Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные формы общественного сознания. Религиозное, моральное, правовое и эстетическое сознание.




Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения: 1 .По предмету отражения — наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем). 2. По формам (видам) отражения — наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство — в виде художественных образов. 3. По выполняемым функциям — искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука — познавательные, мораль — нравственные и т.п. 4. По общественной роли. Наука — «локомотив» прогресса, религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство—в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п. Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в: а) преемственности, сохранении рационального, позитивного содержания старого в новом; б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания; в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия; г) активном обратном воздействии общественного сознания и его форм на общественное бытие (яркий пример тому — активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества). Религиозное сознание — это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе. Человек считает себя верующим, и тогда он относит себя к определённой религии: я буддист или я православный. Члены одной религиозной группы также определяют себя, например: мы мусульмане. Это уже коллективный уровень религиозной идентичности. Религиозное сознание может формироваться в человеке в разные периоды жизни и при разных обстоятельствах. Это происходит через включение человека в систему религиозных отношений и через восприятие религиозных идей, ценностей, эмоциональных норм. Чаще всего религиозное сознание формируется под воздействием семейной среды (воспитание в религиозной семье) и местного окружения, а также под влиянием религиозных наставников и проповедников. Иногда человек становится верующим в результате внутреннего потрясения (или кризиса) и последовавшего за этим эмоционального, психологического выбора. Здесь многое зависит от индивидуальных особенностей личности. Этот процесс обретения и поддержания религиозной идентичности называют религиозным опытом. Религиозный опыт человека и группы с течением времени оформляется в стереотипную картину мира и в представление о том, что значит быть, например, христианином или мусульманином, чем и почему члены данной группы отличаются от последователей других религий. В религиозный опыт входит знание сакраментальных текстов (молитв, духовных песнопений, заповедей) и других авторитетных текстов той или иной религиозной традиции (например, «Жития святых»). Это своего рода обязательные образцы, которые придают устойчивость религии и сознанию её последователей. Моральное сознание – человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений. Моральное сознание рассматривает явления и поступки людей не в плане их причинной обусловленности (почему человек сделал что-либо), а со стороны их достоинства, ценности. Моральное сознание оценивает действия и общественные явления, мораль дает возможность выбора между добром и злом, который человек делает в силу своего понятия о должном (о том, как должно быть). Совокупность определенных норм, запретов и требований, которые регулируют человеческую деятельность и поведение и составляют содержание морального сознания. Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п. Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание имеет сложную структуру, включающую потребности, идеалы, взгляды, оценки, чувства, теории, которые очень тесно связаны друг с другом и взаимозависимы. В эстетическом отношении в одинаковой степени оцениваются и переживаются и положительные стороны окружающего мира и отрицательные. Эстетическое сознание - один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. Оно возникает на основе материально-производственной деятельности человека, и с развитием этой деятельности формируются чувства человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические человеческие потребности, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на все стороны жизни человека. В структуре эстетического сознания важным элементом являются эстетические потребности, они являются началом эстетического отношения к миру.

 

 

Объективные закономерности общественного развития и сознательная деятельность людей. Проблема свободы.
Законы общественного развития объективны, т.е. они существуют независимо от воли и сознания людей. Общечеловеческие моральные ценности, рыночные отношения, традиционные нормы демократического устройства не могут быть автоматически перенесены из одной страны в другую. Общечеловеческие достижения должны быть органично вписаны в определенную культуру с учетом пройденного исторического пути. В тоже время законы общества осуществляются по иному, нежели законы природы. В природе действуют слепые, стихийные силы – общественные же закономерности возникают, развиваются и исчезают только лишь через деятельность людей, и носят естественноисторический характер: подобно законам природы они объективны, но в тоже время носят исторический характер, т.е. проявляются в деятельности людей, преследующих свои цели. Люди выступают одновременно и как актеры, и как соавторы всемирной драмы, называемой историей. Можно привести и другую аналогию и представить социальное поведение человека как игру. Правила игры определяют поведение играющих, но в тоже время за ними остается право свободного выбора игровых ситуаций. Использование игровых моделей в объяснении поведения не редкость в психологии, социологии и других науках. Подобный подход в социальной философии позволяет выделить более наглядно роль и значение субъективного фактора в историческом процессе. Субъективный фактор – это сознательная, целеустремленная деятельность различных социальных групп и общностей, отдельных личностей, направленная на изменение или сохранение объективных условий и тенденций общественного развития. Взаимодействие объективного и субъективного факторов социального развития, таким образом, означает, что в истории люди действуют не по своему произволу – они ограничены рамками определенных исторических объективных условий. Чем полнее учитываются эти условия при определении целей и задач деятельности, тем успешнее осуществляются намерения людей. Отсюда определение свободы, сформулированное Спинозой. Свобода – это познанная необходимость: чем глубже и всесторонне познаны законы природы и общества, тем свободнее человек в своих поступках и действиях. Лишь познав законы земного притяжения, люди смогли преодолеть их и подняться в воздух. Свобода понимается не как абсолютный произвол («все позволено»), а как понимание необходимости действовать в соответствии с объективными условиями. Дополнением закономерного развития истории является случайность. Последняя – необходимый компонент любого развития, но в истории ей принадлежит особая роль. Случайность в общественном развитии персонифицируется или принимает форму единичного, уникального факта, придает социальному движению необратимый (временной) характер, делает его «историческим», придает определенный смысл.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...