Р. Л. Грегори. Нужно ли нам учиться видеть (С. 597-609) данные наблюдений над детьми. Часть 4. Перцептивное научение и развитие.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Тема 1. Ощущения. Семинар 2. Концепции и теории ощущений. Источник «Психология ощущений и восприятия». Хрестоматия. П/ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М., 2002. Часть 2 ПСИХОФИЗИКА СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ Ф.А. Джелдард СЕНСОРНЫЕ ШКАЛЫ (с. 275-282) Т. Энген ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИКИ 3. С.Л.Рубинштейн ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская - СПб: Издательство "Питер", 2000 4. X. Хелсон УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ (Резюме) 5. М.Веккер ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ. ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Издательство "Смысл". Москва, 1998 ОСНОВНЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЩУЩЕНИЙ. Р. Л. Грегори. Нужно ли нам учиться видеть (с. 597-609) ДАННЫЕ НАБЛЮДЕНИЙ НАД ДЕТЬМИ. Часть 4. Перцептивное научение и развитие. 7. Д. М. Стрэттон Резюме ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР 8. Ч.Шеррингтон РЕЦЕПЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ/ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел III. Субъект познания, Выпуск 1: Познавательные процессы: виды и развитие, Часть 1. Под общей редакцией В.В. Петухова, Москва 1997 г.
Источник «Психология ощущений и восприятия». Хрестоматия. П/ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М., 2002. Часть 2 ПСИХОФИЗИКА СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ Ф.А. Джелдард СЕНСОРНЫЕ ШКАЛЫ (с. 275-282) Работы Вебера, Фехнера, а с тех пор и многих других были направлены на достижение первой цели науки — измерения. Однако система знания остается не до конца продуманной и недостаточно определенной до тех пор, пока неправильно применяется математика, пока не используются те богатые возможности, которые дает описание основных исследуемых соотношений в количественных понятиях. Если научные феномены выразить в числах, то мы получим шкалы того или иного вида.
Науке известно три различных вида измерительных шкал, и все они применяются в психологии. Это шкалы порядка, интервалов и отношений. Рассмотрим конструкцию и цели каждой из этих шкал. Шкала порядка указывает порядок явлений по степени выраженности того или иного признака. Коллекцию камней, карандашей или фотопленок, по-разному экспонированных, можно разместить на порядковой шкале, раскладывая их по весу, длине или серости. Самый длинный, тяжелый и темный обозначается номером один, следующий за ним по порядку — два, следующий за вторым — три и т. д. В результате этой процедуры мы получим шкалы порядка. Столь же произвольно мы можем присвоить номер 1 самому легкому камню, номер 2 — камню потяжелее и т. д. Многие «сырые» (грубые) шкалы имеют такую конструкцию. Некоторые из них, имеющие определенное научное и практическое применение, построены таким образом или происходят именно от этой процедуры упорядочения. Известно, например, что шкала твердости используется в геологии и технике. Сейчас твердость измеряется по шкале интервалов, а первоначально — по шкале порядка. Наиболее твердый минерал в мире — алмаз — занимает место на верхнем конце шкалы, а самый мягкий — тальк — на нижнем крае шкалы. Почему? Дело в «способности царапать». Алмаз может делать царапину на корунде, топазе или кварце; конечно, при соответствующих условиях можно сделать царапину на любом материале. В то же время ни один из них не может поцарапать алмаз. Недостаток шкал порядка состоит в том, что они ничего не говорят нам о расстояниях, разделяющих разные точки на шкале. Насколько алмаз тверже кварца, гипса или талька? Исходная шкала порядка ничего не может сообщить по этому поводу, поскольку все шкалы порядка не отвечают на такие вопросы. Хотя на шкале твердости алмаз помечен № 10, корунд — № 9, а тальк — № 1, по ряду соображений расстояние между алмазом и корундом считается большим, чем между корундом и тальком. Измеряя силу ощущения по шкале порядка, получить которую намного легче, чем другие шкалы, мы не можем ожидать, что эта шкала даст нам возможность сказать, насколько одно ощущение сильнее другого. Мы увидим только, что оно сильнее, если оно имеет более высокое порядковое значение или ранг.
Чтобы получать более полезные результаты измерения, мы должны найти способ применять в шкалировании скорее количество, чем порядок. Нужно изобрести единицу измерения. Это сделано на шкале интервалов, которая дает нам возможность определить разницу между двумя точками на ней. Шкала, применяемая на всех обычных термометрах, является шкалой интервалов независимо от того, выражена ли она в градусах по Фаренгейту или по Цельсию. В обоих случаях интервал, скажем 1°, является одним и тем же во всех частях шкалы. Нет больших или малых градусов. Шкала имеет постоянный интервал. Очевидно, что и шкала Фаренгейта, и 100-градусная шкала имеют только произвольно выбранный нуль. Эта особенность не позволяет шкале интервалов стать более полезной, чем она есть на самом деле. Немецкий физик Г. Д. Фаренгейт взял смесь снега и соли и эту температуру принял за нуль. В качестве второй фиксированной точки 12 была первоначально выбрана температура человеческого тела. Позднее ее заменили на 96, что позволило сделать эту шкалу более дробной (тонкой). Точка замерзания воды стала равна 32°, а точка ее кипения при нормальном атмосферном давлении поднялась до 212°. Равные интервалы температуры были выбраны им очень просто' он пометил на стеклянной трубочке объемы расширения ртути или спирта. Собственно, шкала Фаренгейта получает привязку на верхнем конце в точке парообразования— 212°; температура тела поднялась на 2—3° по сравнению с прежней и сейчас принята равной 92,6°. Стоградусная шкала, наиболее часто употребляемая в науке, построена по той же логике, но численно является более простой. За нуль принята точка замерзания воды, за 100° — точка кипения воды. Обе шкалы обладают особенностями всех шкал интервалов независимо от их длины. Однако сравнивать температуры можно только через их разности на данной шкале, поскольку нулевая точка на любой шкале интервалов не имеет существенного значения. Нельзя сказать, что 40° вдвое теплее 20° независимо от того, измерены эти температуры по шкале Фаренгейта или Цельсия; напротив, высказывание типа: «Две измеренные температуры различаются на 20 единиц шкалы», конечно, имеет смысл, его можно выразить в единицах шкалы Цельсия или Фаренгейта.
Шкалы отношений встречаются во всех областях науки, они представляют и самые простые измерения, и наиболее изощренные. Общие измерения длины, веса, электрического сопротивления, скорости и плотности осуществляются по шкале отношений. Здесь существуют действительные нулевые точки. «Нулевая длина», «нулевой вес», «нулевая скорость» понятны для всех. Отнимите 1 дюйм из 1 дюйма, 5 фунтов из 5 фунтов и 10 миль/час из 10 миль/час, и не будет никаких сомнений в результатах. Также не возникает сомнений, что 10 миль/час — это дважды по 5 миль/час и что 1 дюйм — это 1/12 фута. Существование равных единиц и действительной нулевой точки делает возможным сравнение отношений. В этом и заключается большое достоинство шкал отношений. Если мы хотим точно охарактеризовать стимулы, то чаще всего пользуемся шкалой отношений — шкалой размера, веса, яркости и т. д. Но что можно сказать об ощущениях, вызываемых этими стимулами? Можно ли шкалировать ощущения? Да, если возможны «ощущаемые отношения». Что подразумевается под этим и как мы переходим от ощущений к шкале отношений? Существует несколько способов шкалирования, главными среди них являются фракционирование, оценка отношения и оценка величины. Иногда все три метода дают приблизительно одни и "re же результаты и тем самым подтверждают друг друга. При методе фракционирования испытуемому предъявляется эталон (стандарт определенной интенсивности, который он должен сравнить с рядом слабых стимулов, пытаясь выбрать один, который, как ему кажется, составляет простое отношение (дробь) с эталоном (обычно равен половине эталона). Допустим, что строится шкала отношений для громкости звука. Испытуемому предъявляют тон постоянной интенсивности и предлагают подобрать более тихий тон так, чтобы его громкость была равна половине громкости эталона. Эта процедура повторяется на разных уровнях интенсивности в широком диапазоне. Установки испытуемого представляют собой большое число интервалов, каждый из которых оценивается как отношение 1:2. С их помощью можно построить шкалу. Это будет шкала отношений, которая содержит истинный нуль.
Какой вид будет иметь такая шкала, если ее поместить вдоль шкалы физической интенсивности? Ответ можно получить, рассмотрев рис. 1. Громкость — мера силы звукового ощущения — представлена в зависимости от интенсивности стимула в децибелах (см. подпись к рис. 1). Увеличение оценки громкости по мере увеличения интенсивности стимула изображено сплошной линией, названной «шкалой сонов». Сон — единица громкости. Один сон — громкость тона, частота которого равна 1000 гц, а интенсивность — 40 децибелам над абсолютным порогом. Два сона равны удвоенной громкости, три сона — утроенной громкости и т. д. Крутой участок кривой означает, что при высоких интенсив-ностях звука громкость возрастает быстрее. По определению, один сон получают при тоне 40 децибел. Видно, что 2 сона имеют место при тоне 55, 7 сонов — при 60, 13 сонов — при 70, 25 сонов — при 80, 50 сонов — при 90 децибелах над абсолютным порогом. При низких уровнях интенсивности звука мы должны сильно продвинуться по нашей логарифмической шкале физической энергии, чтобы получить незначительное возрастание громкости, но при высоких интенсивностях сравнительно небольшое увеличение энергии ведет к громадному изменению громкости. Указанные выше соотношения получены эмпирически в результате тщательных экспериментов. Для упрощения расчетов громкости было принято международное соглашение о том, что увеличение интенсивности на 10 децибел удваивает громкость. Итак, громкость звука, интенсивность которого равна 40 децибел, составляет 1 сон; 50 децибел — 2; 60 децибел — 4; 70 децибел — 8 и т. д. Прерывистая линия на рис. 1, названная шкалой «децибел», показывает, как увеличилась бы громкость, если бы выполнялся закон Фехнера, так как на горизонтальной оси отложены логарифмические единицы — децибел тоже является логарифмической единицей — интенсивность ощущения должна быть связана с ней линейно. Ясно видно большое расхождение между
закона Фехнера и результатами измерений по методу фракционирования. Второй метод — оценка отношения — связан с методом Фракционирования и поэтому может служить проверкой для Него. Метод оценки отношения состоит в том, что испытуемому предъявляют два различных по интенсивности стимула и просят оценить кажущееся отношение между ними, например составляет ли слабый звук по громкости Ѕ, 1/5, 4/5 или какую-либо другую часть сильного звука. Такие субъективные оценка возможны, если они не очень затруднительны. В действительности испытуемые вначале не очень уверены в правильности оценок, но скоро приобретают способность быстро оценивать отношения, и точность оценок показывает, что они могут служить ценным дополнением к методу фракционирования. Частным случаем метода оценки отношения является метод постоянной суммы. Два стимула, различные по интенсивности (или по другой характеристике), предъявляются одновременно или непосредственно один за другим, и наблюдатель должен оценить каждый в процентах от их суммы. Так, два расположенных рядом световых пятна сначала, когда их яркости кажутся различными, могут быть оценены как 70 и 30, а затем, по окончании уравнивания, как 50 и 50. Очевидно, что метод постоянной суммы есть метод оценки отношения, где оценки даются в процентах. Сказать, что два «слагаемых» в сумме составляют 100,— не значит скрыть существующие между ними отношения (7:3; 1:1). Если сенсорная величина может быть разделена пополам или на четыре части, как это делается в методе фракционирования, и если могут быть оценены отношения между двумя или более впечатлениями даже разных модальностей (Автор имеет в виду метод межмодальных сравнений, см. ст. Стивенса в этом сборнике (прим. ред.), то можно поставить вопрос, не существует ли более прямого способа оценки сенсорных уровней? Можно ли, например, отправляясь от некоторой точки, эталона, приписать числа другим ощущениям? Было предпринято много попыток решить этот вопрос, и теперь уже ясно не только то, что человек способен с известной точностью прямо оценивать величину ощущения, но и что с помощью метода оценки величины можно получить некоторые важные выводы, касающиеся отношений стимул — ощущение. В методе оценки величины используется более прямая процедура. Предположим, что мы хотим получить прямые оценки величины громкости и тем самым проверить результаты, полученные с помощью метода оценки отношения. Сначала мы предъявляем тон умеренной громкости, например, равный 80 децибелам, и сообщаем наблюдателю, что эта громкость является эталоном и должна быть оценена, например, 10 единицами (модуль). Испытуемый должен численно оценивать относительную громкость всех последующих предъявляемых тонов, причем более слабым тонам должны быть приписаны числа меньше 10, а более громким — больше 10. Если переменный тон в четыре раза громче эталона, ему приписывается 40, если он кажется вдвое слабее эталона, ему приписывается 5 и т. д. Экспериментатор не накладывает никаких ограничений на пределы оценок на обоих концах шкалы. Затем в случайном порядке испытуемому предъявляют большой ряд интенсивностей, выбранных заранее. Результаты, полученные с помощью такого метода, хорошо соответствуют результатам, полученным с помощью метода оценки отношений. На рис. 2 (верхняя кривая) показаны результаты решения обеих задач группой из 8 испытуемых. В этом опыте для оценки величины использовался максимальный модуль 100 — модуль не обязательно должен иметь «умеренную» интенсивность или быть «центральным» числом,— и испытуемым предъявлялись для численной оценки 5 более слабых и достаточно удаленных друг от друга громкостей. При оценке отношения модуль был равен 1, а знаменатель дроби варьировал в зависимости от интенсивности тона. Нижняя кривая показывает, что во второй задаче была получена та же функция. А именно линии, соединяющие точки, имеют такой же наклон, когда модуль представлен наименьшей интенсивностью (1,0 для звука в 60 децибел), а все оцениваемые интенсивности оказываются выше его. Возможно, наиболее важным результатом экспериментов по оценке величины является вывод, теперь уже достаточно убедительный, что для некоторых сенсорных характеристик равные отношения между стимулами приводят к равным отношениям между ощущениями. Чтобы понять смысл этого утверждения, достаточно взглянуть на рис. 2. Заметим, что на ординате отложены значения в логарифмических единицах, т. е. расстояние от 1 до 10 равны расстоянию от 10 до 100. Абсцисса также является логарифмической шкалой, так как сам децибел является логарифмической единицей. Если изображенная на графике зависимость между двумя логарифмическими переменными выражается прямой линией, то мы знаем, что имеем дело со степенной функцией. Такая функция представлена на рис. 2, она была получена при многих других измерениях сенсорных величин.
...Все сказанное позволяет заключить, что в психологии, как и в физических науках, мы можем точно измерять наши феномены, если только признаем основные требования к шкалам и к единицам измерения. Многие меры, особенно в области ощущений и восприятий, являются психофизическими, так как они определяются характеристиками стимула. Другие меры, в которых такие свойства стимулов менее очевидны, являются просто психометрическими, содержащими только отношения между психическими феноменами. Во всех случаях шкала измерений будет более полезной, если это шкала отношений, а не шкала порядка, интервалов или номинальная.
Т. Энген Хрестоматия по общей психологии, Выпуск III, Субъект познания. Ответственный редактор В.В.Петухов Редакторы-составители Ю.Б.Дормашев, С.А.Капустин 1. Метод границ · Абсолютный порог · Разностный порог · Закон Вебера 2. Метод установки 3. Метод постоянных раздражителей Сам Фехнер предложил три психофизических метода, которые вошли в психологию под именем основных методов. В литературе описываются и многие другие методы, но обычно они являются модификациями одного из этих трех методов. Эти сновные методы сходны в одних отношениях и весьма различны в других. Все эти методы могут быть использованы для определения понятий, о которых шла речь выше. Выбор того или иного метода чаше всего зависит от двух практических и технических соображений: 1) характер континуума стимулов, т.е. могут ли стимулы изменяться непрерывно (или по крайней мере очень малыми шагами) или же они могут быть предъявлены только в дискретном виде. Использование дискретного предъявления стимулов необходимо, например, при изучении вкуса и обоняния; 2) характер организации стимуляции, например, одновременное или последовательное предъявление пар стимулов. В этом смысле при исследовании зрения мы располагаем большей свободой, чем при исследовании слуха. Сначала очень коротко, а затем более подробно рассмотрим основные психофизические методы. 1. Метод границ (едва заметных различий, минимальных изменений или серийного исследования). Это самый прямой метод определения порога. При определении разностного порога экспериментатор изменяет сравниваемый стимул малыми шагами в восходящих и нисходящих рядах. Испытуемый при каждом изменении стимула должен сказать меньше, равен или больше переменный стимул по сравнению со стандартным. В результате эксперимента определяются значения переменного стимула, соответствующие смене категории ответа. При определении абсолютного порога стандартный стимул не предъявляется и задача, испытуемого состоит в том, чтобы отвечать, обнаруживает он стимул или нет. 2. Метод установки (средней ошибки, воспроизведения или метод подравнивания). При определении разностного порога испытуемый, как правило, сам подстраивает сравниваемый стимул, который может непрерывно изменяться, к стандарту, т.е. устанавливает такое значение переменного стимула, при котором он кажется равным стандарту. Эта процедура повторяется несколько раз, а затем вычисляется среднее значение и вариабельность установок испытуемого. Среднее значений подравниваний (установок) является прямым показателем точки субъективного равенства, а вариабельность подравниваний, допускаемая испытуемым, может быть использована для вычисления разностного порога. При определении абсолютного порога испытуемый неоднократно устанавливает такое значение переменного стимула, которое по его мнению является самым низким среди обнаруживаемых им стимулов. Среднее этих установок принимается за абсолютный порог. 3. Метод постоянных раздражителей (метод истинных и ложных случаев или метод частот). В этом методе используется несколько постоянных дискретных значений сравниваемого стимула. При определении разностного порога каждое из них сравнивается со стандартным стимулом много раз. Для каждого из значений сравниваемого стимула подсчитывается относительная частота разных ответов, например, ответов "меньше" и "больше". Если в опыте используются только две категории ответов, то испытуемый будет давать правильный ответ в половине случаев даже при одном только угадывании. Поэтому его разностный порог определяется как приращение или уменьшение величины сравниваемого стимула относительно стандартного, правильно оцениваемое им в 75% проб, т.е. посредине между 50% (случайная удача) и 100%. Это значение, соответствующее 75%, определяется интерполяцией или каким-либо другим из нескольких возможных статистических методов. Когда добавляется третья категория ответов типа "равно", "сомнительно" и тому подобное, метод постоянных раздражителей становится очень похож на метод границ. Метод постоянных раздражителей может быть использован также для измерения абсолютного порога. В этом случае стандартный раздражитель не применяется, а за абсолютный порог принимают такое значение сравниваемого стимула, который вызывает равное число ответов "да" и "нет". Метод границ Абсолютный порог Процедура опыта и вычисления при определении нижнего порога высоты звука методом границ показаны в табл. 1 (взята у Титченера). Испытуемый получает инструкцию отвечать "да", когда он слышит тон, и "нет", когда он его не слышит в течение определенного интервала времени, указываемого экспериментатором. Перед основным опытом следует провести несколько предварительных тренировочных проб, чтобы убедиться, что испытуемый усвоил процедуру опыта. Словесные инструкции трудно сделать краткими и ясными и часто они дают худшие результаты, чем предварительная тренировка. В первом столбце (читать сверху вниз) указаны ответы испытуемого на стимулы, предъявляемые в нисходящем ряду. Экспериментатор начинает этот ряд со сравниваемого стимула, равного 24 Гц и испытуемый отвечает "да". В каждой следующей пробе экспериментатор уменьшает частоту переменного стимула на 1 Гц, испытуемый продолжает давать положительный ответ до тех пор, пока частота переменного стимула не становится равна 14 Гц; тогда испытуемый отвечает "нет". Итак, порог лежит между 14 и 15 Гц. За порог принимается средняя точка - 14,5 Гц и эта величина L записывается под первым столбцом как одно из значений абсолютного порога. Затем экспериментатор предъявляет стимулы в восходящем ряду, начиная с 10 Гц, т.е. значительно ниже только что измеренного порога и получает ответ "нет". Экспериментатор увеличивает частоту переменного стимула снова на 1 Гц в каждой пробе и получает положительный ответ при частоте 16 Гц. Таким образом, L = 15,5 Гц. Чередующиеся нисходящие и восходящие ряды повторяются возможно большее число раз или до тех пор, пока экспериментатор не убедится в относительном единообразии величины L. В последующих рядах он изменяет начальную точку, чтобы у испытуемого не формировались ложные представления. Трудно оценить околопороговые стимулы и даже добросовестный испытуемый может впасть в ошибку, руководствуясь каким-нибудь побочным признаком, который по его мнению облегчает выполнение задания. Таблица 1
Вычисление абсолютного порога по этим данным проводится следующим образом: величины RL могут быть усреднены (среднее арифметическое) тремя способами (два из них указаны внизу таблицы: 1) все отдельные величины L, указанные под верхней линией, суммируются и усредняются. Среднее значение - 14,5 Гц принимается за абсолютный порог. Среднее квадратичное отклонение этого распределения отражает вариабельность работы наблюдателя; 2) под второй линией приведены результаты усреднения каждой пары величин L, (одна из нисходящего, другая из следующего восходящего ряда). Эти усреднения делаются для того, чтобы получить средние в паре рядов значения L - Уср. L. Затем вычисляется среднее из этих средних. Значение абсолютного порога остается, разумеется, тем же, но среднее квадратичное отклонение будет меньше за счет исключения вариабельности, связанной с отдельными нисходящими и восходящими рядами; 3) все величины L в нисходящих рядах можно усреднить, чтобы получить значение абсолютного порога в нисходящем ряду. Таким же образом усредняются все величины L в восходящих рядах. Окончательное значение абсолютного порога является средним арифметическим этих двух средних. Само собой разумеется, что его численное значение будет таким же, как и в двух предыдущих способах, хотя значение порогов в восходящих и нисходящих рядах могут быть разными из-за определенных "постоянных ошибок". Ошибкой привыкания является тенденция сохранять ответ "да" в нисходящих рядах или ответ "нет" в восходящих рядах. Ошибка предвосхищения (или ожидания) имеет противоположный характер. Она связана с ожиданием перемены и, таким образом, сменой ответа "да" на ответ "нет" в нисходящем ряду и "нет" на "да" - в восходящем. Основная цель чередования нисходящих и восходящих рядов - сбалансировать любую из постоянных ошибок, если они возникают. Совпадение значений на шкале стимулов в восходящих и нисходящих рядах указывает на привыкание, а их расхождение - на предвосхищение (ожидание). Опыт и утомление оказывают противоположные влияния на результаты эксперимента, их легко оценить, сравнивая первую и вторую половины общего количества предъявленных рядов. Более точно эти влияния можно изучить при помощи анализа вариабельности. Оценкой достоверности абсолютного порога может служить стандартная ошибка среднего, вычисляемая по обычной формуле , Что касается задачи испытуемого при определении абсолютного порога методом границ, то желательно, чтобы он ограничивался двумя категориями ответов, "да" и "нет", и пытался угадывать, когда он не уверен. Это делается для того, чтобы избежать ответа "сомнительно", внезапно появившегося в данных Титченера, приведенных в табл. 1. Это особенно важно отметить потому, что в современной психофизике нередко используются малотренированные испытуемые. Разностный порог В целом процедура измерения разностного порога такая же, как и абсолютного, но чаше используются три, а не две категории ответов. Гипотетические данные приведены в табл. 2. Для сравнения в каждой пробе предъявляются два стимула: переменный и стандартный. Для оценки переменного стимула по отношению к стандартному предписывается использовать три категории ответов, соответствующих исследуемой модальности, например, такие как "больше" (+), "меньше" (-) и "равны" (=). Инструкция обязывает испытуемого угадывать категорию ответа, когда он не может уверенно различать стимулы. В этом случае для определения значений L рекомендуется следующая процедура: в нисходящем ряду надо учитывать только первый переход от "плюса" к "равно" и первый переход от "равно" к "минусу". Точно так же в восходящем ряду учитывается первый переход от "минуса" к "равно" и от "равно" к "плюсу". Экспериментатор начинает, как и в предыдущем примере, со стимула, значительно превышающего стандартный, и идет по нисходящему ряду. Когда сравнительный стимул становится равен 5, положительная оценка испытуемого сменяется на оценку "равно". Экспериментатор продолжает нисходящий ряд и первая оценка "минус" появляется на значении стимула, равном 3. Если разделить пополам шаговые интервалы, с которыми совпадает переход к другой категории ответа, то можно получить значения Z. для этого ряда: L (+) = 5,5 и L (-) = 3,5. Подсчеты в других столбцах показывают, как следует применять это правило в других рядах. Для вычисления среднего по таблице в целом необходимо определить средние значения L (+) и L (-). Таким образом, весь диапазон сравниваемых стимулов будет разделен на 2 части: в верхней части преобладают положительные оценки, в нижней - отрицательные, а в средней остается интервал неопределенности (ИН), где чаще всего встречаются оценки "равно". Интервал неопределенности охватывает зону величиной в два разностных порога или е.з.р.: от "минуса" до "равно" и от "равно" до "плюса". А разностный порог, измеренный этим методом, определяется как ИН/2, т.е. 1,25/2 = 0,625. Это та физическая величина, добавление которой к стандартному стимулу (или уменьшение стандарта на эту величину) испытуемый всегда замечал бы, если бы не было константной ошибки. Средняя точка интервала неопределенности принимается за наиболее точную оценку точки субъективного равенства (TCP). Теоретически это та точка, где с наибольшей вероятностью переменный стимул кажется равным стандартному или где число оценок "плюс" и "минус" одинаково. Как ни странно, точка субъективного равенства редко совпадает со стандартом. Если она расположена выше стандарта, то имеет место так называемая положительная константная ошибка (КО), если ниже стандарта, то отрицательная ошибка, как в последнем примере, где стандарт равен 5, а точка субъективного равенства - 4,5. Следует отметить, что эти константные ошибки уравновешиваются при вычислении разностного порога; иногда при исследовании восприятия они представляют интерес сами по себе. Таблица 2
Закон Вебера Физический стимул, соответствующий разностному порогу, называют DS или DI. Часто представляет интерес относительный порог различения, определяемый как DS/S или отношение наименьшего замечаемого различия к интенсивности стимула. В нашем примере DS/S = 0,625/4,5. Эта дробь получила название дроби Вебера. Согласно закону Вебера, она должна быть постоянной для различных значений раздражителя: DS/S различна для разных сенсорных модальностей, но постоянна для данной модальности при умеренных значениях стимула. Однако она существенно возрастает, когда S (величина стимула) приближается к порогу раздражения (абсолютному порогу). Отметим, что при вычислении дроби Вебера чаще используется точка субъективного равенства, чем стандарт, так как обычно оценки распределяются более симметрично относительно этой точки, а не стандарта. При вычислении дроби Вебера для практического использования это несущественно. Согласно закону Вебера, по мере уменьшения стимула S должно уменьшиться и DS и, следовательно, на абсолютном пороге DS должно быть наименьшим. Однако данные показывают, что этого не происходит: на самом деле DS увеличивается при приближении к абсолютному порогу. Психофизики послефехнеровской поры сознавали эту неадекватность закона Вебера и связывали ее с проблемой абсолютного порога. Поэтому был предложен модифицированный вариант закона Вебера, согласно которому DS/S + а = k или DS = k(S + а), где а - очень малая величина в континууме стимулов, близкая к абсолютному порогу, но не равная ему. Прибавление а к S де
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|