Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие основы технологий развивающего обучения




Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра.

Сенека

В начале 30-х годов XX в. Л. С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологичес­кой теории деятельности (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.). В результате пе­ресмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообраз­ных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л. В. Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы. В то время в силу известных обстоятельств она не была внедрена в практику.

Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разра­ботано Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым и воплощено в практике работы экспери­ментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В. В. Давыдо­ву. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь раз­нообразно, что требуется уже специальное исследование для уяснения его совре­менного значения.

Понятие «развивающее обучение» может считаться содержательным обобще­нием (В. В. Давыдов). Его содержание, смысловое значение, взаимосвязи с основ­ными психолого-педагогическими категориями раскрываются в данной главе в ряде определений-обобщений.

Обобщение 1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятелъностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Развитие личности и его закономерности

Личность — динамическое понятие: она претерпевает в течение жизни измене­ния, которые называют развитием (прогрессивным или регрессивным).

Развитие (прогрессивное) — это процесс физического и психическо­го изменения индивида во времени, предполагающий совершенствова­ние, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к боль­шему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Термин «формирование личности» употребляется как:

1) синоним «развития», т. е. процесс внутреннего изменения личности;

2) синоним «воспитания», «социализации», т. е. создание и реализация внешних условий для развития личности.

Свойства и закономерности процесса развития. Развитие личности происхо­дит согласно всеобщим диалектическим законам. Специфическими свойствами (за­кономерностями) этого процесса являются следующие.

Имманентность: способность к развитию заложена в человеке природой, она есть неотъемлемое свойство личности.

Биогенностъ: психическое развитие личности во многом определяется биологическим механизмом наследственности.

Социогенность: социальная среда, в которой происходит развитие челове­ка, оказывает огромное влияние на формирование личности.

Психогенность: человек - саморегулирующаяся и самоуправляющаяся си­стема, процесс развития подвержен саморегуляции и самоуправлению.

Индивидуальность: личность представляет собой уникальное явление, от­личающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом разви­тия.

Стадийность: развитие личности подчиняется всеобщему закону циклич­ности, претерпевая стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка.

Неравномерность (нелинейность): индивид уникален, каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени уско­рения (спонтанность) и противоречия роста (кризисность).

• Физический возраст определяет количественные (ограниченность) и каче­ственные (сензитивность) возможности психического развития.

Обобщение 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и осо­бенностям индивидума.

Обучение и развитие

Физическое развитие ребенка осуществляется весьма наглядно по генетической программе в виде роста размеров скелета, мышечной массы и пр. Также очевидно, что внешние условия определяют огромный диапазон результатов: ребенок может быть более или менее здоров, физически натренирован, вынослив.

Как же обстоит дело с психикой, с личностью? В какой мере развитие сознания зависит от обучения и социальных условий, а в какой - от естественного возраст­ного созревания? Ответ на этот вопрос принципиально важен: он определяет гра­ницы потенциальных возможностей человека, а следовательно, цели и задачи вне­шних педагогических воздействий.

В истории педагогики проблема представлена двумя крайними точками зрения.. Первая (биологизаторская, картезианская) исходит из жесткой предопределенно­сти развития наследственными или исходящими от Всевышнего факторами. Со­крат говорил, что учитель — повивальная бабка, он ничего не может дать, а только помогает разродиться.

Вторая (социологизаторская, бихевиористская), наоборот, все результаты раз­вития приписывает влиянию среды. Одиозный советский академик Т. Д. Лысенко писал: «Женщина должна нам дать организм, а мы из него сделаем советского человека».

Современной наукой установлено, что всякий акт психического развития свя­зан с отражением в мозгу внешней среды, он есть присвоение, приобретение опыта познания и деятельности, и в этом смысле является обучением. Обучение — это форма психического развития человека, необходимый элемент разви­тия. Всякое обучение развивает, обогащает банк памяти и условных рефлексов.

Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотно­сятся как форма и содержание единого процесса развития личности.

Однако и здесь существуют две принципиально различные концепции (рис. 16).

Концепция обучаемого развития (Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д. Дьюи): ребе­нок должен пройти в своем развитии строго определенные возрастные стадии (дооперационные структуры - формальные операции - формальный интеллект) до того, как обучение сможет приступить к выполнению своих специфических заданий. Развитие всегда идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним, как бы «обучая» его.

Рис. 16.

 

Концепция развивающего обучения: решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Она утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, Э. В. Ильенкова, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и др. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы дос­тичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосыл­ки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной пе­дагогической технологией, которая и называется развивающим обучением.

Обобщение 3. В развивающем обучении педагогические воздействия опе­режают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследствен­ных данных личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...