Природосообразное воспитание грамотности (А. М. Кушнир)
В слове скрыта самая великая энергия, известная на Земле — энергия человеческого духа.
Ф. Абрамов
Кушнир Алексей Михайлович - главный редактор журналов "Народное образование", -«Школьные технологии", кандидат психологических наук.
Разрабатывает природосообразный подход в обучении. В качестве иллюстрации возможностей этого подхода внедрил в массовую практику природосообразную модель обучения грамоте, показавшую двух- трехкратное превосходство над аналогами (традиционное, развивающее) по техническим параметрам чтения и письма, и десятикратное превосходство по информационно-содержательной емкости. Эффективность обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования, развития, тренировки и т. п. каких бы то ни было отдельных процессов и функций позволили реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: частнопредметная + общепедагогическая. По философской основе: антропософская, природосообразная. По основному фактору развития: психогенная + социогенная. По концепции усвоения: гештальт + ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: мотивационно-личностный комплекс, ЗУН + СУД.
По характеру содержания: воспитывающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления познавательной деятельностью: самоуправление. По организационным формам: природосообразная, разновозрастная, индивидуальная.
По подходу к ребенку: ребенок - взрослый - единый субъект жизнедеятельности. По преобладающему методу: диалогическая, развивающая. По направлению модернизации: возврат к народной педагогике, природосообразность
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации
• Воспитание читателя и более широко — воспитание автономной самообучающейся личности.
• Создание психоинтеллектуальной базы для широкого использования в последующем обучении глубинных процессов воображения, интуиции, инсайта и др.
• Развитие прежде всего эйдетического чтения - способности видеть в воображении пространство и события читаемого произведения одновременно с чтением.
• Достижение максимальной разницы между темпом чтения вслух и про себя. Отрыв чтения от артикуляции.
• Отказ от промежуточных - учебных и подготовительных - моделей чтения. Изначальное формирование развитого чтения как процесса понимания текста через узнавание известных слов как целостных образов.
Сравнительные представления технологии
По А. М. Кушниру
| В традиционном обучении
|
Обучение опирается на наиболее развитую к началу школьной жизни эмоционально-образную сферу личности. Обучение опирается на целостное психологическое содержание человеческой сущности и жизни, несущее в себе единство ценностных, информационно-коммуникативных, эмоционально-образных, интуитивных, абстрактно-понятийных и пр. процессов и состояний человеческого сознания, обладающего собственной позицией в жизненном пространстве.
| Обучение опирается на абстрактно-логическое мышление, которое еще пребывает в зародыше.
|
Чтение является одной из основных форм познания и общения. Чтение понимается (информационно-ценностный подход): как активный процесс, побуждаемый и регулируемый целями, мотивами, установками, ценностными ориентациями, то есть личностны-
| Чтение - вид речевой деятельности; процесс воссоздания звукового образа слова по графической модели.
|
ми образованиями, по отношению к которым техника чтения, как определенным образом организованные психомоторные процессы, выполняет служебные функции; как процесс понимания информации текста во всем многообразии фактов, языковых средств и вызываемых ими переживаний; как одна из форм познавательной коммуникации личности в широком контексте жизнедеятельности, выходящая за рамки речевых функций, это проявление личности как читателя.
|
|
Обучение чтению - это: во-первых, формирование ценностного отношения к чтению, формирование соответствующего образа жизни; во-вторых, практика информационной коммуникации и расширение познавательных интересов и возможностей личности; и только в-третьих, - развитие соответствующих психомоторных навыков, то есть развитие техники чтения.
| Обучение чтению - это этап подготовки читателя.
|
Лозунг «Читаем здесь и сейчас» (даже в первой четверти первого класса).
| Лозунг "Учимся читать, чтобы потом читать" (даже в третьем классе).
|
Задача: отрыв чтения от артикуляции и формирование образного чтения.
| Задача: совершенствование артикуляции и развитие чтения как формы речи.
|
Путь развития чтения: смысл - слово — смысл.
| Путь развития чтения: буква - звук — слог — слово — предложение — смысл.
|
| | |
ГИПОТЕЗА АЙСБЕРГА
Речевой онтогенез представляется растущим айсбергом, надводная часть которого — активная речь, а подводная, превосходящая верхнюю в сотни раз, — понимание речи.
Развитие чтения - это развитие понимания. Это создание и поддержка актуального, понимаемого и интенсивного информационного потока с технологически обставленным процессом перехода от понимания учащимися устной речи к пониманию письменной.
| Традиционная методика фокусируется на верхушке айсберга: развитие речи — вопросы -> ответы, пересказы.
|
Чтение и письмо лишь продолжают такие феномены, как слушание, говорение, понимание, общение, отношение.
| Чтение и письмо являются самостоятельными видами деятельности.
|
Понимание речи ребенком — это трансформация речевого потока прежде всего в образы правого полушария: в онтогенезе понимание предшествует активной речи самого ребенка.
| Понимание речи — связано с речевыми умениями, работой левого полушария (аналитико-синтетические процессы).
|
Мотив деятельности чтения и письма — это интерес к содержанию текста (высокохудожественного, интересного ребенку).
| Мотив - освоение техники чтения и письма.
|
Оценивание только с позиции сравнения с самим собой; параметры
оценки - понимание, интерес, прирост объема чтения, лишь в последнюю очередь - прирост характеристик техники чтения, прежде всего - темпа чтения про себя.
| Оценивание сравнением с другими прежде всего по темпу чтения вслух и по речевым реакциям.
|
Овладение письмом - присвоение развитой письменной деятельности взрослого. Проблема грамотности решается приучением к высоким образцам, накоплением опыта правильного письма и лишь на последнем этапе - средствами грамматики и анализа текста.
| Проблема грамотности решается средствами научного анализа текста.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: