Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему.




Мировая экономическая система включает в себя взаимосвязанные национальные экономики с аналогичными или различающимися экономическим, политическим и идеологическим порядками.

В этой связи возникает проблема взаимоотношений мировой экономиче­ской системы и национальной экономики той или иной страны.

Здесь следует выделить главный аспект этой проблемы: устанав­ливает ли мировая система по отношению к той или иной стране «режим наибольшего благоприятствования» или, наоборот, стремит­ся не допустить или затруднить вхождение этой страны в замкну­тые экономические и политические группировки.

Это актуально в условиях доминирования стран и группировок, обла­дающих экономической мощью, диктующих свои условия, на ко­торых та или иная страна может претендовать на приемлемую для себя форму интеграции в мировую экономическую систему.

Одним из важнейших критериев «приемлемости» является соот­ветствие экономического, политического и идеологического поряд­ков в стране, желающей интегрироваться в какую-либо экономиче­скую группировку, характеру этих порядков, сложившихся в данной группировке.

Другой не менее важной предпосылкой получения «режима наи­большего благоприятствования» является заинтересованность доминирующей экономической группировки в приеме страны и в ка­честве кого в эту группировку.

Таким образом, интеграция национальной экономики в миро­вую экономическую систему, то есть в ее доминирующие группиров­ки, может быть осуществлена в случае сходства экономического и политического порядков и заинтересованности этих группировок в приеме интегрирующейся страны на определенных условиях.

Экономическая интеграция — многоэтапный процесс.

Обычно она начинается соглашением между странами, которые предостав­ляют друг другу льготы. Постепенно степень интеграции растет по мере перехода от одного уровня к другому.

Первым уровнем интеграции является зона свободной торговли.

В этом типе соглашения все государства-участники устраняют та­рифы на экспорт продуктов друг друга, и в то же время каждое государство сохраняет независимость в выборе торговой политики по отношению к другим государствам. Не существует общей тор­говой политики в отношении стран, не входящих в зону свободной торговли.

Вторым уровнем интеграции является таможенный союз, в рам­ках которого все пошлины между странами, входящими в него, ликвидируются и союз принимает общую внешнюю торговую по­литику относительно других стран. Таможенный союз, заключая договоры со странами, не входящими в союз, действует как единое целое.

Третьим уровнем интеграции является общий рынок, в рамках которого ликвидируются все тарифы, барьеры для перемещения факторов производства, вырабатывается общая внешняя торговая политика по отношению к странам, не являющимся членами обще­го рынка.

Четвертым уровнем интеграции является экономический союз, включающий в себя все принципы общего рынка, но дополняю­щий эти принципы объединением экономических институтов, рег­ламентирующих деятельность всех стран-участниц, а также пред­полагающий координацию их экономической политики.

Пятым уровнем интеграции является экономический и валют­ный союз. В рамках такого союза в дополнение к правилам, дей­ствующим в экономическом союзе, вводится необходимость ис­пользования единой валюты (например, «евро» в странах ЕС).

Выбор страной того или иного уровня интеграции зависит от складывающейся в стране и мировой экономической системе ситу­ации. Вместе с тем принятие решения об уровне интеграции свя­зано с анализом возникающих при этом проблем, специфичных для каждой страны.

57. Формы экономической интеграции Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья

ЭКОНОМ. ИНТЕГРАЦИЯ – взаимодействие и взаимоприспособление нац. хоз-в разных стран, ведущая к их постепенному экон. слиянию. Интеграция открывает возможности для вхождения в мировую рын. сист. вследствие развития принципов свободной торговли, создания рыночной инфроструктуры.

Обычно она начинается соглашением м/у странами, которые предоставляют друг другу льготы. Постепенно степень интеграции растет по мере перехода от одного уровня к др.

1. зона свободной торговли (1958-1968 гг)

2. таможенный союз (1968-1986 гг.)

Было положено начало интеграции в валютно-финансовой сфере.

3. общий рынок (1986-1990)

4. экономический союз (1991г)

1991г. – РБ, РФ и Украина (затем Таджикистан, Туркменистан, Армения, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия)– создание СНГ.

5. экономический и валютный союз (1991 г - 2002 гг)

1993 – Договор о создании Экономического союза

Апрель 1994г. – подписание соглашения о создании зоны свободной торговли

6. Полная интеграция

 

Стратегические цели интеграции стран СНГ:

максимальное использование м/н разделения труда:

-специализация и кооперирование пр-в для обесп. устойч-го соц.-эк. развития;

- повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества.

1991 г- Согл. о созд. СНГ (Россия, Бел., укр..)

1995 г -Согл. о Таможенном союзе между Бел. и Рос.

1996г. – Договор об образовании Союза Беларуси и России

1997г. – договор об образовании Союзного гос-ва

1999 г - Дог. о созд. Союзного гос. Бел. и Рос.

2000г. – Договор об учреждении Евразийского эк-ого сообщества (ЕврАзЭс) – РБ, Казахстан, Кыргызстан, РФ, Таджикистан, Узбекистан. К дог. присоединился Узбекистан (2006 г.), в кач. наблюдателей – Укр. и Молдова (2002 г), Армения (2003)

2003г. – соглашение о создании ЕЭП на террит. Б., Рос., Казахстана и Укр..

2008 г - Дог. о созд. единой таможенной территории и формировании Таможенного союза

Расширяются интеграционные связи РБ с ЕС.

Интеграция РБ в систему мирохоз-ых связей будет способствовать её вступлению в ВТО, но не любой ценой, а с учётом интересов НЭ.

Это позволит развивать отношения с др.странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать нац. интересы в торгово-эк. отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.

Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках СНГ.

Важным фактором изменения экономического положения Беларуси явилось расширение связей и развитие интеграции с Россией и другими партнерами по СНГ.

С рядом зарубежных стран Республика Беларусь подписала соглашения о содействии (поощрении) и взаимной защите инвестиций.

Государственная политика РБ в области внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономике, сфере предпринимательской деятельности.

Государственную внешнеэкономическую политику в Республике осуществляет Министерство внешних экономических связей. Кроме того, при Администрации Президента РБ создается специальный комитет по контролю над внешнеторговыми сделками.

Большая часть внешнеторгового оборота (около 70 %) приходится на долю стран СНГ. Главный торговый партнер Беларуси — Россия.

Германия является вторым после России торговым партнером Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США.

В Азии Беларусь придает особое значение развитию сотрудничества с Китаем, Индией, Ираном, а также Венесуэлой и Сирией.

Отношения с этими государствами не только характеризуется ростом товарооборота и реализацией совместных проектов в торгово-экономической, научно-технической и других областях, но и высоким уровнем политических связей - проведением визитов глав государств, руководителей министерств и ведомств, оказанием взаимной поддержки в международных организациях, общностью взглядов со многими из них по большинству международных проблем, а также готовностью и желанием правительств этих стран к развитию отношений с Беларусью.

Особое место занимает для Беларуси Китай, который является главным торговым партнером из стран дальнего зарубежья. Беларусь положительно оценивает отношения с Китаем в политической, экономической, финансовой сферах. С участием китайских компаний и финансовых ресурсов в Беларуси выполняется ряд крупных проектов, в том числе строятся новые цементные заводы, модернизируется ТЭЦ. Белорусское Правительство уже выстроило под этот кредит более ста крупных проектов.

На современном этапе ни одна страна не в состоянии достигнуть высокого уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой научно-технический потенциал.

Расширение внешнеэкономических связей Беларуси является одной из узловых проблем стабилизации и развития национальной экономики на современном этапе.

РБ стремится установить дружественные взаимовыгодные отношения со всеми странами. В Азии Беларусь придает особое значение развитию сотрудничества с Китаем, Индией, Ираном, Вьетнамом. Отношения с этими государствами не только характеризуется ростом товарооборота и реализацией совместных проектов в торгово-эк, научно-технич. и др. областях, но и высоким ур. политических связей - проведением визитов глав государств, руководителей министерств и ведомств, оказанием взаимной поддержки в межд. орг-ях, общностью взглядов со многими из них по большинству межд.проблем, а также готовностью правительств этих стран к развитию отношений с Б.

 

58. Понятие экономической безопасности.

Указом През. РБ от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции нац. безопасности РБ. В концепц. рассмотрены осн. тенденции совр. мира и нац. интересы Бел., состояние и угрозы её безопасности, цели, зад. и сист. обеспечения безопасности. Сост. частями нац. безопасности явл. политическая, эконом., научно-технологическая, соц., демографическая, информац., военная и экологич. безопасность.

В конц. под эконом. безопасностью пон-ся сост. эк-ки, при кот. гарантированно обеспечивается защищённость нац. интересов страны от внутренних и внешних угроз. Она затрагивает все стороны жизни гос. и общества. Сущ. тесная взаимосвязь ЭБ с сист. нац. гос. интересов кот. заключаются в укреплении независимости и суверенитета РБ, обеспечение нерушимости её границ и территориальной целостности, созд. усл. для полноценного духовного и физ. разв. граждан, сохр. духовного и культурного наследия, укреплении традиц. ценностей бел. народа.

Экономическая безопасность — состояние НЭ, которое позволяет обеспечить её устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.

Подобные обстоятельства могут возникнуть в результате:

- обост­рения межгосударственных отношений;

- возникновения военных конфликтов и террористических актов;

- дестабилизации внутрипо­литической ситуации, усиления социальной напряженности, рез­ких изменений демографической ситуации;

- усиления дискрими­национного влияния тех или иных доминирующих экон. группировок и обострения конкурент­ной борьбы как вне, так и внутри страны;

- истощения жизненно важных ресурсов;

- возникновения стихийных бедствий и эколог. катастроф в стране и за рубежом и т. п.

Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финан­совая система, АПК, производствен­ная и соц. инфраструктуры, регионы, население и тру­довые ресурсы и др.

Субъектами эк-кой безопасности является госу­дарство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как госуд., так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане.

Экон. безопасность может быть достигнута тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, соц-эк и экологической ситуаций не превышают предела, грозящего утратой нац. сувере­нитета, существенным ослаблением экон. мощи, значительным снижением уровня и качества жизни нации либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Эк-кую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвяз.уровней: международного, нац-го, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.

Эк-кая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:

Производственная: определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учётом эффективных внешнеэкономических связей. Основные угрозы: износ, физич. и моральное старение ОФ; высокая энерго- и материалоемкость производства, зависимость от внешних поставок сырья; наличие устаревших технологий; высокий уровень монополизации в произв. сфере. Для повышения произв. безопас-ти необходимы: повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; переход на инновационный путь развития эк-ки; ускоренное развитие сферы услуг.

Финансовая: охватывает все секторы Э: государство, нефинанс.предприятия, фин. организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деят-сть. Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется через реализацию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а также через политику в области валютного регулирования, которые в совокупности определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики. Устойчивость финн. сист. зависит от ур. дефицита бюджета, стабильности цен, банковской сист. и нац. валюты, нормализации фин. потоков и расчётных отн., золотовалютных запасов, разв. фин. рынка и рынка ценных бумаг, размеров внешнего и внутреннего долга, дефицита платёжного баланса, обеспечения фин. усл. для активизации инвестиционной деятельности. Консолидированный бюджет в 2010г. был исполнен с дефицитом 4,2 трлн.руб. (2,6% к ВВП), а республиканский с дефицитом 4 трлн.руб. (2,4% к ВВП). Гос.внутренний долг на 1.01.2011 = 9267,9 млрд.руб. (5,7% от ВВП), гос.основной внешний долг на 1.01.2011 = 9687,2 млн.$ (17,8% от ВВП). Прирост индекса потребительских цен = 104%.

Продовольственная: характеризует состояние продовольственного рынка и в целом Э стран или группы интегрированных стран(ЕС, СНГ), а также мир. рынка продовольствия. Эксперты прод. и сельскохоз. орг. ООН (ФАО) оценивают сост. междунар. продов. безопасности по двум показат.: объёмам переходящих до след. урожая мир. зерновых запасов и уровню мир. пр-ва зерна в ср. на душу нас.. Для обесп. продов. безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохоз. продукции и продовольствии покрывались в осн. за счёт собств. пр-ва. Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001 — 2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара. Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 1.448 молочнотоварных ферм, 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно. Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10 процентов.

Энергетическая: это наличие энергии в том или ином количестве и того качества, которые необходимы при определённых экономических условиях. Наша страна слабо обесп. собств. топливно-энергетическими ресурсами (до 15% общего объёма потребления). Отрицат. момент энергобез-ти РБ – то, что на долю прир.газа приход-ся около 60% валового потребления топливно-энерг.ресурсов. Потенциальные внутр.угрозы – превышающий крит. ур-нь износа ОФ п/п; недостаточно надежная инфрастр-ра; высокая энергоёмкость отеч.произв-ва. Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006 — 2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ–3, Гродненской ТЭЦ–2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини–ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива. Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно–печного топлива с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет 4,5 процента от валового потребления топливно–энергетических ресурсов за пятилетие.

Инфраструктурная: обеспечение устойчивого развития Э и благоприятных условий жизнедеятельности населения.Подразделяется на производственную (включает отрасли, обслуживающие произв-во: все виды транспорта, связь, электро-, газо- и водоснабжение) и социальную (торговля, ЖКХ, здравоохранение и образование, п/п бытового обслуживания). Для РБ приоритетное значение имеют транспорт и связь.

Инновационная: основные показатели развития научной деят-ти – доля затрат на исследования и разработки в ВВП (наукоемкость ВВП). Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины. Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличился в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза..

Внешнеэкономическая: должна гарантировать сохранение эк-го суверенитета страны, рост конкурентоспособности НЭ и защиту интересов белорусских производителей с учётов изменения мировых экономических процессов.. Экономика Республики Беларусь в значительной мере зависит от условий и результатов внешней торговли. По данным платежного баланса, внешнеторговый оборот товаров и услуг за 2011 г. составил 94978,9 млн. долл. и увеличился по сравнению с 2010 г. на 41,2 %. Экспорт товаров и услуг составил 46670,4(85,4% ВВП) млн. долл. и вырос на 56,2%. Импорт товаров и услуг увеличился на 29,3% и сложился в размере 48308,5 млн. долл.(88,4 ВВП). Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами сформировалось в размере 1 638,1 млн. долларов (3 % ВВП). За 2010 год дефицит составлял 7 454,6 млн. долларов (13,5 % ВВП). Оборот внешней торговли товарами составил 86 535,4 млн. долларов и вырос на 44,5 %. Из него 48 330,5 млн. долларов (55,9 % внешнеторгового оборота) пришлось на страны СНГ, в том числе на Российскую Федерацию – 39 329 млн. долларов (45,4 %); на страны вне СНГ – 38 204,9 млн. долларов (44,1 %), в том числе на страны Европейского Союза (далее ЕС) – 23 767,3 млн. долларов (27,5 %).Сальдо внешней торговли товарами за 2011 г. сформировалось отрицательным в размере минус 3716,4 млн. долл. и было вызвано дефицитом внешней торговли товарами со странами СНГ (7 854,9 млн. долларов). Со странами вне СНГ положительный торговый баланс составил 4 138,5 млн. долларов.

Экспорт товаров составил 41 409,5 млн. долларов (75,8 % ВВП), что в 1,6 раза больше, чем за 2010 год. 2011 год характеризовался изменением условий поставок нефти и нефтепродуктов (беспошлинно внутри Таможенного союза). Экспорт энергетических товаров составил 14 078 млн. долларов, что в 2,1 раза больше, чем за 2010 год. Физические объемы поставок энергоносителей за рубеж выросли в 1,5 раза, в то время как средние цены на них – на 35,8 %.

Экспорт остальных товаров (без учета энергетических) сложился в размере 27 331,5 млн. долларов и вырос на 47,3 %. При этом наблюдалось увеличение как физических объемов поставок данных товаров (на 20,7 %), так и средних цен (на 17,8 %). Основными видами экспортируемых Республикой Беларусь товаров являлись: нефть и нефтепродукты, экспорт которых составил 13 857 млн. долларов (34,4 % экспорта товаров), а также калийные удобрения – 3 351,4 млн. долларов (8,3 %).

Товары белорусского производства поставлялись на рынки 156 государств. В Российскую Федерацию продано 34 % общего объема экспорта Республики Беларусь, из которых 37,8 % составили поставки транспортных средств, машин и оборудования, 23,7 % – сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В страны ЕС поставлено 39 % общего экспорта товаров, при этом доля минеральных продуктов в экспорте в эти страны составила 69 %.

За экспорт товаров поступило валютной выручки на сумму 41 003,5 млн. долл. (рост в 1,6 раза).

Импорт товаров составил 45 125,9 млн. долларов (82,6 % ВВП) и вырос на 30,9 %. Импорт энергетических товаров сложился на уровне 18 628,5 млн. долларов и по сравнению с 2010 годом увеличился в 1,6 раза. При этом физический объем импортируемых энергоносителей увеличился на 35,7 %, средние цены – на 14,6 %. Импорт остальных товаров (без учета энергетических) составил 26 497,4 млн. долл, что на 17,8 % больше, чем за 2010 год. Физические объемы поставок данной группы товаров выросли на 5,2 % и средние цены – на 12,6 %. Ведущие позиции в поставках товаров из-за границы занимали нефть сырая, природный газ, легковые автомобили и нефтепродукты. Нефти было импортировано на сумму 9 387,5 млн. долларов (20,5 % импорта товаров), сжиженного и природного газа – 5 434,4 млн. долл (доля 11,9 %), нефтепродуктов – 3 487,4 млн. долл (доля 7,6 %) и легковых автомобилей – 2 636,2 млн. долл (доля 5,8 %). Импорт товаров осуществлялся из 188 стран. Основным поставщиком товаров оставалась Российская Федерация, доля которой в импорте товаров составила 54,5 %. Из России поставлялись главным образом минеральные продукты (66,8 % импорта из России) и недрагоценные металлы (11,5 %). Доля импорта товаров из стран ЕС составила 19 %. Из этих стран осуществлялись в основном поставки машин и оборудования (33,4 % импорта из стран ЕС), продукции химической промышленности (13,9 %) и сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (11,6 %). Оплата импорта товаров составила 41 414,5 млн. долларов (рост на 29,9 %).

Демографическая безопасность - стабилизация рождаемости и её повышение в перспективе до уровня, обеспечивающий нормальный режим воспроизводства насел., улучшение соц-эк условий жизнедеятельности семей.

Для обеспечения информационной безопасности необходимы эффективное испол. нац информ ресурсов, защита безопасности информ-ых систем и сетей связей.

Социальная: повышение мат.благосостояния граждан, обеспечение соц.защиты и соблюдение соц.гарантий.

Экологическая: отражает состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможных вредных воздействий, ЧС.

Оборонная: создание необходимых условий для обеспечения эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны в случае применения против нее вооруженной силы.

Система ЭБ хар-ся совокупностью критериев и показателей, которые опр. угрозы устойчивому разв. и пороговые значения функционирования НЭ.

Внешние угрозы, обусловленные:

- геополитич положе­нием страны (агрессия, военно-полит. конфликты, терроризм.)

- низким ур. эк-кой мощи и конкурентными позициями на мир. рынке

- вступлением в ВТО (утраты конку­р-ых преимуществ в стратегически важных отраслях)

- нерациональной эк-кой политикой го­сударства в отношении конкурентных преимуществ, сни­жающей ур. конкурентоспособности страны

Внутренние угрозы, обусловленные:

- нерациональной отрасле­вой и региональной структурой ВВП

- эк-ой экспансией доминирующих экономик и военно-политических союзов

- импортной интервенцией на внутр рынки стратегически важных тов. и услуг

- нерациональной эк-кой политикой государства в отношении соц. сферы, вызы­вающей высокий уровень бедности, социальной напряжен­ности в обществе

- недо­статочным объемом стратегических резервов.

Показатели и индикаторы эк-кой безопасности - наиболее значимые параметры, характеризующие состояние эк-кой системы страны, её устойчивость и мобильность. Для оценки реального сост. ЭБ важное знач. имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые знач. (предельные величины, несоблюдение кот. способствует дестабилизации НЭ, обострению соц. и полит. сит.)

Важнейшие индикаторы экономической безопасности Республики Беларусь

Наименование индикаторов Единица измерения Пороговое значение Годы
       
отчет оценка прогноз
Уровень малообеспеченности процентов не более 10 5,4 6–5 7,5–6,5* 6–5
Уровень регистрируемой безработицы по отношению к активной части населения » не более 8 0,9 0,7** 1,2–1,5 1,5–2
Внутренние затраты на научные исследования и разработки процентов к ВВП не менее 1 0,64 0,61 1,2–1,4 2,5–2,9
Удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции процентов не менее 20 10,9 11,0 12–13 20–21
Доля инвестиций в основной капитал процентов к ВВП не менее 25 31,6 33,3**   37,5
Коэффициент обновления основных средств процентов не менее 5 4,6 4,7   7,5
Сальдо внешней торговли, включая услуги (по методологии платежного баланса) процентов к ВВП не менее –5 –11,3 –13,6** –8,9 – –9,0 0,5–0,6
Рентабельность продаж в организациях промышленности процентов не менее 10 6,7 6,8** 8–9 14–15
Внутренний государственный долг*** » не более 25 16,2 17,5   21,5
Платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета » не более 20 1,8 1,3 1,4 3,3
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к валютной выручке*** процентов не более 10 3,5 2,6 7,2 8,4
Уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта » не более 10 1,2 2,7 3,9 7,1
Доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива месяцев не менее 3 2,4 1,7 1,9 3,0
Доля импорта продовольственных товаров в объеме их розничного товарооборота процентов не менее 30 20,3 20,5 22,2 28–30

59. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере.

Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства.

Под обеспечением национальной безопасности понимается деятельность государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также отдельных граждан по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Обеспечение национальной безопасности включает:

-определение жизненно важных интересов личности, общества и гос-ва

- выявление факторов, создающих угрозу нац. безопасности;

- формирование системы противодействия негативным факторам и

возникающим угрозам.

Для реализации системы жизненно важных интересов РБ решающее значение имеют достижение сбалансированности интересов граждан и государства, а также поддержка обществом проводимой руководством страны внутренней и внешней экономической политики.

Во внутренней политике социально-экономические интересы заключаются в обеспечении стабильного и эффективного социально-экономического развития, роста национального богат­ства и повышения благосостояния населения, совершенствова­нии производственного и научно-технического потенциалов.

Внешние социально-экономические интересы РБ как небольшой страны с открытой экономикой состо­ят в максимализации использования выгод от глобализации и международного разделения труда, повышении конкурентоспо­собности национальной экономики.

Система обеспечения экономической безопасности представ­ляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономиче­ских интересов государства, которые осуществляют согласо­ванную деятельность в соответствии с Конституцией РБ и действующим законодательством.

Под угрозой национальной безопасности понимаются действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Жизненно важные интересы РБ в экономической сфере:

1. Осуществление преобразований в экономике, ориентированных на повышение ее эффективности, достижение требуемой динамики роста объемов производства, уровня и качества жизни населения.

2. Многоукладность национальной экономики и эволюционное развитие отношений собственности.

3. Поддержание устойчивого баланса между государственным регулированием и свободой экономических отношений.

Расширение свобод для субъектов экономических отношений всех форм собственности, развитие конкуренции на внутреннем рынке. Стимулирование отечественных товаропроизводителей.

4. Сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и системы собственного научно-технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции.

5. Повышение инвестиционной и инновационной активности, привлечение иностранных партнеров на основе выгодных для них и

государства механизмов ввоза и вывоза продукции, имущества и финансовых средств.

6. Обеспечение положительной динамики чистого экспорта и оптимальных размеров внешнего и внутреннего долга.

Доступ к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно или неэффективно в республике.

7. Защита внутреннего рынка и отечественного производства от недобросовестной конкуренции.

8. Стабилизация финансово-кредитной системы. Снижение бюджетного дефицита до оптимального уровня.

9. Устойчивое функционирование банковской системы, повышение регулирующей роли банков в экономическом развитии.

10. Совершенствование товарных рынков на основе новых информационных технологий, способствующих предупреждению кризисов.

11. Обеспечение оптимального сочетания государственной поддержки и экономической самостоятельности в развитии с/х производства, создание эффективной системы землепользования.

12. Гармоничное развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами, направленное на совершенствование рыночных механизмов, обмен информацией и технологиями, способствующий экономическому развитию.

13. Совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики.

60. Функции государственных органов Республики Беларусь в системе обеспечения безопасности.

Реализация системы эк-кой безопасности требует четкой организационной структуры и распределения функций и полномочий различных органов вертикали и горизонтали го­сударственной власти.

Президент РБ: осуществляет общее руководство системой обеспечения нац. без­опасности. Реализует свои полномочия в этой сфере через Совет безо­пасности РБ и Совет Министров РБ.

Президент РБ обязан:

- формировать Совет безопасности РБ и руководить его деятельностью;

- определять стратегии внутренней и внешней безопаснос­ти, меры по обеспечению соц-политич. и эк-кой стабильности в обществе;

- организовывать деятельность по защите суверенитета РБ, ее нац. безопасности, территориальной целостности;

- контролировать и координировать деят-сть гос.органов по обеспечению безоп-ти;

- издавать декреты, указы и распоряжения, имеющие обя­зательную силу на всей территории РБ; - обес­печивать их исполнение.

Национальное собрание РБ: разработка системы правового регулирова­ния отношений в сфере безопасности, принятие соответствую­щих законов.

Совет Министров РБ:

- руководит систе­мой подчиненных ему органов гос. управления и др. органов исполнительной власти по обеспечению безо­пасности РБ;

- разрабатывает основные направ­ления внутренней и внешней политики;

- организует и контро­лирует подготовку и исполнение мероприятий по обеспечению эк безопасности министерствами, комитетами, иными подведомственными ему органами управления.

Совет безопасности РБ:

координирует деятельность всех субъектов страны по обеспечению нац-ой, в том числе эк-кой безопас­ности. Председате­лем которого является Президент.

Осуществляет под­готовку решений Президента в сфере на­циональной безопасности и отвечает перед ним за организацию деятельности по защите жизненно важных нац. интересов страны от внешних и внутренних угроз.

Межведомственная комиссия по безопасности в эк-кой сфере:

создана при Совете безопасности Указом Президента.

Важнейшими ее задачами являются:

- определение жизненно важных интересов РБ в экономической сфере,

- выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам.

Комиссия дает заключения по проектам республиканских научно-технических, соц-эк и других целевых программ, а также осуществляет по поручению Президент и Совета безопасности экспертизу про­ектов решений гос. органов и иных организаций и части, касающейся обеспечения эк безопасности.

Правительство РБ: В его структурах сосредоточен значительный объем работ по экономической безопасности.

Министерство экономики: головная структура, которая осуществляет координа­цию работы министерств и других республиканских органов управления по вопросам внутренней и внешней экономической политики.

Министерством сель­ского хозяйства и продовольствия РБ:

определяются стратегия и регулирова­ние деятельности продовольственной безопасности, которая во многом зависит от развития АПК.

Министерство промышленности, Государственный военно-промышленный комитет: решают вопросы производственной безопасности.

+сюда относят государственные отраслевые концерны, объединяющие предприятия отдельных отраслей промышленности («Белгоспищепром», «Белнефтехим», «Беллегпром», «Белбиофарм», «Беллесбумпром»).

Министерство энергетики и департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандар­тизации:

занимается вопросами энергетической безопасности.

Ми­нистерство транспорта и коммуникаций (департамент по авиа­ции, департамент «Белавтодор», Белорусская железная доро­га), Министерство связи и информатизации, а также Министер­ство архитектуры и строительства: об

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...