Правонарушение и юридическая ответственность
Правонарушение – это деяние лиц, которые нарушают или не соблюдают правовые требования. Всякое деяние человека квалифицируется как правонару-шение при условии его общественной опасности. Если деяние (действие или бездействие) лица не представляет опасности для общества, то оно не может быть отнесено к числу правонарушений. Понятие общественной опасности деяния включает в себя два момента: наличие вреда и его общественную оценку. Правонарушение – это виновное противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или личности, за которое следует юридическая ответственность. Признаки правонарушения: а) Общественная вредность, опасность – основной объективный признак, определяющая черта правонарушения и его основополагающее объективное основание, ограничивающее правомерное от противоправного. Общественная вредность или опасность правонарушения состоит в том, что оно посягает на важные ценности общества, условия его существования. б) Противоправность – есть юридическое выражение общественной опасности деяния, его вредности для общества. Границы противоправности и меру ответственности за их нарушение устанавливает государство. Любое правонарушение противоправно, но не всякое противоправное деяние является правонарушением. Так, не являются правонарушением противоправные действия малолетних и душевнобольных лиц. в) Виновность – т.е. правонарушение есть результат свободного волеизъявления правонарушителя, есть виновное поведение. Если у индивида нет свободы выбора, если он не способен опознать противоправность своего поведения, то это не правонарушение, а объективно противоправное деяние. Следовательно, лицо не будет привлечено к юридической ответственности.
г) Деяние в форме действия или бездействия. Бездействие является правонарушением в случаях, когда лицо было обязано выполнять юридические требования, но не выполнило их. д) Наказуемость, т.е. возможность применения принудительных мер со стороны государства. В зависимости от степени социальной опасности, вредности, правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Закон устанавливает за преступления наиболее суровые меры наказания. Не является преступлением деяние, имеющее все формальные признаки преступления, но в силу своей малозначительности не представляющее общественной опасности. Проступки – это правонарушения, которые отличаются меньшей степенью социальной вредности и общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательств и юридические последствия. Для определения степени общественной опасности используются следующие критерии: а) значимость общественного отношения, ставшего объектом посягательств; б) размер причиненного ущерба; в) способ, время и место совершения противоправного деяния; г) личность правонарушителя. Проступки классифицируются: 1. Гражданско-правовые нарушения норм права в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений. 2. Административные правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. 3. Дисциплинарные – правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений, организаций.
4. Процессуальные нарушения, посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия (неявка свидетеля в суд). Юридический состав правонарушения – это система признаков правонарушения, необходимых для возложения юридической ответственности. В юридической науке выделяются следующие элементы правонарушения: 1. Субъект правонарушения – лицо, совершившее виновное, противоправное деяние. Субъектом признается лицо, обладающее деликтоспособностью. 2. Объект правонарушения – это то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные 3. Объективная сторона правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния. Элементами объективной стороны являются само деяние, полученный вредный результат, причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредным результатом. Деяние – поведение, находящееся под контролем воли и разума человека и выражающееся в действии или бездействии. Не являются правонарушением деяние человека, совершенные против его воли под влиянием физического принуждения. Противоправность деяния – выражается путем прямых, косвенных запретов и путем разложения в правовой норме положительного правомерного поведения. Вред – неблагоприятные последствия, могут быть имущественного, неимущественного, организационного, личного и иного характера. В объективную сторону также включаются место и время совершения правонарушения. 4. Субъективная сторона правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главной категорией выступают вина, мотив и цель. Выделяют 2 формы вины – умысел и неосторожность. Умысел проявляется в том, что лицо не только осознает противоправность своего деяния и возможность наступления вредных последствий, но и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) возможность наступления этих последствий. Неосторожность делится на преступную небрежность и преступную самонадеянность. При преступной небрежности лицо не отдает себе отчета в противоправности своего деяния, не предвидит его последствий.
При самонадеянности лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его вред и опасный результат, но легкомысленно надеется его предотвратить. Мотив – внутреннее побуждение к правонарушению. Цель – конечный результат, к которому стремится правонарушитель, совершая противоправное деяние. С виной тесно связано понятие казус-факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица. В случае совершения правонарушения возникает юридическая ответственность в виде особого правоотношения между государством и правонарушителям, в результате которой на правонарушителя возлагаются определенные меры принуждения или ограничения. Юридическая ответственность – это необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения в случае совершения правонарушения. Признаки юридической ответственности: а) устанавливается государством в виде правовых предписаний; б) выступает в качестве реализации санкции правовой нормы; в) основана на государственном принуждении; г) возникает только в результате совершения правонару-шений; д) выражается в негативных последствиях для лица, совершившего правонарушение; е) связана с возложением обязанности; ж) реализуется в процессуальной форме; з) применяется компетентными государственными органами. 5. Виды юридической ответственности: а) в зависимости от отрасли, к которой относится юридическая ответственность: – административная – наступает в случае совершения проступка административного характера и выражается в форме взысканий или штрафов; – гражданская – возникает в результате нарушения договорных обязательств; – уголовная – применяется только в результате совершения преступления; – материальная – возникает при нанесении вреда или ущерба каким-либо государственным предприятия, учреждениям, организации. – дисциплинарная – возникает в результате нарушения воинского, трудового, учебного порядка в форме выговоров и замечаний.
б) в зависимости от органов, возлагающих юридическая ответственность; – судом; – государственными органами управления; – другими структурами. Рассмотрим также цель, функции и принципы юридической ответственности. Цель позволяет глубже познать сущность юридической ответственности, показывает те результаты, которые достигаются с помощью данного правового средства. Основной целью юридической ответственности является обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного порядка. Именно ради удовлетворения интересов субъектов права, справедливой упорядоченности социальных связей и устанавливается этот правовой инструмент. Функции юридической ответственности определяют целью и вытекают из нее. - Штрафная функция - карательная реакция государства на правонарушение, выражается в наказании виновного лица, путем причинения ему личных имущественных либо организационных обременении или лишений и созданий неблагоприятных последствий; - Правовосстановительная функция - позволяет взыскать с виновного причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери, обеспечивая интерес управомоченного субъекта; - Воспитательная функция - формирование у субъектов мотивов к правомерному поведению, предупреждение правонарушений. Эти функции содействуют достижению целей юридической ответственности. Принципы юридической ответственности - это главные начала, идеи, положения на которых основывается данный институт. Можно выделить следующие принципы юридической ответственности: а) справедливость - она выражается в соразмерности наказания совершенному правонарушению; в недопущении установления уголовных санкций за проступки; отрицание обратной силы закона, закрепляющего либо усиливающего ответственность; возложение на виновного за одно нарушение лишь одного вида наказания и др. б) законность - юридическая ответственность возлагается на виновное лицо строго по закону и за деяния, предусмотренные законом; в) обоснованность - означает необходимость объективно, всесторонне и аргументировано исследовать обстоятельства дела, установить факт совершения лицом конкретного правонарушения и соответствующую норму права. г) неотвратимость - неизбежность наступления юридической ответственности за правонарушение; действенность, качественность и полнота раскрытия правонарушений; обязательная и эффективная карательная реакция со стороны государства в отношении виновных лиц. е) целесообразность - соответствие наказания целям юридической ответственности, индивидуализации санкций; учет различных обстоятельств совершенного деяния(как смягчающих, так и отягчающих).
Наряду с юридической ответственностью применяются и другие виды государственного принуждения, осуществляемые на основе и в рамках права: меры защиты, меры пресечения, принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера. Еcли юридическая ответственность связана с возложением новой, дополнительной юридической обязанности (например, лишение свободы), то меры защиты — с выполнением «старой» обязанности, той, которая была возложена на данного субъекта. Цель мер защиты — не карать, а лишь восстановить нарушенное право без привлечения нарушителя к ответственности (например, принудительное взыскание алиментов на содержание детей). Меры пресечения (подписка о невыезде, задержание и т. п.), а также иные процессуальные меры, направленные на обеспечение нормального производства по уголовным, административным, гражданским делам (личный досмотр, освидетельствование, принудительные обыски и пр.), в отличие от мер юридической ответственности применяются лишь с целью предупредить правонарушение. Ввиду того, что в данном случае нет правонарушения, не может быть и кары. Не характеризуются карой и принудительно-профилактические меры (например, ограничение свободы передвижения в случае карантина); принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний; принудительные меры медицинского характера, применяемые к душевнобольным нарушителям; реквизиция (принудительное изъятие имущества у собственников, в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости), применяемая в исключительных, экстренных ситуациях (в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер). Однако, существуют обстоятельства когда был нанесен вред для общества, личности, или государства, но при этом лицо не привлекается к юридической ответственности. Это обстоятельства, исключающие противоправность деяния. К ним относятся: 1) невменяемость (когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях); 2) необходимая оборона (имеет место при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно-опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу, если при этом не превышены пределы необходимой обороны, т. е. не было явного несоответствия защиты характеру и степени общественной опасности посягательства); 3) задержание лица, совершившего преступление (имеется в виду необходимость доставить такое лицо органам власти и пресечь возможность совершения им новых преступлений путем причинения ему вреда, если иными средствами задержать его не представлялось возможным и не было допущено превышения необходимых для этого мер); 4) крайняя необходимость (допустима в случаях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости); 5) физическое и психическое принуждение (имеется в виду причинение лицом вреда под принуждением, если вследствие этого оно не могло руководить своими действиями); 6) обоснованный риск (допустим в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам для достижения общественно полезной цели); 7) исполнение приказа или распоряжения (имеется в виду причинение вреда лицом, исполняющим обязательные для него предписания); 8) малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности; 9) казус (случай) и т. д.
Законность и правопорядок Законность – это принцип, метод и режим строгого, неуклонного исполнения и соблюдения норм права всеми участниками общественных отношений. Законность провозглашается и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания. Но вместе с тем законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности субъектов власти и управления, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания. Сама по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин «законосообразность», пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями — законностью и реализацией права (Л. С. Явич). Понятие «режим законности» обозначает определенное состояние соответствия общественных отношений законам и другим подзаконным актам, которое может быть зафиксировано, охвачено одним словом — правомерность. Таким образом, режим законности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения. Суть законности заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении, использовании и применении правовых норм, оно предусматривает прежде всего активное участие в управлении государственными и общественными делами на основе и в рамках закона. Законность тесно связана с государством и обусловлена такими его специфическими характеристиками, как разделение граждан по территориальному признаку и наличие публичной власти. Разделение граждан по государственно-территориальным единицам неизбежно ведет к тому, что их поведение подпадает под правовое регулирование, осуществляемое как центральными, так и местными органами власти. Законность, рассматриваемая в этом аспекте, обозначает иерархию правовых норм (законов и подзаконных актов), известное соответствие и подчинение нормам права, установленным высшими и центральными органами государства. В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. В свою очередь граждане должны исполнять обязанности, возложенные на них правовыми нормами. Законность связана и с государственным суверенитетом. Его законы обладают всеобщей обязательностью. Это значит, что их сила распространяется не только на государственные органы, должностных лиц и граждан, но и на все иные организации и их органы. Право как регулятор общественных отношений выполняет свои функции прежде всего в процессе соблюдения, исполнения, использования и применения юридических норм в общественной практике, поэтому законность существует, пока существует право, является правовым режимом общественных отношений. Для понимания природы законности нужно выяснить ее основные принципы. Принципы законности — это основные идеи, начала, выражающие содержание законности. К ним относятся: 1. Принцип всеобщности. Всеобщность законности заключена в ее обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности. 2. Принцип единства. Единство законности состоит в распространении этого требования на всю территорию данного государства - Республики Казахстан. В.И.Ленин в свое время справедливо отмечал, что законность не может быть калужская или казанская, она должна быть единой для всего государства. Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества — противозаконное явление. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе. 3. Принцип верховенства закона. Верховенство закона является важнейшим свойством законности, связанным с исключительностью закона, означающим иерархию нормативно-правовых актов, что закрепляется в Конституции РК. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Казахстана. Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам — исполнителям норм права (прежде всего закона) занимать позицию «свободного усмотрения», произвольно принимать решение, исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам. 4. Принцип неотвратимости реализации законности. Неотвратимость реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности. Праву должны быть чужды «мертвые» нормы, которые только провозглашаются, но не реализуются. Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация его как социальной ценности, как важнейшего инструмента регуляции общественных отношений. 5. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое «высшими интересами», «требованиями народа», - «моральными соображениями» и т.п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма. Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая также определяется законом. До тех пор, пока изменения не внесены, закон действует, существует. Не зря древние говорили: «Закон суров, но это закон» («Dura lex, sed lex»). В то же время законность предполагает учет целесообразности, пользы в процессе применения права, когда назначается конкретная мера наказания за совершенное правонарушение. Но в любых случаях соображения целесообразности учитываются на основании и в рамках закона. 6. Принцип неразрывной связи законности и культурности. Без культурности не может быть и речи о законности; чем выше уровень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности. Единство права и законности вытекает из свойства права как регулятора общественных отношений. Государство не привносит законность в право, а учитывает природу последнего и обеспечивает реализацию его функций посредством законности. Так как законность связана с реализацией права, то из этого вытекает целый ряд свойств, конкретизирующий сказанное выше. Законность, рассматриваемая как режим государственной и общественной жизни, включает не только требование законосообразного поведения, но и само такое поведение. Только в единстве этих сторон может быть осуществлен режим законности, который неразрывно связан с демократией, является ее выражением. Если право демократично по своему содержанию, то его нормы обеспечивают действие институтов демократии, прежде всего прав и свобод граждан. Реализация законов есть не только правовое, но и политическое требование, поскольку нарушение законности причиняет ущерб общественным интересам. Законность включает равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реализация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способствует активному участию граждан в делах общества и государства, прежде всего в демократической процедуре принятия законов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает заинтересованность людей в исполнении законодательства и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности. Законность как режим государственной и общественной жизни есть единство объективно необходимых требований строгого и неукоснительного практического осуществления законов и иных нормативно-правовых актов, т. е. строжайшей фактической реализации, воплощения в жизнь. С законностью связано другое правовое явление — правовой порядок (правопорядок). Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности. Законность — это идеальное, правопорядок — это сущее. Первое — это требование, второе — практика выполнения этих требований. Цель правового регулирования — правопорядок, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Порядок — это форма упрочения отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они урегулированы многообразными социальными нормами (морали, обычаев, общественных организаций, права и др.). Общественный порядок является сложившейся системой стабильных отношений между членами общества, утвердившейся как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающей идеи социальной справедливости. Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается он в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права. Следовательно, правопорядок — это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права. Это такая же реальность, как всякие фактические отношения, существующие в обществе. Поэтому правопорядок выступает его социальной ценностью. Он находится под защитой закона, поддерживается в качестве господствующего и тем самым «воспроизводится». Правопорядок существует в результате того, что участники юридически регулируемых общественных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, следуют режиму законности. Иными словами, правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. В его сфере находятся все общественные отношения, регулируемые нормами права. Правопорядок — это объективная необходимость и закономерность развития общества, он является правовой формой образа жизни, обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном (образцом) для его членов в выборе ими поведенческих решений. Важная для юридической науки задача — правильно определить соотношение правопорядка и законности. Эти явления нельзя отрывать одно от другого, они тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно, в единстве, в комплексе. Законность — это в большей степени требование государства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в социальную действительность, это господство права в общественных отношениях. Говоря философским языком, законность есть область долженствования. Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Можно сказать, что правопорядок — это законность в действии. Наиболее существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашаться, но и реально проводиться в жизнь. Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок. Деятельность правоохранительных органов тщательно регламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами и методами, которые соответствуют принципам нравственности. Итак, правопорядок — это тот социальный результат, к которому стремятся государство и весь народ, используя разнообразные рычаги и средства. Для существования законности и правопорядка необходима система гарантий и условий их обеспечения. Гарантии — это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности. Под гарантиями понимаются как объективные условия существования общества, так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами. Экономическими (материальными) гарантиями являются прежде всего материальные условия жизни общества, сердцевину которых составляют социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц. Социальные гарантии включают весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности Это профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений, контрольная функция общественности, использование возможностей учета общественного мнения. Например, к социальным гарантиям можно отнести институт понятых в уголовном процессе. Политические гарантии — это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальным разделением властей, наличие правового государства (или хотя бы тенденции к его построению). Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как социальной ценности. Юридические гарантии выступают как система специальных средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений. К специальным юридическим средствам следует отнести прежде всего все нормы права, в которых выражено требование законности. Правовая регламентация общественных отношений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать исходя из интересов целесообразности. Юридическое требование законности состоит в следующем: 1) справедливое наказание за неисполнение норм права; 2) законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны; 3) возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов по реализации функции охраны законности и правопорядка; 4) законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, запрещение использовать их в ущерб другим лицам, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности. Эти способы закреплены в Конституции РК, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию. Правоохранительные органы пресекают нарушения законности, восстанавливают права, устраняют неблагоприятные последствия правонарушений. По действующему законодательству органы дознания, прокурор, следователь, суд обязаны выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры к их устранению. Прокуратура — это специальный орган, на который возложены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах изоляции, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности. Ее деятельность осуществляется в специфических формах: привлечение к уголовной ответственности; поддержание государственного обвинения в суде; разрешение жалоб граждан; выдача ордеров на арест и обыск; принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государственных органов, должностных лиц, учреждений и организаций; проверка состояния законности в учреждениях и организациях; надзор за деятельность органов следствия и дознания; обращение с исками в суд в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Важной гарантией является судебный контроль, так как «третьей властью» является вся система правосудия. Деятельность судебных органов на основе гласности должна создавать условия для укрепления законности и правопорядка. В современных условиях особую важность имеет нормативное закрепление обязанностей Президента РК быть гарантом конституционной законности, используя для этого все дозволенные средства, включая в первую очередь деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактическую работу. Кроме того, важно личное восприятие каждым идей законности и понимания необходимости укрепления правопорядка. Большое значение в современных условиях приобретает комплексная разработка системы мер и государственно-правовых механизмов, призванных защищать конституционные права и законные интересы граждан, предотвращать злоупотребления своими правами со стороны государственных органов, обеспечивать единство правовой системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|