Формирование «вертикали» государственного воздействия.
Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде. В соответствии с Конституцией РБ Правительство (Совет Министров) обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области науки, здравоохранения, соцобеспечения и оплаты труда. В состав Совета Министров входят: Премьер-Министр, его заместитель, Глава Администрации Президента и другие председатели. Система госуправления РБ построена по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств (архитектуры и строительства; внутренних дел; ЖКХ; здравоохранения; Иностранных дел; Культуры; образования; промышленности и т.д), 5 госкомитетов (таможенный; пограничных войск; по авиации; по науке и технологии; КГБ), 8 комитетов при Совете Министров РБ (по материальным резервам; по земельным ресурсам, геодезии и картографии; по делам религии и национальностей; по архивам и делопроизводству) и 7 госорганизаций, подчиненных Правительсву РБ (Белгостпищепром; Белнефтехим; Беллегпром; Белбиофарм, Беллесбумпром, Белкоопсоюз; Бел. Железная дорога).
Министерство – республиканский орган госуправления, проводящий политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли и координирует деятельность в этой отрасли других республиканских органов госуправления РБ. В структуре министерств по решению Президента РБ могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства.
Из республиканских органов управления эк-кой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и соц. защиты, финансов, статистики и анализа.
Комитет при Совете Министров РБ – республиканский орган госуправления, реализующий функцию госрегулирования в конкретной сфере деятельности. Важная роль принадлежит территориальным органам министерств, экономическим органам облисполкомов и Мингориспокома, райиспокомов, горисполкомов и местных администраций. Структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих реализацию на своей территории госполитики в отдельных отраслях, подчиняются, помимо исполкомов, соответствующим республиканским органам госуправления. Также создаются сельсоветы. Необходимо отметить, что сложившаяся система госуправления эк-кой в РБ еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления.
Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию. 44. Прогнозирование, планирование, программирование как формы государственного регулирования экономики.
Национальным собранием РБ в 1998 принят закон «О госпрогнозировании и программах социально-экономического развития РБ», который определяет систему цели и задачи, общий порядок разработки госпрогнозов и программ социально-экон-го развития страны. Главная цель — достижения устойчивого эк-кого роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа. Государственное прогнозирование соц.-эк. развития – деятельность гос. органов по разработке прогнозов и программ соц.-эк-кого развития на долгоср., среднеср. и краткоср. перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах соц.-эк-кого развития РБ на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система гос. прогнозов соц.-эк. развития РБ включает: • на долгоср. перспективу — «Национальную стратегию устойчивого соц.-эк. развития РБ на 15 лет» и «Основные направления соц.-эк. развития РБ на 10 лет»; • среднеср. перспективу — «Программу соц.-эк. развития РБ на 5 лет»; • краткоср. перспективу — годовой прогноз соц.-эк. развития РБ. Прогнозы и программы соц.-эк. развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития эк. и соц. сфер, научно-инновационной и инвестиц. деятельности, внешнеэкономических связей, динамики пр-ва и потребления, уровня и качества жизни, экологич. обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся соц.-эк., демографич. и экологич. ситуации, научно-технич. и пр-ного потенциалов РБ, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республ., по народно-хоз. комплексам и отраслям эк-ки, по админ.-территор. единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, эк-ких и др. факторов. Разработка гос. прогнозов и программ соц-эк. развития РБ проводится Советом Министров РБ.
Планирование — не инородная, а органичная часть целостной системы управления. Планирование должно рассматриваться как интегрирующая деятельность, объединяющая экономику, социологию, экологию, демографию, статистику и др. дисциплины, как наука управления, формирующая специфическую теорию, технологию и институциональные структуры, обеспечивающие необходимое воздействие на объекты гос. регулирования эк-ки.
Индикативное планирование сочетает в себе рыночный механизм саморегулирования, учитывающий действие объективных законов рынка, и регулирующее воздействие гос-ва на соц.-эк-кие процессы. Функции индикативного планирования: 1) информационная — планами и прогнозами гос-во информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной эк-кой политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы; 2) стабилизационная — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними; 3) согласительная —позволяет правительству и негос. субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам эк-кой политики в ходе взаимных консультаций и согласований. Разработанные в РБ «Комплексная программа научно-технического прогресса», «Основные направления соц.-эк-кого развития страны на долгосрочную перспективу», «Программа соц.-эк-ого развития РБ на 2010—2015 годы», а также ежегодно составляемые прогнозы соц.-эк-ого развития страны — пример междисциплинарного сотрудничества и научной обоснованности используемых методологических и методических подходов к прогнозированию и планированию соц.-эк-ких процессов, разработке эк-кой политики и стратегии государства.
Программирование – составная часть плана соц.-экон-ого развития. Прогнозы и программы соц-экон-ого развития разрабатываются Советом Министров РБ исходя из анализа сложившейся соц-экон-кой, экологической ситуации, научно-технической, производственного потенциала РБ, внешних условий, состояния природных ресурсов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.
В соотв. с Законом «О гос. прогнозировании и программах соц.-эк. развития РБ» к осн. документам на долгосрочную перспективу относятся:«Нац. стратегия устойчивого соц.-эк. развития РБ» и «Осн. направления соц.-эк. развития страны», на среднеср. перспективу — «Программа соц.-эк-кого развития РБ». Национальная стратегия устойчивого соц.-эк. развития РБ на период до 2020 года (НСУР-2020 ) – гл. внимание уделяется особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению повестки дня на 21в., гармонизации соц., эк. и экологич. развития в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — эк-ка». Основная цель — динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития экономики и соц. сферы, сохранения окруж. среды для нынешнего и будущих поколений. Основные положения и параметры НСУР-2020 используются при разработке «Осн. направлений соц.-эк. развития РБ на 2006—2015 годы», «Программы соц.-эк. развития РБ на 5-летний период», а также ежегодных прогнозов соц.-эк. развития страны. Основные направления соц.-эк. развития РБ на 2006 — 2015гг конкретизируют, особенно на ближайшее пятилетие, цели и задачи, направления и приоритеты развития, предусмотренные в НСУР-2020. Гл. цели — оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого эк-кого развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его соц. защищенности до уровня эк-ки развитых государств. Достижение этих целей связано с ускорением и улучшением качественных параметров развития всего народнохозяйственного комплекса страны. В ежегодных прогнозах соц.-эк. развития РБ содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе эк-ки, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают осн. методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.
Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы. Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:
· развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования; · радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств; · стимулирование предпринимательства и деловой инициативы; · рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; · развитие импортозамещающих производств; · устойчивое развитие регионов; · строительство качественного и доступного жилья; · повышение эффективности агропромышленного комплекса. Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг. Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других. На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства. Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%. Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%. В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники. Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок. Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%. Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза. Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления. В предстоящем пятилетии продолжится реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Усилится их роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|