Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материально-техническое обеспечение дисциплины




Для освоения данной дисциплины необходимы:

- мультимедийная аудитория;

- учебная литература;

- дополнительные раздаточные материалы.

 

Планы семинарских занятий

 

Рекомендации по подготовке к практическому занятию: Тема 1. Теория коммуникации как наука. Семинары 1-2.

 

Вопросы для обсуждения:

 

 

1. Разграничение понятий «коммуникация» и «общение».

2. Три уровня коммуникативного знания.

3. Проблемы коммуникации в философской мысли.

Дополнительные вопросы:

1. Предмет теории коммуникации, ее основные категории.

2. Многоаспектность понятия «коммуникация».

3. Анализ проблемы коммуникации в античной культуре.

4. Современные теории коммуникации.

П

Темы докладов:

1. Проблемы коммуникации в философии XX века.

2. Теории социального обмена (Д. Тибо, Г. Келли, Дж. Хоманс, П. Блау).

3. Теории массовой коммуникации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда теория коммуникации оформилась как наука?

2. Дайте определение социальной коммуникации.

3. С какими науками связана теория коммуникации?

4. Какие условия необходимы для возникновения коммуникации?

5. Назовите основные категории теории коммуникации.

6. Как трактуется коммуникация с точки зрения интеракционизма?

7. В чем суть структурно-функционального подхода к процессу коммуникации?

8. За что критиковали теорию бихевиоризма?

9. Какие вы знаете теории технологического детерминизма?

10. Какие функции выполняет теория коммуникации?

Литература:

1. Брандел Р. Эффективные бизнес-коммуникации: теория и практика в эпоху информации. - СПб., 2000.

2. Затуливетер Ю.С. Информационная природа социальных перемен. - М., 2001.

3. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учеб. пособие. -СПб., 2005.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. О.И. Шкаратана./ - М., 2000.

5. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 2006.

6. Новосельцев В.И. Системный анализ: современные концепции. М., 2002.

7. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А. Василика. - М., 2007.

8. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М., К., 2001.

9. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. Учеб. пособие. М., 2010 10.Тоффлер А. Третья волна. - М., 1999.

11.Шарков Ф.И. Коммуникология (базовый курс): Учебник. -М, 2010.

12.Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций: Учеб. пособие. - СПб., 2007.

Тема 2. Исторические вехи возникновения коммуникаций в

социуме. Семинары 3-4.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Коммуникативные революции и их значение.

2. Развитие средств коммуникации.

3.Коммуникации в постиндустриальном обществе.

Дополнительные вопросы:

1. Причины возникновения речи и письменности.

2. Печатный станок Гутенберга.

3. Появление массовой коммуникации.

4. Выявление особенностей развития технических средств коммуникации.

 

Темы докладов:

1. Социокультурные последствия информационной революции.

2. Вклад М. Маклюэна в формирование теории коммуникации.

3. История появления и развития телевидения.

4. Возникновение книгопечатания в России.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как возникла членораздельная речь?

2. Какое значение имело возникновение письменности?

3. Каковы последствия изобретения печатного станка?

4. Как повлияло на развитие коммуникации появление радио и телефона?

5. В чем плюсы и минусы широкого внедрения информационных технологий?

6. Почему Маклюэн говорит о коммуникативных революциях?

Литература:

1. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпоху информации. - СПб., 2000.

2. Затуливетер Ю.С. Информационная природа социальных перемен. -М., 2001.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред.О.И. Шкаратана. - М., 2000.

4. Дик У. Эффективная коммуникация. Харьков, 2007. 5. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред.. М.А. Василика. - М., 2007.

6.Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М., К., 2001.

7.Тоффлер А. Третья волна. - М, 1999.

8. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. Учеб. пособие. М., 2010.

9. М.Маклюэн. Галактика Гутенберга. Киев, 2003.

10.Ю.Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций: Учеб. пособие. - СПб., 2007.

 

 

Тема 3. Коммуникативный процесс, функции коммуникации,

основные модели и виды. Семинары 5-6.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные элементы процесса коммуникации.

2. Типы и уровни коммуникации.

3. Модели коммуникации.

Дополнительные вопросы:

1. Влияние отправителя на содержание сообщения.

2. Практическое значение модели Лассуэлла.

3. Применение модели Роджерса в связях с общественностью.

4. Подход Лазарсфельда к определению массовой аудитории.

5. Влияние двухступенчатой модели коммуникации на формирование массовых предпочтений и социальных действий. Темы докладов:

1. Организация пресс-конференции.

2. Проведение презентаций.

3. Особенности сложных моделей коммуникации (Бейкер, Дэнис, Роджерс). Вопросы для самоконтроля:

1.Роль СМИ в условиях действия нелинейной или мозаичной модели массовой коммуникации в обществе.

2. Кто является «лидерами мнений» в социуме, и каким образом они влияют на общественные процессы?

3.Связаны ли модели коммуникации в обществе с типологией политических режимов?

4. Зависит ли достоверность информации, распространяемой в обществе от канала коммуникации (медийного или внемедийного)?

Литература:

1. Бориснев СВ. Социология коммуникации: Учеб. пос. для вузов. -М.,2003.

2. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учеб. пособие. -СПб., 2005.

3. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. М.А. Василика. - М., 2007.

4. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии., М., 2009.

5. Саблина С.Г. Коммуникация и общественные связи: западные теории, методология, практика.М., 2009. 6. Шарков Ф.И. Коммуникология. - М., 2010.

8. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. - СПб., 2004.

 

Тема 4. Эффективность коммуникации. Производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации. Семинары 8-9.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие информации.

2. Производство, мультипликация, распространение, прием, распознавание и использование информации.

3. Информационный процесс в разных социальных системах.

Дополнительные вопросы:

1. Классическая теория К. Шеннона.

2. Практическая роль теории значения Ч. Осгуда.

3. Понятие энтропии.

4. Н. Винер об информации.

5. Атрибутивные концепции информации.

Темы докладов: 1. Сущность и структура информационной среды.

2. Основные тенденции развития современной информационной среды.

3. Способы организации информации в сети Интернет.

4. Обеспечение информационной безопасности систем коммуникации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое информация?

2. Какие существуют информационные теории?

3. Кто подробно исследовал понятие энтропии?

 

4. Как можно использовать значение семантического дифференциала в связях с общественностью?

5. Что влияет на восприятие и оценку информации?

6. Дайте характеристику коммуникативного пространства.

7. Каковы особенности коммуникации как системы?

8. Как протекает коммуникация в разных социальных системах?

Литература: 1. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учеб. пособие. -СПб., 2005.

2.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. О.И. Шкаратана. - М., 2000.

3.Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.,2004.

4.Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс., М, 1997.

5.Кузнецова Н.А., Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования // Вопросы философии. № 2. 1999.

6.Шарков Ф.И. Коммуникология. М., 2010.

7.Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. - СПб., 2007.

Тема 5. Семиотика языка; синтактика, семантика, прагматика. Семинары 10-11.

Вопросы для обсуждения:

1. Семиотические концепции: Соссюр, Пирс, Барт, Лотман, Бодрийяр.

2. Свойства знака.

3. Семиосфера и языки культуры. Понимание и интерпретация.

Дополнительные вопросы:

1. Изучение функций текста.

2. Коммуникативное воздействие письменной речи.

3. Практическое применение текстовой коммуникации.

4. Выявление отличий языка от других знаковых систем.

Темы докладов:

1. Социальные мифы Р. Барта.

2. Теория Ю. Лотмана.

3. «Морфология сказки» В.Проппа и формальный метод в изучении фольклора.

4. ОПОЯЗ, Шкловский, Тынянов, Эйхенбаум и развитие структурной лингвистики в России.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает семиотика?

2. Какие типы знаков вы знаете?

3. Дайте описание семантического треугольника.

4. Что означает денотация и коннотация?

5. Какую роль играют мифы в функционировании общества?

6. Каковы социально-психологические механизмы коммуникации?

Литература:

1. Агеев В.Н. Семиотика. - М., 2002.

2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. - Минск, 2001.

3. Барт Р. Мифологии. - М., 2000.

4. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М., 2001.

5. Голуб И.Б. Основы красноречия. - М., 2000.

6. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М., 2001.

7. Дж. Лайонз. Лингвистическая семантика. -М., 2003.

8. Лотман Ю.М., Внутри мыслящих миров: Человек - текст -семиосфера - -история. - М., 1999.

9. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. - М., 2001.

10.Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии., М., 2009. 11.Павлова Н.Г., Пашкевич Т.В., Старолетов М.Г. Семиотика и

реклама: общенаучные и прикладные аспекты. - Барнаул, 2003.

12.Пирс Ч. Логические основания теории знаков. - СПб., 2000.

13.Никитина Е.С. Семиотика. - М.,2006.

14.Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2000.

15.Романова Н.Н. Знаки и символы. - М., 2003.

16.Саямина Л.М. Коммуникация. Язык. Мышление. - Казань, 2001.

17.Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. - М., 1998.

18.Эко У. Отсутствующая структура. - М., 2004. 19.Волков В., Хархордин О., Теория практик, СПБ, 2008.

Тема 6. Теория кодов. Когнитивные теории. Семинары 13-14.

Вопросы для обсуждения:

1.Основные типы кодов: простые и сложные, массовые и специальные, аналоговые и разделительные.

2.Теория значения Ч. Осгуда. Теория релевантности.

3. Теория коммуникации и её интерпретация в феноменологии и социальном конструктивизме.

Дополнительные вопросы:

1.Проблема разграничения кода, знака и текста. План содержания и план выражения.

2.Теория кодирования и семиотическая проблематика искусственных языков.

3.Перевод как перекодирование, проблемы оптимизации и помехоустойчивости кодов.

Темы докладов:

1.Теория символического интеракционизма.

2.Л.Фестингер и понятие когнитивного диссонанса.

3. Естественные языки и проблема кодирования-декодирования в процессе передачи информации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое код?

2. Какие типы кодов вы знаете?

3. Как возникает когнитивный диссонанс?

4. В чем суть теории Ч. Осгуда?

5. Как установки влияют на процесс коммуникации?

6. Какие аспекты влияют на восприятие сообщений?

7. Как трактует коммуникацию символический интеракционизм?

Литература:

1.Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учеб. пос. для вузов. -М., 2003.

2. Новосельцев В.И. Системный анализ: современные концепции. _ М., 2002.

3.Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. Проф. М.А. Василика. - М., 2006.

4. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М., К., 2001.

5. Саямина Л.М. Коммуникация. Язык. Мышление. - Казань, 2001.

6. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб., 2002.

7. Социальные коммуникации в XXI веке: теория, практика, технологии. - СПб, 2001.

8.Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М., 2002.

9. Шарков Ф.И. Теории коммуникации (базовый курс): Учебник. -
М., 2004.

10. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. - СПб., 2007.

Тема 7. Вербальная коммуникация. Семинары 15-16.

Вопросы для обсуждения:

1.Речевое общение как способ коммуникации.

2. Структура дискурса, дискурсный анализ.

3. Возможности вербального воздействия на аудиторию. Типы речевых актов – утверждение, директива, заверение, экспрессия, декларация.

4. Нарратив. Когерентность, как организация и структура истории.

Дополнительные вопросы:

1.Влияние языка на мышление и поведение.

2.Функции речи. Восприятие речи.

3.Пассивное, активное и эмпатическое слушание речи.

Темы докладов:

1.Монолог и диалог, как виды речевой коммуникации.

2. Самопрезентация.

3. Эффективные риторические приёмы.

4. Скотт Якоб и его теория трёх типов проблем в дискурсном анализе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова связь языка и мышления?

2. Какие вы знаете единицы вербальной коммуникации?

3. Каковы характеристики слова как основной единицы языка?

4. Какие факторы определяют возможности вербального воздействия на аудиторию?

5.Что означает активное слушание?

6. Как вы понимаете эмпатическое слушание?

7. Что мешает эффективному слушанию?

8. Какие вы можете дать рекомендации для улучшения слухового восприятия речи?

9. Для чего применяется парафраз, резюмирование, уточнение?

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2004.

2. Вердербер Р. Психология общения: / Р.Вердербер, К.Вердербер./ - СПб, М.2005.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов-М., 2002.

4. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: Учебное пособие. - М.2002.

5. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 2005.

6. Нуркова В.В. Психология: Учебник / МГУ им. М.В. Ломоносова; В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М., 2005.

7. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. Проф. М.А. Василика. - М., 2006.

8. Рай Лесли. Развитие навыков эффективного общения. - СПб., 2002.

9. Рогов Е.И. Психология общения. - М., 2005.

10. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учебное пособие. - М., 2003.

11. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. - М., 2003.

12. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. - М., 2001. 13.Тичер С., Мейер М. Методы анализа текста и дискурса. Харьков, 2009. 14.Тутушкина М.К. Практическая психология: Учебник для вузов / Под ред.М.К.Тутушкиной - СПб., 2000. 15. Филис Л., Йоргенсен М. Дискурс-анализ. Теория и метод., Харьков, 2008.

 

 

Тема 8. Невербальная коммуникация. Семинары 17-18.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Невербальные средства коммуникации.

2. Язык телодвижений.

3. Соотношение сознательного и бессознательного.

Дополнительные вопросы:

1. Основные виды невербальной коммуникации.

2. Знакомство с паралингвистическими компонентами невербальной коммуникации.

3. Знакомство с экстралингвистическими компонентами невербальной коммуникации.

4. Мимика и взгляд.

5. Тренинг навыков невербальной коммуникации

Темы докладов:

1. Организация пространства коммуникативного процесса.

2. НЛП как синтез теории коммуникации и психотерапии.

3. Синтоническая модель общения.

4. Использование невербальной коммуникации в театре и политике.

5. Проксемика, кинесика и другие науки, изучающие невербальную коммуникацию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что относят к невербальным знакам в коммуникации?

2. Какова взаимосвязь вербальной и невербальной коммуникации?

3. Что характеризует понятие конгруэнтности?

4. Что изучает кинесика?

5. Что относится к паралингвистическим средствам коммуникации?

6. Что относится к экстралингвистическим средствам коммуникации?

7. Какие функции выполняют невербальные средства коммуникации?

8. Какие барьеры необходимо учитывать при интерпретации невербальной коммуникации?

9. Как используется невербальная коммуникация в сфере связей с общественностью?

Литература:

1. Ковалев С. Основы НЛП. - М., 2001.

2. Мак Дермотт Я., Ширкор Я. НЛП в бизнесе. Новый руководитель. - М., 2001.

3. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. -СПб., 2001.

4. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. - М., 1998.

5. О'Коннор Д. НЛП: Практическое руководство для достижения желаемых результатов / Пер. с англ.Новиковой Т. - М., 2003.

6. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. Проф. М.А. Василика. - М., 2006.

7. Пиз А. Язык телодвижений. - М., 2003.

8. Психология / Под ред. Крылова. - М., 1999.

9. Рогов Е.И. Психология общения. - М., 2005. 10.Эйхер Д. НЛП в бизнесе и менеджменте. 2001.

 

Тема 9. Межличностная коммуникация. Семинар 19.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие коммуникативной компетентности.

2. Причины, ухудшающие общение.

3. Я-высказывания.

4. Активное слушание.

Дополнительные вопросы: 1. Применение трансактной модели общения: Ребенок, Родитель, Взрослый.

2. Изучение трех сторон общения: коммуникативной, перцептивной, интерактивной.

3. Функции и структура общения.

4. Межличностное взаимодействие.

Темы докладов:

1. Роль первого впечатления в процессе коммуникации.

2. Восприятие и познание людьми друг друга.

3. Коммуникативная личность.

4. Социальные факторы коммуникации.

5. Общение с трудными людьми.

6. Коммуникативные стили в межличностном общении.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности межличностной коммуникации?

2. Охарактеризуйте три стороны общения.

3. Какие способы воздействия на других вы знаете?

4. Какие факторы обеспечивают эффективность межличностной коммуникации?

5. Какие существуют барьеры в межличностной коммуникации?

6. Что такое эмпатия?

7. Как проявляется явление стереотипизации?

8. Дайте определение понятия «рефлексия».

9. Как проявляется «эффект ореола»?

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2004.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - М., 2005.

3. Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. -М., 2001.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб., 2003.

5.Зимбардо Ф. Социальное влияние / Пер. с англ. Мальгиной Н., Федорова А. - М., 2000.

6.Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. - М., 2002.

7.Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. - М., 2001.

8.Майерс Дэвид. Социальная психология. Интенсивный курс. -СПб., 2000.

9.Основы теории коммуникации: Учеб. пособие / Отв. ред. Д.П.Гавра. Ч. 2 - СПб., 2006.

10.Психология в современном мире / Под ред. Андреевой Г.М. - М. 2002.

11.Психология и этика делового общения / Под ред. Лавриненко В.Н.-М, 2000.

12.Психология: Учебник / Под ред. Дружинина В.Н. - СПб., 2003. 13.Тернер Дж. Социальное влияние. - М., 2003. 14.Фомин Ю.А. Психология делового общения. - Минск, 2003.

 

Тема 10. Публичная коммуникация. Семинар 20. Вопросы для обсуждения:

1.Особенности публичной коммуникации. 2Жанры публичной коммуникации в различных сферах. PR жанры – пресс-конференция, презентация. 3 Планирование публичной коммуникации: цель, тема, аудитория, учёт места и времени, эмоционального климата. 4. Основные элементы публичной речи. Подготовка и реализация выступления. Дополнительные вопросы: 1.Различие публичной коммуникации в различных сферах: научной, деловой, религиозной. 2. Специфика публичного информационного сообщения. 3. Какими должны быть особенности ораторской речи? Темы докладов: 1. Публичная коммуникация в разные периоды истории. 2.Политическая коммуникация. 3.Манипулятивные приёмы в публичной коммуникации. Вопросы для самоконтроля: 1. В чём специфика научной коммуникации? 2.Насколько влияет на эффективность публичной коммуникации уровень образования аудитории? 3.Какова эффективность публичных дебатов во время избирательных кампаний? 4. Можно ли радикально повлиять на имидж политика используя различные виды публичной коммуникации? Деловая игра: Организация «предвыборного митинга» - студенты представляют выступления ораторов от разных политических лартий. Литература: 1.Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М., 2005.

2. Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. -М., 2001.

3.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб., 2003.

4.Зимбардо Ф. Социальное влияние / Пер. с англ. Мальгиной Н., Федорова А. - М., 2000.

5.Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. - М., 2002.

6.Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. - М., 2001.

7.Майерс Дэвид. Социальная психология. Интенсивный курс. -СПб., 2000. 8.Михалёва О.Л. Политический дискурс – специфика манипулятивного воздействия. – М., 2009. 9.Лиллекер Д. Политические коммуникации. – Харьков, 2010.

10. Основы теории коммуникации: Учеб. пособие / Отв. ред. Д.П.Гавра. Ч. 2 - СПб., 2006.

. 11.Психология и этика делового общения / Под ред. Лавриненко В.Н.-М, 2000. 12.Пономарёв Н.Ф. Политические коммуникации и манипуляции., М.. 2007.

13.Тернер Дж. Социальное влияние. - М., 2003.

Тема 11. Массовая коммуникация. Семинар 21.

Вопросы для обсуждения:

1.Сущность массовой коммуникации. Особенности структуры массовой коммуникации.

2.Средства массовой коммуникации и средства массовой информации.

3.Структура СМИ и влияние в обществе.

4. Коммуникаторы и особенности массовых аудиторий.

Дополнительные вопросы:

1.Групповые информационные потребности.

2. Тоталитарные принципы функционирования СМК.

3. Эффект «информационных очков».

Темы докладов:

1.Развитие сети Интернет и глобализация.

2.Конкуренция между основными каналами СМИ.

3. Проблема манипуляции информацией при работе СМИ с массовыми аудиториями.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите особенности массовой коммуникации.

2. Охарактеризуйте структурные элементы массовой коммуникации.

3. Назовите функции массовой коммуникации.

4. Что относится к средствам массовой коммуникации?

5. Что относится к средствам массовой информации?

6. Каковы отличительные особенности коммуникаторов в массовой коммуникации?

7. Как организуется обратная связь в массовой коммуникации?

8. Какова цель массовой информации?

9. Какие типы массовых аудиторий вы знаете?

10.Как проявляется информационно-потребительская деятельность аудитории?

11. Каковы возможности влияния массовой коммуникации?

Литература:

1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции: Учебное пособие для вузов. - М., 2005.

2. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. -М., 2002.

3. Брайнт Дж. Основы воздействия СМИ / Брайнт Дж., Томпсон С; Пер. с англ. - М.2004.

4. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. - СПб., 2006.

5. Михайлов С.А. Журналистика стран Северной Европы. - СПб., 2003.

6. Сиссорс Дж.З. Рекламное media-планирование / Дж. 3. Сиссорс, Р.Б. Бэрон. - СПб.2004.

7. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н.Засурского. - М.2003.

8. Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н.Засурского. – М.,2002.

9. Терин В.П. Массовая коммуникация. - М., 2000.

10. Уилкокс Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ: Пер. с англ. - М.2004

11. Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию: Учебное пособие. - М., 2004.

12. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций: Пер. с англ. -СПб. 2002.

13. Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций: Учеб. пособие. СПб., 2007.

Тема 12. Межкультурная коммуникация. Семинар 22.

Вопросы для обсуждения:

1 Понятие межкультурной коммуникации.

2. Теории межкультурной коммуникации.

3. Социально-психологические аспекты межкультурной коммуникации.

Дополнительные вопросы:

1.Стресс и неуверенность, обусловленные межкультурной коммуникацией.

2. Аксиомы межкультурной коммуникации.

3.Аффективная нагрузка участников межкультурной коммуникации и зависимость от культурного уровня.

4. Основные аспекты неопределённости коммуникации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимают под межкультурной коммуникацией?

2. Какие могут существовать барьеры в межкультурной коммуникации?

3. По каким стратегиям может происходить взаимодействие культур в процессе аккультурации?

4. Как проявляется культурная экспансия?

5. Какие существуют механизмы диффузии?

6. Какие виды конфликтов можно отнести к межкультурным?

7. Каковы особенности низкоконтекстной культуры?

8. Каковы особенности высококонтекстной культуры?

9. Какова роль жестов в межкультурной коммуникации?

10.Какие существуют типы восприятия межкультурных различий? 11. Какие можно выделить стадии в динамике отношения к новой культуре?

Литература:

1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебн. - М., 2003.

2. Василик М.А. Основы теории коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. Василика М.А. - М.2006.

3. Егорова А.И. Этническая психология. История и методы. Социализация и идентичность. Общение и конфликты: Хрестоматия. - СПБ.2003.

4. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. Журавлева А.Л. - М.2002.

5. Налчаджян А.А. Этнопсихология. - СПб.2004.

6. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. - М.2002.

7. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. -СПб.2002.

8. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. - М.2004.

9. Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. Свенцицкий А.Л. - СПб.2000.

10.Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие / МГУ им.Ломоносова М.В. - М.2004. 11.Цыганков А.П. Российская наука международных отношений: новые направления / Под ред. А.П.Цыганкова, П.А.Цыганкова. -М.2005.

12. Зверева Г.И. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации / Под ред. Г.И.Зверевой - М., 2003.

 

Тема 13. Связи с общественностью, как вид коммуникации. Семинар 23.

Вопросы для обсуждения:

1.PR как система коммуникационных практик.

2. PR как коммуникационный менеджмент.

3. Коммуникационные способности личности, как атрибут субъективной PR-деятельности.

Дополнительные вопросы:

1.Коммуникационная кампания в области PR: определение проблемы, планирование, оценка программы.

2. Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации.

3.Спичрайтинг, выступления на радио и телевидении.

4.Проведение пресс-конференций и выпуск пресс-релизов.

Вопросы для самоконтроля:

1.Насколько важны связи с общественностью в коммуникативной деятельности крупных компаний?

2. Что такое «репутационный ущерб»?

3.Насколько необходимо действующему политику поддерживать постоянную коммуникативную активность, если электоральные циклы имеют сезонный характер?

4.Чем занимается спичрайтер?

5.Какие виды публичной коммуникации являются самыми эффективными?

Литература:

1.Брандел Р. Эффективные бизнес-коммуникации: теория и практика в эпоху информации. СПб-2000.

2.Брайнт Дж. Основы воздействия СМИ / Брайнт Дж.., Томпсон С./ - М.,2004.

3.Головко Б., Информационный менеджмент массовой коммуникации.-М.,2005.

4.Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации Учебное пособие для вузов, М., 2010.

5.Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. - СПб., 2006.

6.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.2000

7.Кириллова Н.Б. Медиакультура. Теория, история, практика.-М., 2008.

8. Маклюэн М. Понимание медиа.-М., 2003.

9.Основы теории коммуникации. Учебник /под ред. М,А.Василика/, М., 2007.

10.СаблинаС.Г. Коммуникация и общественные связи:западные теории, методология, практика-М.,2009.

11.Сиссорс Дж. З. Рекламное media-планирование / Дж. 3. Сиссорс, Р.Б. Бэрон./ - СПб.2004.

12. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н.Засурского/ - М.2003.

13.Уилкокс Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. - М.,2004

14. ЦыгановВ.В., Бухарин С.Н. Информационный менеджмент-М., 2009.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...