Глава 10 Психогигиена
Понятие о психогигиене Целью психогигиены является предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острых психотравматических реакций, возникших под влиянием психической травмы (например, резкого ухудшения или потери зрения). Работа по психопрофилактике и психогигиене должна вестись в семье, детском саду и школе с учетом особенностей развития ребенка, систематически и с соблюдением общих педагогических и гигиенических требований. Помощь детям должна оказываться своевременно, особенно в кризисных ситуациях семейного, учебного, игрового или трудового характера. Возрастная психогигиена Психогигиена каждого в отдельности возрастного периода требует учета особенностей анатомо-физиологического состояния анализаторных систем и состояния психического здоровья. Охрана и укрепление психического здоровья особенно важны в дошкольном возрасте, когда осуществляется сенсорное развитие и воспитание детей. В младшем школьном возрасте происходит активное становление личности ребенка. Учитывая своеобразие психического и физического развития, психогигиена на каждом возрастном 134 атапе имеет свою специфику. Она должна учитывать, какие условия жизни, обучения и сенсорного воспитания будут способствовать охране и развитию зрения, оптимальному обучению, воспитанию и здоровому образу жизни. Особое внимание воспитателей, родителей и учителей должно быть обращено на детей, которые плохо говорят, неправильно произносят звуки, не умеют рассказывать. Следует особенно предохранять таких детей от насмешек, передразнивания со стороны их же товарищей по группе (классу). Большие различия выявляются в работе по психогигиене с учащимися среднего и старшего школьного возраста.
У подростков встает много вопросов и проблем: 1) выбор дальнейшего пути; 2) оценка собственной личности и личности товарищей; 3) критическое осмысливание окружающей действительности; 4) вопросы общения и взаимоотношения между девочками и мальчиками. Все эти вопросы и проблемы требуют психогигиенического подхода как со стороны школы, так и со стороны родителей. В этот период подростки глубоко переживают недостатки своего характера (робость, угловатость), дурные привычки, дефект зрения. В этом возрасте могут появиться различные реакции протеста против отдельных лиц, родителей, своих товарищей (в виде разрыва дружбы, ухода из дома, оставления учебы и т. п. ). Часто в реакции протеста находят проявление ранее выработанные отрицательные черты характера, своеобразное понимание воли (упрямство, стремление любой ценой выделиться среди товарищей и др. ). Для устранения всего этого нужно раскрыть и узнать причину самого явления и правильно осуществлять психологические и педагогические подходы. Психогигиена семьи и быта Семья является ячейкой общества. Неправильное взаимопонимание среди членов семьи может отрицательно сказываться на детях. Основным условием положительных влияний на детей является согласие, разумные взаимоотношения родителей и старших членов семьи (братьев и сестер). Дети не должны быть свидетелями конфликтов и скандалов в семье. Нарушения и недостатки воспитания в семье являются отрицательным психогигиеническим фактором риска. В этой связи учителя и воспитатели должны проводить работу по пропаганде здорового образа жизни, созданию условий для всестороннего и гармонического развития слабовидящих и слепых детей. Психогигиена в обучении Перед психогигиеной применительно к обучению встает ряд проблем по отражению специфики гигиены и охраны зрения, организации учебного процесса, труда и быта слабовидящих детей. В этой связи психогигиенический контроль должен осуществляться за характером аномалий развития зрительной системы детей, созданием оптимальных условий для обучения, применением специального оборудования и технических средств (диапозитивов, дисплеев), специальных цветных наглядных пособий, кинофильмов и т. п. Все это повышает продуктивность зрительной системы в процессе обучения и способствует развитию психической деятельности детей с глубокими нарушениями зрения. Важная роль принадлежит психогигиене умственного труда в школе. Поэтому следует научить детей правильно заниматься умственным трудом, создать такую организацию труда, чтобы избежать переутомления и нервных срывов.
Умственный труд продуктивен в первую половину дня, его продолжительность определяется возрастом детей, сохранностью зрительных функций и других анализаторов, оптимальностью ритма, отсутствием различных отвлекающих факторов (шум, музыка), чередованием с физкультурой, прогулками и активным трудом. Важным видом психогигиены является спорт. Он необходим всем детям для сохранения физического и психического здоровья. Большими психогигиеническими возможностями располагают трудовое обучение и профессиональная ориентация. Дети должны представлять свои возможности в выборе будущей специальности. Их воспитание должно идти в таком направлении, чтобы не возникло противоречия между установкой на цели (особенно которых невозможно достигнуть) и действительным результатом по причине нарушения зрения. Феномен «утраченных иллюзий» может нанести непоправимый урон психическому здоровью детей. Отметим, что для слепых и слабовидящих существуют большие возможности: они могут достигнуть значительных результатов в области математики, социологии, философии, психологии, музыкального искусства, литературы и во многих производственных отраслях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|