Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификационная характеристика




По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая, антропософская.

По основному фактору развития: психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

По ориентации на личностные структуры: нравственно-волевое самоуправле­ние личности — СУМ.

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразо­вательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + программная.

По организационным формам: классно-урочная + клубная.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.

По категории обучающихся: массовая.

Акценты целей

• Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self-made men).

• Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности.

• Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.

• Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Концептуальные положения

Ученик - субъект, а не объект процесса обучения.

• Обучение приоритетно по отношению к развитию.

• Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ.

• Ведущая роль теоретических, методологических знаний.

Дополнительные гипотезы

• Все высшие духовные потребности человека — в познании, в самоутвержде­нии, в самовыражении, в самоактуализации — являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для моти­вации ученья значит открыть путь к повышению качества школьного образования.

• Доминанта самосовершенствования - установка на осознанное и целенаправ­ленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

• На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

• Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих тех­нологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.

Особенности содержания

СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы (рис. 19).

1. "Теория" - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учеб­ный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента -курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.

2. "Практика" - формирование опыта деятельности по самосовершенствова­нию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло­вине дня.

3- "Методика" - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

ЗУН. Содержание основ наук определяется действующими образовательными стандартами.

Вариации дидактической структуры учебных предметов (укрупнение дидакти­ческих единиц, углубление, погружение, опережение, интеграция, дифференциа­ция) определяются дидактическими подходами ких изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания.

Особую группу ЗУН представляют знания по курсу "Самосовершенство­вание личности", который служит системообразующей и интегрирующей тео­ретической базой всего процесса школьного образования.

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологи­ческую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему най­ти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реали­зуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоре­тической базой для всех учебных предметов.


 


Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.

I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);

V кл. - Познай себя (психология личности);

VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл - Учись учиться (самообразование);

VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);

IX кл. - Самоопределение;

X кл. - Саморегуляция;

XI кл. - Самоактуализация.

СУД. Способы умственных действий являются операционной частью интел­лекта, они распоряжаются, управляют, применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме представляют собой осо­бого рода знания — методологические, оценочные и мировоззренческие.

В технологии СРО этим знаниям уделяется большое внимание: они усваивают­ся и в специальном курсе, и при изучении основ наук.

В учебном процессе используется весь арсенал методических приемов форми­рования СУД в технологии Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, с той лишь разни­цей, что эмпирические (классические логические) способы умственных действий применяются наравне с теоретическими (диалектическими логическими).

Внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с курсом «Самосо­вершенствование личности».

СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в осно­ве целенаправленной активности человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направ­ленность и активность в данной сфере. Русским физиологом и философом А. А. Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость вос­питания доминанты постоянного нравственного самосовершенствова­ния. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:

• осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития;

• участие личности в самостоятельной и творческой деятельности;

• адекватные стиль и методы внешних воздействий.

Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенство­вание личности». В процессе занятий половина учебного времени отводится прак­тической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим

• психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;

• составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз­вития;

• осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;

• тренинга и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопреде­лению и саморегуляции.

Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются инте­ресы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происхо­дит самооткрытие личности.

Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного простран­ства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпи­адах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятель­ность организуется по обучающе-воспитательной системе И. П. Волкова.

Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положитель­ной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю).

СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учеб­ном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценно­стями. Но самое главное — при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершен­ствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования.

Особенности методики

Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная.

Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более вы­сокую истину.

Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.

Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее дос­тижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздей­ствий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного про­цесса.

Межличностные отношения «учитель - ученик» определяются гуманно-лично­стным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего при­нуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлет­ворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспита­ние в себе положительных творческих доминант поведения.

Организация учебного процесса по предметам основана на

• перенесении акцента с преподавания на учение;

• превращении педагогического руководства самовоспитанием и самообразова­нием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;

• использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с по­знавательной);

• приоритет самостоятельных методов и приемов.

Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатст­вом и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределе­ния (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельнос­ти в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен порабо­тать во всех важнейших методических режимах (технологиях).

В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.

Литература

1. Бардин К. В. Как научить детей учиться. - М., 1987.

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

3. Газман О. С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996.

4. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989.

5. Кочетов А. И. Педагогические основы самовоспитания. - Минск, 1974.

6. Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып. 2. - М.,1996.

7. Маркова А. К. ч др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990.

8. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

9. Селевко Г. К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. - 1995. - № 8.

10. Селевко Г. К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.

11. Ухтомский А. А. Собрание сочинений. T. I. Учение о доминанте. - Л., 1950.

12. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995.

13. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.

XII. Педагогические технологии авторских школ

Термины -«инновационная школа" и "авторская школа" употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспе­риментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики явля­ли собой именно "авторские школы»- (воспитательные заведения И. Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Школы М. Монтессори, Р. Штейнера, Л. Н. Толстого, В. Н. Сороки-Росинского, В. А. Сухомлинс-кого, Ф. Ф. Брюховецкого, Т. Е. Котиковой и др.).

Особую роль авторские школы играют на современном этапе революционно­го преобразования общественного устройства: они ищут и указывают пути и способы развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содер­жание обучения, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы.

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное за­ведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятель­ности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обыч­ных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологи­ческой основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.

• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез отно­сительно перестройки педагогического процесса.

• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от тра­диционных, принятых в массовой школе.

• Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использо­вание в авторской модели философских, психологических, социально-педагоги­ческих или других научных оснований.

• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффек­тивность авторской школы.

Литература

1. Селевко Г. К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы. -Ярославль, 1997.

2. Управление развитием школы //Под ред. М. М. Поташника, B. C. Лазарева. - М., 1995.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...