Систематизация законодательства и юридическая техника
В каждом государстве существует большое количество различных правовых норм и нормативных актов. Для удобного пользования ими необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Такая деятельность выражается в понятии “систематизация законодательства”, т.е. упорядочение нормативных актов в целях удобства пользования ими на практике. В юридической науке существуют в основном три вида систематизации законодательства: инкорпорация, кодификация и консолидация. Инкорпорация – это сбор и объединение нормативного материала в единые сборники или собрания в определенном порядке (алфавитном, хронологическом, по субъектам). При инкорпорации нормативный материал размещается полностью или частично в разного рода сборниках. При этом содержание актов не меняется, хотя форма изложения их сути иногда может меняться. При инкорпорации правовой акт изменяется не по содержанию, а внешне: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т. п. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия. По субъектам, проводящим инкорпорацию, различают официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную инкорпорацию. Официальная инкорпорация проводится уполномоченными на то государственными органами. Официальная инкорпорация – это способ опубликования и переиздания действующих правовых норм. Следовательно, официальная инкорпорация – это официальный источник законодательства. Она бывает хронологической и предметной. Хронологическая официальная инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования.
Предметная официальная инкорпорация – более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направлен-ностью. Например, объединение нормативных актов, регулирующих государственное устройство, администра-тивную ответственность, отношения в той или иной отрасли народного хозяйства. Неофициальная инкорпорация проводится отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотвор-ческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя расценивать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, (как внешнюю, так и внутреннюю,) переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. В результате кодификации существующие правовые нормы сводятся в единый, цельный акт, который принимается соответствующими государственными органами. Формами кодификации являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Например, Конституция – это главный кодифициро-ванный акт. Кроме того, в Республике Казахстан в настоящее время действуют следующие кодексы – Гражданский, Уголовный, Таможенный, Налоговый, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный и др. Также следует отметить Правила дорожного движения, Устав железных дорог и др. В кодифицированных актах объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли. Эти акты отличаются целостностью и устойчивостью. Все текущее законодательство сориентировано на них и им соподчинено.
Отличительные черты кодификации: 1. Кодификация осуществляется только уполномоченными государственными органами и носит официальный характер. 2. В результате кодификации объединяются несколько актов, различные нормы и создается новый как по форме, так и по содержанию правовой акт. Его текст подлинный, официальный, на него должны ссылаться правопримени-тельные органы. 3. Кодификация осуществляется периодически, в зависи-мости от накопления нормативного материала и объективной необходимости. Различают отраслевую и специальную кодификацию. Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства (Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс РК и др.). Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РК, Горный кодекс РК, Лесной кодекс РК и др.). Консолидация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относительности к одному виду деятельности (охрана природы, образование, охрана правопорядка и др.). Особенность консолидации в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации. Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Основным объектом юридической техники является текст правовых актов. При подготовке и принятии юридических предписаний очень важно, чтобы содержание (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было дублирования, неясности, противоречий и двусмысленности.
Цель юридической техники - привести в систему правовой материал, совершенствовать язык правового акта, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно развитость юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества. Можно привести в качестве примера общеизвестную фразу «Казнить нельзя помиловать». В зависимости от положения запятой меняется смысл данного предложения. Так, «Казнить, нельзя помиловать» означает приговор смертной казни. Текст «Казнить нельзя, помиловать» означает совершенно иное - отменить смертную казнь. Юридическая техника и призвана для того, чтобы не было двусмысленности в толковании, чтобы юридический текст был точным, ясным. Поэтому в юридическом тексте важно все, вплоть до запятой. К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, показаний и т.д.). К техническим правилам относят: а) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов; б) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соотвествующих правовых предписаний; в) последовательность в изложении юридической информации; г) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенные части, нумерация разделов, глав, статей, частей, пунктов). Для того, чтобы квалифицированно пользоваться юридической техникой, нужно в полной мере обладать всей суммой юридических знаний.
Правоотношение Правовые отношения в самом общем смысле можно определить как общественные отношения, урегулированные правом.
Правоотношения – следствие, результат действия права как социального и государственного института. В догосударственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку не было права. Это значит, что правоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Все общественные отношения можно разделить на 3 группы: 1) регулируемые правом или правоотношения; 2) не регулируемые правом и, значит не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля. Таким образом, любое правоотношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. В обществе непрерывно действует, пульсирует сложнейшая сеть горизонтальных и вертикальных правоотношений. Люди порой даже не замечают, что являются их участниками – на столько они естественны, привычны, необходимы. Одни из них более или менее постоянны, другие переменны (учеба, работа, семья), третьи возникают и тут же прекращаются (разнообразные мелкие сделки: купля-продажа, пользование транспортом, услугами социально-культурных и хо-зяйственно-бытовых учреждений, участие в гражданском обороте). Ни один человек не может оставаться вне правоотношений, не вступать в них в своей повседневной жизни и деятельности,так как без этого он не мог бы реализовать многие свои права и возможности, удовлетворить интересы, потребности. Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения – одна из центральных проблем правовой науки, теории права. От той или иной трактовки зависит решение многих других юридических вопросов, поскольку правовые отношения – один из главных каналов перевода права на социальную действительность, интересы людей и их объединений. Признаки правоотношений: 1. Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм. Нет нормы права – нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность. 2. Правоотношение – это взаимная связь между субъектами, в результате которой субъекты наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь и есть собственно правоотношение, в рамках которого праву одной стороны соответствует обязанность другой стороны, и наоборот.
3. Правоотношение – это всегда двусторонняя или многосторонняя связь. В большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность. 4. Правоотношение носят волевой характер. Это проявляется двояко. Во-первых, через нормы права отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что правоотношение не может наступить без волеизъявления его участников, по крайне мере одного из них. Необходим волевой акт или действие, дающее начало правоотношению. 5. Правоотношения охраняются и гарантируются государством. 6. Правовые отношения отличаются строгой определенностью сторон, т.е. субъектов и персонификацией их прав и обязанностей. Правоотношение всегда конкретное отношение “кого-то” с “кем-то”. Таким образом, правоотношение – это возникающая на основе права и находящаяся под охраной государства особая правовая связь между участниками, в результате которой между ними возникают взаимные юридические права и обязанности. Виды правовых отношений. Правоотношения бывают различных видов. Так, по отраслевому признаку они делятся на государственные, административные, финансовые, гражданские, семейные и т.д. По функциям права различают регулятивные и охранительные правоотношения. Первые возникают из правомерных действий субъектов, вторые из противоправных, связанных с применением государственного принуждения. По субъектам правоотношения делятся на абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий его реализации. В этом смысле, например, право собственности является абсолютным. В относительных правоотношениях строго определены обе стороны (например, должник – кредитор, продавец– покупатель). Их можно назвать поименно. По характеру обязанностей правоотношения делятся на активные и пассивные. В активных – обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного. В пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения. По количеству субъектов различают простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими и даже неограниченным числом); кратковременные и долго-временные.
Правоотношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Различают общие и специальные (юридические) предпосылки. К общим предпосылкам относятся наличие не менее двух субъектов, наличие интересов, потребностей субъектов правоотношений. Юридические предпосылки – это наличие нормы права, наличие праводееспособности субъектов и наличие юридического факта. Субъекты правоотношений – это участники, или стороны правоотношений, обладающие праводееспособностью. Правоспособность – это признаваемая государством общая возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. У людей правоспособность возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Правоспособность лица никто не может ограничить, и никто не может быть ее лишен. Правоспособность признается априори как безусловная и бесспорная аксиома – нечто само собой разумеющееся. Дееспособность – это способность лица иметь права и обязанности, своими действиями осуществлять их, а также нести ответственность за последствия своих действий. Дееспособность лица зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут их осуществлять. За них выступают их законные представители – родители, опекуны, попечители. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать необходимые гражданские сделки только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей.Однако они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения. Ограничение дееспособности производится судом в случаях признания лица хроническим алкоголиком и наркоманом, а также душевнобольным лицом. Деликтоспособность – способность лица отвечать за правонарушения (деликты). Деликтоспособность наступает с определенного возраста. Например, уголовная ответствен-ность за умышленные преступления наступает с 14 лет. Понятие деликтоспособности в целом входит в понятие дееспособности. Однако такое расчленение необходимо, поскольку способствует более глубокому уяснению этих категорий. Правоспособность и дееспособность вместе взятые называются правосубъектностью (или праводееспособностью). Правосубъектность, в целом, является одной из обязательных юридических предпосылок правоотношений. Правосубъектность – это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями. Структура правоотношения Правоотношение - это сложная правовая связь, состоящая из трех элементов - субъектов, объекта и содержания. 1. Субъекты правоотношений, т.е. лица или стороны, вступающие в правовую связь. 2. Объекты правоотношений - те реальные материальные и нематериальные блага, ради которых возникают правоотношения. 3. Содержание правоотношений т.е. взаимные права и юридические обязанности, которые возникают у субъектов правоотношений. Рассмотрим подробнее элементы правоотношений. 1. Субъекты правоотношений делятся на физические и юридические лица. Физические лиц а – это граждане государства, лица без гражданства и иностранцы. Юридические лица – это учреждения, предприятия, организации. Признаки юридического лица сформулированы в ст.33 Гражданского кодекса РК и выражаются в следующем. Юридическое лицо обладает: - имущественной обособленностью; - способностью от своего имени приобретать соответствую-щие права и нести обязанности; - правом быть истцом и ответчиком в суде; - внутренним единством. - собственным именем, адресом. - способностью отвечать за свои действия собственным имуществам. Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. в имущественных, обязательственных отношениях. Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникают одновременно с момента регистрации в государственном органе и оканчиваются также одновременно с момента ликвидации. К юридическим лицам относятся: государство в целом; государственные органы, учреждения и организации; общественные организации; политические партии; трудовые коллективы; иные хозяйствующие субъекты. 2. Объекты правоотношений – это то, на что направлены действия участников правоотношений. Иными словами, объект – это то, ради чего возникло правоотношение. Объектам правоотношения являются реальные общественные отношения, регулируемые правом. Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом права и правоотношения. Общим объектом (предметом) правового регулирования являются общественные отношения. В зависимости от характера и видов правоотношений их объектами выступают: 1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности). 2. Нематериальные личные блага (права и свободы человека). 3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты. 4. Продукты духовного творчества. 5. Ценные бумаги, официальные документы. 3. Юридическое содержание правоотношений состоит из субъективного права и юридической обязанности. Субъективное право – это гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица, реализация которой зависит от воли и сознания субъекта. Юридическая обязанность – это вид и мера должного или требуемого поведения. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности – юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности называется управомоченным, носитель обязанности – правообязанным. Субъективное право включает в себя следующие элементы: 1) право на собственные действия, или право – поведение. 2) возможность или право требовать от правообязанного лица соответствующего поведения, т.е. право на чужие действия; 3) возможность или право обжаловать действия противостоящей стороны в случае неисполнения им своих обязанностей, т.е. право – притязание; 4) возможность или право пользоваться на основе данного права определенным социальным благом, т.е. право-пользование. Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование. Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права и включает в себя следующие компоненты: 1) необходимость лица совершать определенные действия или воздержаться от них; 2) необходимость правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право. В реальности чаще всего каждая из сторон в правоотношении обладает и субъективными правами и юридическими обязанностями одновременно. Нередко субъективные права и юридические обязанности носят слитный характер, т.е. совпадают. Иными словами, возможность действовать, предоставленная лицу юридическими нормами, является его обязанностью, составляет для него определенную общественную необходимость действовать. Таковы полномочия органов государства и должностных лиц, составляющие одновременно их обязанности и права. Они образуют компетенцию органов государства и должностных лиц. Осуществление прав в отношении граждан, предприятий и организаций составляет обязанность должностного лица по отношению к государству и его нормам. Основанием для наступления правоотношений является юридический факт. Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Эти обстоятельства указываются в гипотезах правовых норм, и, когда они возникают в реальной жизни, это приводит к тому, что у определенных субъектов появляются, изменяются или прекращаются взаимные права и обязанности. Юридические факты бывают правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. По волевому критерию юридические факты делятся на правовые действия и правовые события. Действия – это акты поведения, поступки людей, находящиеся под контролем их сознания. Не все действия являются правовыми. Лишь определенные действия, с которыми норма права связывает наступление юридических последствий, могут быть правовыми. Такие действия могут быть правомерными, т.е. соответствующими правовым предписаниям, и неправовыми, т. е. нарушающие правовые нормы. Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Правовые события – события, которые не зависят от воли и сознания людей, с ними закон связывает определенные юридические последствия. Это в основном природные явления: землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия, истечение определенного срока, достижение установленного законом возраста, естественная смерть человека и др. Нередко для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется множество юридических фактов. Такое сочетание называется юридическим составом. Например, для возникновения правоотношения между студентом и вузом необходим документ об окончании школы, медицинская справка о состоянии здоровья, сдача вступительных экзаменов или собеседования, заключение договора и принятие приказа о зачислении в вуз.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА Реализации права предшествует правотворческая деятельность государства. Правотворчество и правоприменение – это два взаимосвязанных явления. Реализовать правовую норму значит воплотить в жизнь ее предписания, выраженную в ней волю законодателя, создать нужную модель поведения. Формы реализации права: 1. Соблюдение. Это такая форма реализации права, когда участники общественных отношений не допускают нарушения законов и других нормативно-правовых актов. 2. Исполнение. Адресуется участникам правоотношений, которые обязаны выполнить предписания законов, путем выполнения их указаний. 3. При использовании права субъекты реализуют предоставленные им законом права. Использование права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуются многие нормы права, но не все. Существуют жизненные ситуации, когда соблюдения, использования и исполнения оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, зачисление на учебу в ВУЗ, прием на работу, начисление пенсии, выполнение обязанности воинской службы и др. Применение права – это властная организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае, в результате которого выносится индивидуально-правовой акт (акт применения права). Путем применения государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения. Соответственно выделяются две формы применения права: оперативно-исполнительная и правоохранительная. Признаки применения права: 1. Организующая властная деятельность государства и общественных организаций. Она связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство наделяет специальных субъектов властными полномочиями для осуществления такой деятельности. Это государственные органы, должностные лица, общественные организации, трудовые коллективы. Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. 2. Применение права осуществляется в рамках конкретных правовых отношений. 3. Деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. 4. В результате правоприменения выносится индиви-дуальный правовой акт (акт применения права). Существуют следующие стадии применения права: а) установление фактических обстоятельств дела; б) установление юридической основы дела. Сюда относится подбор правовой нормы, проверка его подлинности, толкование нормы права; в) принятие решения по делу. Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу. Акты применения права чрезвычайно разнообразны. Виды актов применения: 1. по субъектам, осуществляющим применение права: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства – Президента РК; в) акты органов управления; г) акты органов правосудия; д) акты органов прокуратуры; е) акты коллегиальные и единоличные; 2. по форме правоприменительной деятельности: а) исполнительные акты; б) правоохранительные акты; 3. по форме внешнего выражения: а) акты-документы – надлежаще оформленное решение конкретного органа, составленное в письменной форме. В основном, акты-документы состоят из четырех составных частей – вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной. б) акты-действия – это действия субъектов правопри-менения, которые обладают властной силой и влекут юридические последствия (устные распоряжения руководителя органа, жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов). 4. по времени: а) акты однократного действия (наложение штрафа); б) длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|