Глава 3. Обучение специальной графике
Глава 3 Обучение специальной графике Общее понятие о специальной графике Специальная графика - графика, преобразованная для слепых и слабовидящих, удовлетворяющая их потребности в различных видах деятельности. По способам выполнения она предназначена для тактильного, зрительно-тактильного и зрительного восприятия. Ею могут пользоваться слепые и слабовидящие. Широкое использование графических изображений в учебно-воспитательном процессе и трудовой деятельности позволяет слепым и слабовидящим приобщиться к научному познанию, художественному и социальному опыту, техническому творчеству и различным видам труда. Графика выполняет в жизни слепых и слабовидящих ряд важнейших функций, основными из которых являются: познавательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, информационная, коммуникативная, профессиональная, гедонистическая. Познавательная функция графики Графика - важное средство отражения действительности. С ее помощью передается форма предметов, раскрываются процессы и явления окружающей действительности. Познавательная информация, содержащаяся в графике, существенно пополняет знания слепых и слабовидящих в сфере науки, культуры, техники. С помощью изображений они проникают в суть вещей и явлений, схватывают и «опредмечивают» внутренние, скрытые от непосредственного восприятия свойства предметов, процессы и явления. Рисунки, чертежи, схемы, графики и т. п. выполняют различные функции. В рисунке отображаются форма, цвет, фактура, пространственная структура предмета; в чертеже - форма, пространственные свойства и технологические данные на обработку детали; в схемах выражается система функциональных связей деталей, узлов и блоков; на картах представляются данные, характеризующие физико-географические, социально-экономические, исторические явления и т. п. Кроме того, например, рисунок предмета существенно отличается от выполненного в ортогональной проекции чертежа детали; в свою очередь рисунок и чертеж отличаются от схемы, изображающей механические устройства, электротехнические и радиотехнические установки.
Правила построения и функционирования изображений выбираются и задаются людьми в процессе целесообразной деятельности. В каждом конкретном случае применяются определенные правила построения изображений, что обеспечивает высокую эффективность их использования в естественнонаучном, социальном и художественно-эстетическом познании, творческой и трудовой сферах. Один из ведущих специалистов в области искусствоведения Н. А. Хренов отмечает: «Мы сейчас так привыкли к изображению, что мгновенно схватываем его смысл. Между тем было время, когда прочитывание изображения (даже самого простейшего) представляло трудности» Ч При этом он подчеркивает, что все виды изображений обладают свойствами знаковой системы, вот почему их восприятию и пониманию надо учиться. Для преодоления стихийного подхода к процессу овладения графикой в дошкольных учреждениях и школах для слепых и слабовидящих детей введены специальные занятия по обучению их чтению и выполнению изображений. Обучение чтению изображений преследует цель научить детей представлять по изображениям предметы, процессы и явления, понимать и уметь выражать с помощью изобразительных средств их суть, общее и внутреннее строение. Это способствует использованию графических знаний и умений в познании, социальной коммуникации и трудовой деятельности слабовидящих и слепых. Воспитательная функция графики
Воспитательная функция графики - одна из важнейших. Огромная эмоционально-действенная сила, которой обладают произведения графики, способствует формированию личности. Графика учит познавать и понимать прекрасное, помогает раскрытию положительных сторон окружающего мира. До настоящего времени в процессе обучения графике слепых и слабовидящих главное внимание уделялось овладению ее содержанием. Однако не менее важное значение имеет творческое отношение к ней. Различия между видами графики и их привлекательностью не должны исключать такого отношения к применению графики в разнообразных видах деятельности. В пробуждении у личности внутренней потребности в активном творчестве во всех сферах деятельности велика роль эстетической культуры, развивающей возможности личности, стимулирующей творческий подход к явлениям жизни для преобразования ее по законам красоты. В обучении слабовидящих и слепых специальной графике превалирует познавательная сторона и мало представлена чувственно-эмоциональная, эстетическая. Считалось, что слепым и слабовидящим трудно передать эстетическое содержание графики. Исследования и наблюдения показывают, что позитивное отношение слепых и слабовидящих к ритмической стройности формы, цвету, различным способам выполнения изображений оказывает большое влияние на познание окружающей действительности. Слабовидящие и слепые в связи с различными способами восприятия окружающего мира не в одинаковой степени способны к эстетической оценке объектов графической деятельности. Воспитательное воздействие специальной графики на слабовидящих и слепых значительно меньше воздействия обычной графики на зрячих. Объясняется это снижением ее художественных возможностей. Слабовидящие и слепые должны быть приобщены ко всем доступным им сферам жизнедеятельности, в том числе и к сфере искусства. Это способствовало бы эстетическому воспитанию лиц с нарушением зрения, развитию у них художественного мышления, обогащению эмоционального восприятия. Сейчас в дошкольных учреждениях и школах не используются многие графические произведения в связи с отсутствием у работников этих учреждений представлений об их ценности в эстетическом воспитании детей. Естественно, что у слабовидящих и слепых, которым рассказывается о графическом произведении, целостный и тем более художественный образ не формируется. Для понимания и эстетической оценки произведения они должны быть подготовлены, т. е. должны обладать определенным запасом знаний, иметь понятия о содержательных элементах прекрасного и развитое эстетическое восприятие.
Эстетическое восприятие изобразительной формы слепыми и слабовидящими детьми изучено сравнительно мало. Исследования, касающиеся восприятия ребенком изобразительной наглядности, рассматривают обычно вопрос со стороны понимания им лишь содержания картинки. Вопрос же об эстетическом восприятии изобразительной формы в единстве с содержанием в исследовательской литературе не затронут. Между тем наблюдения показывают, что положительное отношение ребенка к ритмической стройности формы, цвету, различным способам и характеру изображения предмета на картинке оказывает большое влияние и на смысловую сторону восприятия. Слепые и слабовидящие оказались в разной степени способными к эстетической оценке изображений. Слабовидящие и слепые ученики I-IV классов находятся на более низкой стадиии эстетического развития, чем нормальновидящие. Эта стадия характеризуется невысоким уровнем чувственно-эмоциональной реакции на воспринимаемое. У детей практически отсутствуют эмоционально-эстетические предпочтения, умение самостоятельно определять эстетическое в воспринимаемых объектах. Их эстетические оценки часто являются повторением оценок учителей, воспитателей, родителей, что связано, как правило, с отсутствием знаний о приемах и способах построения изображений, с неумением выделять, сравнивать, анализировать, обобщать определенные признаки и свойства предметов. Успешность выполнения заданий по выделению содержательных элементов эстетического в изображениях (пластики, ритма, симметрии) и передаче их в предметах практической деятельности у слабовидящих и слепых ниже, чем у нормальновидящих.
На более высокой стадии эстетического развития находятся слабовидящие и слепые учащиеся V-VIII классов. Это связано с обучением изобразительному искусству, посещением музеев, выставок, с выполнением различных поделок на предметных уроках. Учащиеся начинают самостоятельно находить содержательные элементы эстетического в предметах и соответствующих им изображениях. У них проявляется определенная познавательно-творческая активность, особенно в тех случаях, когда сформирован интерес к занятиям и выработана целевая установка. Их часто привлекают ярко выраженные свойства изображений и предметов. У учащихся IX-XI классов значительно повышается уровень эстетического развития. Этот этап развития характеризуется выраженной чувственно-эмоциональной реакцией на воспринимаемое, умением выделять основные признаки и свойства предмета окружающей действительности, выбирать приемы и способы передачи симметрии, пластики, ритмики, цвета в изображениях и объектах предметно-практической деятельности. У учащихся проявляется интерес к декоративно-прикладным видам искусства, они начинают осознавать роль художественного творчества в практической деятельности. В результате исследований были выявлены элементы эстетического выражения, доступные детям и вызывающие положительную эстетическую оценку. Так, большинство слабовидящих детей отдает предпочтение цветным изображениям (73%), тогда как линейным - только 10% детей, контурным с точечным заполнением - 7% и силуэтным - 6%. Цвет в изображениях выступает не только как информативный фактор, но и как фактор направленного психического воздействия на ребенка. У детей с нарушением зрения цвет вызывает определенные эстетические переживания: радость, волнение, напряженность. Замечено, что дети дошкольного и раннего школьного возраста предпочитают теплую гамму цветов, что свидетельствует о наличии у слабовидящих детей ассоциативной связи с теплым. По-видимому, здесь проявляется естественное стремление ребенка к теплу, стимулирующему развитие. Информационная и коммуникативная функция графики Графика относится к знаковым системам, является носителем информации и специфическим каналом связи. Как всякая знаковая система, графика имеет свой исторически обусловленный код и свою систему условностей. Графические знаки используются для передачи, хранения и преобразования информации. Представление о графическом знаке прежде всего как о материально, чувственно воспринимаемом обозначении, замещающем другие предметы, общепризнано. К графическим знакам относятся рисунки, чертежи, схемы, обозначения на географических и исторических картах и др. Они имеют познавательную, эстетическую и практическую ценность.
Информативные возможности графических знаков довольно широки и в ряде случаев превосходят возможности обычных словесных средств. Знаковые средства наиболее эффективно используются в тех случаях, когда с помощью речи не удается достаточно полно описать предметы и явления окружающей действительности. Наиболее трудно поддаются описанию с помощью звуковой речи пространственные свойства предметов, цвет и цветовые отношения, процессы и явления в химии, биологии, технике. Графические знаки позволяют передавать указанные свойства связи и отношения с высокой степенью точности и в короткий промежуток времени. Вместе с тем слабовидящие и слепые ощущают значительный дефицит в графической информации. Они ограничены в выборе графических средств при решении коммуникативных задач. Каков же исходный путь развития и широкого использования графических знаков и знаковых систем среди слабовидящих и слепых? Источник правильного решения вопросов информационного обеспечения и расширения коммуникативных возможностей лиц с нарушением зрения — обучение их чтению и выполнению изображений, использованию графических знаний и умений в учебно-познавательной, игровой и трудовой деятельности, формирование умений понимать и давать словесные характеристики изобразительным средствам в процессе социальной коммуникации. Коррекционно-развивающая функция графики Специальная графика служит важнейшим средством коррекционно-компенсаторного развития слабовидящих и слепых. В процессе обучения графике обогащается сенсорный опыт, конкретизируются представления, развиваются речь и мышление. Анализ процессов совершенствования средств коммуникации свидетельствует, что восприятие, мышление и речь развивались в постоянном взаимодействии с изображениями, их использованием в познавательной и трудовой деятельности. Развитие восприятия, речи и пространственного мышления у лиц с нарушением зрения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в процессе обучения, о чем будет сказано ниже. Коррекционно-развивающая функция графики органически связана с остальными функциями, находящимися с ней в сложном взаимодействии. Профессиональная функция графики В профессиональной деятельности используются различные виды изображений. Чертежи, графики, схемы позволяют зафиксировать технологические параметры производственных процессов. Они доступны для восприятия, несут огромное количество информации, позволяют хранить, передавать и преобразовывать ее. В них отображаются пространственные, количественные и качественные параметры продукта труда. С помощью графических изображений, используемых в индикаторных устройствах, показывается динамика протекания технологических процессов, осуществляется контроль за их выполнением. Длительное время в связи с ремесленным характером труда слепых и слабовидящих графические средства ими почти не использовались. Механизация и автоматизация производства, включение слепых и слабовидящих в усложняющиеся производственные отношения предполагают усиление информационной и коммуникативной роли специальной графики. С учетом универсального характера графики в фиксации, хранении, преобразовании и представлении различной информации усовершенствованы программы по трудовому и профессиональному обучению слепых и слабовидящих, в которых предусмотрено использование графических знаний и умений. В соответствии с этими программами учащиеся овладевают процессами чтения и выполнения эскизов, технических рисунков, чертежей, схем, ориентационных планов, технологических карт. Гедонистическая функция графики Графика, как один из видов искусства, способна доставлять людям наслаждение и оказывать воздействие на душевное состояние. В связи с этим для слепых и слабовидящих должны использоваться преобразованные или специально созданные художественно-графические произведения, доступные для восприятия. Несмотря на значительное сокращение объема познавательной и эстетической информации, они способны доставлять наслаждение и вызывать восхищение у слепых и слабовидящих, для чего должны иметь гармоническое соответствие формы и содержания, высокохудожественное исполнение, соотнесенность графических изображений познавательным возможностям и эстетическим потребностям слепых и слабовидящих. Реализация этих потребностей способствует повышению гедонистической функции графики в жизни слепых и слабовидящих. Принципы построения изображений Графические изображения должны быть доступными для восприятия, конкретными по содержанию, лаконичными по структуре, эстетическими по форме. Художественно-композиционные достоинства в значительной мере определяют эффективность восприятия изображений ребенком, а также эмоционально-эстетическое отношение к ним. Положительный эмоционально-эстетический фон служит, как правило, дополнительным мотивационным стимулом в овладении графикой. Нет сомнения в том, что глубокая функциональная, художественно-эстетическая, в том числе эргономическая, обоснованность построения и реконструкции изображений играет первостепенную роль. Разнообразны изобразительно-композиционные средства: форма и размер, симметрия и асимметрия, метр и ритм, контраст и нюанс, пропорции и масштаб, цвет и тональность, что позволяет добиваться большей наглядности и выразительности графических информационных средств. Важно стремиться к правильной передаче формы, содержания, пропорциональных отношений, гармонии изображений, в которых бы находили отражение законы симметрии, ритма, штриха, цветообразования. Поскольку форма воспринимается через контраст фона и изображения, то при ее передаче возникает необходимость применять разные изобразительные средства - цвет, линии, штрихи, точки и их комбинации. В зависимости от вида изображений используются формооб-разующие линии, линии построения, вспомогательные линии и точки. Они должны четко различаться в рисунках, чертежах, схемах. Смешение и недифференцированное применение изобразительных элементов при передаче формы усложняет понимание графических построений. Указанная закономерность достаточно известна, однако не всегда учитывается в практике обучения слепых и слабовидящих, она не получила еще развития и конкретизации применительно к восприятию изображений с помощью осязания и неполноценного зрения. Так, например, точки, штрихи и комбинации из них имеют разное значение в изображениях. Они могут выступать как функциональные элементы (обозначая на предметах выступ, кнопку, ручку и т. д. ), служить элементами связи между линиями, дополнением к ним. Это требует некоторой осторожности в применении: механическое включение их в изображения приводит к изменению смырла и усложнению процесса восприятия изображений. В изображениях, предназначенных для слабовидящих и слепых, важную роль играет правильная передача формы, содержания, пропорциональных отношений. Нередко преподаватели дошкольных учреждений и школ для слепых и слабовидящих смешивают способы изображения предметов в одном рисунке, применяют плоскостное и объемное изображения, что значительно затрудняет процесс восприятия и понимания изображений. Основные принципы построения, унификации и реконструкции изображений заключаются в следующем: 1. Графическое представление информации должно осуществляться с учетом зрительных и осязательных возможностей детей, а также уровня развития у них познавательных процессов. 2. Графические изображения должны содержать лишь тс элементы, которые необходимы для сообщения важной информации и точного понимания ее значения: выражать основное содержание, раскрывать признаки и свойства, присущие предмету, процессу или явлению. 3. Изображения, обозначающие одни и те же объекты, процессы и явления, должны быть унифицированы - иметь единое графическое решение. 4. Для представления сложной графической информации следует применять поэтапные, промежуточные рисунки, с помощью которых изучаются отдельные части, детали, фрагменты предметов, процессов и явлений. 5. Изображение должно иметь композиционный центр, иначе говоря, узел скопления информации, а также четкую, легко запоминающуюся структуру. 6. Нельзя допускать смещения элементов изображений, выполненных разными способами (методом ортогонального и аксонометрического проецирования, плоскостного и объемного изображения). 7. Цветовое оформление изображений должно соотноситься с естественным цветом, присущим предмету или явлению, иметь высокий цветотональный контраст (80-95%). 8. Нецелесообразно изображать на одном листе предметы одинаковой величины, если в натуре они отличаются размерами, т. е. необходимо условное соблюдение пропорций и пропорциональных отношений. 9. Все существенные признаки предметов или явлений в иллюстрациях должны четко выделяться контуром, разными линиями, штрихами, цветом. 10. В многоплановых иллюстрациях выделяются ближний, средний и дальний планы. 11. В рисунках с передачей объема следует усиливать контуры, а также элементы, характеризующие объем (светотень, изменение углов, сокращение линий и т. д. ). Задачи и методика обучения специальной графике Обучение слепых и слабовидящих специальной графике имеет те же цели и задачи, что и в массовых школах и дошкольных учреждениях N реализуемые с учетом специфических особенностей данной категории детей. В процессе обучения специальной графике должны решаться следующие задачи: 1) нравственное и идейно-эстетическое воспитание: 2) формирование навыков чтения и выполнения изображений; 3) обучение детей осознанию символической функции графики, умению пользоваться изображениями при изучении различных учебных предметов, в творчестве и трудовой деятельности; 4) ознакомление с выдающимися произведениями графики. Кроме этих задач, при обучении графике решаются задачи, обеспечивающие преодоление, коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Чтение и выполнение изображений связано с развитием восприятия, речи, мышления, с осознанием детьми символической функции графики. По своему содержанию чтение рисунков, чертежей, схем представляет собой сложную психическую деятельность, которая связана с ориентировочно-поисковыми, перцептивно-опознавательными и логическими операциями. Процесс чтения изображений имеет сложную структуру и складывается из нескольких уровней и этапов. По мере обучения сокращаются, рационализируются и модифицируются переходы от одного уровня к другому, снижается неопределенность, возрастает объем получения семантической и эстетической информации. Чтение изображений может быть расчленено на ряд этапов-операций, включающих в себя поиск и обнаружение изображения, различение, идентификацию, обобщение и систематизацию графической информации. Возможности обнаружения элементов изображения зависят от чувствительности и разрешающей способности осязания - у слепых, от чувствительности, разрешающей способности цветовосприятия, стереоскопической пластичности и других свойств зрительного анализатора - у слабовидящих. Кроме того, чтение изображений предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления. Процесс обучения чтению рисунков детей с нарушением зрения начинается с ознакомления с приемами ориентировки на изобразительной плоскости и формообразующими элементами. Вначале они должны научиться ориентироваться на изобразительной плоскости, различать точки по величине, определять типы линий, дифференцировать их по длине, ширине и форме (прямые, ломаные, дугообразные, волнистые, спиральные, замкнутые). На следующем этапе обучения дети знакомятся с формами основных плоских геометрических фигур (треугольником, четырехугольником, окружностью и др. ). Изображения, выполненные на их основе (флажок, значок, циферблат часов ы др. ), воспринимаются с помощью остаточного зрения и осязания. Далее дети знакомятся с сочетанием геометрических фигур и переходят к пониманию более сложных изображений (ножниц, ключей, ракетки, портфеля и т. п. ). После овладения процессом чтения изображений плоских предметов приступают к изучению изображений объемных предметов, чертежей и схем. Для их чтения необходим высокий уровень представлений и способностей пространственного воображения. Для формирования представлений и овладения умениями в пространственных преобразованиях необходимо подбирать изображения с разной степенью трудности анализа и перевода плоскостного изображения в объемную форму. При графическом воспроизведении пространственных свойств и отношений предметов можно выделить ряд компонентов, которыми должны овладеть дети. Основными из них являются наблюдение, измерение и построение. В этой связи важно организовать наблюдение предметов детьми на тактильной, визуальной и визуально-тактильной основе; сформировать знания о системе мер, научить производить сенсорную и инструментальную оценку величины предметов, а также осуществлять самоконтроль и регуляцию графических движений. Обучение детей с учетом функциональных свойств, закономерностей и динамики изменения зрения, направленное на интермодальное развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, поэтапное ознакомление с изображениями и соответствующими им предметами в условиях предметно-практической деятельности (моделирование, рисование с натуры, труд и др. ), усиление мотивации и целей графической деятельности, эстетическое воспитание ведет детей к овладению специальной графикой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|