Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природосообразное воспитание грамотности (А. М. Кушнир)




В слове скрыта самая великая энергия, известная на Земле — энергия человеческого духа.

Ф. Абрамов

Кушнир Алексей Михайлович - главный редактор журналов "Народное об­разование", -«Школьные технологии", кандидат психологических наук.

Разрабатывает природосообразный подход в обучении. В качестве иллюстра­ции возможностей этого подхода внедрил в массовую практику природосообразную модель обучения грамоте, показавшую двух- трехкратное превосходство над аналогами (традиционное, развивающее) по техническим параметрам чтения и письма, и десятикратное превосходство по информационно-содержательной емко­сти. Эффективность обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования, развития, тренировки и т. п. каких бы то ни было отдельных про­цессов и функций позволили реализовать в современном учебном процессе тыся­челетние традиции народной педагогики.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: частнопредметная + общепедагогическая. По философской основе: антропософская, природосообразная. По основному фактору развития: психогенная + социогенная. По концепции усвоения: гештальт + ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: мотивационно-личностный комп­лекс, ЗУН + СУД.

По характеру содержания: воспитывающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: самоуправление. По организационным формам: природосообразная, разновозрастная, индиви­дуальная.

По подходу к ребенку: ребенок - взрослый - единый субъект жизнедеятельности. По преобладающему методу: диалогическая, развивающая. По направлению модернизации: возврат к народной педагогике, природосообразность

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

• Воспитание читателя и более широко — воспитание автономной самообучаю­щейся личности.

• Создание психоинтеллектуальной базы для широкого использования в после­дующем обучении глубинных процессов воображения, интуиции, инсайта и др.

• Развитие прежде всего эйдетического чтения - способности видеть в вообра­жении пространство и события читаемого произведения одновременно с чтением.

• Достижение максимальной разницы между темпом чтения вслух и про себя. Отрыв чтения от артикуляции.

• Отказ от промежуточных - учебных и подготовительных - моделей чтения. Изначальное формирование развитого чтения как процесса понимания текста че­рез узнавание известных слов как целостных образов.

Сравнительные представления технологии

По А. М. Кушниру   В традиционном обучении  
Обучение опирается на наиболее раз­витую к началу школьной жизни эмо­ционально-образную сферу лично­сти. Обучение опирается на целостное психологическое содержание человечес­кой сущности и жизни, несущее в себе единство ценностных, информационно-коммуникативных, эмоционально-образ­ных, интуитивных, абстрактно-понятий­ных и пр. процессов и состояний чело­веческого сознания, обладающего соб­ственной позицией в жизненном про­странстве.   Обучение опирается на абстракт­но-логическое мышление, которое еще пребывает в зародыше.  
Чтение является одной из основ­ных форм познания и общения. Чте­ние понимается (информационно-цен­ностный подход): как активный про­цесс, побуждаемый и регулируемый це­лями, мотивами, установками, ценност­ными ориентациями, то есть личностны-   Чтение - вид речевой деятельно­сти; процесс воссоздания звукового об­раза слова по графической модели.  
ми образованиями, по отношению к ко­торым техника чтения, как определен­ным образом организованные психомо­торные процессы, выполняет служебные функции; как процесс понимания ин­формации текста во всем многообразии фактов, языковых средств и вызываемых ими переживаний; как одна из форм познавательной коммуникации личности в широком контексте жизнедеятельнос­ти, выходящая за рамки речевых функ­ций, это проявление личности как чита­теля.      
Обучение чтению - это: во-первых, формирование ценностного отношения к чтению, формирование соответствую­щего образа жизни; во-вторых, практи­ка информационной коммуникации и расширение познавательных интересов и возможностей личности; и только в-тре­тьих, - развитие соответствующих пси­хомоторных навыков, то есть развитие техники чтения.   Обучение чтению - это этап под­готовки читателя.  
Лозунг «Читаем здесь и сейчас» (даже в первой четверти первого класса).   Лозунг "Учимся читать, чтобы по­том читать" (даже в третьем классе).  
Задача: отрыв чтения от артикуляции и формирование образного чтения.   Задача: совершенствование ар­тикуляции и развитие чтения как фор­мы речи.  
Путь развития чтения: смысл - сло­во — смысл.   Путь развития чтения: буква - звук — слог — слово — предложение — смысл.  
     

 

ГИПОТЕЗА АЙСБЕРГА

Речевой онтогенез представляется растущим айсбергом, надвод­ная часть которого — активная речь, а подводная, превосходящая верхнюю в сотни раз, — понимание речи.

Развитие чтения - это развитие по­нимания. Это создание и поддержка ак­туального, понимаемого и интенсивного информационного потока с технологичес­ки обставленным процессом перехода от понимания учащимися устной речи к по­ниманию письменной.   Традиционная методика фокусирует­ся на верхушке айсберга: развитие речи — вопросы -> ответы, пересказы.  
Чтение и письмо лишь продолжа­ют такие феномены, как слушание, го­ворение, понимание, общение, отноше­ние.   Чтение и письмо являются самосто­ятельными видами деятельности.  
Понимание речи ребенком — это трансформация речевого потока прежде всего в образы правого полушария: в онтогенезе понимание предшествует ак­тивной речи самого ребенка.   Понимание речи — связано с речевы­ми умениями, работой левого полуша­рия (аналитико-синтетические процес­сы).  
Мотив деятельности чтения и письма — это интерес к содержанию текста (высо­кохудожественного, интересного ребенку).   Мотив - освоение техники чтения и письма.  
Оценивание только с позиции срав­нения с самим собой; параметры оценки - понимание, интерес, прирост объема чтения, лишь в последнюю оче­редь - прирост характеристик техники чтения, прежде всего - темпа чтения про себя.   Оценивание сравнением с други­ми прежде всего по темпу чтения вслух и по речевым реакциям.  
Овладение письмом - присвоение развитой письменной деятельности взрослого. Проблема грамотности реша­ется приучением к высоким образцам, накоплением опыта правильного пись­ма и лишь на последнем этапе - сред­ствами грамматики и анализа текста.   Проблема грамотности решается сред­ствами научного анализа текста.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...