые можно освоить в производственной и социальной деятельности только в будущем. Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики, в качестве которой выступает научный эксперимент. Практика — это чувственно-предметная совместная и целенаправленная деятельность людей по освоению и пре­образованию природных и социальных процессов. Практика включает три основных вида деятельности: материально-производственную (объект — природные материалы и процессы); общественно-политическую (объект — социальные про­цессы и отношения);научно-экспериментальную (объект — природные или социальные процессы, изучаемые локально или на мо­делях).

 

Познание как отражение и деятельность. Объект и субъект познания
Процесс познания составляют следующие элементы - объект познания, субъект познания и процесс взаимодействия между ними в формах чувственного и логического познания. Объект познания – часть реального бытия, подвергающаяся исследованию. Им может быть – явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека (образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение), а так же “вторичные продукты” интеллектуальной деятельности человека (закономерности развития религии, идеальные категории наук и т.д.) Субъект познания – общественный. Социально сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание (человек носитель культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов), научное сообщество, отдельные народы, человечество. Введем понятие “предмет познания ” – это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания (так живой мир изучается и зоологией и биологией). В своей сущности познание есть отражение мира.. Отражение, это способность любых материальных тел так или иначе реагировать на воздействия других материальных образований и воспроизводить их особенности. Отражение в своем развитии приходит к сознанию. И не в этом ли свойстве истоки удивительной способности человека к познанию? Логично предположить, что человеческое познание можно рассматривать как отражение, как процесс и результат отражения. Это высшая, человеческая, социальная форма отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого мышления ко все более глубокому и всестороннему знанию. Что является результатом познания? – Конечно, знание! Знание является человеческой информацией о мире, которая существует в виде субъективной реальности.. (Познание возникло в ходе практики, развивается благодаря ей, практика – источник фактов науки, поставляет основные материальные средства исследователю, выступает критерием истины). Т.о. познание – есть социальное, исторически развивающееся отношение человека к миру, процесс отражения в человеческом сознании в форме идеальных образов объективной реальности, осуществляемый в ходе практической деятельности людей. Познание имеет в основе 2 уровня отражения, характеризующиеся спецификой их форм и связей этих форм между собой. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для него характерно: 1. Непосредственность (прямое воспроизведение отражаемого объекта). 2. Наглядность и предметность возникаемых образов. 3. Воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств. Чувственное познание осуществляется в 3 формах, ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение – исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.). В ощущении энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания. Однако, мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений, процессов. Охватить эту целостность позволяет восприятие. Восприятие – синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Оно зависит: 1. От самих объектов 2. От прошлого опыта 3. От психологического состояния и здоровья человека. Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них. Наглядное воспроизведений прошлых восприятий с помощью памяти рождает “Представление” – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета за счет воображения (фантазии, мечты). Чувственный облик человека углубляется благодаря труду, речи и мышлению, но не способен формировать образ сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность снимает рациональное познание. Этот вид познания наиболее полно реализуется в мышлении – процессе обобщенного и опосредственного отражения действительности путем сознания абстракции. Рациональное познание характеризуют: 1. Опора на чувственные данные; 2. Опосредованность (человек не контактирует с предметами о которых мыслит); 3. Обобщенность и абстрактность; 4. Воспроизведение объектов на уровне сущности, внутренних связей и отношений; 5. Связь с речью, фиксация в языке; Оно осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключение. Понятие – это обобщенный логический образ предмета. Это означает, что оно лишено чувственности. Это мысль, в которой отражаются общие закономерные связи, существенные стороны, признаки предметов возникновение понятия это скачек от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности. Суждение – мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е. утверждающая или отрицающая что-либо. Умозаключение – мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения. При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок – исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум – высшая ступень рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...