Требования к уровню (результатам) освоения дисциплины
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Пояснительная записка Программа дисциплины «Основы теории коммуникации» составлена строго в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (от 29 марта 2010 г.) к образовательным программам бакалавриата по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью». Цель и задачи дисциплины Деятельность специалиста по связям с общественностью проходит в контексте процесса коммуникации. Специалист по связям с общественностью является не только участником этого процесса, но и формирует его. Профессиональная подготовка бакалавра должна включать знакомство с теориями и концепциями социальной коммуникации, составляющими теоретическую основу деятельности, а также выработку практических навыков, необходимых для организации эффективной коммуникации. Курс «Основы теории коммуникации» ставит своей целью ознакомление с теорией массовой и межличностной коммуникации как видом деятельности и социальным процессом. Данная дисциплина знакомит с фундаментальными подходами и концепциями социальной коммуникации, составляющими теоретическую основу деятельности бакалавров по связям с общественностью и проявляющимися во всех формах, видах и уровнях коммуникации, а также рассматривает истоки социальной коммуникации, подходы к пониманию сущности массовой информации, теории и методы социальной коммуникации, развитие современных теорий коммуникации. Задачи дисциплины связаны с изложением основных теорий коммуникации, разрабатываемых в социогуманитарных науках, представлением системы форм, уровней и видов коммуникации, в которых участвует бакалавр по связям с общественностью; с определением коммуникации как двустороннего процесса во внутриличностном, межличностном и социальном контекстах; специфики прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации.
Задачи дисциплины состоят также в выделении из общей теории массовой коммуникации узловых моментов, дающих представление студентам о процессах коммуникации, участниками которых им предстоит быть и которые им придется формировать. Изучение дисциплины «Основы теории коммуникации» предполагает предварительное знакомство с концептуально -теоретическими проблемами коммуникации и функциями деятельности в области массовой и межличностной коммуникации, а также с философией, психологией, культурологией, управлением общественными отношениями и др. Место дисциплины в основной образовательной программе В контексте подготовки специалиста по связям с общественностью «Основы теории коммуникации» являются базой для таких учебных дисциплин как «Теория и практика связей с общественностью», «Теория и практика массовой информации», тесно взаимосвязаны с курсами «Русский язык и культура речи», «Стилистика и литературное редактирование», «Психология массовой коммуникации», «Основы корпоративной культуры», «Реклама в коммуникационном процессе». Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина: Организационно-управленческая -Участие в формировании эффективных внутренних коммуникаций -Участие в проектировании программ и отдельных мероприятий в области СО -Обеспечение средств и методов реализации информационных проектов Коммуникационная -Участие в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации -Обеспечение внутренней и внешней коммуникации -Обеспечение межкультурной коммуникации
Занятия по курсу проводятся в форме лекций и семинаров. Основой проведения практических занятий являются лекции и самостоятельная работа студентов. Форма проведения практических занятий предусматривает обязательное участие в них всех студентов, изучающих дисциплину «Основы теории коммуникации».
Самостоятельная работа включает в себя различные формы и виды работ, предусмотренные программой, а именно: самостоятельное изучение рекомендованной литературы по темам дисциплины, написание рефератов, эссе, подготовку докладов. Для самостоятельной работы рекомендуется основная и дополнительная литература, а также даются темы рефератов и докладов для подготовки выступления на практических занятиях. Итогом изучения данной учебной дисциплины студентами должны стать: - знакомство с основными теоретическими понятиями; - знание теорий коммуникации, разработанных зарубежными и отечественными учеными; - практические навыки для организации и осуществления всех стадий коммуникативного процесса; - умение выбрать оптимальный канал коммуникации; - развитие коммуникативной компетентности; - знание специфики прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации; - умение диагностировать и преодолевать барьеры коммуникации. Цель данной методической разработки - помочь студентам правильно организовать процесс освоения учебной дисциплины «Основы теории коммуникации». Для управления самостоятельной работой студентов каждая тема включает перечень основных дидактических единиц, вопросы для самостоятельной работы, практические задания, темы докладов, вопросы для самоконтроля. Рекомендуемая литература позволяет качественно усвоить необходимый объем знаний. Под самостоятельной работой понимается учебная деятельность, организуемая и осуществляемая студентом в наиболее рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя. В процессе осуществления самостоятельной работы решаются следующие задачи: формирование познавательной активности, развитие самостоятельности мышления и инициативности, раскрытие творческого потенциала, формирование самоактуализирующейся личности, распределение нагрузки во времени согласно индивидуальным особенностям, изменение культуры отношения к образованию, закрепление ответственной модели поведения.
Преподаватель непосредственно руководит самостоятельной работой и осуществляет контроль над всеми этапами, ставит цели и задачи, выдает задания и контролирует правильность их выполнения. Управление самостоятельной работой студентов подразумевает формирование навыков самостоятельной работы, разработку специальной учебно-методической литературы, поиск индивидуального подхода, создание мотивации работать самостоятельно и в целом сводится к трем вопросам: I. Организация процесса. II. Методическое обеспечение. III. Контроль. Совершенствование содержания и форм организации самостоятельной работы студентов, поможет существенно развить их профессиональные компетенции.
Требования к уровню (результатам) освоения дисциплины Студент, изучивший дисциплину должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
· Обладать способностью реализовывать знания в области СО как сферы профессиональной деятельности (ПК 12); · Обладать способностью участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внешней и внутренней коммуникации (ПК 26); · Обладать базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационных, рекламных, консалтинговых агентств, (ПК 9). Тематический план курса
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет и базовые аспекты теории коммуникации Понятия «общение», «коммуникация», «речевая деятельность». Онтологический аспект: биологические, социальные, этнические, психологические факторы коммуникации. Основные составляющие социальной коммуникации. Гносеологический аспект: функции коммуникации; единицы коммуникации; категории коммуникации. Методологический аспект. Основные методологические направления: бихевиоризм (Э.Л. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б.Ф. Скиннер), символический интеракционизм (Д. Мид), интеракционный подход (Т. Ньюкомб), феноменализм (А. Шюц), технологический детерминизм (Д. Белл, Дж. К. Гэлбрейт, Г.М. Маклюэн), структурно-функциональная теория (Т. Парсонс, Р. Мертон).
Тема 2. Развитие средств коммуникации в процессе антропосоциогенеза Коммуникация древнего мира. Невербальная акустическая коммуникация. Вербальная фаза межличностной коммуникации, возникновение речи. Социально-коммуникационная революция: появление письменности - путь к массовой грамотности. Революция в печати: эра И. Гутенберга. Возникновение прессы. Коммуникационная революция индустриального общества: телеграф, телефон, радио, телевидение. Новые средства коммуникаций в информационном обществе: компьютер, Интернет. Социокультурные последствия информационной революции. Особенности межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Тема 3. Основные компоненты и модели коммуникативного процесса Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Коммуникативный акт и его составные элементы: источник (отправитель) сообщения, кодирование-декодирование сообщения, канал, получатель (аудитория), эффективность (обратная связь). Влияние каждого звена на эффективность коммуникации.
Модели коммуникации. Линейная (модель Шеннона-Уивера, Г.Ласуэлла), М. Дефлер, нелинейная модель (Т. Ньюкомб), циркулярная (У. Шрамм, Ч. Осгуд), объемные модели: мозаичная (Л. Бейкер), спиральная (Ф. Дэнис), диффузная (Э. Роджерс), гомогенная, модель двухступенчатой коммуникации (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон).
Тема 4. Коммуникативные процессы Типы коммуникации. Уровни коммуникации: лингвистический, металингвистический, паралингвистический, семиотический, синтетический. Понятие информации. Информация и ее производство, мультипликация, распространение, восприятие, оценка, использование. Информационный процесс в разных социальных системах. Информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры. Влияние на содержание сферы производства информации и сферы ее потребления. Функции коммуникации. Содержание коммуникации. Понятие языка коммуникации.
Тема 5. Эффективность коммуникации Понятие эффективности коммуникации. Обратная связь. Барьеры коммуникации и пути их преодоления: социальные, психологические, когнитивные, физические, языковые, технические. Влияние составных частей и конфигурации коммуникативной цепи на эффективность коммуникации. Факторы повышения эффективности межличностной коммуникации. Совместимость партнеров как коммуникативных личностей, адекватное восприятие смысловой и оценочной информации. Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в нем. Престижность, надежность, доверительность. Тема 6. Семиотические концепции Понятие знака. Типологии знаков. Ф. де Соссюр. Треугольник Ч.Пирса. Свойства знака. Денотат. Коннотат. Функции знака. Знаковая система. Классификация систем знаков: образные, конвенциональные, натуральные.
Семиотика языка. Синтактика. Семантика. Полисемия. Прагматика. Языковые ожидания. Социальные мифы Р. Барта. Концепция Ю. Лотмана. Тема 7. Теория кодов. Когнитивные теории Парадигма и синтагма. Аналоговые и разделительные коды. Репрезентационные и презентационные коды. Сложные и простые коды. Массовые и специальные коды. Логические и условные. Теория значения Ч. Осгуда. Теория релевантности. Теория атрибуции. Установки и поведение. Когнитивный диссонанс Л. Фестингера. Межличностныйя как передача когнитивной, во-, поможет существенно развить иж про обман. Социальная оценка.
Тема 8. Вербальная коммуникация Влияние языка на мышление и поведение. Речевое общение как способ коммуникации. Функции речи. Высказывание и дискурс как единицы вербальной коммуникации. Возможности вербального воздействия на аудиторию. Слуховое восприятие речи. Пассивное, активное и эмпатическое слушание. Взаимная ответственность собеседников. Совершенствование процесса слушания. Причины, мешающие услышать собеседника.
Тема 9. Невербальная коммуникация Природа невербальной коммуникации. Невербальные средства коммуникации. Связь невербальной коммуникации с вербальной. Невербальные коды и каналы. Кинесика. Просодика и экстралингвистика. Такесика. Проксемика. Типология коммуникативных единиц невербальной коммуникации. Социальная дифференциация и варьирование. Соотношение сознательного и бессознательного в невербальной коммуникации. Функции невербальных средств коммуникации.
Тема 10. Межличностная коммуникация Сущность межличностной коммуникации. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная стороны общения. Особенности межличностной коммуникации в малых группах. Способы воздействия в общении. Механизмы и условия, обеспечивающие эффективность общения. Индивидуальное и социальное в общении. Функции межличностной коммуникации. Гуманистическая, ритуальная, манипулятивная коммуникация: цели, социально-психологические механизмы.
Тема 11. Публичная коммуникация Особенности публичной коммуникации. Жанры публичной коммуникации в различных сферах: учебной, научной, деловой, общественно-политической и социально-культурной, религиозной. PR-жанры: пресс-конференция, презентация. Планирование публичной коммуникации: цель, тема коммуникации; изучение аудитории; учет места, времени, эмоционального климата. Информационная публичная речь: анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ. Убеждающая публичная речь. Подготовка и реализация выступления. Основные элементы публичной речи. Общая организация публичной речи. Информативное сообщение и его специфика. Основные качества речи оратора.
Тема 12. Массовая коммуникация Сущность массовой коммуникации. Свойства СМК. Особенности структуры массовой коммуникации. Коммуникаторы: «редакции» и «издатели». Массовая информация. Средства массовой коммуникации: СМИ, телекоммуникация, информатика. Структура СМИ: пресса, аудиовизуальные, информационные службы. Массовые аудитории. Функции массовой коммуникации: информационная, регулирующая, культурологическая, функция социализации. Влияние массовой коммуникации в обществе.
Тема 13. Межкультурная коммуникация Понятие межкультурной коммуникации. Социально-психологические сценарии поведения в различных культурах. Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Межкультурная коммуникация в малых и больших группах. Национальный характер и его отражение в коммуникации: аккультурация, экспансия, диффузия, культурный конфликт. Типы восприятия межкультурных различий. Международные информационные потоки.
Тема 14. Связи с общественностью как вид коммуникации PR, как система коммуникационных практик. Модели PR-практики. Коммуникативная кампания в области паблик рилейшнз: определение проблемы, планирование и программирование, действие и коммуникация, оценка программы. PR, как коммуникационный менеджмент. Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации. Пресс-конференция, письмо в редакцию, пресс-релиз, выступление по радио, выступление по телевидению. Написание речей. Коммуникативные способности личности как атрибут субъектной PR-деятельности.
Тема 15. Коммуникация в различных сферах общественной жизни Коммуникация в различных отраслях социальной сферы: образовании, культуре, здравоохранении, физической культуре, рекреации, спорте. Коммуникация в организациях. Политическая коммуникация. Коммуникация в кризисных и конфликтных ситуациях. Особенности рекламной коммуникации. Протестная коммуникация. Особенности осуществления уличных коммуникаций. Стихийные коммуникации и процессы обмена информацией. Коммуникативные технологии.
Тема 16. Методы исследования коммуникации Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации: исторический, моделирование, сравнительный, системный. Частнонаучные методы исследования: социологический (опросы, анкетирование, статистический анализ), социолингвистический, психологический (наблюдение, социометрия). Конкретные методы: корреляционный анализ, факторный, дисперсионный анализ. Контент-анализ. Дискурс-анализ. Фокус-группы. Список рекомендуемой литературы Основная литература 1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции: Учебное пособие для вузов. - М., 2005. 2.Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. -М., 2002. 3.Брандел Р. Эффективные бизнес-коммуникации: теория и практика в эпоху информации. СПб-2000. 4.Брайнт Дж. Основы воздействия СМИ / Брайнт Дж.., Томпсон С./ - М.,2004. 5.Головко Б., Информационный менеджмент массовой коммуникации.-М.,2005. 6.Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации Учебное пособие для вузов, М., 2010. 7.Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. - СПб., 2006. 8.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура./под ред. О.И.Шкаратана/, М.,2000. 9.Кириллова Н.Б. Медиакультура. Теория, история, практика.-М., 2008. 10.Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии- М.,2009. 11.Никитина Е.С. Семиотика,- М., 2006. 12.Маклюэн М. Понимание медиа.-М., 2003. 13.Основы теории коммуникации. Учебник /под ред. М,А.Василика/, М., 2007. 14.Саблина С.Г. Коммуникация и общественные связи:западные теории, методология, практика-М.,2009. 15.Сиссорс Дж. З. Рекламное media-планирование / Дж. 3. Сиссорс, Р.Б. Бэрон./ - СПб.2004. 16.Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н.Засурского/ - М.2003. 17.Терин В.П. Массовая коммуникация. - М., 2000. 18.Уилкокс Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. - М.,2004 19.ЦыгановВ.В., Бухарин С.Н. Информационный менеджмент-М., 2009. 20.Харрис Р. Психология массовых коммуникаций, - СПб. 2002. 21.ШарковФ.И. Коммуникология (базовый курс) Учебник, М., 2010. 22.Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций: Учебное пособие. СПб., 2007. Дополнительная литература 1.Агеев В.Н. Семиотика.- М.,2002. 2.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2004.
3.Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. -М., 2001. 4.Барт Р. Мифологии. – М., 2007. 5.Белянин В.П. Введение в психолингвистику.- М., 2001. 6.Волков В., Хархордин О. Теория практик- СПб, 2008. 7.Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики.- М.. 2001. 8.Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - М., 2005. 9.Бодрийяр Ж., К критике политической экономии знака.- М., 2007. 10.Бориснев С.В. Социология коммуникации. Учебник для вузов -М., 2003. 11.Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. -М., 2001. 12.Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации М., 2002. 13.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб., 2003. 14.Дебрэ Р., Введение в медиологию.-М.,2009. 15.Дик У. Эффективная коммуникация -Харьков, 2007. 16.Зимбардо Ф. Социальное влияние - М., 2000. 17.Кастельс М. Галактика Интернет - Екатеринбург, 2004. 18.Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М./ - М., 2001. 19.Лазарсфельд П., Мертон Р., Массовые коммуникации, массовые вкусы и организованное социальное действие /в сб. Массовые коммуникации в современном мире/- М.,2000. 20.Лиллекер Д.Дж. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. Харьков, 2010. 21.Луман Н., Реальность массмедиа -М., 2005. 22.Леви-Стросс К. Структурная антропология -М., 2006. 23.Логунова Л.Б., Корпорация как тип социальной интеграции /Социологические исследования, 1996, №12/ 24.Майерс Дэвид. Социальная психология. Интенсивный курс. -СПб., 2000. 25.Маклюэн М.,Галактика Гутенберга -М., 2005. 26.Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения - СПб, 2001. 27.Основы теории коммуникации: Учеб. пособие / Отв. ред. Д.П.Гавра. Ч. 2 - СПб./, 2006. 28.Психология и этика делового общения / Под ред. Лавриненко В.Н./-М, 2000. 29.Пирс Ч. Логические основания теории знаков - СПб, 2000. 30.Пиз А. Язык телодвижений - М., 2003. 31.Романова Н.Н. Знаки и символы- М., 2003. 32.Саямина Л.М. Коммуникация. Язык. Мышление - Казань, 2001. 33.Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции-М.,2004. 34.Орлова Т.М. Коммуникативный менеджмент -М., 2001. 35.Тернер Дж. Социальное влияние. - М., 2003. 36.Тичер С., Мейер М. Методы анализа текста и дискурса. Харьков,2009. 37.Тоффлер О.Третья волна -М., 1999. 38.Улмер Р., Селлнау Т. Эффективная кризисная коммуникация. Харьков, 2011. 39.Уэбстер Ф. Теории информационного общества -М., 2004. 40.Филис Л., Йоргенсен М. Дискурс-анализ - теория и метод. Харьков,2008. 41.Фомин Ю.А. Психология делового общения. - Минск, 2003. 42.Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации -М., 2008. 43.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие -М., 2009. 44.ЭкоУ.Отсутствующаяструктура-М.,2004. 45.Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре – СПб, 2007. 46.Эйхер Д. НЛП в бизнесе и менеджменте - М., 2001. Интернет-ресурсы 1.www.sovetnik.ru 2.www.soob.ru 3.www.sostav.ru 4.www.rupr.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|