ГЛАВА 2. Проблемы развития малого бизнеса в России.
В настоящее время у малого бизнеса существует не мало проблем. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат. Еще одна проблема — кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике. Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется по сути строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более. Было выявлено, что главным источником финансирования предприятий малого бизнеса служит его собственная прибыль. Одна треть предпринимателей используют для этого личные накопления, и лишь 16% пользуются полученными в банке кредитами. Кредитуя малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение кредита. Самое неприятное состоит в том, что небольшие предприятия, которые продолжительное время обслуживаются в данном банке, имеют не больше привилегий, чем новые клиенты.
Осуществление сотрудничества с одним банком позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса сократить издержки на управление банковскими счетами, снизить риски утечки информации о бизнесе. Помимо того, в данном случае предприятия надеются на получение определенных льгот, хотя, как правило, такие льготы они не получают. Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, — запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры. Другая проблема развития малого бизнеса в России — взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим. Особенно неудовлетворительно поставлена в стране правовая защита малых предпринимателей. Неблагополучно в малом предпринимательстве и с конкурентной ситуацией. Как свидетельствуют исследования, главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки служат региональные и муниципальные власти. Остается еще много проблем, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса в стране. Главная из них — покупка и аренда помещений и земли, как для производственной деятельности, так и под офисы. Следует отметить, что за последние два года время, затрачиваемое предпринимателями на покупку помещений и земли, возросло почти в 10 раз. Помимо того что недвижимость становится все дороже, ее приобретение или аренда усложняются, что служит благодатной почвой для коррупции чиновников.
ГЛАВА 3. Развитие малого предпринимательства на примере МО СП «Тамахтайское»
В Республике Бурятия проводился мониторинг малого предпринимательства в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2006 г. № 204 «Об утверждении порядка проведения мониторинга малого предпринимательства в Республике Бурятия».
Таб. 1. Мониторинг малого предпринимательства.
По состоянию на 1 января 2010 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, УФНС России по РБ, органов местного самоуправления в Республике Бурятия было зарегистрировано 7075 малых предприятий (с 2008 г. - с микропредприятиями) (далее - МП) и 3010 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (далее - ИП). В субъектах малого предпринимательства (далее - СМП), по оценке, на постоянной основе было занято около 137,4 тыс. человек, что составляет 33% от общей численности занятых в экономике республики. Количество зарегистрированных МП на конец 2009 года возросло по сравнению с 2008 годом на 1328 или на 23,1 %. Соответственно, увеличилось количество МП на 1 тысячу жителей в республике с 6,0 до 7,3. Значение этого показателя в среднем по Российской Федерации на конец 2009 года составило 11,3.[1] В Заиграевском районе по состоянию на 01.10.2011 года малыми и средними предприятиями произведено продукции, выполнено работ, услуг собственными силами на сумму 403,3 млн. руб., к программе – 104,7%, к аналогичному периоду 2010 года – 140,3%.
Структура производства на малых и средних предприятиях представлена в таблице 2.
Таблица 2. Структура производства на малых и средних предприятиях
За 9 месяцев 2011 года было открыто 11 объектов торговли (2 киоска, 9 магазинов), торговой площадью – 477,6 кв.м., обеспеченность - 0,24 кв. м на 1 жителя, при нормативе – 0,2 кв.м.; За 9 месяцев 2011 года реализация продукции предприятиями общественного питания составила 57,1 млн. руб., к программе – 104,4%, к соответствующему периоду 2010 года – 121,6%.[2] В Заиграевском районе добились следующих результатов при развитии малого предпринимательства: -отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг – 4872,02 млн. руб. в 2020 г, -численность занятых в сфере малого предпринимательства 7500 чел., -численность малых предприятий – 300 ед. Планируется развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всей территории района: · Обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к производственным, кредитным, инвестиционным ресурсам и источникам информации. · Формирование финансовых технологий для поддержки развития приоритетных направлений малого предпринимательства.[3] На территории МО СП «Тамахтайское» действуют предприятия малого бизнеса: · 2009г. - 9 предприятий (7 магазинов, 2 лесозаготовительных) · 2010 г. – 11 предприятий (7 магазинов, 1 парикмахерская, 3 лесозаготовительных) · 2011 г. – 9 предприятий (6 магазинов, 3 лесозаготовительных)[4] Эти предприятия условно можно разделить на две группы: предприятия, работающие в социальной сфере (магазины и парикмахерская) и предприятия лесной промышленности (лесозаготовители и переработка леса). Анализируя данные 2009-2011 гг., можно сделать вывод, что количество магазинов за данный период сократилось с 7 в 2009, 2010 гг. до 6 в 2011 г. В 2010 году открылась в поселении парикмахерская, но проработав один год, была закрыта. Число предприятий, занимающихся лесозаготовкой и переработкой леса, увеличилось с двух в 2009 г. до трех в 2010 г. и осталось на этом уровне в 2011 г.
Исследуя среднесписочную численность людей, занятых на этих производствах, выяснили, что в 2009 году занято людей больше (24 человека), а в 2010-2011 гг. численность уменьшилась (18 человек). Среднемесячная заработная плата работников незначительно увеличилась, но на много ниже средней заработной платы в республике Бурятия. Проведен социологический опрос с целью выяснения основных направлений поддержки малого бизнеса. Большинство респондентов ответило, что необходимыми направлениями поддержки малого бизнеса являются: уменьшение налогов, предоставление льгот при кредитовании, понижение цен на технологическое оборудование
Основываясь на результатах исследования, можно заключить, что система малого предпринимательства в МО СП «Тамахтайское» развита слабо, требует изменений. По сравнению с данными по Заиграескому району, предприниматели в МО СП «Тамахтайское» освоили 2 направления: лесозаготовку и переработку древесины и частично социальную сферу (магазины), где добились неплохих результатов. Остальные сферы малого бизнеса оказались невостребованными, что ведет к уменьшению экономических показателей поселения и ухудшению социального положения наших жителей. Для развития малого бизнеса в поселении, можно предложить следующие меры: Прежде всего, ни у кого не вызывает сомнения, что следует разработать законодательную базу упрощения процедуры кредитования малого бизнеса. Необходимо также на уровне района внедрить программу информационной поддержки предпринимателей. Нормы, предусматривающие предоставление предпринимателям мер поддержки или льгот, должны быть нормами прямого действия, т.е. их получение не должно зависеть от субъективного решения какого-либо уполномоченного органа или должностного лица. Необходима поддержка новых инвестиционных проектов, которые отбираются на четких и прозрачных основаниях, предпочтительно на конкурентной основе (конкурсы). Следовательно система поддержки малого предпринимательства нуждается в значительных изменениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес фактически является основой стабильности общества, и его поддержка нуждается в принятии действенных мер. Государство отдает отчет в том, что малому бизнесу необходимы условия для создания устойчивой экономики, что также необходимо и для безопасной и стабильной работы крупного бизнеса.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Государственная поддержка малого предпринимательства не означает, что государство создает "тепличные условия" этому сектору экономики или участнику рынка. Целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту и развитию малого предпринимательства. Развитие государственных и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса должно идти по пути обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования. Необходимость государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей обусловлена отсутствием у них возможности на равных конкурировать с другими субъектами хозяйствования (например, коммерческими организациями) по таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным инвестициям, приобретение новых технологий и нового технологического оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т.д. Для минимизации действия этих факторов на развитие индивидуального предпринимательства и стимулирования его развития государство проводит целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования. Основными формами финансовой поддержки являются: субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; бюджетные кредиты, займы, ссуды; государственные и муниципальные гарантии. Однако на сегодняшний день приоритетным направлением финансовой поддержки предпринимателей является предоставление поручительств или гарантий по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями в коммерческих банках. Кроме того, субъектам индивидуального предпринимательства осуществляется государственная поддержка через ФФПМП путем предоставления льготных кредитов (займов), в том числе через систему лизинга, компенсацию процентной ставки по предоставляемым кредитам, микрофинансирование. Что касается поселения МО СП «Таматайское», то к настоящему времени в прселении создана действует структура развития частного сектора экономики, которая нуждается в дальнейшем развитии. Подводя некоторый итог исследованиям малого бизнеса в поселении МО СП «Тамахтайское». В одних регионах проблемы его развития связаны главным образом с бюрократическим произволом. В других регионах основным барьером для выхода на рынок становится острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития бизнеса вообще и малого в частности наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса. Остается еще много проблем, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса в стране. Главная из них — покупка и аренда помещений и земли, как для производственной деятельности, так и под офисы. В государственных программах по поддержке малого бизнеса отсутствуют механизмы денежно-кредитной налоговой, политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Правительству необходимо всерьез задуматься над разработкой этих механизмов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|