Классификационная характеристика
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая, антропософская. По основному фактору развития: психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры: нравственно-волевое самоуправление личности — СУМ. По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая. По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + программная. По организационным формам: классно-урочная + клубная. По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая. По категории обучающихся: массовая. Акценты целей • Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self-made men). • Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности. • Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности. • Формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Концептуальные положения • Ученик - субъект, а не объект процесса обучения. • Обучение приоритетно по отношению к развитию. • Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ. • Ведущая роль теоретических, методологических знаний. Дополнительные гипотезы • Все высшие духовные потребности человека — в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации — являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации ученья значит открыть путь к повышению качества школьного образования. • Доминанта самосовершенствования - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
• На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства. • Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах. Особенности содержания СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы (рис. 19). 1. "Теория" - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента -курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс. 2. "Практика" - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй половине дня. 3- "Методика" - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук. ЗУН. Содержание основ наук определяется действующими образовательными стандартами. Вариации дидактической структуры учебных предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление, погружение, опережение, интеграция, дифференциация) определяются дидактическими подходами ких изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания. Особую группу ЗУН представляют знания по курсу "Самосовершенствование личности", который служит системообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьного образования. Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.
Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам. I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения); V кл. - Познай себя (психология личности); VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание); VII кл - Учись учиться (самообразование); VIII кл. - Культура общения (самоутверждение); IX кл. - Самоопределение; X кл. - Саморегуляция; XI кл. - Самоактуализация. СУД. Способы умственных действий являются операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют, применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме представляют собой особого рода знания — методологические, оценочные и мировоззренческие. В технологии СРО этим знаниям уделяется большое внимание: они усваиваются и в специальном курсе, и при изучении основ наук. В учебном процессе используется весь арсенал методических приемов формирования СУД в технологии Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические (классические логические) способы умственных действий применяются наравне с теоретическими (диалектическими логическими). Внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с курсом «Самосовершенствование личности». СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направленность и активность в данной сфере. Русским физиологом и философом А. А. Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянного нравственного самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются: • осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития;
• участие личности в самостоятельной и творческой деятельности; • адекватные стиль и методы внешних воздействий. Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности». В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим • психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся; • составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития; • осмысливание, рефлексию жизнедеятельности; • тренинга и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции. Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности. Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятельность организуется по обучающе-воспитательной системе И. П. Волкова. Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю). СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учебном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценностями. Но самое главное — при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования. Особенности методики
Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение. Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса. Межличностные отношения «учитель - ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения. Организация учебного процесса по предметам основана на • перенесении акцента с преподавания на учение; • превращении педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса; • использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной); • приоритет самостоятельных методов и приемов. Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях). В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики. Литература 1. Бардин К. В. Как научить детей учиться. - М., 1987. 2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. 3. Газман О. С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996. 4. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989. 5. Кочетов А. И. Педагогические основы самовоспитания. - Минск, 1974. 6. Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып. 2. - М.,1996. 7. Маркова А. К. ч др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990. 8. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
9. Селевко Г. К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. - 1995. - № 8. 10. Селевко Г. К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996. 11. Ухтомский А. А. Собрание сочинений. T. I. Учение о доминанте. - Л., 1950. 12. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995. 13. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. XII. Педагогические технологии авторских школ Термины -«инновационная школа" и "авторская школа" употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно "авторские школы»- (воспитательные заведения И. Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Школы М. Монтессори, Р. Штейнера, Л. Н. Толстого, В. Н. Сороки-Росинского, В. А. Сухомлинс-кого, Ф. Ф. Брюховецкого, Т. Е. Котиковой и др.). Особую роль авторские школы играют на современном этапе революционного преобразования общественного устройства: они ищут и указывают пути и способы развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содержание обучения, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы. Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий). Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ. • Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса. • Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе. • Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований. • Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса. • Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу. • Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы. Литература 1. Селевко Г. К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы. -Ярославль, 1997. 2. Управление развитием школы //Под ред. М. М. Поташника, B. C. Лазарева. - М., 1995.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|