Право в системе социальных норм
Люди в процессе своей многовековой жизнедеятельности выработали множество различных норм и правил. Это моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, обряды, ритуалы и др. Нормы – это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений. В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две основные группы – социальные и технические. Социальные нормы – правила поведения, установленные обществом, они содержат указания, информацию о желательном или нежелательном поведении людей. Под техническими нормами понимаются все национальные нормы, куда входят кроме сугубо технических, например, санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для краткости всех их принято именовать техническими в контексте соотношения с социальными. Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь технико-юридическими правилами поведения, в силу чего они выступают общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Например, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ. Также существуют правовые нормы эксплуатации транспорта. Современные социальные нормы – это всевозможные способы, которые предназначены для того, чтобы жизнь в обществе не превращалась в беспорядок, была эффективной, комфортной, справедливой, полезной, ценной для каждого гражданина, групп людей, конкретных государств и всего человеческого сообщества в целом.
Каждый субъект правоотношения (человек) должен иметь знания о нормах, действующих в обществе и строить свою жизнь на их основе. Процесс изучения, усвоения и применения различных социальных норм называют социализацией. Участвуя в различных группах, сообществах, человек приобретает социальный опыт, формируется как личность. Личность – это индивид, который действует на основе знания культурных норм, ясно представляет себя, свою роль среди других людей. В результате социального взросления (в процессе формирования личностных качеств) человек осмысливает себя как гражданин. Гражданин – это одна из основных характеристик человека, которая обозначает его принадлежность к определенному государству. Схематически социализацию человека можно представить как жизненный путь, который начинается в семье и осуществляется в обществе и государстве. Государство – это одна из организаций общества, которая занимается регулированием совместной жизни людей. Гражданин и его интересы представляют главную заботу цивилизованного государства. Нормы, которые направляют совместную жизнедеятельность людей, представлены в международных соглашениях (конвенциях); конституциях; уставах различных организаций, партий; кодексах; законах; моральных требованиях (предписаниях); религиозных обычаях; культурных традициях; политических обязательствах. С помощью этих норм устанавливается определенный порядок, иерархия (то есть соподчиненность одних другим). Действие норм наблюдается везде и повсюду, они регулируют разнообразные виды деятельности людей, в их взаимоотношениях между собой. Социальные нормы начинают функционировать с момента, когда человеческий плод еще находится в материнском организме и прекращается с событиями, связанными со смертью человека. Чтобы создать нормальную жизнь для граждан государства, регулировать их взаимоотношения, а также отношения между государствами (между народами), имеются нормы права. Эти нормы закреплены в законах, кодексах, конвенциях (договорах) и иных правовых актах. В обществе действуют национальные (государственные) и международные (если данное государство разделяет их) нормы права. В свою очередь они обязательны для применения и исполнения всеми гражданами, организациями.
Наибольшее значение для правовых норм имеют нормы морали. Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. В системе социальных норм нормы морали выступают самыми универсальными регуляторами общественных отношений с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого и обеспечиваются мерами общественного воздействия. В отличие от права мораль несет оценочную характеристику (хорошо- плохо, благородно – низко). Нормы морали действуют через внутренние психологические механизмы. Для них характерно отсутствие текстуального закрепления, и санкциями являются, например, общественное осуждение. Отклонениями от моральных норм можно назвать пьянство, самоубийство, бродяжничество. Право и мораль являются важнейшими элементами человеческого поведения, тесно взаимосвязаны. Как правило, все правовое подлежит моральным оценкам и, прежде всего классификации добра и зла. Мораль есть одна из сторон правовых отношений, т.к. эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридическим, но и моральным оценкам. Сфера применения правовых оценок к морали значительно уже, чем моральных к праву. Это объясняется тем, что моральные оценки являются универсальными, а правовые ограничены определенными сферами действительности. Также право связано с религиозными нормами. Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Источниками религиозных норм являются Коран, Сунна, Иджма,Киас, Ветхий завет, Новый завет, религиозные книги буддистов и др. Эти нормы устанавливают правила организации и функционирования (деятельности) религиозных объединений.
Из истории развития человеческого общества видно, что религиозные нормы имели юридический характер, являлись регуляторами политических, государственных, гражданско-правовых, брачно-семейных и иных отношений. Нормы, которые установлены религиозными организациями, соприкасаются с действующими правом в ряде отношений, а именно основной закон государства создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица. Правовые нормы также связаны с нормами обычаев. Обычаи – это сложившиеся в многовековой жизнедея-тельности общества, передаваемые из поколения в поколение вошедшие в привычку нормы или правила поведения людей, исполняемые добровольно. Согласно ст. 3 Гражданского Кодекса Республики Казахстан обычаи делового оборота считаются источниками гражданского законодательства. Обычаи менее связаны с правом, чем моральные нормы, но тем не менее обычаи также влияют на право. Так, в казахском обществе кочевого периода обычаи были источником права. Государство санкционировало в виде правовых норм те или иные обычаи, придавало им общеобязательное значение. Ярким примером собрания правовых обычаев является свод законов хана Тауке «Жетi Жар№ы». Рассмотрим сходство и отличие права и обычая. Так, нормы права и обычаи являются регуляторами поведения людей, выражаются в виде общих, общеобязательных правилах и указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения и способу обеспечения. Если обычаи появились с возникновением человеческого социума, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных акта, а содержатся в сознании людей и передаются из поколения в поколение, то нормы права существуют в определенных формах и передаются через официальные каналы; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права реализуются с учетом возможности государственного принуждения.
ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА В юридической науке часто используются различные философские категории – форма, сущность, функция, содержание. Так, под формой понимается внешнее выражение предмета или явления, отражающее его внутреннюю сущность. Сущность – это основное назначение предмета или явления, показатель того, для чего оно необходимо, чему оно служит. Функция – это основные направления деятельности данного явления или предмета, основные его назначения. Содержание – это внутреннее содержимое предмета или явления, которое находится в рамках данной формы. Право как общественное явление имеет внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма права – это его структура, система элементов, составляющих содержание данного явления. Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых норм ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими. В науке теории государства и права под источниками права понимается в основном “внешняя форма“ права. Надо отметить, что проблема источников права сложна и многогранна. Источником права является внешняя форма объективизации правовой нормы. Причем только объективизированная норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. Право возникает только как результат действий государственных органов. Следовательно, любой правовой норматив исходит от государства или одобрен им, то есть носит государственный характер. Прежде всего внешняя форма отражает в определенной мере степень демократизма политической системы и принципы организации государства. Нормам некоторых отраслей права должна быть свойственна совершенно определенная внешняя форма (тип источников права). Так только в форму закона могут быть облачены нормы, определяющие преступность и наказуемость деяний. Во многих странах принцип законности безоговорочно распространяется и на сферу правотворчества и тем самым отражается и в форме нормативных актов. Таким образом, понятие “форма права” и “источник права” тесно связаны, но не совпадают. Если “форма права” показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то “источник права” – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.
В связи с этим источники права можно разделить на материальные, идеальные и юридические. Материальные – коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в экономических отношениях. Идеальные – идеологическое осознание законодателем объективных потребностей общественного развития и принятие на этой основе правовых норм. Юридические – исходящие от государства или призна-ваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. В юридической литературе выделяются следующие источники права: Обычаи. Обычаи представляют собой многократно повторенные действия, совершаемые в одинаковых случаях жизни и обратившиеся в привычку. Первоначально, действия люди совершают по внутреннему убеждению, по уверенности в том, что эти действия лучшие из всех. С течением времени такого вида убеждение теряется, а действия уже совершаются лишь потому, что “все так делают“. То есть, это уже обычай. В основном, обычай действует там, где государство еще недостаточно сложилось. Однако обычай имеет ряд крупных недостатков. Так, трудно распознать обычай, трудно отличить обычай от постоянного образа действий. Обычное право может изменяться. Но установить момент, с которого обычай, например, должен считаться отмененным, очень трудно. Творцом обычая является всегда некоторая группа лиц, которая стала совершать определенные действия из убеждения, что эти действия — самые подходящие для данного случая. Она нередко преследует свои интересы. Обычай, конечно, будет несправедливым. В виду этих недостатков, обычай постепенно исчезает, уступая свое место закону, а также актами органов управления. Обычай санкционированный государством становится п равовым. Правовой обычай – это правило поведения, которое в силу многократного повторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищается принудительной силой государства. Истории известно много случаев, когда обычаи родового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированные обычаи. Самыми распространенными обычаями при родовом строе были обычаи кровной мести и обычаи “око за око, зуб за зуб”, т.н. принцип “талиона”. Постепенно эти обычаи заменялись штрафом, а штраф по мере расслоения общества на группы уже приобретал дифференцированный характер. В казахском обществе обычаи служили основным источником права. Соответственно, в казахском обществе основной формой права являлся правовой или санкционированный обычай. Основным актом, где были сосредоточены правовые обычаи являлся свод законов хана Тауке «Жетi Жар№ы». Правовой обычай является одним из главных источников права во многих странах, особенно азиатских и африканских. Юридический или судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, являющееся образцом при разрешении аналогичных дел, которому государство придает общеобязательную силу. Судебный прецедент широко применяется в Англии, США, Индии и других странах. Это удачные, справедливые решения суда, которые являются эталоном при разрешении других аналогичных дел. Прецедент может быть как судебным, так и администра-тивным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. В западной литературе нередко высказываются утверждения, что источником права являются также доктрины известных ученых-юристов. Р.Давид заявляет: “...Доктрина в наши дни, так же как и в прошлом, составляет очень важный и весьма жизненный источник права“[2]. Например, в древние и средние века трактаты выдающихся юристов, толковавших нормы права, фигурировали в судах как источники права. Аналогичную роль выполняют так называемые частные кодификации права, приводимые отдельными юристами. Нормативный договор – это решение двух или более сторон, имеющее общеобязательное значение, гарантируемое силой государства. Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими. Наиболее распространенный пример – это коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет значительную роль при регулировании трудовых отношений. В современных конституциях многих государств содержатся положения о примате международного права над внутригосударственным, в том числе и в Казахстане. Это порождено процессом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон общественной жизни. Практически создается надгосударственное право Европейского сообщества, именуемое комунитарным, формируется единое правовое пространство Западной Европы. Такие тенденции обозначились и в некоторых других регионах мира. Нормативные правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права и государственным актам вообще. Закон в юридическом смысле слова по своей природе не просто отображение действительности, а воспроизведение ее существенных характеристик, в нем находят свое отражение закономерности общественного развития. Не случайно, видимо, и терминологическое совпадение. Термин "закон" в философской науке характеризует объективно существующие закономерности, а в юридической литературе — политико-юридическое опосредование и нормативно-обязательное отображение этих закономерностей. Таким образом, существенность и необходимость закономерных связей выступают в качестве наиболее обобщенной характеристики закона в философском смысле. Особенность юридических категорий заключается в том, что определения или существенные признаки некоторых из них закрепляются в законе, то есть правовые категории превращаются в общегосударственные обязательные установления, выступают как средства регулирования общественных отношений, приобретают способность переводить общие требования на уровень практических действий участников правовых отношений. В законе воплощаются юридические и другие знания, и он, в свою очередь, становится источником получения новых знаний о праве. Закон– это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим законодательным органом в особом процедурном порядке. Ведущее место Закона определяется следующими признаками: 1) Закон принимается, отменяется и изменяется только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума; 2) Закон принимается в особом процессуальном порядке; 3) Все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить законам, если есть такое противоречие, то действует закон; 4) Закон содержит нормы первичного исходного характера. Все иные акты производны от законов и призваны детализировать и конкретизировать нормы законов; 5) Закон регулирует наиболее важнейшие основополагающие отношения. Законы делятся на конституционные и текущие. Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание. Конституция – это основной закон государства. Он занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, является юридической базой всего законодательства. Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией. Текущие (обычные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. Существует несколько критериев классификации законов. 1. По основным сферам государственной и общественной жизни, по кругу и характеру регулируемых законом наиболее типичных и устойчивых отношений законы делятся на отраслевые, например закон о труде. 2. По юридической силе законы делятся на: а) конституции; б) конституционные законы; б) обычные законы; 3. По структурной форме подразделяются на: а) обычные тематические законы; б) укрупненные законы типа кодексов; б) формы объединения законов — Собрания действующего законодательства и Свод законов. 4. По порядку их издания - законы принятые высшими органами государственной власти на их сессиях (заседаниях), и законы, принятые путем всенародного голосования (референдума). 5. Для федеративных государств большое значение имеет и территориальный масштаб действия закона. Здесь действует двух-, трехуровневая система конституций и обычных законов. Среди законов особое место занимает конституция. Конституция имеет четыре основные функции: юридическое закрепление фактической власти и суверенитета народов, определение форм осуществления этой власти и суверенитета; учреждение системы государственных органов; определение принципов правового регулирования; гарантирование свободы личности и определение конституционных основ взаимоотношений власти и личности[3]. Нормативное закрепление положения о высшей юридической силе Конституции и ее элементов способствует раскрытию положения о Конституции как центре правовой системы. Особое действие Конституции обусловлено несколькими особенностями: 1. Учредительное действие Конституции, когда она признает юридическую значимость всех ранее принятых актов и целостность их существования. Тем самым обеспечивается преемственность развития правовой системы и подтверждение юридической силы ранее принятых актов. 2. Конституция устанавливает официальную, признанную государством и обществом классификацию основных правовых актов. Типология юридических актов отражает систему органов государства и опосредуемых правом основных форм их деятельности. 3. Конституция определяет связи основных правовых актов между собой. 4. Большое правообразующее значение имеет установление в Конституции главных целей и объектов правового регулирования. Конституция закрепляет основы общественно-политического и экономического строя, провозглашает цели и принципы государства, основы его внутренней и внешней политики, национально-государственного устройства, правового положения личности. Принципы, провозглашенные в конституции, являются руководящими для всей политико-правовой системы государства. Подзаконные нормативно-правовые акты – это акты, принимаемые исполнительно-распорядительными органами государства на основе и во исполнение законов. К ним относятся: – указы президента; – постановления и решения правительства; – нормативные акты министерств, ведомств, комитетов в виде инструкций, положений, приказов и другие; – нормативные акты местных исполнительных органов; – локальные нормативные акты, т.е. акты, принимаемые организациями, предприятиями, учреждениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|