Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соглашения о свободной торговле, в которых участвуют США (2014г.)




СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

А. Ю. Давыдов,
ведущий научный сотрудник
Центра внешнеэкономических исследований
Института США и Канады РАН,
e-mail: [email protected]

 

Аннотация. Внешнеэкономические связи продолжают оставаться важнейшим фактором развития американской экономики. Современная структура внешней торговли соответствует экономическому потенциалу страны. Высокотехнологичные продукты и новейшие услуги оказывают все большее воздействие на внешнюю торговлю. Существуют экономические барьеры, мешающие нормальному развитию торгово-экономических отношений. Рассматривается роль США в международном движении капиталов.

Ключевые слова: торговая политика, соглашения о свободной торговле, цифровая экономика,структура внешней торговли, иностранные прямые инвестиции, тарифные барьеры, валютно-финансовые проблемы, финансовые потоки.

UNITED STATES IN A GLOBAL ECONOMY

Andrey Y. Davydov,
Research Fellow,
Center for International Economic Studies,
The Institute for the USA and Canadian Studies
Russian Academy of Science
e-mail: [email protected]

 

Annotation. Multilateral trade and economic relations are very important for US economic development. Modern structure of foreign trade is corresponding to US economic and industrial potential. High technology products and services influence deeply on economic relations. There are both legal and economic barriers to normal trade development. Monetary and financial problems are being discussed in the article. US role in international financial flows is being analysed.

Keywords: trade policy, multilateral trade, free trade agreements, digital economy,structure of US trade, foreign direct investments, tariff barriers, monetary and financial problems, financial flows.

В начале ХXI века большинство стран современного мира активно использует мировые хозяйственные связи с целью стимулирования экономического роста и решения возникающих производственных и финансовых проблем. Снижение политических барьеров и развитие интеграционных союзов, развитие новых систем коммуникаций и средств транспорта, уменьшение стоимости этих услуг обеспечили высокие темпы роста экспорта и иностранных инвестиций. Вместе с тем, потенциал использования внешнеэкономических связей еще не далеко не исчерпан. В настоящее время средний уровень таможенных тарифов в мировой экономике составляет 6,8% по отношению к задекларированной стоимости импорта (в США этот уровень примерно вчетверо ниже). Кроме того, существуют многочисленные нетарифные ограничения (например, санкции), сдерживающие развитие мировой торговли.

Внешнеэкономические связи являются важнейшим компонентом американской экономики. Роль внешнеэкономических связей в хозяйственном развитии США связана с углублением процесса глобализации, развитием международной кооперации производства. Расширяя рынки сбыта для американских товаров и услуг и связывая американскую экономику с внешним миром, свободная торговля создает благоприятные условия для экономического роста и повышения его эффективности, позволяя США успешно реализовывать свой хозяйственный потенциал, особенно в области инноваций и высоких технологий. Внешнеэкономические связи способствуют удовлетворению растущих потребностей американского общества в различных товарах и услугах, служит действенным средством поддержки внешней политики и геополитических планов страны. Задаче реализации этих основных функций подчинен действующий в США механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей, а также американская торговая политика.

Торговая политика

В современной мировой экономике существуют серьезные препятствия на пути развития свободной и справедливой торговли. Важнейшими среди них являются:

  • усиление протекционизма в ряде стран, сводящее на нет возможности свободной торговли;
  • отсутствие в ряде стран действенных правовых механизмов, что препятствует эффективному управлению внешнеэкономическими связями;
  • высокая зависимость национальных экономик от конъюнктуры мировых рынков вследствие углубления экономической интеграции;
  • ограничение некоторыми государствами свободного перелива капиталов, что нарушает позитивное воздействие инвестиций на экономический рост и создание новых рабочих мест.

Многосторонние усилия мирового сообщества по либерализации международной торговли активизировались после Второй мировой войны и в 1947г. ознаменовались подписанием Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое позднее трансформировалось во Всемирную торговую организации (ВТО). Благодаря многосторонним усилиям по либерализации международной торговли, средние таможенные тарифы в индустриальных странах снизились с 40% в 1947г. до 3% в 2012г.[1]

Соединенные Штаты предлагают всем странам мира участвовать в развитии системы свободной торговли через многосторонние переговоры, организуемые Всемирной торговой организацией, а также посредством двусторонних и региональных интеграционных соглашений о свободной торговле.

Соглашения о свободной торговле (FTAs) играют важную роль в процессе либерализации мировой торговли и открытии новых рынков. Первое такое соглашение США подписали с Израилем в 1985г. Канада подписала соглашение о свободной торговле с США в 1989г., а в 1994г. к этому договору присоединилась Мексика, сформировав крупнейшую в мире зону свободной торговли НАФТА (NAFTA), с товарооборотом превышающим триллион долларов в год. В последующие годы США подписали более десятка соглашений со странами Ближнего Востока и Африки (Иордания, Марокко, Бахрейн, Оман), Азии (Сингапур, Южная Корея), Южной Америки (Чили, Перу, Доминиканская республика, Панама), а также с Австралией (Табл. 1).

Таблица 1

Соглашения о свободной торговле, в которых участвуют США (2014г.)

Соглашение Дата вступления в силу Товарооборот (млрд. долл)
Израиль Август 1985  
Канада Июнь 1989  
НАФТА Январь 1994 1 193
Иордания Декабрь 2001  
Чили Январь 2004  
Сингапур Январь 2004  
Австралия Январь 2005  
Бахрейн Январь 2006  
Марокко Январь 2006  
КАФТА Март 2006  
Оман Январь 2009  
Перу Февраль 2009  
Южная Корея Март 2012  
Колумбия Май 2012  
Панама Октябрь 2012  
Всего:   1 592

Источник: Economic Report of the President 2015, P. 300.

В последние годы приоритетными направлениями торговой политики США стали переговоры по созданию Транс-тихоокеанского партнерства (TPP –Trans-Pacific Partnership) и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (T-TIP, Transatlantic Trade and Investment Partnership).

Транс-тихоокеанское партнерство (ТТП) будет включать в себя государства Азиатско-тихоокеанского региона – США, Австралию, Бруней, Канаду, Чили, Японию, Малайзию, Мексику, Новую Зеландию, Перу, Сингапур, Вьетнам. На долю стран ТПП приходится 37% мирового ВВП и 23% мирового экспорта товаров и услуг. В 2013г. в страны будущего Транс-тихоокеанского партнерства США направили экспортных товаров на сумму почти 700 млрд. долл. и различных услуг на 200 млрд.[1] Таким образом, Азиатско-тихоокеанский регион стал основным географическим направлением американского экспорта. Кроме того, большинство государств региона относится к наиболее динамично развивающимся экономикам мира: согласно оценкам, количество потребителей из числа среднего класса в Азии в 2030г. вырастет до 2,7 миллиардов человек. Это огромный потенциальный рынок сбыта для американских товаров и услуг. Азиатско-тихоокеанский регион уже сейчас является важным направлением приложения американских инвестиций: в 2013г. общий объем накопленных американских инвестиций в АТР достиг почти 700 млрд. долл.[1]

Лидеры стран АТР ведут переговоры с целью создать масштабную зону свободной торговли и инвестиций, укрепить экономические связи между странами. Помимо снижения таможенных тарифов, будущие участники ТТП планируют убрать нетарифные ограничения, такие как импортное лицензирование, а также открыть для партнеров внутренние рынки услуг и государственных заказов. США и другие участники ТТП стараются выработать правила взаимодействия, которые обеспечат высокую степень защиты интересов инвесторов и обычных граждан, будут стимулировать создание «цифровой экономики», способствовать инновациям и защищать интеллектуальную собственность.

Транс-тихоокеанское партнерство призвано обеспечить свободный перелив рабочей силы между государствами, урегулировать споры на рынке труда. Важным направлением будущего соглашения является защита окружающей среды, включая защиту Мирового океана от нелегальных вредных выбросов. Для нарушителей соглашения предусмотрено введение достаточно жестких санкций. Успешное создание Транс-тихоокеанского партнерства позволит создать в регионе универсальные правила защиты окружающей среды и национальных рынков труда и, таким образом, защитить интересы американских рабочих и обеспечить нормальную экологическую среду.

США и Евросоюз уже имеют самую большую в мире зону разносторонних внешнеэкономических связей. В 2013г в США и ЕС вместе взятых производилось почти половина мирового ВВП, на их долю приходилось 42% мирового экспорта товаров и услуг. Американские компании инвестировали в страны ЕС 2,4 триллиона долл., европейские компании вложили в США 1,7 трлн. долл.[1, P. 303] Несмотря на огромный объем взаимной торговли и инвестиций США и страны ЕС не используют полностью потенциал взаимного экономического сотрудничества. Переговоры по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (Т-ТИП) начались в июне 2013г. Поскольку таможенные тарифы во взаимной торговле США-ЕС находятся на очень низком уровне, основное внимание на этих переговорах уделяется снятию нетарифных ограничений в торговле. Обе стороны переговорного процесса подчеркивают важность постоянных консультаций по снятию нетарифных ограничений, настаивают на прозрачности этого процесса. Кроме того, в процессе переговоров обсуждаются проблемы либерализации торговли услугами, стимулирование обмена прямыми инвестициями, сотрудничество в решении глобальных проблем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...