Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутреннее устройство храма




Храмы разделяются на три части: притвор, средняя часть храма и алтарь.

1. Престол 8. Амвон

2. Жертвенник 9. Клиросы

3. Горнее место 10. Солея

4. Диаковик 11. Храм

5. Царские врата 12. Притвор

6. Южные двери 13. Колокольня

7. Северные двери 14. Паперти

 

Войдя во храм, мы попадаем в притвор. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т. е. люди, готовящиеся ко св. Крещению. Здесь мы можем купить свечи, подать прошение о своих близких, живущих и усопших.

Далее мы переходим в среднюю часть храма, которая предназначается для молитвы верных, т. е. лиц, уже принявших крещение. Главные места этой части - солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея - возвышенная часть храма перед иконостасом, для того чтобы богослужение было лучше видно для богомольцев.

Амвон - полукруглая часть солеи против Царских Врат. С нее читаются ектеньи, Евангелие и произносятся проповеди.

Клиросы - конечные боковые места солеи, где помещаются чтец и певцы (если нет хоров над притвором).

Иконостасом называется стена, отделяющая церковь от алтаря и обставленная иконами. В иконостасе три двери, ведущие в алтарь. Средние двери называются Царскими, а боковые - Северными и Южными. На Царских Вратах икона Благовещения и четырех Евангелистов. На боковых дверях - икона Архангела или одного из архидиаконов. По сторонам Царских Врат справа - образ Спасителя и храмового праздника, а слева - Божьей Матери и особо чтимого святого. Сверху Царских Врат - икона Тайной Вечери, а по сторонам - иконы двунадесятых праздников.

Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначенную для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь символизирует небо, жилище самого Господа. Главные предметы в алтаре: св. Престол, Жертвенник и Горнее место.

Святым Престолом называется стол, находящийся в алтаре против Царских врат. Он символизирует трон Господа, на котором Он таинственно присутствует во время богослужения. В престол влагаются частицы св. мощей. На престоле находятся: Дароносица (Дарохранительница), Напрестольный Крест, Антиминс и Напрестольное Евангелие.

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове.

I. Главный (летний) храм

1. Престол главного алтаря (Рождества Богородицы)

2. Жертвенник главного алтаря

3. Горнее место

4. Престол и жертвенник бокового придела (Преп. Кирилла Белоезерского)

5. Иконостас

6. Царские Врата

7. Икона Спасителя (Спас Нерукотворный)

8. Икона Божией Матери (Владимирская)

9. Храмовая икона (Рождества Богородицы)

10. Солея и амвон

11. Аналой с праздничной иконой

12. Клиросы для хоров

II. Трапезный (теплый) храм

13. Престол и жертвенник бокового придела (преп. Сергия Радонежского)

14. Престол и жертвенник бокового придела (свят. Николая)

15. Иконостасы

16. Солея

17. Чтимая икона (Тихвинская)

18. Могила Куликовских героев— преподобномучеников Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби)

19. Канун (панихидный столик)

20. Свечной ящик

III. Колокольня (разрушена в 1929 г.)

21. Притвор

22. Паперть (крыльцо)

1. Антиминс - плат со св. мощами, с изображением положения Иисуса Христа во гроб и четырех Евангелистов. На него ставятся св. Дары по внесении в Царские Врата. Без антиминса нельзя служить литургию.

2. Дарохранительница - в виде миниатюрной церкви, в которой хранятся запасные дары для причащения больных. 3. Крест и Евангелие полагаются на Престоле с целью показать, что он служит троном самого Господа нашего Иисуса Христа.

Св. Жертвенником называется другой стол в алтаре, на котором приготовляется вещество для Святых Даров.

Горним местом называется пространство между престолом и восточной частью алтаря. Иногда здесь устраивается возвышение или кафедра для епископа: места для священников идут полукругом от кафедры.

Литургия

Божественная Литургия (в переводе с греческого - общее дело) представляет собой вечное повторение великого подвига любви, проявившегося в принесении Христа себя в жертву за наши грехи. Таким образом, во время Божественной Литургии мы вспоминаем историю земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, совместно творим молитвы - благодарственные, просительные, прославляем Господа нашего, Иисуса Христа, и, наконец, получаем возможность через причастие св. Тайн иметь тесное общение со Христом. Литургия является главным христианским богослужением.

Божественная Литургия делится на три главных части:

1. Проскомидию, когда совершается приготовление вещества для Таинства из хлеба и вина.

2. Литургию оглашенных, когда верующие приготовляются к участию в Таинстве.

3. Литургию верных, когда Божией благодатью состоится Таинство превращения хлеба и вина во св. Тело и св. Кровь Христову и причащения ими верных.

Проскомидия

Для совершения проскомидии требуется вино и пять квасных хлебцев, называемых просфорами, что значит "приношение", так как в древности просфоры приносились в храм самими верующими.

Просфоры сделаны из двух частей, означающих двуестество Христа, Божественное и человеческое.

Проскомидия вкратце содержит в себе элементы земной жизни Господа Иисуса Христа.

В начале проскомидии священник берет просфоры, обозначая Деву Марию, и кладет их в сосудохранительницу или в "святая святых" - в ознаменование введения Ее во храм. Затем берет просфоры и переносит их на жертвенник, продолжая как бы повествование о ее жизни, вплоть до прибытия совместно со св. Иосифом в Вифлеемский вертеп, место рождения Спасителя.

Вслед за этим из просфоры с именем Иисуса Христа вырезается "кубообразный" - представляющий Христа - Агнец Божий и кладется на дискос (плоское круглое блюдо на подставке). Это обозначает Рождество Христово и положение в ясли. Затем священник крестообразно надрезает Агнца, провозглашая: "Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий вземляй (который взял на себя) грех мира" - и прокалывает одну из сторон "копи-ем", а в чашу наливает вино, смешанное с водой (проливается св. Кровь после прободения копьем воина).

Из второй просфоры вынимается треугольная частица в честь Божьей Матери и кладется с правой стороны Агнца.

Из третьей вынимаются 9 частиц в честь всех святых и кладутся с левой стороны.

Из четвертой - частицы за здравие живых.

Из пятой - за поминовение мертвых. Частицы из последних двух просфор кладутся под Агнцем.

Таким образом, Господа окружает вся Церковь, небесная и земная.

Молящиеся могут подавать свои просфоры, из которых священник вынимает частицы, поминая живых и мертвых.

Затем священник ставит сверху звездицу (крестообразную пирамиду) и кладет сверху дискоса и чаши покров (означающий погребальные пелены). После этого священник кадит Св. Агнца и частицы и молится о принятии св. Даров.

Тем временем в храме чтец читает "часы". Краткое содержание:

В 3-м часе вспоминаются добровольные страдания Христа до Голгофы и сошествие св. Духа на св. Апостолов.

В 6-м часе - осуждение Господа, шествие под тяжестью креста и пригвождение ко кресту.

В 9-м часе - предсмертные страдания Господа и смерть его. Одновременно вспоминается Рождество Христа, пришедшего на страдания для спасения людей.

Литургия оглашенных

В конце проскомидии священник тайно воспевает Бога словами: "Слава в вышних Богу... ", что означает славу, воспетую ангелами при рождении Спасителя.

В начальном возгласе "Благословенно Царство" священник выражает хвалу Богу за то, что Он нас привел к истинной вере. Последующая мирная ектенья (прошение к Богу), сопровождаемая молитвой священника означает, что Литургия - не только воспоминание Христовых страданий, но и забота св. Церкви о прощении наших грехов. Вместе с этим молящимся напоминается о благодеяниях Бога к людям в Старом Завете и о воплощении Сына Божия, которое было предсказано пророками. Особенно это подчеркивается в гимне "Единородный сыне... ".

Следующие за этим заповеди блаженства напоминают нам проповедь Иисуса Христа о главных качествах христианина.

Открытие царских врат во время пения заповедей блаженства означает, что Царство небесное открыто верующим. Вслед за этим, выход священника с Евангелием изображает выход Спасителя на проповедь о Царствие Божием. Свеча, которую несут перед св. Евангелием символизирует Иоанна Предтечу. Верующие, смотря на св. Евангелие, преклоняют головы и восклицают "Приидите поклонимся и припадем ко Христу... ".

Последующее пение "Трисвятой песни" подготавливает молящихся к покаянию. Дальнейшее чтение Апостола и св. Евангелия излагает жизнь и учение Иисуса Христа, необходимое для спасения души. Каждение между чтением Апостола и св. Евангелия обозначает духовное обновление после проповеди Христа и апостолов.

В сугубой ектенье перечисляются наши просьбы к Господу. В ектенье и молитвах об оглашенных св. Церковь приглашает верующих помолиться за некрещеных и напоминает, что крещеные из-за грехов могут тоже потерять благодать Божию. Обращение к некрещеным и неверным покинуть церковь является знаком, что настало время для совершения св. Таинств.

Литургия верных

Торжественным перенесением св. Даров с жертвенника на св. Престол с пением "Херувимской песни " Церковь подготовляется к Таинственной бескровной жертве. "Великий Вход " представляет собой второе явление Сына Божия - для принятия за нас страданий и крестной смерти. После входа и ектений: "Исполним молитву нашу Господеви... " присутствующие в храме приглашаются выразить свою взаимную любовь друг к другу, а затем и общую веру. Со всей церковью повторяем мы "Символ веры" - основы нашей Веры.

Когда по возгласу: "Двери, двери... "- открывается завеса Царских Врат - тихим колыханием платка над св. Дарами творится видимый образ невидимого веяния св. Духа.

По возгласу: "Вонмем, святое возношение в мире приносити " - мы благоговейно приготовляемся к духовной встрече с Богом.

Начиная совершение св. Таинства, священник призывает всех возблагодарить Господа и во время "Достойно и праведно есть, поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу... "молится, перечисляя благодати Божий...

Затем священник произносит слова Самого Иисуса Христа: "Примите, ядите, сие есть Тело мое... ", указывая на хлеб, затем, указывая на вино: "Пиите от нея вей сия есть кровь моя... " и, поднимая св. Дары, возглашает приношение Господу: "Твоя от Твоих, Тебе приносяще... " После этого - "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш ". Во время последующих молитв священника, по нашей вере, Святой Дух невидимо нисходит и освящает св. Дары, т. е. хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христову.

За освящением Даров и благодарственными молитвами поется хвалебная песнь Богородице "Достойно есть... " Из последующих молитв, когда поминаются несчастные, обездоленные и все люди, познаем мы глубину любви матери нашей Церкви. После возгласа священника "И даждь нам едиными усты славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое" - обращаемся мы словами молитвы Господней - "Отче Наш" - к Богу.

И вот открываются Царские врата, является чаша Спасения со святыми Дарами - как Воскресение Христа. Со словами "со страхом Божиим и верою приступите " мы, редко подходящие ко св. Причастию, невольно думаем о том, как далеки мы от чистоты древних христиан, причащавшихся за каждой литургией... При последнем явлении св. Даров, как при Вознесении Господа, вспоминаем его обещание таинственно быть с нами всегда.

С чувством любви и благодарности ко Спасителю нашему выходим мы из храма, стараясь распространять эту любовь на наших близких, на окружающих нас людей, делая им добро, ради страдавшего за нас и спасающего нас Иисуса Христа.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Славяне - самая большая семья родственных народов в Европе. Их численность - свыше 300 миллионов человек. Со времен эпохи Великого переселения народов славяне расселились на огромных просторах - от Балтийского моря до Средиземного, от Эльбы до Тихого океана. Когда славяне жили вместе между реками Вислой и Днепром и продвигались к Дунаю, на Балканы, они говорили на одном языке, понятном для всех древних славян. Поэтому они называли себя "словени", т. е. владеющие словом, речью, понятными всем. Древнее название славян сохранилось до сих пор в именах славянских народов, живущих на Дунае - словаков и словенов. Но по мере расслоения, славяне все больше отдалялись друг от друга по языку и культуре.

Так, словени в Словении, за Дунаем, ближе по языку и культуре соседним славянским народам - сербам, хорватам, черногорцам, македонцам и болгарам на Балканах. Их называют южными славянами.

Словаки относятся к западным славянам и являются ближайшими родственниками чехов, поляков и лужицких сербов - славянского народа, живущего в Восточной Германии.

Третья ветвь славянских народов - восточные славяне - самая большая и расселившаяся как в Европе, так и в Азии. Это русские, украинцы и белорусы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...