Требования к выполнению контрольной работы
Контрольная работа должна быть сдана строго в указанные сроки в деканат или отправлена по почте с описанием содержимого (квитанцию о почтовом отправлении необходимо сохранить и при необходимости предъявить в деканат). На контрольную работу преподаватель, закрепленный за данным курсом, дает краткую рецензию с указанием недочетов и обнаруженных ошибок, если таковые имеются. Преподаватель оценивает контрольную работу по двухбалльной шкале: «зачтено», «не зачтено». Оценка «зачтено» выставляется за работу, в которой даны полные и правильные ответы на все вопросы, допустимы правильные, но неполные ответы на 30% от всего количества вопросов. Оценка «не зачтено» выставляется за работу, в которой не раскрыты ответы на все вопросы, даны неполные ответы, или нет ответов на некоторые вопросы (31% от всего количества вопросов). В случае неудовлетворительной оценки контрольная работа возвращается студенту для доработки, после чего она должна быть в кратчайшие сроки сдана на повторную проверку. Зачёт двух контрольных работ является допуском к сессии. NB! Студенты, не сдавшие контрольные работы в указанный срок или получившие за них неудовлетворительные оценки, не допускаются к аудиторным занятиям и экзаменационной сессии.
РАЗДЕЛ 3 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 (зимняя сессия) 3.1. Теоретические вопросы
Теоретические вопросы являются обязательными для подготовки к выполнению заданий контрольной работы. 1) Теоретические основы менеджмента. Основные этапы эволюции менеджменты: основные школы управления. Подходы к управлению. 2) Механизмы управления и управленческие технологии. Модели и методы в фармацевтическом менеджменте. 3) Организационное проектирование фармацевтической организации. Архитектоника фармацевтической организации, внутренняя и внешняя среды организации. 4) Основные типы организационных структур. Регламентация деятельности организации. 5) Принятие решений в процессе управления фармацевтической организацией: основные понятия, классификация решений. Процесс принятия управленческих решений. 6) Делегирование полномочий, власти, ответственности. Основные принципы делегирования. 7) Трудовой коллектив фармацевтической организации: общие понятия и характеристики. Функции, принципы и направления кадрового менеджмента в фармацевтической организации. Номенклатура фармацевтических специальностей. 8) Регулирование трудовых отношений внутри фармацевтической организации (трудовой договор, должностная инструкция, трудовая книжка). 9) Организация безопасных условий труда (охрана труда). Адаптация персонала. 10) Мотивация персонала: основные понятия, задачи менеджмента при реализации функции мотивации. Мотивационные теории. 11) Мотивация как динамический процесс, стадии. Управление мотивационным полем фармацевтической организации. 12) Стили управления трудовым коллективом. 13) Управление конфликтами в фармацевтической организации. 14) Организация делопроизводства в фармацевтической организации. Виды документов, их функции, реквизиты. 15) Основы предпринимательской деятельности. Рынок, его признаки, виды. Признаки предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности. Предпринимательские риски.
16) Бизнес-планирование. Структура бизнес-плана, алгоритм его разработки. Порядок организации и регистрации фармацевтической организации. 17) Порядок лицензирования фармацевтической организации. 18) Порядок лицензирования фармацевтической деятельности и деятельности по обороту НС, ПВ и их прекурсоров. 19) Государственный надзор и контроль деятельности фармацевтической организации. Процедура проведения контроля. 20) Документальные источники научной фармацевтической информации. 21) Маркетинговые методы исследования информационных потребностей субъектов фармацевтического рынка 22) Коммуникационная политика в фармации: методические подходы к рекламе и продвижению лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента. 23) Система защиты прав потребителей фармацевтических товаров и услуг.
Список тем и номера заданий для подготовки
Задание №1. 1.1. Определите, вклад каких школ в науку об управлении приведён в таблице.
1.2.
Соотнесите функции управления и принимаемые решения. Для этого укажите, в рамках какой функции управления принимается указанное решение. Решения, принимаемые на уровне фармацевтической организации:
2. Определение цели предприятия
1.3
Определите характеристики методов управления. Для этого укажите, к какому методу управления относится соответствующая характеристика. Характеристики методов управления:
1.4. Разработайте и схематично представьте систему управления аптечным предприятием ГУП «Фармация» с позиций процессного подхода. Информация об организации: Государственное унитарное аптечное предприятие «Фармация» расположено в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода. В аптеке организовано два отдела: готовых лекарственных форм и безрецептурного отпуска. Директор аптеки осуществляет прием работников, их увольнение, а также решает другие вопросы с кадрами, обеспечивая высокое качество трудовой жизни. Поставщиками ЛП являются АО Аптечный склад, ЦВ «Протек», Вита+, ICNPharmaInc. В районе действует 5 аптек и 10 аптечных киосков. У аптечного предприятия имеется расчетный счет, открытый в Банке «Стандарт». Аптечное предприятие обеспечивает ЛП амбулаторных больных. К аптеке прикреплены взрослая поликлиника и детская поликлиника. К другим факторам, оказывающим влияние на деятельность аптечного предприятия, относятся: технология, состояние экономики, нормативная база, государственные органы, политическая обстановка, социально-культурные факторы. Директор аптеки составляет план на год с разбивкой по кварталам и месяцам по основным экономическим показателям аптеки: товарообороту, рецептуре, издержкам, валовой и чистой прибыли. Ежедневно перед началом работы проводятся совещания с заведующими отделами и их заместителями. Установлены дифференцированные премии за перевыполнение плановых показателей. По итогам месяца лучший работник награждается ценным подарком, а по итогам квартала – туристической путевкой. В аптеке проведена аттестация рабочих мест, для каждого рабочего места и конкретного работника утверждены функционально-должностные инстркции. Ежегодно осуществляется подведение итогов работы предприятия, фактические показатели сравниваются с плановыми, ежеквартально представляется отчетность в налоговую инспекцию и другие организации. Ведомственный контроль над деятельностью аптеки осуществляют: комитет фармации (контроль над сохранением гарантированного уровня бесплатной и льготной лекарственной помощи, контроль над фармацевтической, финансовой деятельностью, охраной труда), Росздравнадзор. Вневедомственный контроль: Роспотребнадзор, Роспожнадзор, органы внутренних дел и прокуратуры.
1.5. Разработайте и схематично представьте систему управления аптечным предприятием ГУП «Фармация» с позиции системного подхода. Информация об организации – см. задачу 1.4. Алгоритм выполнения задания: 1) Определите внутреннюю среду фирмы (подсистемы соответствуют отделам, организованным в аптеке). 2) Определите внешнюю среду. 3) Определите содержание «входа» в систему и «выхода» системы. 1.6 Разработайте и схематично представьте систему управления аптечным предприятием ГУП «Фармация» с позиций ситуационного подхода. Информация об организации – см.задачу 1.4. Алгоритм выполнения задачи: 1) Охарактеризуйте внутренние ситуационные переменные: цели, структура организации (работа с людьми, основная деятельность, работа с информацией), технология (в широком смысле слова использование конкретной технологии является средством преобразования вводимых ресурсов, поступающих на «входе», в результаты, получаемые на «выходе»), люди (поведение отдельных людей, поведение людей в группах, поведение руководителя и его влияние на отдельного человека и группы). 2) Определите внешние ситуационные переменные прямого и косвенного воздействия. 3) Перечислите вводимые ресурсы и результаты деятельности. Подумайте, что ещё может быть результатом деятельности, помимо известных результатов. Задание №2 2.1 Принято считать, что американская модель менеджмента характеризуется ярко выраженным индивидуализмом при принятии менеджерами решении, организации контроля, взятии ответственности, разработке системы оплаты труда. Для многих американских менеджеров свойствен подход к человеку как к рабочей силе. Материальный интерес, жесткая конкуренция, победа сильного над слабым - главные движущие силы в погоне за прибылью. Традиционные взаимоотношения американского менеджера (М) и подчиненного (П) можно выразить графически следующим образом М àП Такие отношения являются авторитарными. Здесь менеджер подавляет своего подчиненного властью, навязывает ему жесткий стиль взаимоотношений - однонаправленный. Однако среди современных американских менеджеров (прежде всего молодых) все более популярными становятся новые взаимоотношения в коллективе. В данном случае менеджер выступает больше в роли коллеги подчиненного. Он предпочитает деловые, человеческие отношения с сотрудниками. Вопросы 1. Какие из взаимоотношений (традиционные или новые) более эффективны в деловых кругах? 2. Не снижается в глазах подчиненных авторитет менеджера при использовании им новых взаимоотношений? 3. Как совместить требовательность к подчиненному и добрые с ним отношения? 4. В чем особенность взаимоотношений между руководителями и подчиненными в России? 2.2. В последние годы в мировой практике менеджмента (в российской, в частности) особое внимание уделяется совершенствованию организационных структур управления предприятием. Это, естественно, поскольку имеет большое значение при организации менеджмента. Как известно, имеются различные типы организационных структур управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизиональная, матричная, множественная. Линейная структура включает два блока: один занят производством, другой - репликацией товара. В ее рамках определяются права и обязанности всех участников. Она используется в небольших фирмах с однородной и несложной технологией. Управление осуществляется по схеме: начальник (директор) управляющий производством мастер производства исполнители (рабочие). Линейно-штабная структура образуется путем создания специализированных служб (штабов) при каждом линейном руководителе. Например, при управляющем по производству создаются службы (штабы): снабжения, сборки, упаковки, транспортировки и т. д. Функциональная структура представляет собой модификацию линейно-штабной структуры. Разница заключается в том, что персонал штабов функциональной структуры наделен не совещательно-исполнительными правами, а правом руководства и принятия ответственных решений. Дивизионная структура строится не по функциональному признаку, а по продуктам, рынкам или по группам обслуживаемых потребителей. Каждое подразделение рассматривается как «центр реализации», «центр прибыли», «центр инвестиций». Администрации фирмы подчиняются только общие отделы (финансовый, юридический и др.). Матричная структура состоит из постоянных управленческих групп (центральная служба фирмы, службы функциональных менеджеров) и формирующихся групп конкретных новых продуктов или проектов. Она используется фирмами, продукция которых имеет относительно короткий жизненный цикл и часто меняется. Для решения проблемы в такие группы из функциональных отделов направляются сотрудники и необходимые ресурсы. После решения задач сотрудники возвращаются в свои отделы. Множественная структура использует одновременно различные организационные структуры управления. Это делается в крупных и многопрофильных фирмах. Вопросы 1. Какая организационная структура, по вашему мнению, является наиболее современной и эффективной? 2. Какие организационные структуры больше подходят к современным экономическим условиям работы в России? 3. Если бы были назначены главным менеджером, в какую-либо фирму, какое организационное построение вы бы предпочли и почему?
Задание №3 3.1. Проанализируйте ситуации 1 и 2. Дайте свою оценку принятым управленческим решениям, ответив на вопрос: каким требованиям не удовлетворяет принятое решение? Назовите свои варианты наиболее оптимальных решений. Ситуация 1. По материалам проверки соблюдения правил хранения медикаментов в отделениях прикрепленной больницы директор аптеки принял решение объявить старшей мед. сестре выговор за допущенные нарушения в хранении наркотических ЛП в приемном отделении, а также за неправильное ведение учета движения ЛП в терапевтическом отделении. Ситуация 2. Фармацевт аптеки, обслуживающей население, не отпустила Валидол больному, мотивируя свой отказ отсутствием разменной монеты в кассе, обвинив его в желании оплатить дешевый препарат крупной купюрой. В результате больной написал жалобу в "Книгу жалоб и предложений" аптеки. Дежурный администратор принял решение доставить лекарство больному на дом. 3.2. Проанализируйте ситуации 1, 2; 3 и дайте ответ, какие неблагоприятные последствия могут вызвать принятые решения. Ситуация 1. Директор аптеки принял решение уничтожить пришедшие в негодность лекарственные средства, выбросив их в мусорный контейнер. Ситуация 2. Директор аптеки перевел провизора-аналитика на должность провизора по информационной работе вопреки его желанию. Ситуация 3. Директор аптеки приобрел дорогостоящую аппаратуру, без учета объема работы аптеки. В результате большую часть времени она простаивает. 3.3. Проанализируйте ситуации 1 и 2. Пользуясь классификацией управленческих решений, определите, какой вид организационно-управленческого решения в данном случае использован и почему? Ситуация 1. При поступлении товара в аптеку и последующей его приемке по количеству единиц и весу нетто, обнаружена недостача 50 флаконов Валокордина. По распоряжению директора аптеки была создана комиссия в составе 3 человек, которой был составлен "Акт о выявленном расхождении в количестве и качестве при приемке товара". Ситуация 2. Директором аптеки определена проблемная ситуация, состоящая в том, что приготовление экстемпоральной рецептуры и внутриаптечной заготовки является убыточным из-за высоких затрат на производство и низких цен на получаемую продукцию. Задание №4 4.1. Завершите заполнение таблицы, вписав в правый столбик понятия, противоположные по смыслу расположенным слева, используемые для характеристики организационной деятельности (по примеру первой строки).
4.2 Завершите заполнение таблицы, вписав в правый столбик название каждого принципа управления, используемого при формировании организации, соответствующее его содержанию (по примеру правой строки).
4.3 Дополните следующую схему основных правил делегирования, распределив обязанности руководителя и подчинённого: 1) координировать свою деятельность со своими коллегами и заботится об обмене информацией 2) распределить сферы ответственности 3) повышать квалификацию для того, чтобы отвечать предъявленным требованиям 4) координировать выполнение поручение задач 5) самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения под свою ответственность 6) стимулировать и контролировать подчинённых 7) подобрать нужных сотрудников 8) осуществлять контроль рабочего процессов и результатов 9) давать оценку своим сотрудникам (прежде всего, хвалить, но и конструктивно критиковать) 10) пресекать попытки обратного или последующего делегирования 11) своевременно и подробно информировать руководителя Задание №5 5.1 Разработайте программу развития вновь принятых сотрудников на 5 лет (процесс адаптации, этапы деловой карьеры, процессы повышения квалификации, программы обучения), пользуясь материалами учебника.
5.2 Пользуясь требованиями, установленными ТК РФ, ответьте на вопросы ситуационной задачи (расследование несчастного случая). Во время стерилизации растворов для инъекций в аптеке МО произошел несчастный случай: при открытии стерилизатора парового (автоклава) взорвались стеклянные флаконы и осколками стекла была поранена санитарка аптеки, которой руководитель аптеки, в связи с болезнью провизора, поручила провести стерилизацию растворов для инъекций. Вопросы: 1) На ком из должностных лиц лежит ответственность за состояние охраны труда? 2) Как осуществляется расследование несчастных случаев на производстве? 3) Кто имеет право заниматься стерилизацией изготовленных лекарств? Как это оформляется? 4) Каковы должны быть действия руководителя в данной ситуации? Как это оформляется? 5) Кто из должностных лиц и в какой мере будет привлечен к ответственности в данной ситуации? 6) Может ли данная ситуация считаться нарушением лицензионных требований?
Задание №6 Часть 1. Используя ТЕСТ «Мотивация к успеху» проведите оценку мотивированности к успеху Ваших коллег. Для этого группа студентов предварительно делится на пары. Каждый член пары оценивает своего партнера. Инструкция. Вам предлагается 41 утверждение.Каждое из них подтвердите ответом «да» в случае согласия или«нет», если вы его не разделяете. 1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, то его лучшесделать быстрее, чем отложить на определенное время. 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу полностьювыполнить задание. 3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту. 4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаюрешение одним из последних. 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой. 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. 7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. 8. Я более доброжелателен, чем другие. 9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха. 11. Усердие – это не основная моя черта. 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. 13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят. 14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала. 15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком. 16. Препятствия делают мои решения более твердыми. 17. У меня легко вызвать честолюбие. 18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно. 19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других. 20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. 21. Нужно полагаться только на самого себя. 22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги. 23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю. 24. Я менее честолюбив, чем многие другие. 25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу. 26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие. 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать. 28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. 29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чемдругим. 30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делатьэто как можно лучше. 31. Мои друзья иногда считают меня ленивым. 32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег. 33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя. 34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять. 35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив. 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения. 37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большиерезультаты, чем работа других. 38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца. 39. Я завидую людям, которые не загружены работой. 40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению. 41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, то для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер. Подведение итогов Используя ключ, подсчитайте количество баллов. Вы получаетепо 1 баллу за ответ «да» на вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17,21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41 и за ответ «нет» на вопросы: 6,13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов. Оцените свой результат. 1—10 баллов. Низкая мотивация к успеху. 12—15 баллов. Средний уровень мотивации. 17—20 баллов. Умеренно высокий уровень мотивации. Свыше 21 балла. Слишком высокий уровень мотивации к успеху. Часть 2 Используя ТЕСТ «Формирование положительной групповой мотивации» проведите оценку групповой мотивированности Ваших коллег.Для этого группа студентов предварительно делится на 4 группы. Каждая группа выбирает себе 1 группу для проведения тестирования. Таким образом, формируются две пары групп. Каждая пара тестирует друг друга. Тест составлен по типу семантического дифференциала. Он может применяться как для индивидуального пользования, так и дляколлективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации.Возле каждого пункта опросника имеется шкала оценок в баллахот 1 до 7. В левой части теста представлены положительные факторы, характеризующие групповую мотивацию. В правой части егопредставлены факторы, отрицательно характеризующие групповуюмотивацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|